Дело № 2 -272/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июля 2010 года п. Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Спиридонова Е.А.,
при секретаре Шороховой О.П.,
с участием прокурора - старшего помощника прокурора Бурейского района Щуко Н.А.,
заявителя Панченко И.А., представителя ответчика - Новобурейского поселкового совета народных депутатов действующего на основании доверенности Недзельского Е.В.,
представителя ответчика председателя Новобурейского поселкового совета народных депутатов Костыревой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Панченко Ивана Афанасьевича, в порядке ст.251 ГПК РФ к Новобурейскому поселковому Совету народных депутатов о признании недействующим решения Новобурейского поселкового Совета народных депутатов № 37/180 от 29.10.2007 года «Об утверждении норматива отопления для населения муниципального образования рабочий посёлок Новобурейский» полностью со дня его принятия, в связи с противоречием указанного решения Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», принятому в целях реализации ст.157 Жилищного Кодекса РФ,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель Панченко И.А. обратился в суд с заявлением о признании недействующим решения Новобурейского поселкового Совета народных депутатов № 37/180 от 29.10.2007 года «Об утверждении норматива отопления для населения муниципального образования рабочий посёлок Новобурейский» полностью со дня его принятия, в связи с противоречием указанного решения Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», принятому в целях реализации ст.157 Жилищного Кодекса РФ.
В своем заявлении Панченко И.А. указал, что является собственником квартиры по адресу: п.Новобурейский, ул.Зелёная, 36 кв.58 и несёт расходы по оплате коммунальных услуг. Считает, что решением Новобурейского поселкового совета народных депутатов № 37/180 от 29.10.2007 г. «Об утверждении норматива отопления для населения муниципального образования рабочий посёлок Новобурейский» нарушены его жилищные права, его права как потребителя коммунальных услуг, имущественные права, в части оплаты жилищно - коммунальных услуг, а именно:
Советом народных депутатов принято указанное постановление, которым утверждён норматив отопления для населения 0,027 Гкал/кв.м. для всего жилищного фонда. При принятии данного решения не были учтены следующие конструктивные и технические параметры жилых домов, а именно: этажность, год постройки, материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, наличие и износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
В соответствии со ст.2 п.16 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» доступность для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса - доступность приобретения и оплаты потребителями соответствующих товаров и услуг организаций коммунального комплекса с учётом цен (тарифов) для потребителей и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
В соответствии с разделом 3 Постановления Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы» одним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации является обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения.
Считает, что норматив на отопление для дома, в котором он проживает, должен быть ниже 0,027 Гкал/кв.м. и соответственно решение Новобурейского поселкового совета народных депутатов № 37/180 от 29.10.2007 года нарушает его право на доступное жилье в части оплаты коммунальных услуг.
Согласно ст.11 Жилищного кодекса РФ защита жилищных прав осуществляется путём: - восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; - признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа, либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих Жилищному кодексу РФ или принятым в соответствии с Жилищным кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу.
В судебном заседании заявитель Панченко И.А. заявление поддержал, суду пояснил, что считает Решение Бурейского поселкового совета народных депутатов № 37/180 от 29.10.2007 года «Об утверждении норматива отопления для населения муниципального образования рабочего посёлка Новобурейский», вынесено с нарушениями закона, поскольку противоречит Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», принятому в целях реализации ст.157 Жилищного Кодекса РФ., по следующим основаниям. Дом, в котором он проживает, не оборудован прибором учета. На дома технические паспорта отсутствуют. Норматив по отоплению, утвержденный Решением Бурейского поселкового совета народных депутатов № 37/180 от 29.10.2007 года, который как указывают ответчики, определен расчетным методом,- 0,027 Гкал/кв.м, не соответствует Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», так как расчетный метод, для домов, к которым отсутствует техническая документация, используется, предусматривает расчет по формуле, с использованием значений нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома, в котором учитывается этажность. И, в зависимости от количества этажей в доме значение нормируемого удельного расхода изменяется, поэтому он не может быть одинаковым для всех домов, расположенных в п.Новобурейский. При использовании расчетного метода, как положено по Постановлению № 306, значение нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома в частности для пятиэтажного дама, в котором он проживает при расчетах равно 0,261 Гкал/кВ.м, то есть меньше, чем норматив, установленный решением Новобурейского поселкового совета. Он ежемесячно переплачивает за отопление около 100 рублей. В семье работает один, жена ухаживает за ребенком, не работает, находится у него на иждивении. В связи с ежемесячной оплатой, в год сумма переплаты составит около 1200 рублей. Его заработная плата в месяц составляет около 30 тысяч рублей, права на субсидию у него нет. Он несет необоснованные убытки, а следовательно это нарушает его право на доступное жилье в части коммунальных оплаты услуг. Обоснованность применения расчетного метода, правильность произведенных расчетов ответчиком не представлена. Просит признать указанное решение недействующим полностью со дня его принятия, в связи с противоречием указанного решения Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», принятому в целях реализации ст.157 Жилищного Кодекса РФ и п.10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Представитель ответчика, по доверенности, Недзельский Е.В., заявленные требования не признал в полном объеме, суду пояснил, что доводы, Панченко И.А. не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Панченко И.А. указывает, что оспариваемое им решение нарушило его право на доступное жилье в части оплаты коммунальных услуг. При этом им не предоставлено каких-либо обоснований, расчётов в доказательство своих утверждений. Однако, норматив сам по себе не может нарушить чьё-либо право на доступное жилье, так как устанавливается в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ для расчёта коммунальных услуг, предоставляемых потребителям. Норматив не носит индивидуального характера, а устанавливается для группы потребителей коммунальных услуг. В том же случае если потребитель не может в полном объеме оплатить коммунальные услуги, он пользуется правом на получение субсидии в порядке, определённом нормативно-правовыми актами РФ.
