УИД 28RS0006-01-2021-001295-29
Дело № 2-743/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2021 года п. Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Хиневича А.Г.,
при секретаре Беленикиной Е.Д.,
с участием
представителя истца Управления Роспотребнадзора по Амурской ФИО5, действующей на основании доверенности от 18 октября 2021 года № 45,
представителя ответчика ООО «Водоканал» ФИО6, действующего на основании доверенности от 6 октября 2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, жителей п. Бурея к ООО «Водоканал» (ИНН 2813010880, ОГРН 120200002195) о возложении обязанности в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- разработать программу производственного контроля качества питьевой воды и согласовать её с территориальным отделом Управления Роспотебнадзора по Амурской области в городах Белогорске и Райчихинске, Архаринском, Белогорском, Бурейском, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах;
- обеспечить проведение производственного лабораторного контроля качества питьевой воды из точек, определённой программой производственного контроля качества питьевой воды;
- обеспечить проведение лабораторных исследований из источников водоснабжения по микробиологическим, органолептическим, обобщённым показателям, неорганическим и органическим веществам, радиологическим показателям, перед поступлением в распределительную сеть по микробиологическим, органолептическим, обобщённым показателям, неорганическим и органическим веществам, радиологическим показателям, в распределительной водопроводной сети по микробиологическим и органическим показателям,
УСТАНОВИЛ:
2 декабря 2021 года Управление Роспотребнадзора по Амурской области, действующее в интересах неопределенного круга лиц - жителей п. Бурея, Бурейского района, Амурской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Амурской области), обратилось в суд с настоящим иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» (далее - ООО «Водоканал»).
В обоснование заявленных исковых требований суду пояснив, что в соответствии с ч. 1 ст. 46 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарки эпидемиологическом благополучии населения» федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
Согласно Положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 июля 2012 года № 752 на территории Амурской области федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляет Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области.
Управление осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: предъявляет иски в суды общей юрисдикции и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства, обращается в суд с заявлениями в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей.
В силу п.2 ч.1 ст.51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучие населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии с п. 15 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 июля 2012 года № 752 территориальный отдел Управления возглавляет начальник, который является главным государственным санитарным врачом по городам, районам.
В силу ч.1 ст.50 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на основании письменных мотивированных запросов документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с п.2.8. СП 1.1.1058-01 «Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила» юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» является действующим юридическим лицом, зарегистрированным Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Амурской области (ИНН: 2813010880, ОГРН 1202800002195).
Основным видом деятельности Общества, согласно выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 21 октября 2021 года является забор, очистка и распределение воды (код ОКВЭД 36.00).
В адрес ООО «Водоканал» был направлен мотивированный запрос от 11 октября 2021 года за исх.№11/761-2021 о представлении сведений (документов) по объектам водоснабжения п. Бурея, Бурейского района, Амурской области:
- разработанную в установленном порядке, утвержденную ООО «Водоканал» и согласованную с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, программу производственного контроля качества питьевой воды.
- результаты производственного лабораторного контроля качества питьевой воды по органолептическим показателям, микробиологическим показателям, обобщенным санитарно-химическим показателям, радиологическим показателям из источников водоснабжения, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках забора внутренней и наружной водопроводной сети за период с ноября 2020 - по текущий период 2021 года (протоколы лабораторных исследований, выписки из журнала контроля качества воды и т.п.).
Запрос получен почтовым отправлением с уведомлением о вручении 12 октября 2021 года.
Согласно представленного ООО «Водоканал» ответа от 15 октября 2021 года за вх. № 01/2827-2021, Общество осуществляет функции ресурсоснабжающей организации (водоснабжение) на территории муниципального образования рп. Бурея, Бурейского района, Амурской области, с 01 июля 2020 года. В настоящее время Обществом ведется работа по разработке программы производственного контроля качества питьевой воды.
Не представлены результаты производственного лабораторного контроля качества питьевой воды по органолептическим показателям, микробиологическим показателям, обобщенным санитарно-химическим показателям, радиологическим показателям из источников водоснабжения, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках забора внутренней и наружной водопроводной сети за период с ноября 2020 – по текущий период 2021 года (протоколы лабораторных исследований, выписки из журнала контроля качества воды и т.п.).
