Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 сентября 2020 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Осьмининой Ю.С.
при секретаре Пугачевой Н.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2938/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к Железникову В.В. о взыскании недоимки по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратился в суд с административным иском к Железникову В.В. о взыскании недоимки по налогам и пени, в котором просил взыскать с административного ответчика недоимку по транспортному налогу за 2017 г. в размере 61 296,68 рублей, пени по транспортному налогу за 2017 г. в размере 2 230,51 рублей, пени по транспортному налогу за 2016 г. в размере 1 318,59 рублей, пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 г. в размере 15,60 рублей, ссылаясь на то, что административный ответчик, как лицо, состоящее на учете в качестве налогоплательщика, обязанное уплачивать законно установленные налоги в отношении принадлежащего ему имущества, не исполнил в полном объеме установленную законом обязанность по уплате налога, в связи с чем в его адрес было направлено требование об уплате налога с предложением добровольно погасить задолженность по налогам, которое было оставлено без исполнения.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области в судебное заседание не явился, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Железников В.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, о чем свидетельствует имеющееся в материалах дела уведомление от 27.08.2020 г., подтверждающее получение Железниковым В.В. судебной повестки на 07.09.2020 г., причины своей неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении разбирательства по делу, о рассмотрении дела в его отсутствие не представил.
В силу п. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, административного ответчика извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Суд, исследовав материалы дела, считает административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области обоснованными, подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, указал, что налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Согласно пункту 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу пункта 1 статьи 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (статьи 46, 47, 69 НК РФ).
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 6 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В пункте 1 статьи 361 НК РФ определены налоговые ставки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362, пунктами 1, 3 статьи 363 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.
Ст. 423 НК РФ установлено, что расчетным периодом признается календарный год.
В соответствии со ст. 426 НК РФ в 2017-2020 гг. для плательщиков, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ применяются следующие тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование: в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 22 процента; в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование – 10 процентов.
Согласно ст. 431 НК РФ в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов, исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В соответствии со ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Судом установлено и следует из материалов дела, ответчик Железников В.В. в налоговый период 2016 г. имел в собственности транспортные средства <данные изъяты> г/н №, <данные изъяты> г/н №, <данные изъяты> г/н №, <данные изъяты> г/н №, <данные изъяты>, г/н №; в налоговый период 2017 г. имел в собственности транспортные средства <данные изъяты> г/н №, <данные изъяты> г/н №, <данные изъяты> г/н №, <данные изъяты> г/н №.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ); налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 363 НК РФ).
Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области было сформировано и направлено в адрес административного ответчика налоговое уведомление № от 03.02.2018 г. об уплате транспортного налога за 2016 год в общем размере 71 134 рубля.
Указанное выше налоговое уведомление было сформировано 03.02.2018 г. и направлено в адрес налогоплательщика с предложением уплатить налог в срок не позднее 29.03.2018 г.
В установленный срок не исполнил установленную законом обязанность по уплате транспортного налога за 2016 г.
Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области было сформировано и направлено в адрес административного ответчика налоговое уведомление № от 29.08.2018 г. об уплате транспортного налога за 2017 год в общем размере 79 985 рублей, (за а/м <данные изъяты> г/н № в размере 22 100 рублей (260 (налоговая база) * 85 (налоговая ставка: 12 (месяц) * 12 месяцев владения)), за а/м <данные изъяты> г/н № в размере 7 450 рублей (149 (налоговая база) * 50 (налоговая ставка:12 (месяц) * 12 (месяц владения)), за а/м <данные изъяты> г/н № в размере 50 435 рублей (367 (налоговая база) * 150 (налоговая ставка: 12 (месяц) * 12 (месяц владения)), земельного налога, налога на имущество физических лиц.
Указанное выше налоговое уведомление было сформировано 29.08.2018 г. и направлено в адрес налогоплательщика с предложением уплатить налог в срок не позднее 03.12.2018 г.
В установленный срок не исполнил установленную законом обязанность по уплате транспортного налога за 2017 г.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 НК РФ).
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно ст. 75 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщики, плательщики сборов должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.
Ввиду невнесения Железниковым В.В. оплаты транспортного налога налоговым органом в его адрес было направлено требование об уплате налога № по состоянию на 27.08.2018 г. с ппредложением добровольно погасить недоимку по транспортному налогу в размере 71 134 рублей, пени по транспортному налогу в размере 1 318,59 рублей, налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 8 867,57 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов 73,18 рублей в срок до 03.12.2018 г.
Налогоплательщиком Железниковым В.В. была произведена полная оплата по транспортному налогу за 2016 г. следующими платежными поручениями: 25.12.2016 г. в размере 25 рублей (платежный документ на сумму 15 440,21 рублей, из которых сумма в размере 25 рублей налоговым органом зачтена в недоимку за 2016 г., оставшаяся сумма данного платежа зачтена в недоимку за предыдущие налоговые периоды); 23.11.2017 г. в размере 9 803 рубля; 27.11.2018 г. в размере 50 435 рублей; 28.11.2018 г. в размере 10 871 рубль (платежный документ на сумму 22 100 рублей, из которых сумма в размере 10 871 рубль налоговым органом зачтена в недоимку за 2016 г., оставшаяся сумма зачтена в недоимку за 2017 г.).
Таким образом, сумма задолженности по транспортному налогу за 2016 г. налогоплательщиком погашена в полном объеме.
Срок оплату по транспортному налогу составляет 29.03.2018 г.
Так как сумма задолженности по транспортному налогу за 2016 налоговый период была оплачена после установленного срока (29.03.2018 г.), а именно 28.11.2018 г., налоговым органом на основании ст. 75 НК РФ Железникову В.В. были начислены пени за каждый день просрочки по исполнению обязанности по уплате налогов.
Пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2016 г., в период с 30.03.2018 г. по 26.08.2018 г. выставлены в требование № от 27.08.2018 г. в размере 1 318,59 рублей.
Таким образом, задолженность по пени, начисленные по транспортному налогу за 2016 г. составляет 1 318,59 рублей.
Ввиду невнесения Железниковым В.В. отплаты транспортного налога по налоговому уведомлению № от 29.08.2018 г. в его адрес было направлено требование об уплате налога № по состоянию на 31.01.2019 г. с предложением добровольно погасить недоимку по транспортному налогу в размере 61 306 рублей, пени по транспортному налогу в размере 911,92 рублей в срок 26.03.2019 г.
Налогоплательщиком Железниковым В.В. была произведена частичная оплата по транспортному налога за 2017 г. следующими платежными поручениями: 27.11.2018 г. в размере 7 450 рублей, 28.11.2018 г. в размере 11 229 рублей (платежный документ на сумму 22 100 рублей, из которых сумма в размере 11 229 рублей налоговым органом зачтена в недоимку за 2017 г., оставшаяся сумма данного платежа зачтена в недоимку за 2016 г).
Кроме того, судебными приставами было произведено частичное взыскание транспортного налога за 2017 г. на основании судебного приказа № 2а-904/2019 от 24.05.2019 г., выданного мировым судьей судебного участка № 113 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области, 26.02.2020 г. в размере 8,08 рублей, 05.03.2020 г. в размере 1,24 рубля.
Вышеуказанный судебный приказ в виду поступления от Железникова В.В. возражений на судебный приказ, был отменен определением мирового судьи судебного участка № 113 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области от 20.03.2020 г.
Таким образом, в настоящее время сумма задолженности по транспортному налогу за 2017 г. составляет 61 296,68 рублей.
В связи с неуплатой (несвоевременной уплатой) налогов, страховых взносов, налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени по транспортному налогу за 2017 г. в размере 2 230,51 рублей.
С учетом того, что до настоящего времени возложенная налоговым законодательством на Железникова В.В. обязанность по уплате недоимки по транспортному налогу за 2017 г. в размере 61 296,68 рублей, пени по транспортному за 2017 г. за период с 04.12.2018 г. по 30.01.2018 г. в размере 2 230,51 рублей, пени по транспортному налогу за 2016 г. за период с 30.03.2018 г. по 26.08.2018 г. в размере 1 318,59 рублей не исполнена, административным ответчиком доказательств, подтверждающих обратное, не представлено, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о взыскании недоимки по налогам и пени, и считает необходимым взыскать указанные суммы с административного ответчика, удовлетворив заявленные административные исковые требования.
Из административного иска следует, что Железников В.В. в установленный срок до 01.12.2015 г. не исполнил установленную законом обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 г., ввиду чего налоговым органом в адрес административного ответчика были направлены требования № от 13.12.2016 г. об уплате пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 г. в размере 7,80 рублей; № от 09.01.2017 г. об уплате пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 г., в размере 7,80 рублей.
Сведений о размере недоимки по страховым взносам, периода ее образования, а также сроки, когда она была оплачена налогоплательщиком, в материалы дела также представлено, соответственно невозможно определить, за какой период были рассчитаны пени по страховым взносам по требованиям № от 13.12.2016 г., № от 09.01.2017 г.
Пунктом 1 ст. 72 Налогового кодекса РФ установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 г. № 11-П, изложена четкая правовая позиция, согласно которой пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.
В силу п.п. 5, 6 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46-48 Налогового кодекса РФ.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 57 Постановления от 30.07.2013 № 57, при применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Таким образом, исходя из вышеуказанных норм права, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика помимо обязанности по уплате налога и способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. В случае нарушения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить положениям НК РФ.
В связи с вышеизложенным, ввиду непринятия налоговым органом своевременно мер к принудительному взысканию суммы налога на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 г., пени, начисленные на указанную недоимку, не могут обеспечивать принудительное исполнение данных обязательств и не подлежат взысканию.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов,- пропорционально удовлетворенной части исковых требований в доход местного бюджета.
Таким образом, подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 2 145,37 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 14, 175-180,290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск удовлетворить частично.
Взыскать с Железникова В,В. недоимку по транспортному налогуза 2017 г. и пени по транспортному налогу за 2016 г., 2017 г. в общей сумме 64 845,78 рублей, из которых: 61 296,68 рублей – недоимка по транспортному налогу за 2017 г., 2 230,51 рублей – пени по транспортному налогу за 2017 г. (за период с 04.12.2018 г. по 30.01.2018 г.), 1 318,59 рублей – пени по транспортному налогу за 2016 г. (за период с 30.03.2018 г. по 26.08.2018 г.).
Взыскать с Железникова В.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 145,37 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 09.09.2020 г.
Председательствующий: Ю.С. Осьминина