Таким образом, Новобурейский поселковый Совет народных депутатов полагает, что права и свободы Панченко И.А. рассматриваемым Решением не нарушены.
Норматив на отопление принят решением сессии в соответствии с предоставленными расчётами, с учётом интересов организаций коммунального комплекса и организации МУП «Жилсервис». Был использован расчётный метод, предусмотренный разделом 6 Постановления № 306.
Данный метод не предполагает конструктивных и технических параметров жилых домов, а именно: этажности, года постройки, материала стен, конструкций и окон, наличия и износа внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, то есть того, о чём говорится в заявлении.
Метод расчёта был принят Новобурейским поселковым Советом народных депутатов, так как и во время принятия решения и в настоящее время отсутствуют технические паспорта многоквартирных жилых домов, расположенных в п.Новобурейский, из которых и берутся сведения об этажности, годе постройки, материала стен, крыш и т.д.
Новобурейский поселковый Совет народных депутатов полагает, что Решение принято компетентным органом, в соответствии с требованиями законодательства РФ, было опубликовано в установленном порядке в официальном печатном органе.
В случае отмены действующего норматива на отопление необходимо будет осуществить процедуру установления нового норматива, так как без установленного норматива потребления тепловой энергии невозможен расчёт стоимости коммунальных услуг для населения, что определено статьёй 157 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3-х лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
Существует одно основание для пересмотра нормативов, оно определено пунктом 13 вышеуказанных Правил в соответствии с которым: «основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых, объём (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5%».
Так как указанных оснований не имеется, то следовательно отсутствуют и основания для изменения норматива потребления тепловой энергии.
Данная позиция Новобурейского поселкового Совета народных депутатов подтверждается практикой Бурейского районного суда. Законность и обоснованность принятия Решения № 37/180 ранее уже исследовалась в судебном заседании, по делу № 2-98/2010.
Так при рассмотрении аналогичного дела по заявлению Черняк О.Н. о признании недействующим решения Новобурейского поселкового Совета народных депутатов № 19/76 от 21.01.2010 года «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на услуги по отоплению жилищного фонда» суд отменил данное решение на том основании, что норматив потребления тепловой энергии был изменён до истечения, установленного пунктом 16 Правил, трёхлетнего срока.
Правильность вынесения данного решения была подтверждена кассационной инстанцией, решение суда ступило в законную силу. На основании данного решения суда было отменено решение Новобурейского поселкового Совета народных депутатов № 19/76 от 21.01.2010 года, а размер норматива потребления тепловой энергии был приведён в соответствие с решением Новобурейского поселкового Совета народных депутатов № 37/180.
В связи с чем, просит отказать Панченко И.А. в удовлетворении заявленных им требований.
Представитель ответчика, председатель Новобурейского поселкового совета народных депутатов Костырева О.А., заявленные требования не признала, суду пояснила, что норматив на отопление принят решением сессии в соответствии с предоставленными расчётами, с учётом интересов организаций коммунального комплекса и организации МУП «Жилсервис». Был использован расчётный метод, предусмотренный разделом 6 Постановления № 306. Каким образом производились расчеты, пояснить не может. Расчеты и обоснования принятия решения о применении именно расчетного метода при определении норматива по отоплению суду представить не может, поскольку их в наличии нет. Полностью поддерживает позицию представителя ответчика Недзельского Е.В., считает, что в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать в полном объеме.
