Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-37/2018 (2-1104/2017;) ~ М-1308/2017 от 07.12.2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 марта 2018 года г. Братск

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Гапеевцевой М.А.,

при секретаре Погодаевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-37/2018 по исковому заявлению прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Братский район» о возложении обязанности организовать на территории Наратайского сельского поселения предоставление общедоступного дошкольного образования,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Братского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования «Братский район» о возложении обязанности организовать на территории Наратайского сельского поселения предоставление несовершеннолетним дошкольного возраста общедоступного дошкольного образования в соответствии с требованиями Конституции РФ, законодательства об образовании.

В обоснование заявленных исковых требований с учетом уточнений прокурор указал, что статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Прокуратурой Братского района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере предоставления несовершеннолетним дошкольного образования.

В соответствии с действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. Однако, администрацией МО «Братский район» данная обязанность должным образом не исполняется.

Проведенной прокуратурой проверкой по жалобе проживающей в п. Наратай Братского района ФИО1, являющейся законным представителем несовершеннолетней ФИО2, **.**.**** года рождения, установлено отсутствие на территории сельского поселения дошкольной образовательной организации.

На территории Наратайского сельского поселения Братского района фактически проживает 381 человек, из которых 46 – несовершеннолетнего возраста. Из проживающих фактически 46 несовершеннолетних – 16 детей дошкольного возраста, из которых в возрасте от 0до 2 лет – 1 ребенок, от 3 до 4 лет – 4 ребенка, от 5 до 6 лет – 6 детей, от 7 до 8 лет – 5 детей.

Дошкольное образование данных несовершеннолетних, в том числе несовершеннолетней ФИО2 администрацией МО «Братский район» не организовано.

В п. Наратай функционирует социально-игровая комната «Бурундучок», которая является клубным формированием МКУК «Наратайский КДЦ Братского района».

Согласно п. 1.4 Положения о клубном формировании «Бурундучок», утвержденного приказом директора МКУК «Наратайский КДЦ Братского района» от 01.09.2017 № 42А, клубное формирование является добровольным объединением детей, основанным на единстве стремления детей к получению актуальной информации и прикладных знаний в областях общественной жизни, культуры, спорта, литературы и искусства, науки и техники, быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха. Деятельность в сфере дошкольного образования данная социально-игровая комната не осуществляет.

Согласно информации, предоставленной администрацией МО «Братский район» в ходе проверки, проживающие на территории Наратайского сельского поселения несовершеннолетние поставлены на учет для получения мест в расположенных в иных сельских поселениях (Озернинское и Карахунское) дошкольных образовательных организациях – МКДОУ детский сад «Озерки» п. Озерный и МКДОУ детский сад «Ромашка» п. Карахун Братского района.

Указанные образовательные организации значительно удалены от п. Наратай, в котором проживают нуждающиеся в получении дошкольного образования дети: п. Озерный удален от п. Наратай на 34 км., удаленность п. Карахун от п. Наратай составляет 128 км.

Согласно информации, предоставленной ответчиком, увеличение количества мест в дошкольных образовательных организациях в настоящее время не планируется.

Представленные ответчиком в ходе проверки доводы о возможной невостребованности муниципальной услуги по организации дошкольного образования на территории Наратайского сельского поселения ввиду неплатежеспособности местного населения несостоятельны, не учитывают возможность оформления гражданами предусмотренных законодательством мер социальной поддержки, не являются основанием для нарушения гарантированных Конституцией РФ прав граждан. Так, по состоянию на 29.01.2018 г. на учете для получения мест в дошкольных образовательных организациях состоит 90 детей, имеющих различные виды льгот, из них 46 детей проживает в сельских населенных пунктах.

В то же время, принятые ответчиком меры по предоставлению проживающим в п. Наратай несовершеннолетним мест в дошкольных образовательных организациях, расположенных в иных муниципальных образованиях сельских поселений Братского района, удаленность которых не отвечает требованиям территориальной доступности, нарушают конституционные права несовершеннолетних граждан на получение общедоступного дошкольного образования, свидетельствуют о невозможности обеспечения детей доступным дошкольным образованием.