Таким образом организацией ООО «Водоканал», осуществляющей холодное водоснабжение на территории п. Бурея с 01 июля 2020 года не осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, не осуществляется постоянный лабораторный контролировать качество и безопасности воды, подаваемой населению п. Бурея, в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в местах водоразбора наружной и внутренней распределительных сетей.
Программа производственного контроля качества питьевой воды, включающая перечень показателей, по которым осуществляется контроль; указание мест отбора проб воды, в том числе: на границе эксплуатационной ответственности организации, осуществляющей холодное водоснабжение и абонентов; указание частоты отбора проб воды, при осуществлении холодного водоснабжения на территории п. Бурея, не разработана ООО «Водоканал» и не согласована с Управлением Роспотребнадзора по Амурской области или территориальным отделом Управлением Роспотребнадзора по Амурской области в городах Белогорск и Райчихинск, Архаринском, Белогорском, Бурейском, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах.
Согласно информации, представленной МКУ Администрация рабочего поселка Бурея от 13 октября 2021 года за вх. № 01/2810-2021, между МКУ Администрацией рабочего поселка Бурея и Обществом с ограниченной ответственностью «Водоканал» заключен договор аренды муниципального имущества от 22 июля 2020 года на объекты водоснабжения рабочего поселка Бурея.
Концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения муниципального образования рабочий поселок (пгт) Бурея заключены, ведется работа по регистрации в Росреестре.
Согласно представленной МКУ Администрацией рабочего поселка Бурея информации перечень эксплуатируемых ООО «Водоканал» объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности:
1. Здание насосной станции № 3, район ЖД Вокзала, Бурейский район, п.Бурея, улица Вокзальная,
2. Здание насосной станции № 2, водоснабжения ст. Бурея, котельная ЦК, Бурейский район п. Бурея, улица Вокзальная, 1,
3. Здание насосной станции №1 (деревянное здание), район ЖД Вокзала, Бурейский район, п. Бурея, улица Вокзальная,
4. Скважина № 1 на ЖД Вокзале Бурейский район, пгт. Бурея, улица Вокзальная,
5. Скважина питьевая насосная станция №2 ст. Бурея, над скважиной деревянное здание размером 2,36м Х 2,36м Бурейский район, п. Бурея,
6. Скважина № 3 станция Бурея, над скважиной деревянное здание насосной станции №3 размером 5,30м Х 4,82м, Бурейский район, п. Бурея, улица Вокзальная,
7. Скважина № ВД-123, вокруг устья скважины устроен бетонный замок размером 1,5 м Х 1.5м Х 1,5 м, Бурейский район, п. Бурея, улица Вокзальная, 1,
8. Скважина Путейский городок, над скважиной построена кирпичная водонапорная башня Бурейский район, п. Бурея, улица Путейский городок,
9. Башня водонапорная №1 станция Бурея, три этажа Бурейский район, п.Бурея, улица Вокзальная,
10. Башня водонапорная Путейский городок, Бурейский район, п. Бурея, улица Путейский городок,
11. Гидроколонка №7 ст. Бурея, Бурейский район, п. Бурея,
12. Насосная станция по ул. Амурская, 3, Бурейский район, п. Бурея, ул.Амурская, 3,
13. Скважина, Бурейский район, пгт. Бурея, ул. Амурская, 3,
14. Водопроводные сети от УМПОПиТ «Вариант» (УММП «Бурейский хлеб») до Амурская д.2, Бурейский район, п. Бурея, ул. Амурская,
15. Здание насосной по ул. Октябрьская, 172, расположенное в северной части п. Бурея, Бурейский район, п. Бурея, ул. Октябрьская, 172,
16.Наружный водопровод Октябрьская, 172 (Скважина), Бурейский район, п. Бурея, ул. Октябрьская, 172.
МКУ Администрация рабочего поселка Бурея представлен протокол лабораторных исследований от 17 мая 2021 года за № 6230, согласно которого вода питьевая - централизованное водоснабжение из скважины, по адресу: Амурская область, Бурейский район, п. Бурея, ул. Вокзальная, 1, дата отбора 13 мая 2021 года, соответствует гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям (ТКБ, ОМЧ. ОКБ не обнаружено). Протокол выдан аккредитованным испытательным лабораторным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области».