Заслушав стороны, заключение прокурора об обоснованности требований заявителя, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования Панченко И.А. о признании недействующим Решения Бурейского поселкового совета народных депутатов № 37/180 от 29.10.2007 г. «Об утверждении норматива отопления для населения муниципального образования рабочего поселка Новобурейский» со дня его принятия, обоснованны, и подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:
Согласно ст.46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст.251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этот акта противоречащим закону полностью или в части.
Гражданин Панченко И.А. вправе был обратиться в суд с настоящим заявлением, поскольку полагает, что оспариваемым решением затрагиваются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами.
Так, ст.18 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием.
Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей (с изменениями и дополнениями) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Частью 1 п.1,7 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» предусматривает, что общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются достижение баланса интересов потребителей и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающих доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.
В соответствии с разделом 3 Постановления Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы», одним из приоритетов национальной жилищной политики Российской Федерации является обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для населения.
Статья 157 Жилищного Кодекса РФ предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге -органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Новобурейским поселковым Советом народных депутатов в соответствии с п.8 раздела 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года принято решение № 37/180 от 29 октября 2007 года «Об утверждении норматива отопления для населения муниципального образования рабочий поселок Новобурейский», которым утвержден норматив отопления для населения на 1 кв.м. (в расчете на 12 месяцев) 0,027 Гкал/кв.м. Действие данного решения вступило в законную силу с 01 января 2008 года. Данный нормативный правовой акт опубликован в установленном порядке в газете «Советское Приамурье сегодня» № 45 от 08 ноября 2007 года.
Заявитель Панченко И.А. считает, что норматив отопления для пятиэтажного дома, в котором он проживает, должен быть ниже 0,027 Гкал/кв.м, поскольку при утверждении данного норматива не были учтены такие конструктивные и технические параметры жилых домов, как: этажность, и подтверждает это представленным расчетом, согласно которому норматив для пятиэтажного дома составляет 0,0261 Гкал/кв.м., который не оспаривается ответчиком. Поскольку норматив ниже, то соответственно оплата коммунальных услуг в части отопления,- меньше, что подтверждается представленными счетами по квартплате, с применением указанного норматива. При применении указанного норматива заявитель несет убытки. В связи с чем, решение Новобурейского поселкового совета народных депутатов № 37/180 от 29.10.2007 года нарушило право заявителя Панченко И.А. на доступное жилье в части оплаты коммунальных услуг и он вынужден был обратиться в суд с целью проверки законности принятого решения.
При рассмотрении судом данного дела о признании недействующим оспариваемого нормативного правового акта, суд руководствуется Постановлениями Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», от 20 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», а также в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».
Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органа местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в установленном порядке в газете «Советское Приамурье сегодня» № 45 от 08 ноября 2007 года.
Представительный орган - Новобурейский поселковый Совет народных депутатов, принявший оспариваемый нормативные правовой акт в соответствии со ст.33 Устава Муниципального образования рабочий поселок Новобурейский Бурейского района Амурской правомочен на его принятие.
Представленный ответчиком протокол сессии Новобурейского поселкового Совета народных депутатов № 37 от 29 октября 2007 года, подтверждает полномочия принятия соответствующего решения. Однако, сам расчет норматива отопления не представлен, как и не представлена обоснованность его принятия.
Проверяя соответствие оспариваемого нормативного акта федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст.249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела.
Исходя из этого, обязанность доказать принятие оспариваемого акта и нарушение им прав и интересов граждан, организаций и т.д. возлагается на заявителя. Орган, принявший нормативный правовой акт, должен доказать свою правомочность на его принятие и соответствие нормативно-правового акта законодательству.
Согласно п.7 названного Постановления заявление об оспаривании нормативного правового акта или его части должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ, а также содержать данные, перечисленные в частях 5 и 6 статьи 251 ГПК РФ.
Согласно п.17 названного Постановления при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства, хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств, в том числе содержания оспариваемого акта.
При проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта судом установлено, что не соблюдены существенные положения нормативного правового акта, регулирующие порядок принятия актов данного вида. При этом положения нормативного правового акта, регламентирующие порядок принятия нормативного правового акта данного вида, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.
Так, в соответствии со статьёй 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Ст.17 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) предусматривает полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Согласно подпункту "а" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учёта размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам (исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление).
При этом исполнитель производит один раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам (исходя из общего количества энергии, поставленной ресурсоснабжающей организацией).
Порядок установления и изменения нормативов потребления коммунальных услуг регулируется Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
В соответствии с пунктами 3-5 указанных Правил устанавливаемые в соответствии с ними нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учёта и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами. При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: в частности в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
Согласно пункта 10 указанных Правил, нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
В соответствии с п.20, 23 указанных Правил, при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются методы: метод аналогов; экспертный метод; расчетный метод. При этом расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода.
