Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Тольятти 8 августа 2019 года
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Марковой Н.В.
при секретаре Кретининой А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2499/2019 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Самарской области к Беляевой Л.П. о взыскании налога на имущество физических лиц,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с иском к Беляевой Л.П. о взыскании задолженности по налогу на имущество за 2015-2016 годы в размере 4254 руб.
В обоснование исковых требований указано, что ответчик состоит на учете в качестве налогоплательщика и обязан уплачивать законно установленные налоги в отношении принадлежащего ему имущества. Поскольку должник не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога, ему было направлено требование об уплате налога с предложением добровольно погасить задолженность по налогам. Однако ответчиком данное требование оставлено без исполнения.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Беляева Л.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена заблаговременно, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Против удовлетворения административного иска возражала, поскольку она является матерью ребенка-инвалида ФИО5 в связи с чем в соответствии с решением Думы г.о. Тольятти от 12.11.2014 № 510 «О налоге на имущество физических лиц на территории г.о. Тольятти» имеет льготы по уплате налога на имущество физических лиц.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками налогов и сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги закреплена ст. 23 НК РФ.
Согласно ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
Согласно ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости или исходя из инвентаризационной стоимости, если субъектом РФ не принято иное решение.
Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 12.11.2014 года № 510 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа Тольятти» определены ставки налога в зависимости от кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В соответствии с п. 1 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 1 ст. 409 НК РФ налог на имущество подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п. 3 ст. 409 НК РФ),
Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (п. 4 ст. 409 НК РФ).
В силу ст. 45 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 48 Налогового Кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с п.п. 1,5,6 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок назначенную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета. Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового Кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В силу п. 1 ст. 104 НК РФ до обращения в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции.
Судом установлено, что на основании сведений государственных регистрирующих органов налоговым органом в адрес налогоплательщика Беляевой Лилии Петровны было направлено налоговое уведомление № 124086333 от 04.09.2016 о подлежащей уплате сумме налога на имущество. Налоговым органом был начислен имущественный налог за 2015 год и к уплате указано 2 065 руб. Установлен срок оплаты до 01.12.2016.
Сведения о направлении данного уведомления в адрес административного ответчика в материалах дела отсутствуют.
В связи с неуплатой в установленный срок налога на имущество за 2015 налоговый период в полном размере в адрес налогоплательщика Беляевой Лилии Петровны было направлено требование № 6121 по состоянию на 20.12.2016 об уплате налога на имущество в размере 2065 руб., а также пени в размере 12,39 руб. с предложением добровольно погасить недоимку до 14.02.2017.
Факт направления указанного уведомления подтверждается списком корреспонденции с отметкой Почта России об отправке от 28.12.2016.
Указанное требование исполнено не было.
Также установлено, что на основании сведений государственных регистрирующих органов налоговым органом в адрес налогоплательщика Беляевой Лилии Петровны было направлено налоговое уведомление № 31732387 от 21.09.2017 о подлежащей уплате сумме налога на имущество. Налоговым органом был начислен имущественный налог за 2016 год и к уплате указано 2 189 руб. Установлен срок оплаты до 01.12.2017 года.
Сведения о направлении данного уведомления в адрес административного ответчика в материалах дела отсутствуют.
В связи с неуплатой в установленный срок налога на имущество за 2016 налоговый период в полном размере в адрес налогоплательщика Беляевой Лилии Петровны было направлено требование № 14389 по состоянию на 14.02.2019 об уплате налога на имущество в размере 2189 руб., а также пени в размере 42,39 руб. с предложением добровольно погасить недоимку до 03.04.2018.
Налоговое требование направлено Беляевой Л.П. 15.02.2018 посредством личного кабинета налогоплательщика, что подтверждается скриншотом рабочего стола пользователя программы АИС Налог-3.
Данные требования исполнены налогоплательщиком не были, в связи с чем, налоговая инспекция 04.10.2018 обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц.
04.10.2018 мировым судьей судебного участка № 116 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области был выдан судебный приказ, который определением от 18.10.2018 был отменен на основании заявления Беляевой Л.П.
После отмены судебного приказа налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском о взыскании с ответчика задолженности по налогу. Иск поступил в суд 12.04.2019.
Таким образом, сроки, предусмотренные ст. 48 НК РФ и ст. 286 КАС РФ для обращения в суд административным истцом не нарушены.
Стороной административного ответчика заявлено, что налог на имущество не подлежит с нее взысканию, поскольку она обладает льготами по его уплате, являясь матерью ребенка-инвалида, а также многодетной матерью.
В соответствии с ч. 3 ст. 361.1 НК РФ налогоплательщики - физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
В соответствии с пп. 3 п. 2 решения Думы г.о. Тольятти от 12.11.2014 № 510 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа Тольятти» право на налоговую льготу по уплате налога на имущество физических лиц имеют многодетные семьи, имеющие на иждивении 3 и более детей в возрасте до 18 лет и проживающие на территории городского округа Тольятти. Также в соответствии с пп. 5 п. 2 того же решения правом на льготу обладают также граждане, имеющие на иждивении детей-инвалидов.
Тем же решением устанавливается порядок обращения за налоговой льготой, а также перечень предоставляемых документов.
Таким образом, предоставление налоговой льготы осуществляется в заявительном порядке, само по себе наличие у административного ответчика оснований для предоставления льготы не освобождает ее от уплаты установленных налогов и сборов, если она не воспользовалась своим правом на налоговую льготу и не обратилась в территориальные органы ФНС России.
Более того, подлинные документы (свидетельства о рождении детей) административным ответчиком в суд не представлялись, в связи с чем отсутствует возможность убедиться в наличии у Беляевой Л.П. права на льготу, указанную в возражениях ответчика.
Сведений о том, что административный ответчик обратился в налоговый орган с соответствующим заявлением о предоставлении налоговой льготы не представлено.
Таким образом, в силу требований налогового законодательства РФ с административного ответчика подлежит взысканию задолженность по налогу на имущество за 2015-2016 годы в размере 4254 руб., в том числе за 2015 налоговый период – 2065 руб., за 2016 налоговый период 2189 руб.
В связи с тем, что суд пришел к выводу об удовлетворении требования административного истца, освобожденного от уплаты госпошлины, с административного ответчика в силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ подлежит взысканию госпошлина в доход федерального бюджета в размере 400 руб.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Взыскать с Беляевой Лилии Петровны в пользу государства задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 2 065 рублей за 2016 год – 2 189 рублей, всего 4254 рубля.
Взыскать с Беляевой Лилии Петровны в доход государства государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о. Тольятти в течение месяца.
Председательствующий: