Дело № 2 – 31/ 13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 марта 2013 года п. Шаля
Шалинский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Мироновой С.Н.,
с участием помощника прокурора Шалинского района Свердловской области Мальцева Д.В.,
при секретаре Беляевских П.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области - об обязании проведения мероприятий, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов,
у с т а н о в и л :
Прокурор Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации городского округа Староуткинск Свердловской области об обязании проведения мероприятий, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенную на участке местности в 10 метрах от автодороги с правой стороны по ходу движения на 9 км автодороги Староуткинск - Сабик в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе судебного разбирательства представитель истца изменил исковые требования и просил возложить обязанности по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на участке местности в 10 метрах от автодороги с правой стороны по ходу движения на 9 км автодороги Староуткинск - Сабик в срок до ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию Шалинского городского округа, в связи с тем, что после выезда на место расположения указанной свалки совместно со специалистом Администрации городского округа Староуткинск, установлено, что указанный участок местности находится за пределами границ городского округа Староуткинск и находится на территории Шалинского городского округа. По ходатайству представителя истца произведена замена ненадлежащего ответчика Администрации городского округа Староуткинск и к участию в деле в качестве надлежащего ответчика привлечена Администрация Шалинского городского округа.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Шалинского района проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при размещении бытовых и промышленных отходов на территории Шалинского городского округа Свердловской области.
В ходе проведенной проверки установлено, что на участке местности 10 метрах от автодороги с правой стороны по ходу движения на 9 км автодороги Староуткинск - Сабик находится несанкционированная свалка бытовых отходов.
По данным Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Свердловской области данный земельный участок в государственном кадастре недвижимости отсутствует.
Согласно представленной информации Департамента лесного хозяйства Свердловской области указанный участок местности относится к землям лесного фонда, в настоящее время в аренду не предоставлен.
По представленной информации Администрации Шалинского городского округа данный земельный участок находится в границах Шалинского городского округа на землях государственного лесного фонда.
Свалка бытовых отходов расположена на территории Шалинского городского округа, разрешительная документация на размещение бытовых отходов на указанной территории отсутствует. Таким образом, свалка твердых бытовых отходов является несанкционированной.
Согласно п.п. 10,12, ч. 1, ст. 6 Устава Шалинского городского округа к вопросам местного значения относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Несанкционированная свалка, расположенная на участке местности, расположенном 10 метрах от автодороги с правой стороны по ходу движения на 9 км автодороги Староуткинск - Сабик эксплуатируется с нарушением вышеприведенных норм природоохранного законодательства.
Учитывая изложенное, принимая во внимание положения п.п. 9, 14 ст. 15, п.п. 11, 24 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8, п.п. 2,3 ст.13 Федерального Закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 3, 7 Федерального Закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 года № 77-ОЗ «Об отходах производства и потребления», предусматривающих возложение обязанности по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на муниципальные образования, ответственность по устранению допущенного нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и восстановлению положения, существовавшего до нарушения права, по мнению прокурора, должна быть возложена на Администрацию Шалинского городского округа.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Шалинского района Свердловской области Мальцев Д.В. иск поддержал в полном объеме по указанным в исковом заявлении основаниям. Кроме того, в судебном заседании он пояснил, что несанкционированная свалка бытовых отходов, расположенная в 10 метрах от автодороги с правой стороны по ходу движения на 9 км автодороги Староуткинск – Сабик находится за пределами границы п. Сабик, за пределами территории городского округа Староуткинск, на территории Шалинского городского округа. Данный факт подтвердили специалисты Администрации Шалинского городского округа, ООО «Шалинское СУ», ГКУ СО «Шалинское лесничество», заключениям которых можно доверять. Кроме того, у городского округа Староуткинск имеется утвержденный Генеральный план, который определяет границы этого городского округа, и из которого видно, что указанный участок местности расположен за пределами территории городского округа Староуткинск, на территории Шалинского городского округа. Определить полосу отвода автодороги, вблизи которой находится указанная несанкционированная свалка бытовых отходов, на данный момент не представляется возможным. Это обстоятельство не исключает обязанности ответчика по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, согласно п.п. 9, 14 ст. 15, п.п. 11, 24 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», поскольку это является обязанностью органа местного самоуправления, на территории которого находится данный участок местности, то есть Администрации Шалинского городского округа. Представителем ответчика не представлено доказательств в обоснование своих возражений.
В связи с этим просит суд обязать Администрацию Шалинского городского округа провести мероприятия, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на участке местности 10 метрах от автодороги с правой стороны по ходу движения на 9 км автодороги Староуткинск - Сабик в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика администрации Шалинского городского округа <адрес> Сюкосев А.В. исковые требования не признал, мотивируя тем, что земельный участок, на котором находится указанная свалка бытовых отходов, не зарегистрирован, его правообладатель не определен. Не определено точное место расположения указанной свалки бытовых отходов. Не определена категория земель и категория разрешенного использования данного земельного участка, отсутствует ориентир определения места его расположения, а так же площадь. Прокурором не представлено заключение кадастрового инженера по итогам геодезических измерений об определении точного местоположения указанного участка местности. ДД.ММ.ГГГГ производился выезд совместно с ним, представителем истца Григорьевой А.В., представителем ООО «Шалинское СУ» Киуру Н.И., специалистом ООО «Шалинское СУ» ФИО8 на предполагаемое место нахождение указанной несанкционированной свалки бытовых отходов. Сделанные им и приобщенные к материалам дела фотографии (л.д.82-84), на которых зафиксировано небольшое количество мусора в снегу не свидетельствуют о наличии указанной прокурором в исковом заявлении свалки, поскольку акта обследования при проверке не составлялось, замеры никакие не производились, в связи с чем невозможно сделать выводов о том, что данная свалка находится в границах Шалинского городского округа. Таким образом, представленные к исковому заявлению документы, не отвечают требованиям достоверности, относимости и допустимости доказательств. В связи с этим факт наличия указанной прокурором свалки бытовых отходов оспорим. На территории Шалинского городского округа <адрес> Администрацией Шалинского городского округа Генеральный план не утвержден, правила землепользования и застройки не определены.
Специалист Управления архитектуры, градостроительства и землепользования Администрации Шалинского городского округа ФИО6 в ходе судебного разбирательства пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ при выезде на место расположения данной свалки бытовых отходов в 10 метрах от автодороги с правой стороны по ходу движения на 9 км автодороги Староуткинск - Сабик, было установлено наличие свалки бытовых отходов на этом участке местности. У нее имеются полномочия в пределах должностных обязанностей по определению места положения земельных участков. Исследованный участок местности находится в границах Шалинского городского округа и относится к землям лесного фонда.
Специалист межрайонного отдела № филиала ФГУ «ФКП РОСРЕЕСТРА» по <адрес> ФИО7 в ходе судебного заседания пояснила, что индивидуализировать указанный участок местности по представленным прокуратурой <адрес> данным не представляется возможности, так как отсутствует кадастровый номер, категория земель, разрешенное использование, площадь и адрес указанного земельного участка, необходимые для определения правообладателя данного участка местности. Кадастровое деление проводилось в 2000-х годах. Участок местности: 10 метрах от автодороги с правой стороны по ходу движения на 9 км автодороги Староуткинск - Сабик, не учтен, сведения об этом участке местности в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Формирование земельных участков проводится органом местного самоуправления. Из представленного ситуационного плана видно, что определенный в нем участок местности находится на территории Шалинского городского округа, населенные пункты вблизи него отсутствуют. Неучтенные участки местности на территории Шалинского городского округа находятся в ведении Администрации Шалинского городского округа.
Специалист Общества с ограниченной ответственностью «Шалинское СУ» ФИО8 в ходе судебного заседания пояснила, что на место расположения указанной свалки бытовых отходов в 10 метрах от автодороги с правой стороны по ходу движения на 9 км автодороги Староуткинск - Сабик производился выезд, акта при этом не составлялось. Общество с ограниченной ответственностью «Шалинское СУ» является подрядчиком, выполняющим работы по содержанию дороги. Полоса отвода существующей автомобильной дороги 19 метров, из них от центра дороги 9,5 метров вправо и 9,5 метров влево. Указанный участок местности находится за пределами полосы отвода автомобильной дороги и поэтому не обслуживается их Обществом.
Специалист ГКУ СО «Шалинское лесничество» - ФИО9 в судебном заседании пояснил, что ему известно о наличии свалки бытовых отходов на участке местности в 10 метрах от автодороги с правой стороны по ходу движения на 9 км автодороги Староуткинск – Сабик. Расположение указанного участка местности определено на ситуационном плане, имеющемся в материалах дела (л.д.29, 111). Из данного плана видно, что указанный участок местности находится за пределами населенного пункта Сабик и за пределами границ Городского округа Староуткинск, он находится в пределах границ Шалинского городского округа. По данным планшета № 21, Лесоустройство 2001 год, Свердловская область, Шалинский район, можно определить, что данный участок местности находится в 52 квартале Сабиковского участкового лесничества. Точно сказать в каком выделе находится свалка, он не может, поскольку на место расположения данной свалки он не выезжал, все данные по указной свалке представлены его подчиненными. Карты по лесоустройству утверждены и действуют в настоящее время. Точную привязку указанного земельного участка на местности и определение координат, сейчас сделать не возможно в связи с наличием снежного покрова. Заключение о расположении указанного участка местности на территории Шалинского городского округа сделано им на основании лесохозяйственного регламента, который определяет принадлежность территории к конкретному городскому округу.
Выслушав представителей истца, ответчика, специалистов, суд пришел к следующему.
Из представленных истцом – прокуратурой Шалинского района Свердловской области доказательств следует, что в ходе проведенной прокуратурой Шалинского района проверки исполнения природоохранного законодательства при размещении бытовых и промышленных отходов на территории Шалинского городского округа Свердловской области установлено, что на участке местности, расположенном в 10 метрах от автодороги с правой стороны по ходу движения на 9 км автодороги Староуткинск - Сабик находится несанкционированная свалка бытовых отходов (л.д. 7-15, 18, 29, 101-108).
По данным Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» индивидуализировать данный земельный участок в государственном кадастре недвижимости по представленным координатам не представляется возможным (л.д. 23, 46-47).
Согласно представленной информации Департамента лесного хозяйства Свердловской области указанный участок местности относится к землям лесного фонда, в настоящее время не предоставлен в аренду. По вопросу уточнения границ и местоположения необходимо обращаться в ГКУ СО «Шалинское лесничество» (л.д. 15, 36).
Из представленной информации Администрации Шалинского городского округа видно, что данный земельный участок находится в границах Шалинского городского округа (л.д. 24).
Согласно акта проверки земельного участка в 10 метрах от автодороги с правой стороны по ходу движения на 9 км автодороги Староуткинск – Сабик, на котором расположена несанкционированная свалка бытовых отходов, составленного специалистом Управления архитектуры, градостроительства и землепользования Администрации Шалинского городского округа ФИО6, установлено, что он расположен в границах Шалинского городского округ (л.д.26).
Данными доказательствами подтверждается наличие свалки бытовых отходов на территории Шалинского городского округа на указанном участке местности. Разрешительная документация на размещение бытовых отходов на указанной территории отсутствует. Таким образом, свалка твердых бытовых отходов является несанкционированной.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Положения ст. 42 Конституция Российской Федерации закрепляют право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Данное право так же закреплено в Федеральном законе от 30.03.1999 года № 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно ч. 3 ст. 8 Закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу п.п.1, 3 ст. 13 указанного Закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов, порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований определяется органами местного самоуправления.
В связи с чем организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Шалинского городского округа является компетенцией органа местного самоуправления этого муниципального образования – Администрации Шалинского городского округа.
Согласно п.1 ст.10 Федерального закона 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Таким образом, местное самоуправление осуществляется в границах муниципального образования независимо от форм собственности входящих в него территорий.
В соответствии с п.п. 11, 24, 25, ч. 1 ст. 16Федерального закона 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - к вопросам местного значения отнесены организация мероприятий по охране окружающей среды, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа.
Очевидно, что размещение несанкционированной свалки негативно влияет на окружающую среду и существенно нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и может привести к отрицательным результатам.
Учитывая изложенное, принимая во внимание положения Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 № 77-ОЗ «Об отходах производства и потребления», предусматривающих возложение обязанности по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на муниципальные образования, ответственность по устранению допущенного нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и восстановлению положения, существовавшего до нарушения права, должна быть возложена на Администрацию Шалинского городского округа, как на исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по разрешению вопросов местного значения.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признает одним из способов защиты гражданских прав восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п.п. 10, 12 ч. 1 ст. 6 Устава Шалинского городского округа - к вопросам местного значения относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Несанкционированная свалка расположенная на участке местности в 10 метрах от автодороги с правой стороны по ходу движения на 9 км автодороги Староуткинск - Сабик эксплуатируется с нарушением вышеприведенных норм природоохранного законодательства.
Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с ч.3 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В ходе судебного разбирательства установлено, что нормативными правовыми актами императивно закреплена обязанность органов местного самоуправления по организации уборки несанкционированных свалок бытовых отходов в пределах территорий этих муниципальных образований. По этим основаниям обязанность по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, обнаруженной на территории Шалинского городского округа на участке местности в 10 метрах от автодороги с правой стороны по ходу движения на 9 км автодороги Староуткинск - Сабик, должна быть возложена на Администрацию Шалинского городского округа.
Что касается доводов представителя ответчика о том, что «не установлено точное местонахождение свалки бытовых отходов, так как отсутствует заключение кадастрового инженера по итогам замеров и отметки на ситуационном плане, и не установлены владельцы указанного земельного участка, на котором находится свалка бытовых отходов», то суд счел эти доводы не состоятельными, поскольку согласно п.1 ст.10 Федерального закона 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется в границах муниципального образования независимо от форм собственности входящих в него территорий. Доказательств надлежащей организации вывоза мусора, в рамках представленных органу местного самоуправления полномочий, в границах муниципального образования ответчиком не предоставлено.
Создание несанкционированной свалки на территории Шалинского городского округа подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиком уважения к личной жизни неопределенного круга лиц, в значении ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Заявленный истцом срок для ликвидации вышеназванной несанкционированной свалки до 30.06.2013 года суд находит разумным, с учетом времени наступления пожароопасного периода, а так же климата территории Шалинского городского округа (значительный среднегодовой снежный покров, следовательно, растянутое весной по времени таяние снега).
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу подлежат отнесению на счет федерального бюджета, поскольку на основании пункта 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации и истец, и ответчик освобождены от ее уплаты в силу закона.
Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковое заявление прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области - об обязании проведения мероприятий, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов удовлетворить.
Обязать Администрацию Шалинского городского округа Свердловской области провести мероприятия, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на участке местности в 10 метрах от автодороги с правой стороны по ходу движения на 9 км автодороги Староуткинск - Сабик в срок до 30.06.2013 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья С.Н. Миронова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>