Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1238/2020 ~ М-771/2020 от 10.03.2020

<данные изъяты>

УИД: 36RS0006-01-2020-000933-26

Дело №2а-1238/20

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июня 2020 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:

Председательствующего: Шумейко Е.С.,

При секретаре: Дегтяревой Н.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Куликова Валентина Валентиновича к администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области

- о признании незаконными действий по отказу в рассмотрении заявлений о намерении предоставления земельных участков (лот , , , , , , ) в аренду сроком на 5 лет, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования:

Лот : земельный участок площадью 383 491 кв.м., расположенный: <адрес>, восточная часть кадастрового квартала ;

Лот земельный участок площадью 428 971 кв.м., расположенный: <адрес>, западная часть кадастрового квартала ;

Лот : земельный участок площадью 779 201 кв.м., расположенный: <адрес>, восточная часть кадастрового квартала ;

Лот : земельный участок площадью 795 430 кв.м., расположенный: <адрес>, центральная часть кадастрового квартала ;

Лот : земельный участок площадью 3 735 178 кв.м, расположенный: <адрес>, северо-западная часть кадастрового квартала ;

Лот : земельный участок площадью 6 348 503 кв.м., расположенный: <адрес>, северная часть кадастрового квартала ;

Лот : земельный участок площадью 182 932 кв.м., расположенный: <адрес>, южная часть кадастрового квартала ,

- о признании результатов приема заявлений, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru по извещению от 05.12.2019, о предварительном согласовании предоставления в аренду на 5 лет земельных участков недействительным,

У с т а н о в и л :

Куликов В.В. обратился в Центральный районный суд г. Воронежа с административными исковыми требованиями к администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области.

Обосновывая заявленные требования, указывает, что административным ответчиком на сайте www.torgi.gov.ru было опубликовано извещение о намерении предоставить в аренду сроком на 5 лет земельные участки.

Административным истцом на адрес официальной электронной почты администрации было подано заявление о намерении участвовать в аукционе.

Однако, данная заявка не была принята на том основании, что не соблюдена форма подачи заявки - на бумажном носителе при личном обращении.

Полагая, что указанное решение не соответствует требованиям пп. 2 и 5 Порядка и свобода подачи заявлений, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14.01.2015 № 7, положениям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и нарушает права административного истца на участие в аукционе, Куликов В.В. просит признать незаконными действия по отказу в рассмотрении заявления и результатов приема заявлений, размещенных на сайте.

Административный истец Куликов В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Утверждал, что нарушение, допущенное административным ответчиком при размещении извещений ограничивает право участия неопределенного круга лиц в аукционе, ограничивает количество участников аукционо.

Представитель административного ответчика администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, действующий на основании доверенности, Пойманов И.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, поддержал доводы письменных возражений.

Суд, исследовав предоставленные по делу доказательства, заслушав объяснения представителя административного ответчика, приходит к следующим выводам:

Администрацией Верхнемамонского муниципального района Воронежской области на сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение от 05.12.2019 о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельных участков категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования:

Лот : земельный участок площадью 383 491 кв.м., расположенный: <адрес>, восточная часть кадастрового квартала ;

Лот : земельный участок площадью 428 971 кв.м., расположенный: <адрес>, западная часть кадастрового квартала ;

Лот : земельный участок площадью 779 201 кв.м., расположенный: <адрес>, восточная часть кадастрового квартала ;

Лот : земельный участок площадью 795 430 кв.м., расположенный: <адрес>, центральная часть кадастрового квартала ;

Лот : земельный участок площадью 3 735 178 кв.м, расположенный: <адрес>, северо-западная часть кадастрового квартала ;

Лот : земельный участок площадью 6 348 503 кв.м., расположенный: <адрес>, северная часть кадастрового квартала ;

Лот : земельный участок площадью 182 932 кв.м., расположенный: <адрес>, южная часть кадастрового квартала .

Указанное извещение размещено на сайте Верхнемамонского муниципального района Воронежской области www/vermamon.ru, опубликовано в Вернемамонском муниципальном вестнике № от 05.12.2019.

Заявление о намерении участвовать в аукционе подано Куликовым В.В. 09.01.2020 в форме электронного документа на официальную электронную почту Верхнемамонского муниципального района Воронежской области vmamon@govvrn.ru.

Ответом от 31.01.2020 № 39/11, подписанным главой Верхнемамонского муниципального района Воронежской области ФИО1, Куликову В.В. было сообщено, что его заявление рассмотрено. Указано о несоответствии заявки о намерении участвовать в аукционе требованиям, указанным в извещении, опубликованном на сайте www.torgi.gov.ru 05.12.2019 .

Действия административного ответчика по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе, поданного по электронной почте, Куликов В.В. просит признать незаконными.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п.2 ч.1 ст.227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие признано соответствующим нормативным правовым актам, не нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и не препятствующим к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов.

В силу п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно пп. "в" п. 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению судом при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа государственной власти, является соблюдение при принятии данного решения требований нормативных правовых актов, устанавливающих основания его принятия.

Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности установлены статьей 39.18 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-­телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

В силу пункта 4 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Согласно пункту 5 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (пункт 6 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ).

Пунктом 7 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Как следует из ответа от 13.01.2020 № 39/11 Куликову В.В. было сообщено о том, что заявка о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка не соответствует требованиям, указанным в извещении, опубликованном на сайте www.torgi.gov.ru 05.12.2019 .

Из положений пункта 5 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявление о проведении аукциона подаются или направляются в уполномоченный орган заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и требования к их формату утверждены приказом Минэкономразвития России от 14 января 2015 года N 7.

Вместе с тем, предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 8 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации).

Исходя из положений подпункта 3 пункта 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации адрес и способ подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка определяется уполномоченным органом.

Таким образом, уполномоченный орган вправе определять способы подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе для целей, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как следует из предоставленного суду извещения, опубликованного на сайте www.torgi.gov.ru 05.12.2019 , администрация Верхнемамонского муниципального района Воронежской области довела до сведения неопределенный круг лиц об условиях проведения торгов, в том числе, адрес и способ подачи заявлений.

Так, указано, что заявления о предоставлении земельного участка в аренду для сельскохозяйственного использования принимаются в срок до 09.01.2020 до 16.00 в администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области по адресу: Воронежская область, Верхнемамонский р-н, с. Верхний Мамон, пл. Ленина,1, каб. 49 в рабочие дни с 8-00 до 17-00 час. За дополнительной информацией обращаться по телефонам .

Установленные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что, с учетом избранного административным ответчиком способа подачи заявления, доведенного в установленном порядке до сведения лиц, желающих реализовать право на подачу заявления о намерении участвовать в аукционе, отказ административного ответчика в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе, поданного по электронной почте, соответствует требования ст. 39.18 ЗК РФ.

Административный истец указывает, что оспариваемое действие противоречит требованиям п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Поскольку Закон о защите конкуренции регулирует правоотношения, возникающие между субъектами предпринимательской деятельности и иными лицами, чья деятельность в той или иной степени имеет определенные признаки предпринимательства, важным в данном случае является не формальный (например, наличие или отсутствие государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя), а содержательный критерий предпринимательской деятельности (экономическая природа деятельности лица). Применение данной нормы закона возможно только к тем правоотношениям, на которые распространяется ее действие.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции, его действие распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Конкуренция, в силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При этом под хозяйствующим субъектом в пункте 5 этой же статьи Закона о защите конкуренции понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Под физическими лицами, указанными в части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции, на которых распространяется действие Закона о защите конкуренции понимаются не все граждане, а только те из них, кто осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе и без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Вместе с тем, гражданин, не осуществляющий какой-либо экономической деятельности, приносящей доход, не может составлять конкуренцию другим хозяйствующим субъектам и, следовательно, не может являться субъектом правоотношений, которые регулируются Законом о защите конкуренции.

Куликов В.В. реализовал свое право на обращение с заявлением о намерении участвовать в аукционе о предоставлении в аренду земельных участков, однако, сделал это в ненадлежащей форме.

Административный истец Куликов В.В. обратился в Центральный районный суд г. Воронежа с административными исковыми требованиями как физическое лицо, указывая на нарушение административным ответчиком его права как физического лица.

Учитывая характер правоотношений, субъектный состав спорных правоотношений, суд приходит к выводу о том, что Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не распространяется на оспариваемые действия по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе.

Установив, что оспариваемое действие по отказу в рассмотрении заявления о намерении предоставить в аренду земельных участков от 13.01.2020 № 39/11, соответствует требованиям закона, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

В соответствии с распределением процессуальной обязанности по доказыванию, на административного истца судом возложена обязанность по доказыванию нарушение прав, свобод и законных интересов оспариваемым решением.

Как следует из административного искового заявления, Куликов В.В., обосновывая заявленные требования, указывает на ограничение возможности участия неопределенного круга лиц в аукционе.

Вместе с тем, какие конкретно права и законные интересы Куликова В.В. затрагиваются оспариваемым отказом, из содержания иска не следует.

Административным истцом не приведено соответствующих обстоятельств и в ходе судебного заседания.

Судом установлено, что с заявлением о намерении участвовать в аукционе Куликов В.В. обратился 09.01.2020.

Оспариваемое решение содержится в ответе № 39/11 от 31.01.2020.

Постановлением администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области № 4 от 13.01.2020 предварительно согласовано предоставление ИП главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 земельных участков, обозначенных в извещении от 05.12.2019 о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельных участков категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования.

06.03.2020 между администрацией Верхнемамонского муниципального района Воронежской области и ИП главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 заключен договор аренды земельных участков. Право аренды зарегистрировано в органах Росреестра.

Обращаясь с административными исковыми требованиями 06.03.2020, административный истец не указал и не доказал факт нарушения оспариваемыми действиями его прав, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Административный истец просит признать недействительными результаты приема заявлений, размещенные на сайте www.torgi.gov.ru по извещению от 05.12.2019, о предварительном согласовании предоставления в аренду на 5 лет земельных участков.

Принимая во внимание, что отказ в рассмотрении заявления Куликова В.В. о намерении участвовать в аукционе признан судом соответствующим закону, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют основания для удовлетворения требований о признании результатов приема заявлений, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru по извещению от 05.12.2019, о предварительном согласовании предоставления в аренду на 5 лет земельных участков недействительными.

Руководствуясь ст.ст. 177-179 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Куликова Валентина Валентиновича к администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области о признании незаконными действий по отказу в рассмотрении заявлений о намерении предоставления земельных участков (лот , , , , , , ) в аренду сроком на 5 лет, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного пользования, о признании результатов приема заявлений, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru по извещению от 05.12.2019, о предварительном согласовании предоставления в аренду на 5 лет земельных участков недействительным, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 10.06.2020.

Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко

<данные изъяты>

УИД: 36RS0006-01-2020-000933-26

Дело №2а-1238/20

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июня 2020 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:

Председательствующего: Шумейко Е.С.,

При секретаре: Дегтяревой Н.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Куликова Валентина Валентиновича к администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области

- о признании незаконными действий по отказу в рассмотрении заявлений о намерении предоставления земельных участков (лот , , , , , , ) в аренду сроком на 5 лет, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования:

Лот : земельный участок площадью 383 491 кв.м., расположенный: <адрес>, восточная часть кадастрового квартала ;

Лот земельный участок площадью 428 971 кв.м., расположенный: <адрес>, западная часть кадастрового квартала ;

Лот : земельный участок площадью 779 201 кв.м., расположенный: <адрес>, восточная часть кадастрового квартала ;

Лот : земельный участок площадью 795 430 кв.м., расположенный: <адрес>, центральная часть кадастрового квартала ;

Лот : земельный участок площадью 3 735 178 кв.м, расположенный: <адрес>, северо-западная часть кадастрового квартала ;

Лот : земельный участок площадью 6 348 503 кв.м., расположенный: <адрес>, северная часть кадастрового квартала ;

Лот : земельный участок площадью 182 932 кв.м., расположенный: <адрес>, южная часть кадастрового квартала ,

- о признании результатов приема заявлений, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru по извещению от 05.12.2019, о предварительном согласовании предоставления в аренду на 5 лет земельных участков недействительным,

У с т а н о в и л :

Куликов В.В. обратился в Центральный районный суд г. Воронежа с административными исковыми требованиями к администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области.

Обосновывая заявленные требования, указывает, что административным ответчиком на сайте www.torgi.gov.ru было опубликовано извещение о намерении предоставить в аренду сроком на 5 лет земельные участки.

Административным истцом на адрес официальной электронной почты администрации было подано заявление о намерении участвовать в аукционе.

Однако, данная заявка не была принята на том основании, что не соблюдена форма подачи заявки - на бумажном носителе при личном обращении.

Полагая, что указанное решение не соответствует требованиям пп. 2 и 5 Порядка и свобода подачи заявлений, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14.01.2015 № 7, положениям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и нарушает права административного истца на участие в аукционе, Куликов В.В. просит признать незаконными действия по отказу в рассмотрении заявления и результатов приема заявлений, размещенных на сайте.

Административный истец Куликов В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Утверждал, что нарушение, допущенное административным ответчиком при размещении извещений ограничивает право участия неопределенного круга лиц в аукционе, ограничивает количество участников аукционо.

Представитель административного ответчика администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области, действующий на основании доверенности, Пойманов И.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, поддержал доводы письменных возражений.

Суд, исследовав предоставленные по делу доказательства, заслушав объяснения представителя административного ответчика, приходит к следующим выводам:

Администрацией Верхнемамонского муниципального района Воронежской области на сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение от 05.12.2019 о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельных участков категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования:

Лот : земельный участок площадью 383 491 кв.м., расположенный: <адрес>, восточная часть кадастрового квартала ;

Лот : земельный участок площадью 428 971 кв.м., расположенный: <адрес>, западная часть кадастрового квартала ;

Лот : земельный участок площадью 779 201 кв.м., расположенный: <адрес>, восточная часть кадастрового квартала ;

Лот : земельный участок площадью 795 430 кв.м., расположенный: <адрес>, центральная часть кадастрового квартала ;

Лот : земельный участок площадью 3 735 178 кв.м, расположенный: <адрес>, северо-западная часть кадастрового квартала ;

Лот : земельный участок площадью 6 348 503 кв.м., расположенный: <адрес>, северная часть кадастрового квартала ;

Лот : земельный участок площадью 182 932 кв.м., расположенный: <адрес>, южная часть кадастрового квартала .

Указанное извещение размещено на сайте Верхнемамонского муниципального района Воронежской области www/vermamon.ru, опубликовано в Вернемамонском муниципальном вестнике № от 05.12.2019.

Заявление о намерении участвовать в аукционе подано Куликовым В.В. 09.01.2020 в форме электронного документа на официальную электронную почту Верхнемамонского муниципального района Воронежской области vmamon@govvrn.ru.

Ответом от 31.01.2020 № 39/11, подписанным главой Верхнемамонского муниципального района Воронежской области ФИО1, Куликову В.В. было сообщено, что его заявление рассмотрено. Указано о несоответствии заявки о намерении участвовать в аукционе требованиям, указанным в извещении, опубликованном на сайте www.torgi.gov.ru 05.12.2019 .

Действия административного ответчика по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе, поданного по электронной почте, Куликов В.В. просит признать незаконными.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п.2 ч.1 ст.227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие признано соответствующим нормативным правовым актам, не нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и не препятствующим к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов.

В силу п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно пп. "в" п. 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению судом при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа государственной власти, является соблюдение при принятии данного решения требований нормативных правовых актов, устанавливающих основания его принятия.

Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности установлены статьей 39.18 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-­телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

В силу пункта 4 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Согласно пункту 5 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (пункт 6 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ).

Пунктом 7 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Как следует из ответа от 13.01.2020 № 39/11 Куликову В.В. было сообщено о том, что заявка о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка не соответствует требованиям, указанным в извещении, опубликованном на сайте www.torgi.gov.ru 05.12.2019 .

Из положений пункта 5 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявление о проведении аукциона подаются или направляются в уполномоченный орган заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и требования к их формату утверждены приказом Минэкономразвития России от 14 января 2015 года N 7.

Вместе с тем, предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 8 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации).

Исходя из положений подпункта 3 пункта 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации адрес и способ подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка определяется уполномоченным органом.

Таким образом, уполномоченный орган вправе определять способы подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе для целей, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как следует из предоставленного суду извещения, опубликованного на сайте www.torgi.gov.ru 05.12.2019 , администрация Верхнемамонского муниципального района Воронежской области довела до сведения неопределенный круг лиц об условиях проведения торгов, в том числе, адрес и способ подачи заявлений.

Так, указано, что заявления о предоставлении земельного участка в аренду для сельскохозяйственного использования принимаются в срок до 09.01.2020 до 16.00 в администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области по адресу: Воронежская область, Верхнемамонский р-н, с. Верхний Мамон, пл. Ленина,1, каб. 49 в рабочие дни с 8-00 до 17-00 час. За дополнительной информацией обращаться по телефонам .

Установленные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что, с учетом избранного административным ответчиком способа подачи заявления, доведенного в установленном порядке до сведения лиц, желающих реализовать право на подачу заявления о намерении участвовать в аукционе, отказ административного ответчика в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе, поданного по электронной почте, соответствует требования ст. 39.18 ЗК РФ.

Административный истец указывает, что оспариваемое действие противоречит требованиям п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Поскольку Закон о защите конкуренции регулирует правоотношения, возникающие между субъектами предпринимательской деятельности и иными лицами, чья деятельность в той или иной степени имеет определенные признаки предпринимательства, важным в данном случае является не формальный (например, наличие или отсутствие государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя), а содержательный критерий предпринимательской деятельности (экономическая природа деятельности лица). Применение данной нормы закона возможно только к тем правоотношениям, на которые распространяется ее действие.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции, его действие распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Конкуренция, в силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При этом под хозяйствующим субъектом в пункте 5 этой же статьи Закона о защите конкуренции понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Под физическими лицами, указанными в части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции, на которых распространяется действие Закона о защите конкуренции понимаются не все граждане, а только те из них, кто осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе и без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Вместе с тем, гражданин, не осуществляющий какой-либо экономической деятельности, приносящей доход, не может составлять конкуренцию другим хозяйствующим субъектам и, следовательно, не может являться субъектом правоотношений, которые регулируются Законом о защите конкуренции.

Куликов В.В. реализовал свое право на обращение с заявлением о намерении участвовать в аукционе о предоставлении в аренду земельных участков, однако, сделал это в ненадлежащей форме.

Административный истец Куликов В.В. обратился в Центральный районный суд г. Воронежа с административными исковыми требованиями как физическое лицо, указывая на нарушение административным ответчиком его права как физического лица.

Учитывая характер правоотношений, субъектный состав спорных правоотношений, суд приходит к выводу о том, что Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не распространяется на оспариваемые действия по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе.

Установив, что оспариваемое действие по отказу в рассмотрении заявления о намерении предоставить в аренду земельных участков от 13.01.2020 № 39/11, соответствует требованиям закона, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

В соответствии с распределением процессуальной обязанности по доказыванию, на административного истца судом возложена обязанность по доказыванию нарушение прав, свобод и законных интересов оспариваемым решением.

Как следует из административного искового заявления, Куликов В.В., обосновывая заявленные требования, указывает на ограничение возможности участия неопределенного круга лиц в аукционе.

Вместе с тем, какие конкретно права и законные интересы Куликова В.В. затрагиваются оспариваемым отказом, из содержания иска не следует.

Административным истцом не приведено соответствующих обстоятельств и в ходе судебного заседания.

Судом установлено, что с заявлением о намерении участвовать в аукционе Куликов В.В. обратился 09.01.2020.

Оспариваемое решение содержится в ответе № 39/11 от 31.01.2020.

Постановлением администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области № 4 от 13.01.2020 предварительно согласовано предоставление ИП главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 земельных участков, обозначенных в извещении от 05.12.2019 о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельных участков категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования.

06.03.2020 между администрацией Верхнемамонского муниципального района Воронежской области и ИП главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 заключен договор аренды земельных участков. Право аренды зарегистрировано в органах Росреестра.

Обращаясь с административными исковыми требованиями 06.03.2020, административный истец не указал и не доказал факт нарушения оспариваемыми действиями его прав, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Административный истец просит признать недействительными результаты приема заявлений, размещенные на сайте www.torgi.gov.ru по извещению от 05.12.2019, о предварительном согласовании предоставления в аренду на 5 лет земельных участков.

Принимая во внимание, что отказ в рассмотрении заявления Куликова В.В. о намерении участвовать в аукционе признан судом соответствующим закону, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют основания для удовлетворения требований о признании результатов приема заявлений, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru по извещению от 05.12.2019, о предварительном согласовании предоставления в аренду на 5 лет земельных участков недействительными.

Руководствуясь ст.ст. 177-179 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Куликова Валентина Валентиновича к администрации Верхнемамонского муниципального района Воронежской области о признании незаконными действий по отказу в рассмотрении заявлений о намерении предоставления земельных участков (лот , , , , , , ) в аренду сроком на 5 лет, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного пользования, о признании результатов приема заявлений, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru по извещению от 05.12.2019, о предварительном согласовании предоставления в аренду на 5 лет земельных участков недействительным, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 10.06.2020.

Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко

1версия для печати

2а-1238/2020 ~ М-771/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Куликов Валентин Валентинович
Ответчики
Администрация Верхнемамонского муниципального района ВО
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Шумейко Елена Сергеевна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
10.03.2020Регистрация административного искового заявления
10.03.2020Передача материалов судье
11.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.04.2020Судебное заседание
13.05.2020Производство по делу возобновлено
22.05.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
10.06.2020Судебное заседание
10.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2020Дело оформлено
22.07.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее