№ 2-2581/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Боровичи Новгородской области 22 ноября 2016 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Киселева И.А.,
при секретаре Гоголевой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевой <данные изъяты> к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонному) о признании решения об отказе в досрочном назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, включении периодов работы в специальный трудовой стаж и досрочном назначении пенсии,
установил:
Николаева С.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ в <адрес> (межрайонному) (далее – Управление) о признании решения об отказе в досрочном назначении пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж и досрочном назначении пенсии, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности, которой она занимается более 30 лет. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии отказано, из специального стажа исключены курсы повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (02 месяца), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (29 дней), работа медицинской сестрой с совмещением обязанностей санитарки: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (18 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (13 дней), дни сдачи крови и её компонентов (дни отдыха) – ДД.ММ.ГГГГ (1 день).
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она работает в Боровичской ЦРБ в должности палатной медицинской сестры отделения интенсивной терапии, анестезиологии и реанимации.
Согласно приказа № (параграф 24) работодателя от ДД.ММ.ГГГГ она направлялась в Новгородскую областную больницу на специализацию медицинских сестёр отделения ИТАР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В данном приказе нет сведений о сохранении заработной платы, однако за этот период з/плата выплачена в полном объёме.
Согласно приказа № (параграф 2, п. 2) работодателя от ДД.ММ.ГГГГ она направлялась в Боровичское медицинское училище на цикл повышения квалификации «сестринское дело в хирургии» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с сохранением заработной платы в размере 1 ставки.
Согласно приказа № (параграф 1) работодателя от ДД.ММ.ГГГГ она направлялась в Боровичское медицинское училище на цикл повышения квалификации «медицинская сестра хирургическая, операционная, медицинская сестра - анестезист» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с сохранением заработной платы в размере 1 ставки.
Должность санитарки является должностью младшего медицинского персонала и работа в такой должности в льготный стаж не засчитывается.
Вместе с тем работу по совмещению необходимо отличать от работы по совместительству.
В спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(18 дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (13 дней) её основная работа - работа медицинской сестрой отделения интенсивной терапии, анестезиологии и реанимации, а работа санитаркой была дополнительной и исполнялась одновременно с основной.
Согласно приказа работодателя № от ДД.ММ.ГГГГ (параграф 14) ей оплачивалось совместительство санитарки 30% с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно приказа работодателя № от ДД.ММ.ГГГГ (параграф 8) ей оплачивалось совместительство санитарки 30% с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, указанные периоды подлежат зачёту в специальный стаж также в льготном порядке - год работы засчитывается как год и 6 месяцев.
Поскольку в дни сдачи крови за работником сохраняется средняя заработная плата, а предоставляемые в связи с этим дни отдыха могут быть присоединены к очередному отпуску, указанные дни (донорские) должны быть включены в специальный стаж, так как время нахождения в очередном отпуске и время, когда за работником сохраняется средняя заработная плата и производятся отчисления в пенсионный фонд, подлежат включению в специальный стаж.
На момент вынесения решения комиссии по реализации пенсионных прав граждан об отказе в назначении пенсионного обеспечения льготный стаж был определён в 29 лет 08 месяцев 05 дней. Продолжительность спорных периодов 03 месяца 25 дней (в календарном исчислении), при этом необходимо отработать 30 лет.
Таким образом, на момент подачи заявления о досрочном назначении пенсии льготный стаж был более необходимого.
На основании изложенного, просит решение об отказе в досрочном назначении пенсионного обеспечения признать незаконным; обязать ответчика засчитать в специальный стаж курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы в должности палатной медицинской сестры отделения интенсивной терапии, анестезиологии и реанимации с совмещением обязанностей санитарки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном порядке исчисления стажа (1 год работы как 1 год и 6 месяцев), ДД.ММ.ГГГГ день отдыха (после сдачи крови и её компонентов) в календарном исчислении; обязать Управление назначить пенсионное обеспечение со дня обращения за ним, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Николаева С.В. и ее представитель по заявлению ФИО3 заявленные исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям, пояснив, что работодателем предоставлены корректирующие сведения о спорном периоде работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако ответчик в своих возражениях указывает на невозможность их включения в льготный стаж с момента подачи заявления о назначении досрочной пенсии, с чем истица не согласна, поскольку нарушение работодателем его обязанности по своевременному предоставлению таких сведений не может ущемлять права работника на пенсионное обеспечение.
Представитель ответчика по доверенности ФИО4 в судебном заседании иск не признала по тем основаниям, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации и день отдыха после сдачи крови и ее компонентов не могут быть включены в льготный стаж, поскольку это не предусмотрено Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Николаева С.В. в спорные периоды не выполняла свои непосредственные профессиональные обязанности, связанные с повышенными психофизическими нагрузками. При представлении в Пенсионный фонд РФ сведений индивидуального (персонифицированного) учета работодатель определил периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как периоды, не подлежащие включению в льготный трудовой стаж. ДД.ММ.ГГГГ ГОБУЗ БЦРБ в УПФР в <адрес> (межрайонное) представлены корректирующие формы сведений индивидуального (персонифицированного) учета с указанием в периодах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ кода льготы - 28 ГДХР. Данные сведения загружены на индивидуальный лицевой счет истца, что подтверждается выпиской из ИЛС от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку корректирующие сведения представлены работодателем после принятия Управлением ПФР обжалуемого решения, оснований для обязания Управления включить данные периоды в льготный стаж с даты первоначального обращения истца за назначением пенсии не имеется законных оснований.
Суд, заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В силу части 2 указанной статьи, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу ст. 8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет; при наличии страхового стажа не менее пятнадцати лет.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Николаева С.В. принята на работу медицинской сестрой в Боровичской ЦРБ палаты реанимации в отделении интенсивной терапии, анестезиологии и реанимации.
В соответствии с распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рз «О принятии муниципальных учреждений в государственную собственность» и приказом комитета по охране здоровья населения <адрес> №-Д от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ММУ «Боровичская центральная районная больница» переименовано в ГОБУЗ «Боровичская ЦРБ», где Николаева С.В. продолжает работать на штатной вакантной должности медицинской сестры отделения интенсивной терапии, анестезиологии и реанимации (ИТАР) по настоящее время.
В периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в периоды работы в должности медицинской сестры отделения интенсивной терапии, анестезиологии и реанимации (ИТАР) палаты ММУ «Боровичская центральная районная больница», Николаева С.В. направлялась на курсы повышения квалификации (л.д.16,17,18).
В соответствии со ст.187 Трудового Кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата.
Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до ДД.ММ.ГГГГ, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
В соответствии с п.5 указанных Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В связи с тем, что спорные периоды нахождения истца Николаевой С.В. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имели место в период ее работы в должности и в учреждении, работа в которых подлежит включению в льготный стаж, указанные спорные периоды также подлежат включению в льготный стаж истца.
Николаева С.В. направлялась работодателем на курсы повышения квалификации с сохранением своего места работы и средней заработной платы. Она, как и другие работники, подлежала государственному социальному страхованию, и работодатель уплачивал взносы на социальное страхование согласно положениям действующего законодательства. Таким образом, данные нормативно-правовые акты позволяют засчитать Николаевой С.В. периоды нахождения на курсах повышения квалификации в стаж работы, дающей ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность, в связи с чем исковые требования Николаевой С.В. об исчислении указанных спорных периодов в льготном исчислении также являются обоснованными, так как периоды работы истицы, во время которых она проходила курсы повышения квалификации, исчислены и включены ответчиком в стаж истицы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Указанные периоды нахождения Николаевой С.В. на курсах повышения квалификации подтверждены документально, а потому требование Николаевой С.В. о включении в льготный стаж периодов нахождения ее на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит удовлетворению.
Также суд находит обоснованным требование истца о включении в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, период работы в указанной ею должности с совмещением обязанностей санитарки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку работодателем предоставлены корректирующие сведения за данный период с кодом льготы. Несвоевременное предоставление указанных сведений работодателем не может служить основанием для отказа во включении этого периода в специальный стаж истицы и являться основанием для ограничения ее права на досрочное пенсионное обеспечения с первоначальной даты подачи соответствующего заявления.
Следовательно указанные периоды подлежат зачёту в специальный стаж также в льготном порядке - год работы засчитывается как 1 год и 6 месяцев.
Рассматривая требование истца о включении в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, дня отдыха после сдачи крови и ее компонентов, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.186 ТК РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года.
Письмом Минздравсоцразвитие России от ДД.ММ.ГГГГ № разъяснило, что страховые взносы начисляются на средний заработок, выплачиваемый в соответствии с законодательством работнику, который сдает кровь (ст.186 ТК РФ).
Поскольку в дни сдачи крови за работником сохраняется средняя заработная плата, а предоставляемые в связи с этим дни отдыха могут быть присоединены к очередному отпуску, указанные дни (донорские) должны быть включены в специальный стаж, так как время нахождения в очередном отпуске и время, когда за работником сохраняется средняя заработная плата и производятся отчисления в пенсионный фонд, подлежат включению в специальный стаж.
Таким образом, требование истца о включении в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, дня отдыха – ДД.ММ.ГГГГ, является обоснованным.
Доводы ответчика суд не принимает во внимание, поскольку они противоречат действующему законодательству.
В связи с включением спорных периодов в льготный стаж Николаевой С.В. её льготный стаж составляет более 30 лет.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
На момент вынесения решения комиссии по реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсионного обеспечения стаж Николаевой С.В. был определён в 29 лет 08 месяцев 05 дней.
Таким образом, страховая пенсия Николаевой С.В. должна быть назначена со дня возникновения права на неё, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с удовлетворением судом исковых требований с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Николаевой <данные изъяты> удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении пенсии.
Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) включить в стаж работы Николаевой <данные изъяты>, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном порядке исчисления стажа как 1 год и 6 месяцев за 1 год работы, периоды работы в должности палатной медицинской сестры отделения интенсивной терапии, анестезиологии и реанимации с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., и с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ в льготном порядке исчисления стажа как 1 год и 6 месяцев за 1 год работы, день отдыха после сдачи крови и ее компонентов – ДД.ММ.ГГГГ в период работы в должности палатной медицинской сестры отделения интенсивной терапии, анестезиологии и реанимации, и назначить Николаевой <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности более 30 лет.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонного) в пользу Николаевой <данные изъяты> расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца.
Судья И.А.Киселев