РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 декабря 2017 года р.п.Чернь Тульская область
Чернский районный суд Тульской области в составе
председательствующего судьи Шлипкиной А.Б.,
при секретаре Григоривой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-440/17 по иску Морозовой Г.Г. к администрации муниципального образования Северное Чернского района Тульской области, Абрамовой А.В. о признании права собственности на жилой дом по договору купли-продажи,
установил:
Морозова Г.Г. обратилась в суд с иском к администрации МО Северное Чернского района Тульской области о признании права собственности на жилой дом по договору купли-продажи. В обоснование заявленных требований указала, что между ней (Морозовой Г.Г.) и Абрамовой А.В. был заключен устный договор купли-продажи, в соответствии с которым Абрамова А.В. продала ей (Морозовой Г.Г.) за 1 500 000 руб. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, о чем была составлена расписка от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенная главой администрации <данные изъяты>. После заключения договора Абрамова А.В. выехала на новое место жительства. Договор купли-продажи составлялся без обследования специалистами БТИ со слов договаривающихся сторон. Договор не был должным образом зарегистрирован в администрации сельского совета. С момента оформления договора купли-продажи до настоящего времени она (Морозова Г.Г.) добросовестно, открыто и непрерывно пользуется данным домом, следит за состоянием дома, окашивает траву около дома, вырубает старые деревья. Факт того, что истец, как собственник, на протяжении длительного времени открыто и непрерывно пользуется имуществом, подтверждается отсутствием притязаний со стороны третьих лиц, в течение всего срока владения спорным домом, о правах на спорный дом никто не заявлял.
Просила суд признать за ней (Морозовой Г.Г.) право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением судьи Чернского районного суда Тульской области от 02.11.2017г. к участию в деле в качестве третьего лица, незаявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Тульской области.
Определением Чернского районного суда Тульской области от 16.11.2017 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена Абрамова А.В., в качестве третьего лица, незаявляющего самостоятельных требований, привлечена Абрамова Е.А., <данные изъяты>.
В судебное заседание истец Морозова Г.Г. не явилась, о времени и месте слушания дела извещалась надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель истца Морозовой Г.Г. по доверенности Адырова А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, указав, что спорный дом был приобретен истцом у Абрамовой А.В., которая после продажи дома выехала проживать в другой район <адрес>, спорным домом с момента продажи не интересовалась. В телефонном разговоре Абрамова А.В. не отрицала факт продажи дома, поясняла, что не возражает против заключения договора купли-продажи дома, однако, до настоящего времени для оформления необходимых документов не приезжала.
Представитель ответчика администрации МО Северное Чернского района Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие, принять решение на усмотрение суда.
Ответчик Абрамова А.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещалась надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие, принять решение на усмотрение суда.
Третье лицо Абрамова Е.А., <данные изъяты> в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещалась надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено в ходе рассмотрения дела, собственником дома, расположенного по адресу: <адрес>, является Абрамова А.В.
Постановлением администрации <данные изъяты>, утверждена выписка из похозяйственной книги на домовладение, принадлежащее Абрамовой А.В., расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, спорное домовладение представляется из себя жилой дом, <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>. В сведения о правообладателях объекта указана Абрамова А.В., дата внесения записи – ДД.ММ.ГГГГ.
Из уведомления филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствуют.
Из уведомления филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости – земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствуют.
Согласно расписке, удостоверенной главой администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, Морозова Г.Г. купила дом с приусадебным участком у Абрамовой А.В. по договорной цене за 1 500 000 руб. Деньги были отданы при представителе администрации Е ДД.ММ.ГГГГ В расписке также указано, что Морозова отдала, а Абрамова получила денежные средства, что подтверждается подписями обеих сторон.
Согласно справке администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № по адресу: <адрес>, на регистрационном учете состоят: Абрамова А.В., <данные изъяты>. Сведения о фактическом проживании данных лиц отсутствуют.
Из сообщения администрации <данные изъяты> усматривается, что реестровые книги договоров купли-продажи домов и земельных участков в администрации отсутствуют. <данные изъяты>.
В соответствии со ст.35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В частности, гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом (подпункты 1, 4 пункта 1 ст. 8 ГК РФ).
В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Исходя из положений ч.2 ст.209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. Двусторонние (многосторонние) сделки могут совершаться способами, установленными пунктами 2 и 3 статьи 434 настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 160 ГК РФ).
Согласно ч.1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В пунктах 1, 2 ст. 434 ГК РФ указано, что договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
На основании п.1 ст.549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
В силу ст.550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п.2 ГК РФ). Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.
Положения ст.554 и ст.555 ГК РФ регламентируют определение предмета и цены в договоре продажи недвижимости, которые являются существенными условиями такого договора и по которым между сторонами должно быть достигнуто соглашение при заключении договора.
Согласно ст.556 ГК РФ обязанность продавца передать недвижимость покупателю считается исполненной после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче. Установлен особый порядок передачи недвижимости по договору купли-продажи: передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляется по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.
Право собственности у приобретателя вещи на основании договора возникает с момента ее передачи, если иное не установлено законом (ст.223 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 551 ГК РФ предусмотрено, что переход права собственности на недвижимость по договору купли-продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
В соответствии с п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 26.01.1996 г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», впредь до введения в действие федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним для договоров, предусмотренных статьями 550, 560 и 574 Гражданского кодекса Российской Федерации, сохраняют силу правила об обязательном нотариальном удостоверении таких договоров, установленные законодательством до введения в действие части второй Кодекса.
В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
В соответствии с п. 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по данному делу являются факт заключения договора купли-продажи, соответствие данного договора требованиям гражданского законодательства и исполнение данного договора, а именно, соответствие расписки по форме и содержанию требованиям гражданского законодательства, предъявляемым к договорам купли-продажи недвижимого имущества, факт передачи недвижимого имущества и оплаты за него и обстоятельства, связанные с заключением и исполнением договора купли-продажи спорной квартиры.
Из буквального толкования текста расписки составленной между Морозовой Г.Г. и Абрамовой А.В., следует, что ДД.ММ.ГГГГ Абрамова А.В. получила от Морозовой Г.Г. денежные средства в сумме 1 500 000 руб. за домовладение и приусадебный участок. Подпись Абрамовой А.В. удостоверена главой администрации <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, договор купли-продажи между Абрамовой А.В. и Морозовой Г.Г. в установленной законом форме заключен не был, указанная расписка не содержит существенных условий договора, в том числе, сведений, позволяющих идентифицировать объект недвижимости (адрес или местоположение, площадь и описание домовладения), перечень лиц, сохраняющих в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением.
Таким образом, расписка, составленная между Морозовой Г.Г. и Абрамовой А.В., о передаче денежных средств за домовладение и приусадебный участок не позволяет установить объект недвижимости в отношении которого истцом были переданы денежные средства в сумме 1 500 000 руб.
В исковом заявлении истец Морозова Г.Г. указала, что договор купли-продажи спорного домовладения был заключен в устной форме, что также подтвердила в ходе рассмотрения дела представитель истца Морозовой Г.Г. по доверенности Адырова А.В.
Кроме того, согласно расписке, составленной между Морозовой Г.Г. и Абрамовой А.В., денежные средства Морозовой Г.Г. были переданы Абрамовой А.В. за дом и приусадебный участок, в то время, как доказательств возникновения у Абрамовой А.В. права собственности на приусадебный участок, расположенный по адресу: <адрес>, стороной истца не представлено.
Сведений о том, что после составления расписки Абрамова А.В. передала Морозовой Г.Г. какие-либо документы на спорное домовладение и ключи от входных дверей или что между сторонами был составлен передаточный акт, не представлено.
Подтверждением того, что составленная расписка о передаче денежных средств не повлекла правовых последствий, является выписка из похозяйственной книги администрации МО Северное Чернского района Тульской области, в соответствии с которой собственником спорного жилого дома до настоящего времени числится Абрамова А.В.
Не могут являться доказательствами возникновения у Морозовой Г.Г. права собственности на спорное домовладения и показания допрошенных в ходе рассмотрения дела свидетелей К, С и И
Так, свидетель К в судебном заседании пояснила, что со слов Морозовой Г.Г. ей известно, что в ДД.ММ.ГГГГ истец приобрела у Абрамовых дом, расположенный по адресу: <адрес>. Примерно 20 лет Морозова Г.Г. пользуется данным жилым домом, ухаживает за ним, Абрамовы в указанный срок в доме не появлялись.
Свидетель С в судебном заседании пояснила, что со слов Морозовой Г.Г. ей известно, что в ДД.ММ.ГГГГ истец приобрела у Абрамовых дом, расположенный по адресу: <адрес>. В настоящее время в доме никто не проживает, Морозова Г.Г. организовала около дома огород, за которым осуществляет уход.
Свидетель И в судебном заседании пояснила, что проживает неподалеку от Морозовой Г.Г. с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме Морозовой Г.Г. в спорном доме никого не видела.
Вместе с тем, показания свидетелей К, С и И подтверждают факт длительного пользования Морозовой Г.Г. в спорным домовладением, однако, не свидетельствует о возникновении о нее прав на данное домовладение. Кроме того, из показаний свидетелей К и С следует, что сведения о том, что Морозова Г.Г. приобрела у Абрамовой А.В. спорный дом, известны им лишь со слов самой истицы.
Таким образом, показания свидетелей К, С и И также не подтверждают заключение между Морозовой Г.Г. и Абрамовой А.В. договора купли-продажи спорного дома и достижении между ними договоренности обо всех существенных условиях договора купли-продажи домовладения, расположенного по адресу: <адрес>.
Доказательств уклонения Абрамовой А.В. от заключения письменного договора купли-продажи спорного домовладения и регистрации его в Управлении Росреестра по Тульской области, материалы дела не содержат. Сведений об обращении Морозовой Г.Г. к Абрамовой А.В. о необходимости явки для заключения и регистрации договора купли-продажи в конкретный государственный орган и в конкретную дату также не представлено.
Представитель истца Морозовой Г.Г. по доверенности Адыровой А.В. в ходе рассмотрения дела также подтвердила, что Морозова Г.Г. в письменной форме не обращалась к Абрамовой А.В. с просьбой о заключении договора купли-продажи, все переговоры велись только по средствам телефонных переговоров.
Доказательств того, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Морозова Г.Г. несла расходы по содержания спорного дома, не представлено. Как пояснила представитель истца в ходе рассмотрения дела, налоги за спорный дом истец не оплачивала, поскольку ей не приходили квитанции об оплате, водоснабжение в доме отсутствует, имеется лишь колонка на улице, отопление печное.
Кроме того, что после составления расписки о передаче Морозовой Г.Г. Абрамовой А.В. денежных средств, Абрамова А.В. <данные изъяты> не снялись с регистрационного учета из спорного домовладения, ДД.ММ.ГГГГ продолжали регистрировать <данные изъяты> в спорном доме, что не может расцениваться судом, как отсутствие интереса собственника к данному имуществу.
Таким образом, доказательств заключения договора купли-продажи спорного домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, между Морозовой Г.Г. и Абрамовой А.В.
При данных обстоятельствах, суд полагает, что отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Морозовой Г.Г. к администрации МО Северное Чернского района Тульской области о признании права собственности на жилой дом на основании договора купли-продажи.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░