Данный протокол размещен на интернет-сайте Администрации рп. Бурея http://bureja.ru/authority/33.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению" осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу ч.1, ч.2 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания продукции, работ и услуг осуществляется производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства. - хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда, что определено ч. 1 ст.32 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии с ч.2 и ч.3 ст.32 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с частями 1, 2 статьи 25 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу части 3-7 статьи 25 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территориях г. Белогорск и Райчихинск, п. Прогресс, Архаринском, Белогорском, Бурейском, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском, и Серышевском районах осуществляет территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Амурской области в городах Белогорск и Райчихинск, Архаринском, Белогорском, Бурейском. Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах.
Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды включает в себя:
1) перечень показателей, по которым осуществляется контроль;
2) указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, и абонентов;
3) указание частоты отбора проб воды.
Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Пунктом 77 раздела IV СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), введенными в действие с 1 марта 2021 года, определено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 января 2015 года № 10 и приложениями № 2 - № 4 к Санитарным правилам.
В соответствии с п. 79. СанПиН 2.1.3684-21 перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, приведенным в приложении № 2 к Санитарным правилам.
К таким показателям отнесены микробиологические, органолептические, обобщенные показатели, неорганические и органические вещества, радиологические.
В силу приложения № 1 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения и (или) обеспечивающие население питьевой водой, в том числе: в многоквартирных жилых домах, в соответствии с программой производственного контроля должны постоянно контролировать качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в местах водоразбора наружной и внутренней распределительных сетей (далее - места водопользования).
Для подземных источников водоснабжения периодичность отбора проб воды составляет: микробиологические показатели- 4 (по сезонам года), органолептические показатели- 4 (по сезонам года), обобщенные показатели- 4 (по сезонам года), неорганические и органические вещества, радиологические показатели- 1 раз в год.
Количество исследований проб питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть определяется от количества обслуживаемого населения, определяется в согласованной программе производственного контроля и предусматривает отбор и исследование проб по микробиологическим, органолептическим, обобщенным показателям, неорганическим и, органическим веществам, радиологическим показателям, а также показателям, связанным с технологией водоподготовки (остаточный хлор, остаточный озон, в зависимости от применяемых реагентов - в случае их применения).
Производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям с частотой, зависящей от количества обслуживаемого населения.
Отбор проб воды распределительной сети проводится из уличных водоразборных устройств на наиболее возвышенных и тупиковых ее участках, а также из кранов внутренних распределительных сетей всех домов, имеющих подкачку и местные водонапорные баки.
Право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду гарантируется ст.41, 42 Конституции Российской Федерации.
Одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности - ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ.
Вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений.
К факторам среды обитания, в соответствии со ст.1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ относятся - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Согласно определения, данного в ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Водоподготовка - обработка воды, обеспечивающая ее использование в качестве питьевой или технической воды.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности - ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ.
Питьевая вода, текущая из кранов потребителей должна быть безопасной для здоровья и отвечать требованиям санитарного законодательства.
Качественная питьевая вода должна отвечать требованиям, предъявляемым к питьевой воде в естественном состоянии или после водоподготовки, соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам по совокупности показателей, характеризующих ее безопасность в эпидемическом и радиационном отношении, безвредности по химическому составу и имеющая благоприятные органолептические свойства.
Вода может оказывать на здоровье людей не только положительное, но и отрицательное влияние. Прежде всего, это связано с качеством употребляемой воды. Качество питьевой воды системы централизованного питьевого водоснабжения, присутствие в ней повышенного уровня различных химических веществ может формировать дополнительные случаи заболеваемости. Повышенное содержание железа в воде сказывается на органолептических свойствах воды, у нее появляется посторонний запах и металлический вкус. Железо в тех соединениях, в которых оно содержится в питьевой воде, не усваивается организмом человека и может привести к заболеваниям кожи и слизистых оболочек, крови, иммунной системы.
Распространенность инфекционных заболеваний, передающихся через воду, чрезвычайно велика, а заболевания с водным путем передачи весьма многочисленны. Это бактериальные кишечные инфекции (холера, брюшной тиф, паратифы, дизентерия, энтериты и т.п.), вирусные заболевания (гепатит А, энтеровирусная инфекция и др.), протозойные и глистные инвазии.
Контроль качества воды в системе централизованного водоснабжения должен осуществляться постоянно по всему пути движения воды от верховий источников до кранов потребителей и включает в себя комплекс различных мероприятий, позволяющих оценить оптимальные органолептические, радиологические, химические и биологические свойства воды.
