Дело № 5-1123/2014
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
*** 2014 года 180007, г. Псков, ул. Петровская, д.24,
Судья Псковского городского суда Пулатова З.И., при секретаре Рытовой О.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «ГИДОР», местонахождение: *** ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении 12.03.2014 в период времени с 10-00 до 11-00 ООО «ГИДОР» привлекло к трудовой деятельности на 234 км. трассы М-20 д. Гмырино, Струго-Красненского района Псковской области гражданина Республики Узбекистан С.О. который не имел разрешения на работу на территории Псковской области, тем самым нарушив требования ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115–ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», что образует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ.
Представитель ООО «ГИДОР» Кузнецова Н.В. с доводами, изложенными в протоколе, не согласилась, предоставив письменные возражения.
Представители УФМС России по Псковской области Барсуков И.С. и Павлова Н.А. в судебном заседании пояснили, что вина ООО «ГИДОР» доказана материалами дела об административном правонарушении, просили назначить наказание в пределах санкции статьи.
Судья, выслушав представителя ООО «ГИДОР», представителей УФМС России по Псковской области, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В части 1 Примечания к ст. 18.15 КоАП РФ установлено, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В силу пункта 4 статьи 13 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу.
Разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Установлено, что 12.03.2014 в период времени с 10-00 до 11-00 ООО «ГИДОР» привлекло к трудовой деятельности на 234 км. трассы М-20 д. Гмырино, Струго-Красненского района Псковской области гражданина Республики Узбекистан С.О.., который не имел разрешения на работу на территории Псковской области.
Как следует из материалов дела, проверка органом миграционной службы проведена на основании распоряжения надлежащего должностного лица в отношении иностранных граждан, о чем составлен акт (л.д. 120).
Осмотр территории, на которой работали иностранные граждане, произведен с использованием технического средства фотоаппарата, фотографии приложены к материалам дела (л.д. 117-119).
В ходе данной проверки лицами, ее проводившими, выявлен факт нарушения миграционного законодательства юридическим лицом ООО «ГИДОР», что явилось поводом и основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы от 30.04.2009 № 338/97, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 09.06.2009, утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда (далее - Административный регламент).
В силу п. 28 Административного регламента должностными лицами системы ФМС России, уполномоченными на издание распоряжения о проведении проверки, являются начальники территориальных органов ФМС России и их заместители.
Распоряжение вынесено и подписано заместителем начальника ОИК УФМС России по Псковской области, то есть уполномоченным лицом.
Распоряжение о проведении проверки должно содержать следующую информацию и сведения: наименование органа государственного контроля (надзора); фамилии, имена, отчества, должности лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций; объект проверки; цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; номер и дата распоряжения о проведении проверки; правовые основания проведения проверки; перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю (надзору); перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки (указывается при проведении проверки в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя); даты начала и окончания проведения проверки.
Как следует из распоряжения, проверка проводилась с целью выявления иностранных граждан, находящихся на территории РФ с нарушением режима пребывания, задачами настоящей проверки являлось, в том числе, выявление виновных лиц в совершении административных правонарушений.
Таким образом, суд приходит к выводу, что само распоряжение законно и обосновано, однако оно издано не в отношении юридического лица, следовательно, требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ в данном случае не применимы.
Указанные проверочные мероприятия, по результатам которых был выявлен иностранный гражданин, работающий без разрешения на работу, не требовали в качестве основания их проведения издания распоряжения о проверке именно ООО «ГИДОР» в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Утверждение представителя ООО о том, что протокол об административном правонарушении составлен по истечении месячного срока с момента выявления правонарушения, несостоятельно, судом во внимание не принимается.
В соответствии с разъяснением Верховного Суда Российской Федерации, содержащемся в п. 4 Постановления Пленума от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», нарушение предусмотренных ст. 28.5 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении не является существенным недостатком протокола об административном правонарушении и не влечет возвращение материалов дела административному органу, если на момент поступления дела в суд срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Из материалов дела усматривается, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, существенных нарушений требований закона при его составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в том числе событие административного правонарушения, в протоколе отражены правильно.
В силу части 6 статьи 28.7 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется по окончании административного расследования. Таким образом, по мнению суда, протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, завершающим административное расследование, и в нем фиксируются основные сведения, отражающие сущность совершенного правонарушения и характеризующие лицо, привлекаемое к ответственности, полученные в ходе расследования.
Определение о передаче дела в суд для рассмотрения, как того требует закон, вынесено уполномоченным должностным лицом, с соблюдением правил подведомственности, установленных ст. 23.1 КоАП РФ.
Из материалов дела видно, что 15.10.2012 между ФКУ «Севзапуправтодор» и ООО «ГИДОР» заключен долгосрочный государственный контракт № 8/13/202552 на выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения (л.д. 47-58).
Обязанность по обслуживанию 234 км. трассы М-20 д. Гмырино, Струго-Красненского района Псковской области в рамках заключенного контракта представителем ООО «ГИДОР» не оспаривалось.
13.01.2014 «ДЭП № 4» филиала ООО «ГИДОР» в лице директора Л.Е.. и физическое лицо Н.В.. заключили договор на выполнение работ по очистке полосы отвода от кустарника и деревьев, прореживанию крон деревьев на автодороге, включая 234 км трассы М-20.
Согласно п. 2.2.1 данного договора подрядчик вправе привлекать для исполнения настоящего договора третьих лиц.
Между тем, Н.В.. заключил договор на выполнение работ с Н.А. (л.д. 129-131).
Как следует из предоставленных в суд объяснений Л.Е.. и Н.В.., между ними состоялся разговор, из которого директор филиала ООО «ГИДОР» был поставлен в известность о привлечении в качестве работников иностранных граждан, при этом, ни одна сторона не поинтересовалась у иностранных граждан о наличии разрешения на работы, Л.Е. был заинтересован лишь в выполнении работ, а Н.В. - в получении денежных средств за работу.
Таким образом, доводы представителя ООО «ГИДОР» о том, что Общество не являлось работодателем иностранных граждан, отклоняются судом, так как в силу положений ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Кроме того, отсутствие письменного договора между ООО и иностранным гражданином не является доказательством отсутствия у Общества трудовых отношений с ним, поскольку в силу пункта 1 примечания к статье 18.15 КоАП РФ под привлечением к трудовой деятельности иностранного гражданина понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ, которые были установлены актом проверки и осмотра территории.
Факт работы иностранного гражданина С.О. без разрешения на работу подтверждается вступившим силу постановлением Стругокрасненского районного суда Псковской области от 12.03.2014 (л.д. 112).
Совокупность исследованных доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что гражданин С.О.., не имеющий разрешения на работу в Псковской области, был привлечен к трудовой деятельности именно ООО «ГИДОР», поскольку само по себе привлечение подрядчиком – физическим лицом на выполнение работ иностранных граждан, не освобождает юридическое лицо от контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, связанного с нахождением иностранных граждан на территории Российской Федерации в рамках заключенного договора.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 2 данной статьи, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.
Учитывая, что все действия юридического лица опосредованы, и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора, учредительных и иных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого юридического лица.
Кроме того, правильный подбор и расстановка кадров, допуск к полномочиям, контроль за деятельностью работников - все это также является проявлением разумной осмотрительности лица, направленной на обеспечение его деятельности.
Оценив в совокупности обстоятельства и доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к выводу о доказанности вины ООО «ГИДОР» в совершении вмененного ему правонарушения, с учетом того, что ООО не представлены доказательства отсутствия возможности соблюдения им нарушенных правил и норм.
Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.
При назначении наказания суд учитывает, что ООО «ГИДОР» впервые привлекается к административной ответственности, наличие отягчающих обстоятельств судом не установлено и полагает возможным назначит административное наказание в виде административного штрафа.
На основании постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, за совершение административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.
Учитывая характер совершенного ООО «ГИДОР» правонарушения и отсутствие наступления вредных последствий, учитывая, что минимальный штраф за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 18.5 КоАП РФ в отношении юридических лиц составляет двести пятьдесят тысяч рублей, суд считает возможным снизить его и определить его размер ниже низшего предела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░░: ***, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░.18.15 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 35000 ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░:
***
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░. 32.2 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 1 ░░. 20.25 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░:░.░. ░░░░░░░░