Как указывает ответчик, при определении нормативов на 2008 года использовался расчетный метод, поскольку отсутствовали паспорта на жилые дома и отсутствовали приборы учета. Согласно п.44 указанных Правил, нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к настоящим Правилам.
В соответствии с разделом II приложения к настоящим Правилам, (п.15) часовая нагрузка на отопление многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, определяется исходя из проектных данных домов. В случае отсутствия проектных данных часовая тепловая нагрузка определяется по паспортам домов. В случае отсутствия паспортных и проектных данных, часовая нагрузка определяется по формуле, с у четом нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома, при этом, согласно Таблицы 7, значение удельного расхода тепловой энергии на отопление, определяется с учетом этажности дома.
Учитывая, что паспорта и проектные данные на многоэтажные и жилые дома отсутствовали, то ссылка ответчика, что ими использован при определении норматива на отопления расчетный метод, обоснована.
Однако, исследованные судом доказательства с достоверностью подтверждают, что нормативы потребления тепловой энергии на услуги по отоплению жилищного фонда в 2008 году принимались без учета Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 306 от 23 мая 2006 года, а именно без учета нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома, поскольку норматив 0,027 Гкал/кв.м. при расчетном методе не может являться единым для всех потребителей с учетом этажности домов. Обоснованность принятия единого норматива суду не представлена, то есть ответчик не доказал, что принятое 29.10.2007 года Новобурейским поселковым Советом народных депутатов Решение № 37/180 «Об утверждении норматива отопления для населения муниципального образования рабочего посёлка Новобурейский», соответствует действующему законодательству.
Тем самым, нарушен принцип достижения баланса интересов потребителей услуг организации коммунального комплекса - ООО «Жилсервис» и интересов указанной организации, обеспечивающего доступность этих услуг, предусмотренный статьей 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (с изменениями и дополнениями), и соответственно, нарушены законные и права и интересы заявителя Панченко И.А., как потребителя.
Исходя из изложенного, судом установлено нарушение порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта со стороны представительного органа Новобурейского поселкового Совета народных депутатов.
Суд находит не состоятельным довод представителя ответчика, о том, что законность и обоснованность принятия Решения № 37/180 ранее уже исследовалась судом при рассмотрении аналогичного дела по заявлению Черняк О.Н. (дело № 2-98/2010, решение от 12.04.2010 года) о признании недействующим решения Новобурейского поселкового Совета народных депутатов № 19/76 от 21.01.2010 года «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на услуги по отоплению жилищного фонда», когда было отменено решение Новобурейского поселкового Совета народных депутатов № 19/76 от 21.01.2010 года, а размер норматива потребления тепловой энергии был приведён в соответствие с решением Новобурейского поселкового Совета народных депутатов № 37/180, поскольку данный нормативный правовой акт не являлся предметом рассмотрения указанного спора и соответственно законность его принятия при вынесении решения Бурейского районного суда от 12 апреля 2010 года судом не проверялась.
Кроме того, Решение Новобурейского поселкового Совета народных депутатов № 19/76 от 21.01.2010 года «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на услуги по отоплению жилищного фонда» признано решением Бурейского районного суда от 12.04.2010 года не противоречащим Постановлению № 306 в части определения для расчета нормативов потребления тепловой энергии на отопление в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 расчетного метода, а признано незаконным в части срока пересмотра ранее действовавших нормативов. Нормативы пересмотрены представительным органом через 2 года 1 месяц, хотя п.16 Правил предусматривает пересмотр нормативов не ранее трех лет.
В соответствии с ч.2 ст.253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая, что в судебном заседании установлено, что Решение Бурейского поселкового Совета народных депутатов № 37/180 «Об утверждении норматива отопления для населения муниципального образования рабочего посёлка Новобурейский», принятое 29.10.2007 года противоречит Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», принятому в целях реализации ст.157 Жилищного Кодекса РФ, имеющему большую юридическую силу, суд признаёт данный нормативный правовой акт недействующим полностью, со дня его принятия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 -199, 253 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Заявление Панченко Ивана Афанасьевича удовлетворить.
Признать недействующим решение Новобурейского поселкового Совета народных депутатов № 37/180 «Об утверждении норматива отопления для населения муниципального образования рабочего посёлка Новобурейский», принятое 29.10.2007 года, полностью со дня его принятия, в связи с противоречием указанного решения Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», принятому в целях реализации ст.157 Жилищного Кодекса РФ и п.10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Бурейский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья Бурейского районного суда Е.А.Спиридонов