В целях осуществления производственного контроля качества питьевой воды для каждой централизованной системы питьевого водоснабжения эксплуатационной организацией разрабатывается специальная программа производственного контроля, которая включает в себя необходимое количество отбор проб воды, места отбора проб и проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям. Программа включает в себя также контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
К санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям, проводимом процессе водоснабжения населения, обеспечивающим бесперебойное, надежное, безопасное водоснабжение и гарантированное качество питьевой воды у конечного потребителя, соответствующей требованиям санитарного законодательства, относятся выбор эффективных технологий водоподготовки, с учетом качества воды водоисточника и региональных особенностей, климатических и гидрогеологических условий; обеспечение гарантированного качества подаваемой абонентам воды в соответствии с требованиями законодательства; обеспечение безопасности, надежности функционирования системы водоснабжения.
Таким образом, нарушение санитарно-эпидемиологических правил и норм при организации водоснабжения населения (неопределенного круга лиц), в процессе эксплуатации централизованных источников и систем водоснабжения ООО «Водоканал», отсутствие организованного производственного контроля качества питьевой воды, в том числе лабораторного контроля с установленной периодичностью, влечет за собой санитарно- эпидемиологическое неблагополучие для населения, так как употребление не доброкачественной воды не безопасно для здоровья населения.
Круг лиц, проживающих на территории п. Бурея, не может быть определен точно, так как в силу требований ст.ст.1, 3 Закона РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор мест пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июля 1993 года № 5242-1, каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российский Федерации.
Жилые помещения отчуждаются путем купли-продажи, дарения, по праву наследства, сдаются собственниками по договору найма и нанимателями по договору поднайма и другими способами. Изменяется круг лиц в связи с рождением, смертью, изменением семейного положения, места работы и обучения граждан.
Кроме этого, на территории п. Бурея размещены социально-значимые объекты: МОБУ Бурейская СОШ, МДОБУ Бурейский детский сад № 50 «Теремок», здания которых обеспечены централизованной системой водоснабжения.
Следовательно, в силу различных причин, конкретный круг лиц точно не может быть определен.
Просил суд возложить обязанность на Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» (ИНН 2813010880, ОГРН 120200002195): в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- разработать программу производственного контроля качества питьевой воды и согласовать её с территориальным отделом Управления Роспотебнадзора по Амурской области в городах Белогорске и Райчихинске, Архаринском, Белогорском, Бурейском, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах;
- обеспечить проведение производственного лабораторного контроля качества питьевой воды из точек, определённой программой производственного контроля качества питьевой воды;
- обеспечить проведение лабораторных исследований из источников водоснабжения по микробиологическим, органолептическим, обобщённым показателям, неорганическим и органическим веществам, радиологическим показателям, перед поступлением в распределительную сеть по микробиологическим, органолептическим, обобщённым показателям, неорганическим и органическим веществам, радиологическим показателям, в распределительной водопроводной сети по микробиологическим и органическим показателям.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Амурской области ФИО5 в судебном заседании на удовлетворении исковый требований настаивала в полном объёме. В обоснование привела те же доводы, что и в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что ООО «Водоканал» (ИНН 2813010880, ОГРН 120200002195) является надлежащим ответчиком по гражданскому делу, как организация осуществляющая водоснабжение населения п. Бурея с 1 июля 2020 года. ООО «Водоканал» не разработало программу производственного контроля качества питьевой воды по определённой программой производственного контроля показателям, что предусмотрено статьёй 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьёй 25 Федерального закона № 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении». Производственный, в том числе лабораторный контроль осуществляется организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с приложением № 1 СанПИН2.1.3.3684-21, в силу чего МКУ Администрация рабочего посёлка Бурея, является не надлежащим ответчиком по делу, так как в её полномочия не входят обязанности по разработке программы производственного контроля качества питьевой воды и осуществление производственного лабораторного контроля качества питьевой воды. В связи с чем, Управление Роспотребнадзора по Амурской области возражает против привлечения к участию в деле МКУ Администрации рабочего посёлка Бурея. Бездействие ответчика ООО «Водоканал» создаёт реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, влечёт за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду. Просила суд возложить обязанность на Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» (ИНН 2813010880, ОГРН 120200002195): в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- разработать программу производственного контроля качества питьевой воды и согласовать её с территориальным отделом Управления Роспотебнадзора по Амурской области в городах Белогорске и Райчихинске, Архаринском, Белогорском, Бурейском, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах;
- обеспечить проведение производственного лабораторного контроля качества питьевой воды из точек, определённой программой производственного контроля качества питьевой воды;
- обеспечить проведение лабораторных исследований из источников водоснабжения по микробиологическим, органолептическим, обобщённым показателям, неорганическим и органическим веществам, радиологическим показателям, перед поступлением в распределительную сеть по микробиологическим, органолептическим, обобщённым показателям, неорганическим и органическим веществам, радиологическим показателям, в распределительной водопроводной сети по микробиологическим и органическим показателям.
Просила суд исковые требования Управления Роспотребнадзора по Амурской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц - жителей п.Бурея, удовлетворить, как законные и обоснованные.
Представители ответчика ООО «Водоканал» Колодяжный С.А. в судебном заседании исковые требования не признал в полном объёме. Суду пояснил, что объекты водоснабжения п. Бурея находятся в собственности МКУ Администрации рабочего посёлка Бурея. Между ООО «Водоканал» и МКУ Администрацией рабочего посёлка Бурея на стадии заключения находится концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения. В настоящее время завершённым заключение концессионного соглашения нельзя, так как обязательную государственную регистрацию концессионное соглашение не прошло. Дополнительно суду пояснил, что никаких действующих договоров аренды либо концессионных договоров, заключённых в настоящее время между ООО «Водоканал» и МКУ Администрацией рабочего посёлка Бурея не имеется. ООО «Водоканал» использует объекты водоснабжения п. Бурея, без всякого договора. Просил суд привлечь к участию в деле в качестве соответчика ООО «Водоканал», в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области. Просил суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
В соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица МКУ Администрации рабочего посёлка Бурея, извещённого надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, на судебное заседание не явившегося, о причинах неявки суду не сообщившего. В письменном отзыве суду пояснившего, что 22 июля 2020 года между МКУ Администрацией рабочего посёлка Бурея и ООО «Водоканал» был заключён договор аренды всего муниципального имущества водоснабжения рабочего посёлка Бурея сроком с 22 июля 2020 года до момента заключения концессионного соглашения. Однако концессионное соглашение не удалось зарегистрировать в Управлении Росреестра по Амурской области, так как недооформлено право собственности рабочего поселка Бурея на три объекта водоснабжения. В данный момент ведутся работы для дальнейшей регистрации права собственности рабочего посёлка Бурея на эти объекты, и заключения концессионного соглашения.
Выслушав представителя истца Управления Роспотребнадзора по Амурской области, представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к нижеследующим выводам.
В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 150 ГК РФ, жизнь и здоровье гражданина подлежат защите.
Согласно преамбуле Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона №52-ФЗ, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные, химические, физические, шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и излучения, социальные, питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха и иные среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
На основании части 2 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
На основании статьи 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии с ч.2 и ч.3 ст.32 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
В соответствии со статьёй 39 Федерального закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Пунктом 1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 июля 2001 года № 18 (ред. от 27 марта 2007 года) установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Пунктом 2.7 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 июля 2001 года № 18 (ред. от 27 марта 2007 года) установлено, что мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.
Пунктом 2.6. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 июля 2001 года № 18 (ред. от 27 марта 2007 года) установлено, что программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами.
Пунктом 2.8. СП 1.1.1058-01 «Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 июля 2001 года № 18 (ред. от 27 марта 2007 года) установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ (ред. от 01 июля 2021 года) «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ (ред. от 01 июля 2021 года) «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 25 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ (ред. от 01 июля 2021 года) «О водоснабжении и водоотведении» программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с частью 4 статьи 25 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ (ред. от 01 июля 2021 года) «О водоснабжении и водоотведении» проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
В соответствии с частью 6 статьи 25 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ (ред. от 01 июля 2021 года) «О водоснабжении и водоотведении» программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды включает в себя:
1) перечень показателей, по которым осуществляется контроль;
2) указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, и абонентов;
3) указание частоты отбора проб воды.
В соответствии с частью 8 статьи 25 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ (ред. от 01 июля 2021 года) «О водоснабжении и водоотведении» территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, вправе расширить перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и увеличить частоту отбора проб воды в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 12 ГК РФ в качестве способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Статьями 40 и 46 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; предусмотрено право должностного лица органа государственного надзора обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, и о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06 апреля 2004 года № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (его территориальные органы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
В Амурской области федеральный государственный санитарно -эпидемиологический надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Управление Роспотребнадзора по Амурской области, на основании Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере (защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучиячеловека от 10 июля 2012 года № 752.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что и в соответствии со ст. 46 ГПК РФ, Управление Роспотребнадзора по Амурской области, как территориальный уполномоченный федеральный орган исполнительной власти орган, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, вправе обратиться в суд с настоящим исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц - жителей п. Бурея Бурейского района Амурской области.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ установлено, что должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на основании письменных мотивированных запросов документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу п.2 ч.1 ст.51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучие населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения определены Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.
Общие требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению установлены в статьях 11 и 19 Федерального закона № 52-ФЗ и СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 26 сентября 2001 года №24 (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01).
На основании статей 11 и 19 Федерального закона № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении. Население сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, которая соответствует санитарным требованиям.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных пунктов установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1074-01.
СанПиН 2.1.4.1074-01 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного водоснабжения; направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятные органолептические свойства воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд. СанПиН 2.1.4.1074-01 установлено, что качество воды у потребителя должно отвечать требованиям нормы СанПиН, предъявляемым к питьевой воде.
Пунктом 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасна в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические показатели.
Согласно пункту 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01, качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
В соответствии с пунктами 1.3 и 1.4 СанПиН 2.1.4.1074-01, санитарные правила и нормативы предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный эпидемиологический надзор. Санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.
Одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с ч.1 ст.24, ст.19 Федерального закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В силу ч.2 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Выпиской из ЕГРЮЛ от 21 октября 2021 года № ЮЭ9965-21-296569143, Уставом ООО «Водоканал» от 17 марта 2020 года, свидетельством о постановке на учет ООО «Водоканал» в налоговом органе от 17 марта 2020 года доказано, что ООО «Водоканал» является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности ООО «Водоканал» является забор, очистка и распределение воды (код ОКВЭД 36.00), вспомогательными видами деятельности забор и очистка вод для питьевых и промышленных нужд (код ОКВЭД 36.00.1), распределение воды для питьевых и промышленных нужд (код ОКВЭД 36.00.2), сброс и обработка сточных вод (код ОКВЭД 37.00).
Договором аренды муниципального имущества от 22 июля 2020 года, приложением к нему, актом приёма-передачи от 22 июля 2020 года доказано, что муниципальные имущество водоснабжения рабочего посёлка Бурея, МКУ Администрацией рабочего посёлка Бурея передано по договору аренды от 22 июля 2020 года ООО «Водоканал» сроком с 22 июля 2020 года до момента заключения концессионного соглашения.
В соответствии с частью 1 статьи 68 ГПК РФ в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у неё доказательства и не предоставляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснением другой стороны.
Договором аренды муниципального имущества от 22 июля 2020 года, приложением к нему, актом приёма-передачи от 22 июля 2020 года, ответом МКУ Администрация рабочего поселка Бурея от 12 октября 2021 года № 9.2 доказано, что между МКУ Администрацией рабочего поселка Бурея и ООО «Водоканал» заключен договор аренды муниципального имущества от 22 июля 2020 года на объекты водоснабжения рабочего поселка Бурея. Эксплуатируемыми по договору аренды от 22 июля 2020 года арендатором ООО «Водоканал» являются объекты водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности рабочего поселка Бурея:
1. Здание насосной станции № 3, район ЖД Вокзала, Бурейский район, п.Бурея, улица Вокзальная,
2. Здание насосной станции № 2, водоснабжения ст. Бурея, котельная ЦК, Бурейский район п. Бурея, улица Вокзальная, 1,
3. Здание насосной станции №1 (деревянное здание), район ЖД Вокзала, Бурейский район, п. Бурея, улица Вокзальная,
4. Скважина № 1 на ЖД Вокзале Бурейский район, пгт. Бурея, улица Вокзальная,
5. Скважина питьевая насосная станция №2 ст. Бурея, над скважиной деревянное здание размером 2,36м Х 2,36м Бурейский район, п. Бурея,
6. Скважина № 3 станция Бурея, над скважиной деревянное здание насосной станции №3 размером 5,30м Х 4,82м, Бурейский район, п. Бурея, улица Вокзальная,
7. Скважина № ВД-123, вокруг устья скважины устроен бетонный замок размером 1,5 м Х 1.5м Х 1,5 м, Бурейский район, п. Бурея, улица Вокзальная, 1,
8. Скважина Путейский городок, над скважиной построена кирпичная водонапорная башня Бурейский район, п. Бурея, улица Путейский городок,
9. Башня водонапорная №1 станция Бурея, три этажа Бурейский район, п.Бурея, улица Вокзальная,
10. Башня водонапорная Путейский городок, Бурейский район, п. Бурея, улица Путейский городок,
11. Гидроколонка №7 ст. Бурея, Бурейский район, п. Бурея,
12. Насосная станция по ул. Амурская, 3, Бурейский район, п. Бурея, ул.Амурская, 3,
13. Скважина, Бурейский район, пгт. Бурея, ул. Амурская, 3,
14. Водопроводные сети от УМПОПиТ «Вариант» (УММП «Бурейский хлеб») до Амурская д.2, Бурейский район, п. Бурея, ул. Амурская,
15. Здание насосной по ул. Октябрьская, 172, расположенное в северной части п. Бурея, Бурейский район, п. Бурея, ул. Октябрьская, 172,
16.Наружный водопровод Октябрьская, 172 (Скважина), Бурейский район, п. Бурея, ул. Октябрьская, 172.
Запросом Управления Роспотребнадзора по Амурской области от 11 октября 2021 года № 11/761-2021 доказано, что контролирующий орган территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Амурской области в городах Белогорск и Райчихинск, Архаринском, Белогорском, Бурейском, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах направил в адрес ООО «Водоканал» запрос о предоставлении сведений (документов) по объектам водоснабжения п. Бурея Бурейского района:
- разработанную в установленном порядке, утвержденную ООО «Водоканал» и согласованную с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, программу производственного контроля качества питьевой воды.
- результаты производственного лабораторного контроля качества питьевой воды по органолептическим показателям, микробиологическим показателям, обобщенным санитарно-химическим показателям, радиологическим показателям из источников водоснабжения, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках забора внутренней и наружной водопроводной сети за период с ноября 2020 года - по текущий период 2021 года (протоколы лабораторных исследований, выписки из журнала контроля качества воды и т.п.). Срок исполнения до 18 октября 2021 года.
Из ответа ООО «Водоканал» от 14 октября 2021 года № 94 следует, что ООО «Водоканал» осуществляет функции ресурсоснабжающей организации (водоснабжение) на территории муниципального образования рп. Бурея Бурейского района Амурской области с 01 июля 2020 года. Концессионное соглашение между ООО «Водоканал» и МКУ Администрация рп. Бурея заключено, но не прошло регистрацию. В настоящее время обществом ведется работа по разработке программы производственного контроля качества питьевой воды.
На основании выше изложенного суд приходит к выводу, что организацией ООО «Водоканал», осуществляющей холодное водоснабжение на территории п.Бурея с 22 июля 2020 года не осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, не осуществляется постоянный лабораторный контролировать качество и безопасности воды, подаваемой населению п. Бурея, в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в местах водоразбора наружной и внутренней распределительных сетей.
А также ООО «Водоканал» не разработана Программа производственного контроля качества питьевой воды, включающая перечень показателей, по которым осуществляется контроль; указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организации, осуществляющей холодное водоснабжение и абонентов; указание частоты отбора проб воды, при осуществлении холодного водоснабжения на территории п.Бурея и не согласована с Управлением Роспотребнадзора по Амурской области или территориальным отделом Управлением Роспотребнадзора по Амурской области в городах Белогорск и Райчихинск, Архаринском, Белогорском, Бурейском, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах.
В нарушении законного требования контролирующего органа организацией ООО «Водоканал», осуществляющей холодное водоснабжение на территории п.Бурея не предоставлены в срок до 18 октября 2021 года в Управлением Роспотребнадзора по Амурской области или территориальным отделом Управлением Роспотребнадзора по Амурской области в городах Белогорск и Райчихинск, Архаринском, Белогорском, Бурейском, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах результаты производственного лабораторного контроля качества питьевой воды по органолептическим показателям, микробиологическим показателям, обобщенным санитарно-химическим показателям, радиологическим показателям из источников водоснабжения, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках забора внутренней и наружной водопроводной сети за период с ноября 2020 года - по текущий период 2021 года (протоколы лабораторных исследований, выписки из журнала контроля качества воды и т.п.).
В соответствии с требованиями пункта 2.6. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 июля 2001 года № 18 (ред. от 27 марта 2007 года), части 2 статьи 25 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ (ред. от 01 июля 2021 года) «О водоснабжении и водоотведении», части 5 статьи 25 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ (ред. от 01 июля 2021 года) «О водоснабжении и водоотведении» именно ООО «Водоканал» как юридическое лицо (организация) непосредственно осуществляющее деятельность по водоснабжению жителей п. Бурея должно разрабатывать программу (план) производственного контроля качества питьевой воды, холодного и (или) горячего водоснабжение.
В материалах дела имеется протокол лабораторных исследований № 6230 от 17.05.2021, из которого следует, что 13.05.2021 произведен отбор воды питьевой - централизованного водоснабжения из скважины, расположенной по адресу: Амурская область, Бурейский район, п. Бурея, ул. Вокзальная, 1, что качество воды соответствует гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям (ТКБ, ОМЧ, ОКБ не обнаружено). Протокол выдан 17 мая 2021 года, аккредитованным испытательным лабораторным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области».
Дав оценку представленным доказательствам, суд приходит к выводу о том, что на день обращения истца в суд с исковым заявлением и в настоящее время (на день рассмотрения гражданского дела судом) доказательств исполнения ООО «Водоканал» мотивированного запроса от 11 октября 2021 года за исх. № 11/761-2021 о представлении сведений (документов) по объектам водоснабжения п.Бурея Бурейского района:
- разработанную в установленном порядке, утвержденную ООО «Водоканал» и согласованную с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, программу производственного контроля качества питьевой воды;
- результаты производственного лабораторного контроля качества питьевой воды по органолептическим показателям, микробиологическим показателям, обобщенным санитарно-химическим показателям, радиологическим показателям из источников водоснабжения, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках забора внутренней и наружной водопроводной сети за период с ноября 2020 года - по текущий период 2021 года (протоколы лабораторных исследований, выписки из журнала контроля качества воды и т.п.), в соответствии с требованиями с п.2.8. СП 1.1.1058-01, ответчиком истцу не предоставлено.
Таким образом, с учетом того, что ответчиком доказательств выполнения требований предписания истца суду в нарушение статьи 56 ГПК РФ не представлено, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьёй 206 ГПК РФ, при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд приходит к выводу, что срок, предложенный в исковом заявлении истцом - 2 (два) месяца, необходимый для исполнения решения суда ответчиком, отвечает требованиям разумности, справедливости и выполнимости, обеспечивает необходимый баланс прав и законных интересов сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, при обращении с иском в суд, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что ответчик ООО «Водоканал» не освобождён от уплаты государственной пошлины, то с ответчика ООО «Водоканал» в соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ, статьёй 333.19 НК РФ надлежит взыскать государственную пошлину в доход бюджета Бурейского муниципального района в сумме 6000 рублей 00 копеек, от уплаты которой, истец был освобождён.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, жителей п. Бурея к Обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» (ИНН 2813010880, ОГРН 120200002195) удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» (ИНН 2813010880, ОГРН 120200002195):
- разработать программу производственного контроля качества питьевой воды и согласовать её с территориальным отделом Управления Роспотебнадзора по Амурской области в городах Белогорске и Райчихинске, Архаринском, Белогорском, Бурейском, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах;
- обеспечить проведение производственного лабораторного контроля качества питьевой воды из точек, определённой программой производственного контроля качества питьевой воды;
- обеспечить проведение лабораторных исследований из источников водоснабжения по микробиологическим, органолептическим, обобщённым показателям, неорганическим и органическим веществам, радиологическим показателям, перед поступлением в распределительную сеть по микробиологическим, органолептическим, обобщённым показателям, неорганическим и органическим веществам, радиологическим показателям, в распределительной водопроводной сети по микробиологическим и органическим показателям,
в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» (ИНН 2813010880, ОГРН 120200002195) в доход бюджета Бурейского муниципального района государственную пошлину в сумме 6000 (шесть тысяч) рублей 00 копеек.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Бурейский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) А.Г. Хиневич
Копия верна:
Судья Бурейского районного суда А.Г. Хиневич
Решение суда в окончательной форме принято 28 декабря 2021 года.