№2-963/2017 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июня 2017 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
При секретаре: Даниловой Н.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маслова 1ИО к администрации городского округа город Воронеж:
- о возложении обязанности пункт 2.1. соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, расположенной по адресу: <адрес>, предложенного для подписания изложить в редакции «Размер возмещения, включающий в себя рыночную стоимость Объекта, размер рыночной стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок под Объектом, размер убытков, причиненных стороне 2 в связи с изъятием Объекта, составляет 4877815 рублей. Размер возмещения определен в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»,
У с т а н о в и л :
Маслов 1ИО. обратился в Центральный районный суд города Воронежа с исковыми требованиями к администрации городского округа город Воронеж. Просит о возложении на ответчика обязанности пункт 2.1. соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, расположенной по адресу: <адрес>, предложенного для подписания изложить в редакции «Размер возмещения, включающий в себя рыночную стоимость Объекта, размер рыночной стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок под Объектом, размер убытков, причиненных стороне 2 в связи с изъятием Объекта, составляет 4877815 рублей. Размер возмещения определен в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»,
Обосновывая заявленные требования, указывает, что истцу на праве собственности принадлежит нежилое встроенное помещение. ДД.ММ.ГГГГ ответчик направил в адрес истца проект соглашения об изъятии имущества для муниципальных нужд во исполнение постановления администрации городского округа город Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земельного участка под многоквартирным домом № по <адрес> и помещений в нем». Пункт 2.1. соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд содержит редакцию соглашения, предусматривающую размер возмещения, включающий в себя рыночную стоимость объекта, размер убытков, причиненных в связи с изъятием объекта, определенный в сумме 1485000 руб. Указанный размер определен на основании отчета об оценке рыночной стоимости №г, подготовленного ООО <данные изъяты>».
Истец утверждает, что размер возмещения определен неверно, сумма явно не соответствует рыночной стоимости и размеру реальный убытков, причиненных в связи с изъятием.
ДД.ММ.ГГГГ истец направил в адрес ответчика протокол разногласий, который администрацией городского округа город Воронеж, в нарушение требований закона, не рассмотрен.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 445 ГК РФ просит разногласия, возникшие при заключении договора, разрешить в судебном порядке.
В судебное заседание истец Маслов 1ИО. не явился. О времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен.
Представитель истца, действующая на основании доверенности, Полянских 2ИО. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации городского округа город Воронеж, действующий на основании доверенности, Подкопаев 3ИО. возражал относительно доводов иска. Полагает, что основания для удовлетворения требований отсутствуют.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам:
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Подпунктом 3 пункта 2 указанной статьи предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239).
В соответствии со статьей 239 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 настоящего Кодекса.
Как следует из содержания статьи 44 Земельного кодекса Российской Федерации, принудительное изъятие у собственника его земельного участка является самостоятельным основанием прекращения права собственности на землю.
При этом основания изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд установлены статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях в связи с размещением автомобильной дороги местного значения.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд.
Данные полномочия органов местного самоуправления закреплены также в пункте 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому к вопросам местного значения городских округов относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений частей 2 и 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Согласно положениям статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Согласно статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.
Положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусмотрена возможность изъятия у собственника жилого помещения в связи с изъятием соответствующего земельного участка для муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии соответствующего земельного участка для муниципальных нужд.
Решение органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права Маслову 1ИО. принадлежит на праве собственности нежилое встроенное помещение I в лит. А, общей площадью 75,4 кв. м, этаж 1, номера на поэтажном плане 1-8, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 33).
Постановлением Главы Администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об изъятии земельного участка под многоквартирным домом № по <адрес> и помещений в нем» (л.д. 68-69) изъят для муниципальных нужд в порядке и форме, установленных действующим законодательством, земельный участок из земель населенных пунктов площадью 1045 кв.м. с кадастровым номером №, разрешенное использование: многоквартирный малоэтажный жилой дом, расположенный под многоквартирным домом № по <адрес>.
В соответствии с п. 3 постановлено изъять для муниципальных нужд нежилые помещения у собственников в <адрес> согласно Приложению № к настоящему постановлению, а именно нежилое встроенное помещение I в лит. А, общей площадью 75,4 кв. м.
Во исполнение постановления администрации городского округа город Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ администрация городского округа город Воронежа направила в адрес Маслова 1ИО. проект соглашения об изъятии имущества для муниципальных нужд (л.д. 6-9).
Пункт 2.1. соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд содержит редакцию соглашения, предусматривающую размер возмещения, включающий в себя рыночную стоимость объекта, размер убытков, причиненных в связи с изъятием объекта, определенный в сумме 1485000 руб. Указанный размер определен на основании отчета об оценке рыночной стоимости №г, подготовленного ООО «<данные изъяты>».
ДД.ММ.ГГГГ Маслов 1ИО. направил в адрес администрации городского округа город Воронеж протокол разногласий к соглашению об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в соответствии с которым просил внести изменения в проект в части п. 2.1., изложив его в редакции «размер возмещения, включающий в себя рыночную стоимость объекта, размер убытков, причиненных Стороне 2 в связи с изъятием Объекта, составляет 4033462 руб. Размер возмещения определен в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» на основании Акта экспертного исследования № от ДД.ММ.ГГГГ по договору № между ФБУ Воронежский РЦСЭ Минюста России и Масловым 1ИО от ДД.ММ.ГГГГ года».
На дату обращения истца в суд с настоящими исковыми требованиями администрация городского округа город Воронеж в установленном порядке протокол разногласий не рассмотрела.
Доказательств направления или вручения Маслову 1ИО. мотивированного ответа по вопросу рассмотрения протокола разногласий в судебном заседании не предоставлено.
В предварительном судебном заседании суду предоставлен мотивированный ответ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 165), содержащиЙ предложение рассмотреть возможность установления в соглашении об изъятии недвижимости размер возмещения за изымаемый объект недвижимости в сумме 2718000 руб.
В соответствии с п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Принимая во внимание, что договор между сторонами не заключен в связи с тем, что сторонами не достигнуто соглашение об определении размера выкупной стоимости, каждой из сторон предоставлено в качестве письменного доказательства заключение специалиста, содержащее различный размер рыночной стоимости земельного участка, жилого дома и убытков, подлежащих выплате Администрацией в пользу Маслова 1ИО., в соответствии со ст. 12, 56 ГПК РФ, удовлетворено ходатайство администрации городского округа город Воронеж о назначении по делу судебной экспертизы.
Определением суда от 03.03.2017 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста России».
Как следует из предоставленного суду заключения экспертов ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста России» № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость нежилого встроенного помещения I в лит. А, площадью 75,4 кв.м, этаж 1, номер на поэтажном плане: 1-8, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию ДД.ММ.ГГГГ составляет 3976970 руб.
Рыночную стоимость доли Маслова 1ИО. в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 1045 кв.м, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, с учетом определения его права на долю в общей долевой собственности на земельный участок, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 900845 руб.
Определить размер убытков, причиняемых Маслову 1ИО. в связи с изъятием земельного участка под многоквартирным домом № по <адрес> и помещений в нем, согласно мотивированному заключению, изложенному в части 3 заключения, не представляется возможным.
В судебном заседании представитель истца, действующая на основании доверенности, Полянских 2ИО. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, указывая, что ответы эксперта по двум поставленным вопросам подтверждают обоснованность заявленных исковых требований в той части, что определенная ответчиком в п. 2.1. соглашения выкупная цена необоснованно занижена.
Принимая решение по делу, и определяя выкупную стоимость земельного участка, жилого дома и убытков, подлежащих выплате Администрацией в пользу Маслова 1ИО., суд принимает в качестве допустимого и достоверного доказательства по делу заключение эксперта ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста России» № от ДД.ММ.ГГГГ, которое соответствует пункту 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениям Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Оснований сомневаться в объективности выводов экспертов у суда не имеется, последние были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Кроме того, в заключении эксперта дана полная характеристика объекта оценки, вся необходимая информация и приведена мотивация расчетов, при которых учитывались сведения по рынку продаж аналогичных объектов с учетом местоположения, физических характеристик, объемно-планировочных характеристик.
Согласно пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Исходя из положений статей 279 и 282 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым земельный участок и жилое помещение могут быть изъяты у собственника путем выкупа, в том числе путем подачи в суд иска о выкупе, заключение договоров о возмещении выкупной цены (размера убытков) является для ответчиков обязательным.
Установленные по делу обстоятельства, позволяют суду прийти к выводу об обоснованности и доказанности исковых требований Маслова 1ИО. к администрации городского округа город Воронеж об урегулировании разногласия при заключении соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, расположенной по адресу: <адрес>.
Удовлетворяя исковые требования Маслова 1ИО., суд возлагает на администрацию городского округа город Воронеж обязанность изложить пункт 2.1. соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, предложенного для подписания Маслову 1ИО, в редакции «Размер возмещения, включающий в себя рыночную стоимость Объекта, размер рыночной стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок под Объектом, размер убытков, причиненных стороне 2 в связи с изъятием Объекта, составляет 4877815 рублей. Размер возмещения определен в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Определением суда от 03.03.2017 года по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, расходы по оплате которой были возложены на администрацию городского округа город Воронеж.
Экспертом заявлено требование о возмещение расходов за проведение экспертного исследования, так как обязанность по оплате экспертизы ответчиком не исполнена.
Согласно счета № от ДД.ММ.ГГГГ за производство судебной экспертизы № подлежит оплате 40774 руб.
С учетом требований ч. 1 ст. 94, 98 ГПК РФ, указанные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста России».
Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Маслова 1ИО к администрации городского округа город Воронеж удовлетворить.
Урегулировать разногласия, возникшие между Масловым 1ИО и администрацией городского округа город Воронеж при заключении соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, расположенной по адресу: <адрес>, обязав администрацию городского округа город Воронеж изложить пункт 2.1. соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, предложенного для подписания Маслову 1ИО в редакции «Размер возмещения, включающий в себя рыночную стоимость Объекта, размер рыночной стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок под Объектом, размер убытков, причиненных стороне 2 в связи с изъятием Объекта, составляет 4877815 рублей. Размер возмещения определен в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Взыскать с администрации городского округа город Воронеж в пользу ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста России» расходы за производство судебной экспертизы № в размере 40774 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко
№2-963/2017 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июня 2017 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
При секретаре: Даниловой Н.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маслова 1ИО к администрации городского округа город Воронеж:
- о возложении обязанности пункт 2.1. соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, расположенной по адресу: <адрес>, предложенного для подписания изложить в редакции «Размер возмещения, включающий в себя рыночную стоимость Объекта, размер рыночной стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок под Объектом, размер убытков, причиненных стороне 2 в связи с изъятием Объекта, составляет 4877815 рублей. Размер возмещения определен в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»,
У с т а н о в и л :
Маслов 1ИО. обратился в Центральный районный суд города Воронежа с исковыми требованиями к администрации городского округа город Воронеж. Просит о возложении на ответчика обязанности пункт 2.1. соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, расположенной по адресу: <адрес>, предложенного для подписания изложить в редакции «Размер возмещения, включающий в себя рыночную стоимость Объекта, размер рыночной стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок под Объектом, размер убытков, причиненных стороне 2 в связи с изъятием Объекта, составляет 4877815 рублей. Размер возмещения определен в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»,
Обосновывая заявленные требования, указывает, что истцу на праве собственности принадлежит нежилое встроенное помещение. ДД.ММ.ГГГГ ответчик направил в адрес истца проект соглашения об изъятии имущества для муниципальных нужд во исполнение постановления администрации городского округа город Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земельного участка под многоквартирным домом № по <адрес> и помещений в нем». Пункт 2.1. соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд содержит редакцию соглашения, предусматривающую размер возмещения, включающий в себя рыночную стоимость объекта, размер убытков, причиненных в связи с изъятием объекта, определенный в сумме 1485000 руб. Указанный размер определен на основании отчета об оценке рыночной стоимости №г, подготовленного ООО <данные изъяты>».
Истец утверждает, что размер возмещения определен неверно, сумма явно не соответствует рыночной стоимости и размеру реальный убытков, причиненных в связи с изъятием.
ДД.ММ.ГГГГ истец направил в адрес ответчика протокол разногласий, который администрацией городского округа город Воронеж, в нарушение требований закона, не рассмотрен.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 445 ГК РФ просит разногласия, возникшие при заключении договора, разрешить в судебном порядке.
В судебное заседание истец Маслов 1ИО. не явился. О времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен.
Представитель истца, действующая на основании доверенности, Полянских 2ИО. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации городского округа город Воронеж, действующий на основании доверенности, Подкопаев 3ИО. возражал относительно доводов иска. Полагает, что основания для удовлетворения требований отсутствуют.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам:
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Подпунктом 3 пункта 2 указанной статьи предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239).
В соответствии со статьей 239 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 настоящего Кодекса.
Как следует из содержания статьи 44 Земельного кодекса Российской Федерации, принудительное изъятие у собственника его земельного участка является самостоятельным основанием прекращения права собственности на землю.
При этом основания изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд установлены статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях в связи с размещением автомобильной дороги местного значения.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд.
Данные полномочия органов местного самоуправления закреплены также в пункте 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому к вопросам местного значения городских округов относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений частей 2 и 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Согласно положениям статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Согласно статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.
Положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусмотрена возможность изъятия у собственника жилого помещения в связи с изъятием соответствующего земельного участка для муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии соответствующего земельного участка для муниципальных нужд.
Решение органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права Маслову 1ИО. принадлежит на праве собственности нежилое встроенное помещение I в лит. А, общей площадью 75,4 кв. м, этаж 1, номера на поэтажном плане 1-8, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 33).
Постановлением Главы Администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об изъятии земельного участка под многоквартирным домом № по <адрес> и помещений в нем» (л.д. 68-69) изъят для муниципальных нужд в порядке и форме, установленных действующим законодательством, земельный участок из земель населенных пунктов площадью 1045 кв.м. с кадастровым номером №, разрешенное использование: многоквартирный малоэтажный жилой дом, расположенный под многоквартирным домом № по <адрес>.
В соответствии с п. 3 постановлено изъять для муниципальных нужд нежилые помещения у собственников в <адрес> согласно Приложению № к настоящему постановлению, а именно нежилое встроенное помещение I в лит. А, общей площадью 75,4 кв. м.
Во исполнение постановления администрации городского округа город Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ администрация городского округа город Воронежа направила в адрес Маслова 1ИО. проект соглашения об изъятии имущества для муниципальных нужд (л.д. 6-9).
Пункт 2.1. соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд содержит редакцию соглашения, предусматривающую размер возмещения, включающий в себя рыночную стоимость объекта, размер убытков, причиненных в связи с изъятием объекта, определенный в сумме 1485000 руб. Указанный размер определен на основании отчета об оценке рыночной стоимости №г, подготовленного ООО «<данные изъяты>».
ДД.ММ.ГГГГ Маслов 1ИО. направил в адрес администрации городского округа город Воронеж протокол разногласий к соглашению об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в соответствии с которым просил внести изменения в проект в части п. 2.1., изложив его в редакции «размер возмещения, включающий в себя рыночную стоимость объекта, размер убытков, причиненных Стороне 2 в связи с изъятием Объекта, составляет 4033462 руб. Размер возмещения определен в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» на основании Акта экспертного исследования № от ДД.ММ.ГГГГ по договору № между ФБУ Воронежский РЦСЭ Минюста России и Масловым 1ИО от ДД.ММ.ГГГГ года».
На дату обращения истца в суд с настоящими исковыми требованиями администрация городского округа город Воронеж в установленном порядке протокол разногласий не рассмотрела.
Доказательств направления или вручения Маслову 1ИО. мотивированного ответа по вопросу рассмотрения протокола разногласий в судебном заседании не предоставлено.
В предварительном судебном заседании суду предоставлен мотивированный ответ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 165), содержащиЙ предложение рассмотреть возможность установления в соглашении об изъятии недвижимости размер возмещения за изымаемый объект недвижимости в сумме 2718000 руб.
В соответствии с п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Принимая во внимание, что договор между сторонами не заключен в связи с тем, что сторонами не достигнуто соглашение об определении размера выкупной стоимости, каждой из сторон предоставлено в качестве письменного доказательства заключение специалиста, содержащее различный размер рыночной стоимости земельного участка, жилого дома и убытков, подлежащих выплате Администрацией в пользу Маслова 1ИО., в соответствии со ст. 12, 56 ГПК РФ, удовлетворено ходатайство администрации городского округа город Воронеж о назначении по делу судебной экспертизы.
Определением суда от 03.03.2017 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста России».
Как следует из предоставленного суду заключения экспертов ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста России» № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость нежилого встроенного помещения I в лит. А, площадью 75,4 кв.м, этаж 1, номер на поэтажном плане: 1-8, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию ДД.ММ.ГГГГ составляет 3976970 руб.
Рыночную стоимость доли Маслова 1ИО. в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 1045 кв.м, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, с учетом определения его права на долю в общей долевой собственности на земельный участок, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 900845 руб.
Определить размер убытков, причиняемых Маслову 1ИО. в связи с изъятием земельного участка под многоквартирным домом № по <адрес> и помещений в нем, согласно мотивированному заключению, изложенному в части 3 заключения, не представляется возможным.
В судебном заседании представитель истца, действующая на основании доверенности, Полянских 2ИО. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, указывая, что ответы эксперта по двум поставленным вопросам подтверждают обоснованность заявленных исковых требований в той части, что определенная ответчиком в п. 2.1. соглашения выкупная цена необоснованно занижена.
Принимая решение по делу, и определяя выкупную стоимость земельного участка, жилого дома и убытков, подлежащих выплате Администрацией в пользу Маслова 1ИО., суд принимает в качестве допустимого и достоверного доказательства по делу заключение эксперта ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста России» № от ДД.ММ.ГГГГ, которое соответствует пункту 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениям Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Оснований сомневаться в объективности выводов экспертов у суда не имеется, последние были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Кроме того, в заключении эксперта дана полная характеристика объекта оценки, вся необходимая информация и приведена мотивация расчетов, при которых учитывались сведения по рынку продаж аналогичных объектов с учетом местоположения, физических характеристик, объемно-планировочных характеристик.
Согласно пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Исходя из положений статей 279 и 282 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым земельный участок и жилое помещение могут быть изъяты у собственника путем выкупа, в том числе путем подачи в суд иска о выкупе, заключение договоров о возмещении выкупной цены (размера убытков) является для ответчиков обязательным.
Установленные по делу обстоятельства, позволяют суду прийти к выводу об обоснованности и доказанности исковых требований Маслова 1ИО. к администрации городского округа город Воронеж об урегулировании разногласия при заключении соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, расположенной по адресу: <адрес>.
Удовлетворяя исковые требования Маслова 1ИО., суд возлагает на администрацию городского округа город Воронеж обязанность изложить пункт 2.1. соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, предложенного для подписания Маслову 1ИО, в редакции «Размер возмещения, включающий в себя рыночную стоимость Объекта, размер рыночной стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок под Объектом, размер убытков, причиненных стороне 2 в связи с изъятием Объекта, составляет 4877815 рублей. Размер возмещения определен в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Определением суда от 03.03.2017 года по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, расходы по оплате которой были возложены на администрацию городского округа город Воронеж.
Экспертом заявлено требование о возмещение расходов за проведение экспертного исследования, так как обязанность по оплате экспертизы ответчиком не исполнена.
Согласно счета № от ДД.ММ.ГГГГ за производство судебной экспертизы № подлежит оплате 40774 руб.
С учетом требований ч. 1 ст. 94, 98 ГПК РФ, указанные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста России».
Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Маслова 1ИО к администрации городского округа город Воронеж удовлетворить.
Урегулировать разногласия, возникшие между Масловым 1ИО и администрацией городского округа город Воронеж при заключении соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, расположенной по адресу: <адрес>, обязав администрацию городского округа город Воронеж изложить пункт 2.1. соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, предложенного для подписания Маслову 1ИО в редакции «Размер возмещения, включающий в себя рыночную стоимость Объекта, размер рыночной стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок под Объектом, размер убытков, причиненных стороне 2 в связи с изъятием Объекта, составляет 4877815 рублей. Размер возмещения определен в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Взыскать с администрации городского округа город Воронеж в пользу ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста России» расходы за производство судебной экспертизы № в размере 40774 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко