Дело № 2-2280/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 мая 2021 года город Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Карматковой Е.В.,
при секретаре Ефремовой Л.Н.,
с участием
представителя истца Паранькиной М.В.,
представителя ответчика Деветьярова Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Байдосовой Натальи Юрьевны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края о возложении обязанности включить в страховой стаж период работы, назначить страховую пенсию досрочно,
УСТАНОВИЛ:
Байдосова Н.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности включить в страховой стаж период работы, назначить страховую пенсию досрочно.
В обоснование заявленных требований указала, что 27 июня 2020 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости. К заявлению были приложены документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы, дающие право на досрочное назначение пенсии. Однако решением ответчика в этом ей было отказано, в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера не были включены периоды работы с 06.10.1994 по 20.05.1997 года, в связи нарушением инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждения и организациях. На основании изложенного, просила признать решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края № 525 от 10 сентября 2020 года об отказе в установлении пенсии в части не включения в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера с 06.10.1994 по 20.05.1997, обязать ответчика включить в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера с 06.10.1994 по 20.05.1997 года, назначить страховую пенсию досрочно, с даты подачи заявления – с 27 июня 2020 года, а также взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 30 000 руб.
Истец Байдосова Н.Ю. о времени и месте судебного заседания извещена, в суд не явилась, о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель истца Паранькина М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявила отказ от иска в части признания решения ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края № 525 от 10 сентября 2020 года об отказе в установлении пенсии в части не включения в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера с 06.10.1994 по 20.05.1997, просила производство по делу в указанной части прекратить.
Отказ от иска в указанной части судом принят, о чем вынесено соответствующее определение.
В остальной части на удовлетворении иска настаивала, по изложенным в нем основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика Деветьяров Р.В., действующий на основании доверенности, исковые требования в полном объеме не признал, полагал их необоснованными и не подлежащими удовлетворению, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в котором указал, что решение об отказе в установлении пенсии № 525 от 10 сентября 2020 года вынесено УПФР в г. Петропавловске-Камчатском в соответствии с требованиями действующего пенсионного законодательства, поскольку записи в трудовой книжке велись с нарушением инструкции делопроизводства, в записи № 1-2 отсутствует подпись инспектора отдела кадров, а в графе даты заполнения трудовой книжки исправлен год.
С учетом мнения сторон, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Выслушав пояснения лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями первой, второй статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
С 01 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", за исключением отдельных положений. Со дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (ч. 3, 4 ст. 36 Федерального закона N 400-ФЗ).
На основании части 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 8 названного Федерального закона (в редакции от 03.10.2018) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пункта 6 части 1 ст. 32 ФЗ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции от 03.10.2018) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 27 июня 2020 года Байдосова Н.Ю. обратилась к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии.
Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края № 525 от 10 сентября 2020 года истцу было отказано в назначении досрочно страховой пенсии по старости в связи с отсутствием права в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
При этом ответчиком в страховой стаж не был включен работы с 06.10.1994 по 20.05.1997, в связи с тем, что в представленной копии трудовой книжки серии АТ- IV №3071566 на титульном листе имеется исправление даты заполнения трудовой книжки, произведенное с нарушением инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях в учреждениях и организациях, утв. Постановлением Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 20.06.1974 г. N 162, в записи № 1-2 отсутствует подпись инспектора отдела кадров.
Исходя из положений части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ Российской Федерации "О страховых пенсиях", вступившего в законную силу с 01.01.2015 г., в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Ранее применявшийся Федеральный закон "О трудовых пенсиях" (статья 10) содержал в себе аналогичные положения. Так, согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П, приведенная норма пункта 1 статьи 10 признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она позволяет не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Пунктом 12 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В силу статьи 96 Закона РФ от 20.11.1990 г. (в ред. Федерального закона от 05.05.1997 N 77-ФЗ), трудовой стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями.
Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Аналогичная позиция содержится и в Положении о порядке назначения и выплаты государственных пенсий в Постановлении Совета Министров СССР от 24.08.1990 г. N 848 "О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий" и Положении о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утв. приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 г. N 190), а также в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. N 1015).
Только при отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи, либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и другие документы, содержащие сведения о периодах работы.
Также как установлено нормами Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" обязанность по предоставлению сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации лежит на работодателе.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию.
Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.
Данные о периоде работы Байдосовой Н.Ю. с 06.10.1994 по 20.05.1997 имеются в ее трудовой книжке, с указанием периода работы, реквизитов приказов о приеме на работу и увольнении, с указанием наименования работодателя, однако без подписи инспектора отдела кадров.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истец является добросовестным участником гражданских правоотношений и его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем своих обязанностей, возложенных законом, т.к. отсутствует его вина в ненадлежащем заполнении трудовой книжки. Оформление работодателем трудовой книжки работника с нарушением требований законодательства не исключает возможности защиты пенсионных прав в судебном порядке. Ненадлежащее оформление трудовой работодателем, не может повлечь для работника, неблагоприятные последствия, в данном случае лишение истца права на досрочное назначение пенсии по старости.
В связи, с чем в страховой стаж истца подлежат включению периоды работы с 06.10.1994 по 20.05.1997.
С учетом изложенного, требование истца о возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на назначение досрочной пенсии подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 указанного Федерального закона.
Как следует из материалов дела, истец обратилась в пенсионный орган с требованием о назначении ей досрочной пенсии 27 июня 2020 года в связи чем, суд полагает необходимым обязать пенсионный орган назначить страховую пенсию истцу по старости с момента подачи заявления – с 27 июня 2020 года.
При этом суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика расходов по оплате юридических услуг в размере 30 000 руб., поскольку доказательств их несения, суду не представлено.
Также отсутствуют основания для взыскания с ответчика в пользу истца государственной пошлины в размере 300 руб., поскольку Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края является территориальным органом Пенсионного фонда России и в силу положений статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 06.10.1994 ░░ 20.05.1997 ░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░ 27 ░░░░ 2020 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░