дело № 2-3313/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июля 2013 года г. Щелково
Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Разумовской Н.Г.,
при секретаре судебного заседания Скариной К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаева ФИО5 к Министерству Обороны РФ о признании права пользования жилым помещением на основании договора социального найма, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Щелковский городской суд Московской с иском к Министерству обороны РФ о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и признании права собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации, указав в его обоснование, что он с мая 2010 года является нанимателем спорного жилого помещения - однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Указанное спорное жилое помещение было предоставлено истцу по месту прохождения военной службы, решением жилищной комиссии в/ч № от 25.01.2010 года, как «служебное». Решением жилищной комиссии в/ч № истец был исключен из списков нуждающихся в жилье, как получивший квартиру для постоянного проживания.
Монинской КЭЧ района с истцом 18.05.2010 года был заключении договор найма служебного помещения за № №, на основании которого истец вселился в спорное жилое помещение и зарегистрировался по месту жительства.
Спорное жилое помещение является собственностью ответчика – Министерства Обороны РФ.
Просит суд признать за истцом право пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма, а также признать право собственности на указанную квартиру в порядке приватизации.
Истец Николаев Е.Н. в судебное заседание не явился, извещен, его представитель по доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям изложенным в исковом заявлении, просила суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика - Министерства Обороны РФ своего представителя в судебное заседание не направил.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 14 декабря 1999 года № 229-06 указал, «…суды, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, не должны ограничиваться лишь формальными подтверждениями целевого назначения данного жилого помещения и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае».
Пленум Верховного Суда российской Федерации в своем Постановлении № 14 от 2 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практики при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» также отметил, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями.
В судебном заседании установлено, что истец Николаев Е.Н. с 18 мая 2010 года является нанимателем служебного жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, что усматривается из договора найма служебного жилого помещения №№ (л.д.8).
Между тем, вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным, в частности, служебным, решается, в силу ст. 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Из изложенного следует, что статус жилого помещения не определяется видом договора или ордером на его занятие, жилое помещение может считаться отнесенным к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда только после того, как соответствующее решение принято уполномоченным на то органом, в соответствии с установленной действующим законодательством процедурой.
Таким образом, в случае несоблюдения порядка включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к этому жилому помещению не может применяться правовой режим, предусмотренный для жилых помещений специализированного жилищного фонда. То есть, к жилым помещениям, не отнесенным надлежащим образом к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, должен применяться правовой режим, установленный для жилых помещений социального пользования.
В данном случае, в отношении занимаемого истцом жилого помещения, установленный действующим законодательством порядок отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду соблюден не был.
Так, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости, тогда как из представленного ответа о зарегистрированных правах на спорное жилое помещение следует, что никаких прав на данное жилое помещение не зарегистрировано.
Поскольку, спорная квартира установленным порядком не зарегистрирована в органах государственной регистрации недвижимости в качестве служебной жилой площади, она не может признании служебной. Данные доводы подтверждаются судебной практикой, в частности надзорным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 июня 2006 года № 35-В06-12.
По смыслу ст.ст. 101, 105, 106 ЖК РСФСР, действующего на момент включения спорного жилого помещения в число служебных, решение о включении жилого помещения в число служебных могло приниматься в отношении свободного от проживающих в нем граждан, и предоставляться жилое помещение в качестве служебного могло только после принятия такого решения.
В месте с тем, судом установлено, что спорное жилое помещение было предоставлено бывшему нанимателю – ФИО6 на основании ордера за № № от 27.01.1975 года, который не содержит сведений о распределении указанной квартиры в качестве «служебной» (л.д.18).
Статья 101 ЖК РСФСР предусматривает, что жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ и ст. 101 ЖК РСФСР использование жилого помещения в качестве служебного допускается только после отнесения его к таковому в установленном порядке.
В силу ст. 92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд осуществляется на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Из ответа Администрации Щелковского муниципального района, Московской области на запрос суда усматривается, что сведений о придании спорному жилому помещению статуса «служебное» не обнаружено.
Спорная квартира представлена истцу на законных основаниях, истец проживает по указанному адресу, оплачивает коммунальные услуги, в связи с чем, суд полагает правомерным признать истца нанимателем жилого помещения на условиях договора социального найма.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» от 04 июля 1991 года № 1541-1 (далее по тексту Закон), каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со ст. 2. Закона РФ от 04.07.1991 г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно статье 4 вышеуказанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Распоряжением Правительства РФ от 17.03.2010 года №№ <адрес> исключен из перечня жилищного фонда закрытых военных городков Вооруженных сил РФ.
Таким образом, учитывая, что истец проживает в спорном жилом помещении с 2010 года, ранее в приватизации не участвовал, жилое помещение находится в государственной собственности, данных об обратном судом не установлено, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░5 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░5 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░5 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ №№ ░ ░░░░ № <░░░░░> ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░