Ранее, в связи с отсутствием организации доступного дошкольного образования проживающим в п. Наратай детям, 05.10.2016 прокуратурой в адрес мэра района вносилось представление об устранении нарушений закона в сфере образования в части организации дошкольного образования на территории Наратайского сельского поселения, однако, меры по организации дошкольного образования детям на территории данного поселения по результатам рассмотрения представления администрацией не принимались.

Кроме того, в прокуратуру района поступило 5 обращений граждан о нарушении прав несовершеннолетних дошкольного возраста на получение образования. Указанное свидетельствует о необходимости организации в данном сельском поселении предоставления дошкольного образования детям, о нуждаемости несовершеннолетних дошкольного возраста в получении гарантированного Конституцией РФ и федеральным законодательством доступного дошкольного образования.

В судебном заседании помощник прокурора Братского района Петренева Е.Ю., действующая на основании прав по должности, уточненные исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно суду пояснила, что предметом исковых требований не является возложение на ответчика обязанности построить в п. Наратай детский сад, ответчик вправе избрать любую из предусмотренных законом форм предоставления населению дошкольного образования, в том числе и в форме семейного образования, отвечающую всем требованиям закона. Вместе с тем, представленные ответчиком документы не подтверждают организацию общедоступного дошкольного образования на территории Наратайского сельского поселения. Создание на территории п. Озерный консультативного пункта на базе МКДОУ «Озерки» с удаленностью от п. Наратай на 34 км., графиком работы 3 раза в неделю и не утвержденным штатом специалистов не обеспечивают получение детьми дошкольного возраста и их родителями, проживающими на территории Наратайского сельского поселения, доступного дошкольного образования даже в форме семейного образования. Просила исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Братский район» по доверенности Донская Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что на территории Наратайского сельского поселения ответчиком организовано предоставление дошкольного образования в форме семейного образования. Так, с января 2018 года в п. Озерный на базе МКДОУ «Озерки» создан консультационный пункт для родителей (законных представителей) детей, не посещающих дошкольное учреждение, где они могут получить бесплатную квалифицированную помощь специалистов: заведующего ДОУ, воспитателя, музыкального руководителя. Родители 9 детей из п. Наратай написали заявления о выборе ими дошкольного образования в форме семейного образования. Они ознакомлены с информацией об открытии и задачах консультационного пункта в МКДОУ «Озерки», также информация о консультационном пункте размещена на официальном сайте МКДОУ «Озерки» в сети Интернет. Штат сотрудников консультационного пункта действительно пока не утвержден, специалистов таких как педагог-психолог, учитель-логопед в консультационном пункте нет, нет таких специалистов и в штате МКДОУ «Озерки», они будут привлекаться к работе по мере возможности и необходимости. Работа консультационного пункта организуется по поступившим от родителей несовершеннолетних заявлениям, с января 2018 года до настоящего времени заявлений от родителей об оказании им консультативной помощи не поступало. Согласно приказу заведующего МКДОУ «Озерки» от 31.01.2018 № 7 утвержден график выезда специалистов консультационного пункта в п. Наратай один раз в месяц 25 числа. Специалисты буду выезжать в п. Наратай при наличии заявлений от родителей, нуждающихся в оказании консультативной помощи. Тем самым ответчик в полной мере выполнил необходимые требования закона и на территории Наратайского сельского поселения организовано доступное дошкольное образование.

Строительство детского сада в п. Наратай нецелесообразно, поскольку в поселке проживает 15 детей дошкольного возраста, при этом большинство из родителей этих детей не в состоянии нести финансовые расходы по возмещению родительской платы за содержание детей в детском учреждении, что подтверждается проведенным анкетированием и коллективным письменным обращением родителей на имя главы сельского поселения.

Кроме того, проживающие на территории Наратайского сельского поселения дошкольники поставлены на учет для получения мест в расположенных в соседних с п. Наратай сельских поселениях (Озернинское и Карахунское) дошкольных образовательных организациях – МКДОУ детский сад «Озерки» п. Озерный и МКДОУ детский сад «Ромашка» п. Карахун Братского района. Законом не определена конкретная территориальная доступность образовательной организации.

Просила в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.

Представитель третьего лица Администрации Наратайского сельского поселения, в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, заявлением ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование (ч. 1). Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2).

Конституционные нормы являются непосредственно действующими и имеют характер прямого действия.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15.05.2006 № 5-П, применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Положения статьи 43 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ее статьи 38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1), а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2). Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, предопределяют - исходя из того, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей, - многоплановую роль публичной власти в этой сфере.

Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное.

Названная конституционная обязанность государства обусловливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2, Конституции Российской Федерации). Такая поддержка может осуществляться различными способами, в том числе в рамках федеральных программ в области социального развития Российской Федерации (статья 71, пункт "е", Конституции Российской Федерации), реализуемых публичной властью всех уровней.

Вместе с тем родители в силу конституционной обязанности заботиться о детях не могут устраняться от бремени несения расходов на их содержание в детских дошкольных образовательных учреждениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей, в том числе являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

Согласно ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях на территории муниципального района.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.

Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Анализируя приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Муниципального образования «Братский район» относится к компетенции администрации муниципального образования «Братский район», которая является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Братского района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ст. 1 Закона Иркутской области «О статусе и границах муниципальных образований Братского района Иркутской области» № 2/27а-ЗС от 17.11.2004 на территории Братского района образовано Наратайское муниципальное образование с административным центром в поселке Наратай.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в состав территории Наратайского муниципального образования входят земли населенного пункта пос. Наратай. На территории Наратайского сельского поселения проживает 45 детей, из них в возрасте от 0 до 7 лет – 15 человек (л.д.15).

Обращаясь с исковым заявлением в суд в защиту прав неопределенного круга лиц - несовершеннолетних дошкольного возраста, проживающих на территории Наратайского сельского поселения Братского района, прокурор исходил из того, что дошкольное образование несовершеннолетних не организовано в соответствии с требованиями Конституции РФ и действующего законодательства об образовании.

Ответчиком не оспаривается, что в п. Наратай отсутствует муниципальное дошкольное образовательное учреждение.

Приказом директора МКУК «Наратайский КДЦ» Братского района от 01.09.2017 № 42А в целях организации работы клубных формирований МКУК «Наратайский КДЦ» с 01.09.2017 создано клубное формирование – любительское объединение «Бурундучок» (социально-игровая комната).(л.д.10).

Согласно Положению о клубном формировании «Бурундучок» МКУК «Наратайский КДЦ» клубные формирования – это добровольное объединение детей, основанное на общности интересов, запросов и потребностей в занятиях любительским художественным творчеством, в совместной творческой деятельности, способствующей развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных ценностей, а также основанное на единстве стремления детей к получению актуальной информации и прикладных знаний в различных областях общественной жизни, культуры, спорта, литературы и искусства, науки и техники, к овладению полезными навыками в области культуры быта, здорового образа жизни, организации досуга и отдыха (п.1.4) (л.д.11-14).

Согласно информации главы Наратайского муниципального образования от 28.02.2017, начальника Управления образования администрации МО «Братский район» от 01.12.2017 № 2450, по состоянию на 01.12.2017 на территории п. Наратай проживают 14 детей в возрасте от 0 до 7 лет. Дети поставлены на регистрационный учет АИС «Контингент» для получения места в дошкольные образовательные учреждения МКДОУ «Озерки» п. Озерный, МКДОУ «Ромашка» п. Карахун в связи с отсутствием МКДОУ на территории п. Наратай. (л.д.17, 34).

Согласно информации начальника Инспекции безопасности дорожного движения МУ МВД России «Братское» от 04.12.2017, расстояние от п. Наратай Братского района до п. Озерный составляет 34 км., до п. Карахун – 128 км. (л.д.16).

Заявлением в прокуратуру Братского района от 21.11.2017 ФИО1, проживающая в п. Наратай, обратилась по поводу нарушения прав ее несовершеннолетней дочери ФИО2 в связи с отсутствием в поселке детского сада, указав, что администрацией ей было предложено место в детском саду в другом поселке в 60 км. от п. Наратай. (л.д. 8).

Согласно уведомлению от 01.12.2017 ФИО2 поставлена на учет для зачисления в ДОУ на основании заявления № 252040000790, текущий номер в общегородской очереди – 182. (л.д. 36).

Постановлением мэра Братского района от 04.06.2014 № 143/1 в целях обеспечения права детей на получение дошкольного образования, закреплены за дошкольными образовательными организациями Братского района территории согласно перечню.

Как следует из названых постановления и перечня, поселок Наратай не закреплен за дошкольной образовательной организацией. (л.д. 38-41).

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1014 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (далее – Порядок) (зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038).

Согласно п. 3 Порядка дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций - в форме семейного образования.

Формы получения дошкольного образования и формы обучения по конкретной основной общеобразовательной программе - образовательной программе дошкольного образования определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, если иное не установлено Федеральным законом об образовании (п. 4).

В соответствии с п. 3 ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.

Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Приказом министерства образования Иркутской области от 29.11.2013 N 115-мпр утверждено Положение об оказании методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования в Иркутской области (далее – Положение).

Положение определяет порядок оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи (далее - помощь) родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования (далее - родители (законные представители)), в центрах методической, психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи, в том числе в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры (далее - консультационные центры).

Согласно п. 2 Положения целью создания консультационных центров является обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания и оказание помощи родителям (законным представителям).

Основными задачами оказания помощи родителям (законным представителям) являются:

оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) и детям, не посещающим дошкольные образовательные организации, в обеспечении равных возможностей при поступлении в общеобразовательную организацию;

оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные организации;

проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные организации;

обеспечение взаимодействия между дошкольными образовательными организациями и общеобразовательными организациями, организациями дополнительного образования, медицинскими организациями, органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области (п.3).

Согласно п. 4 Положения муниципальные консультационные центры создаются органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Помощь родителям (законным представителям) оказывается педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и другими специалистами, необходимыми для надлежащего осуществления функций в консультационных центрах (п.5).

Приказом Управления образования администрации муниципального образования «Братский район» от 16.01.2018 № 7а утверждено Положение о консультационном пункте для родителей (законных представителей) и детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. (далее – Положение) (л.д. 36 т. 2).

Согласно данному приказу работа консультационных пунктов организовывается в дошкольных образовательных организациях Братского района в соответствии с Положением (п. 2.1 приказа).

Согласно Положению консультационный пункт создается с целью обеспечения доступности дошкольного образования, выравнивания стартовых возможностей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, при поступлении в школу, единства и преемственности семейного и общественного воспитания, повышения педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста от 1 года до 7 лет на дому, в том числе детей с ограниченными возможностями. (л.д. 37, 38,39 т. 2).

Руководство консультационным пунктом осуществляет заведующий дошкольным образовательным учреждением (п. 3.1).

Консультационный пункт функционирует с 01 сентября по 31 мая.

Зачисление на консультационный пункт проводится на основании личного заявления родителей (законных представителей) (п. 3.2).

Согласно п. 3.4 Положения кадровый состав консультационного пункта определяется руководителем учреждения и назначается приказом из числа штатных сотрудников детского сада.

Приказом заведующего МКДОУ детский сад «Озерки» от 31.01.2018 № 7 на базе МКДОУ детский сад «Озерки» создан консультационный пункт по семейному воспитанию для родителей (законных представителей) детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, и утверждено Положение о консультационном пункте (л.д.45).

По своему содержанию указанное Положение аналогично Положению о консультационном пункте для родителей (законных представителей) и детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, утвержденному приказом Управления образования администрации муниципального образования «Братский район» от 16.01.2018 № 7а.

Как следует из п.3 приказа заведующего МКДОУ детский сад «Озерки» от 31.01.2018 № 7, утвержден график работы консультационного пункта МКДОУ детский сад «Озерки» на 2017-2018 учебный год (приложение № 2 к приказу) (л.д.45 т. 2).

Согласно п. 4 приказа утвержден график выезда специалиста консультационного пункта МКДОУ детский сад «Озерки» в п. Наратай (приложение № 3 ).

В соответствии с п. 6 приказа данный приказ подлежит размещению на сайте МКДОУ детский сад «Озерки».

В судебном заседании на персональном компьютере обозревалась информация о консультационном пункте, размещенная на сайте МКДОУ детский сад «Озерки»: www.sad-ozerki.nubex.ru.

Установлено, что содержание приказа заведующего МКДОУ детский сад «Озерки» от 31.01.2018 № 7 отлично от содержания этого же приказа, представленного суду представителем ответчика в виде заверенной копии: текст приказа, размещенного на сайте состоит из 5 пунктов, имеет только одно приложение (Положение), тогда как текст приказа, представленного в судебное заседание, состоит из 7 пунктов, включает в себя пункты под № 3 и 4 об утверждении графиков работы консультационного пункта и выезда специалиста консультационного пункта в п. Наратай, имеет указание на 3 приложения: Положение, график работы, график выезда. Указанные графики на сайте также не размещены, тогда как в судебное заседание они представлены ответчиком в виде заверенных копий приложений № 2 и № 3 к приказу.

Данные обстоятельства подтверждаются скриншотами страниц сайта www.sad-ozerki.nubex.ru, распечатанной с сайта версией приказа № 7 от 31.01.2018 и представителем ответчика в судебном заседании не оспаривались.

С информацией об открытии на базе МКДОУ детский сад «Озерки» п. Озерный консультационного пункта и его задачами письменно ознакомлены родители 8 детей, проживающих в п. Наратай, о чем имеются их подписи на копии информационного листка, дата ознакомления не указана (л.д.70 т. 2).

15.01.2018 жители п. Наратай ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 направили главе Наратайского муниципального образования Поповой С.Д. письменное коллективное обращение, в котором указали, что они не возражают чтобы их дети получали дошкольное образование, однако нести финансовые расходы за посещение детского сада они не могут, так как оплата в размере 2400 рублей за одного ребенка является для них неподъемной. Работы в поселке нет и основная часть населения безработные либо работают неофициально вахтовым методом без всякой гарантии на получение заработной платы, тогда как за детский сад необходимо платить ежемесячно. Листы опроса прилагаются. (л.д. 131т.1).

Согласно листам опроса указанные выше лица сообщили, что в случае организации предоставления дошкольного образования на территории Наратайского сельского поселения, они не смогут нести финансовые расходы за посещение ребенком детского сада. (л.д. 132-141 т. 1).

Согласно листу опроса на поставленный вопрос о возможности нести финансовые расходы за посещение ребенком детского сада ФИО1 ответила утвердительно (л.д.142 т. 1).

Согласно заявлениям от 14.02.2018 ФИО3, ФИО11, ФИО5, ФИО12 обратились в прокуратуру Братского района с просьбой разобраться с вопросом отсутствия по месту их жительства в п. Наратай детского сада, указав, что их дети нуждаются в получении дошкольного образования. (л.д.8, 10, 12, 14 т. 2).

Родители несовершеннолетних детей, проживающие в п. Наратай - ФИО5, ФИО4, ФИО7, ФИО13, ФИО6, ФИО10, ФИО1, своими заявлениями от 16.02.2018 уведомили Управление образования администрации МО «Братский район» о выборе формы получения их детьми дошкольного образования в форме семейного образования. (л.д.50-56 т. 2).

Согласно информации начальника Управления образования администрации МО «Братский район» от 05.03.2018, на основании заявлений родителей (законных представителей) о постановке на учет и зачисления ребенка в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу дошкольного образования (детский сад), принято решение о постановке детей на учет для зачисления в ДОУ детский сад «Озерки», согласно списку количество детей – 10 человек, в том числе несовершеннолетняя ФИО2, **.**.**** года рождения (номер в списке – 4, текущий номер очереди - 187 (л.д.57 т. 2).

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что согласно заявлению о постановке на учет для предоставления места в детском дошкольном учреждении несовершеннолетней ФИО2, своего согласия на комплектование в любое ДОУ ее мать - ФИО1 не давала, что подтверждается отметкой в соответствующей графе заявления (подчеркнуто слово «Нет»). (л.д.58).

Свое согласие на комплектование в любое ДОУ, путем надлежащей отметки (подчеркивание слова «Да») в соответствующей графе заявления о постановке на учет, выразили только четверо родителей: ФИО5, ФИО8, ФИО4, ФИО12 (л.д.63-66 т.2).

В заявлениях ФИО7, ФИО14, ФИО13, ФИО15, согласие на комплектование в любое ДОУ надлежащим образом не выражено – не подчеркнуто ни «Да» ни «Нет», как того требует форма заявления.(л.д.59, 60, 61, 62, 67 т. 2).

В этой связи довод ответчика о том, что решение о постановке детей на учет для зачисления в МКДОУ детский сад «Озерки» принято на основании заявлений всех родителей (законных представителей), выразивших свое согласие на предоставление детского дошкольного образования за пределами своего места жительства, не соответствует действительности и опровергается материалами дела.

Ответчиком представлена копия Журнала учета форм получения детьми дошкольного образования, в список включены 9 детей, проживающих в п. Наратай, однако сведений о выбранной родителями (законными представителями) форме получения детьми дошкольного образования журнал не содержит (л.д.68,69 т.2).

Оценив в совокупности представленные доказательства и перечисленные правовые нормы, суд приходит к выводу, что ответчик не исполняет в полной мере возложенную на него законом обязанность по обеспечению гарантированных Конституцией РФ прав детей на получение доступного дошкольного образования на территории Наратайского сельского поселения муниципального образования «Братский район».

То обстоятельство, что родителями детей дошкольного возраста, проживающими в п. Наратай, написаны заявления о выборе ими формы получения дошкольного образования их детьми – в форме семейного образования, само по себе еще не свидетельствует о том, что на территории Наратайского сельского поселения в настоящее время в полной мере созданы достаточные условия для реализации предоставления доступного дошкольного образования в указанной форме.

Так, родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, должна быть по праву обеспечена возможность получения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.

Законодатель не определяет строго место получения вышеуказанной помощи, однако указывает на то, что такая помощь может быть оказана в том числе и в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, но при условии что в них созданы соответствующие консультационные центры.

В судебном заседании представитель ответчика Донская Н.В. пояснила, что в целях реализации указанного права родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, проживающих в п. Наратай, на базе МКДОУ детский сад «Озерки» создан консультационный пункт.

Вместе с тем суд приходит к выводу, что создание данного консультационного пункта в п. Озерный, удаленном от поселка Наратай на 34 км., не предусматривающего в своей деятельности организацию выездной работы специалистов с целью оказания родителям (законным представителям) детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи, не свидетельствует о надлежащей организации ответчиком предоставления дошкольного образования на территории Наратайского сельского поселения и не отвечает в полной мере реализации принципа доступности дошкольного образования.

Оказание родителям (законным представителям) методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка в соответствии с Положением об оказании методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования в Иркутской области, утвержденным приказом Министерства образования Иркутской области от 29.11.2013 № 115-мпр, осуществляется в следующих формах: психолого-педагогическое консультирование; курс коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с ребенком; курс логопедических занятий с ребенком; диагностико-психологические тренинги; комплекс реабилитационных мероприятий (п. 6 Положения), из чего следует, что некоторые из указанных форм помощи подразумевают непосредственное нахождение родителей (законных представителей), детей по месту нахождения соответствующего специалиста, оказывающего помощь, то есть в консультационном пункте, либо выезд специалиста (одного или нескольких) по месту жительства родителей (законных представителей) и детей.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.

Удаленность консультационного пункта, расположенного в дошкольной образовательной организации МКДОУ детский сад «Озерки», от места жительства несовершеннолетних детей, проживающих в п. Наратай, на 34 км., не отвечает требованиям разумного географического удаления, обеспечивающего безопасную физическую досягаемость образования посредством посещения образовательного учреждения в случае возникновения такой необходимости.

Возможность получения проживающими в п. Наратай несовершеннолетними детьми и их родителями (законными представителями) дошкольного образования путем получения доступа к современным технологиям, на территории Наратайского сельского поселения отсутствует.

Таким образом, предоставление консультативной и других видов помощи, необходимой несовершеннолетнему ребенку, а также его родителям (законным представителя), избравшим формой получения дошкольного образования форму семейного образования, на территории отличного от места жительства ребенка отдаленного населенного пункта влечет нарушение прав малолетнего ребенка на общедоступность дошкольного образования.

Кроме того, как следует из возражений ответчика и представленных письменных доказательств, консультационный пункт по семейному воспитанию для родителей (законных представителей) детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, на базе МКДОУ детский сад «Озерки» создан приказом заведующего МКДОУ детский сад «Озерки» от 31.01.2018 № 7, этим же приказом утверждено Положение о консультационном пункте, утверждены график работы консультационного пункта на 2017-2018 учебный год и график выезда специалиста консультационного пункта МКДОУ детский сад «Озерки» в п. Наратай.

Вместе с тем достоверность копии названного приказа, представленного ответчиком в судебное заседание, вызывает сомнения, поскольку его содержание отличается от электронной версии приказа, размещенной на официальном сайте МКДОУ детский сад «Озерки». Оригинал приказа суду не представлен.

В силу ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 71 ГПК РФ, письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи либо иным позволяющим установить достоверность документа способом.

Письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ во взаимосвязи с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений. Невыполнение либо ненадлежащее выполнение лицами, участвующими в деле, своих обязанностей по доказыванию влекут для них неблагоприятные правовые последствия.

В силу ч. 7 ст. 67 ГПК РФ суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ответчиком не доказан факт создания на базе МКДОУ детский сад «Озерки» п. Озерный консультационного пункта по семейному воспитанию для родителей (законных представителей) детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, следовательно, доступное дошкольное образование на территории Наратайского сельского поселения муниципального образования «Братский район» ответчиком не организовано.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Братского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о возложении на администрацию МО «Братский район» обязанности организовать на территории Наратайского сельского поселения муниципального образования «Братский район» предоставление несовершеннолетним дошкольного возраста общедоступного дошкольного образования в соответствии с требованиями Конституции, законодательства об образовании.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд, принимая во внимание характер и объем действий, которые необходимо произвести ответчику, находит возможным установить срок исполнения возложенных на ответчика обязанностей – до 01.09.2018.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Братского района удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Братский район» в срок до 01.09.2018 организовать на территории Наратайского сельского поселения муниципального образования «Братский район» предоставление несовершеннолетним дошкольного возраста общедоступного дошкольного образования в соответствии с требованиями Конституции Российской Федарации, законодательства об образовании.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.А. Гапеевцева

2-37/2018 (2-1104/2017;) ~ М-1308/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Братского района Иркутской области
Ответчики
Администрация МО "Братский район"
Другие
Администрация Наратайского сельского поселения
Суд
Братский районный суд Иркутской области
Судья
Гапеевцева Марина Александровна
Дело на странице суда
bratski--irk.sudrf.ru
07.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.12.2017Передача материалов судье
12.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2017Судебное заседание
23.01.2018Судебное заседание
20.02.2018Судебное заседание
13.03.2018Судебное заседание
19.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2018Дело оформлено
08.08.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее