Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3922/2018 ~ М-2828/2018 от 04.04.2018

2-3922/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 июня 2018 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Юрковой Н.С.,

При секретаре Залевской Н.В.,

С участием представителя истца Гулевич Н.А., представителя Государственного учреждения – Амурского регионального отделения Фонда Социального страхования РФ – Митрофановой Я.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агеевой Е. В., действующей в интересах Гришанькиной О. И., к ГУ Амурское региональное отделение фонда социального страхования РФ о признании незаконным решения ГУ Амурского регионального отделения фонда социального страхования РФ от 22 августа 2017 года, возложении обязанности возместить расходы на проезд к месту лечения,

У С Т А Н О В И Л:

Агеева Е.В., действующая в интересах Гришанькиной О.И., обратилась в суд с исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указав, что в период с 21 июня 2017 года по 29 августа 2017 года Гришанькина О.И. находилась на лечении в отделении неврологии для лечения больных с острым нарушением мозгового кровообращения РСЦ АОКБ. В связи с отсутствием технических возможностей для проведения эндоваскулярного лечения имеющейся у Гришакьшной О.И. патологии на местной базе консилиумом врачей было принято решение о продолжении лечения Гришанькиной О.И. на центральных базах (Москва, Новосибирск, Санкт- Петербург). Вызов на лечение пришел из ФГБУ «Северо-западного федерального медицинского исследовательского центра им. В.А. Алмазова» Минздрава РФ, г. Санкт-Петербург. 14 августа 2017 года бюро №7 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Амурской области» Минтруда России Гришанькиной О.И. проведено очное освидетельствование, по результатам которого выявлено, что Гришанькина О.И. имеет ограничения способности к самообслуживанию, к передвижению, к трудовой деятельности - 3 степени, что стало основанием для установления ей I группы инвалидности. Группа инвалидности установлена впервые, что подтверждается справкой серии МСЭ -2012 №3519958 от 14 августа 2017 года, индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида №147.7.28/2017. В связи с наличием нуждаемости 03 августа 2017 года Министерством здравоохранения Амурской области выдано направление на лечение в медицинское учреждение - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова» Минздрава РФ и талон на получение именных направлений на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи инвалиду I группы Гришанькиной О.И. и сопровождающему лицу - Агеевой Е.В. в рамках получения высокотехнологичной медицинской помощи по медицинским показаниям. Дата планируемой госпитализации – 29 августа 2017 года. Было подано соответствующее заявление в Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обеспечении проездом к месту лечения и обратно. По результатам рассмотрения получено уведомление (б/н, без даты) о том, что на день подачи заявления Гришанькина О.И. в Федеральном регистре льготников не состоит и правовых оснований для получения бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно не имеет. При повторном обращении в ГУ - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в середине августа 2017 года, было вынесено решение от 22 августа 2017 года об отказе Гришанькиной О.И. в предоставлении государственной услуги в связи с обращением лица, не относящегося к категории п.2 Административного регламента, утв. приказом Минздравсоцразвития от 27 марта 2012 года №271н. В связи с имеющимися у Гришанькиной О.И. вследствие болезни значительно выраженными нарушениями функций верхних и нижних конечностей, нарушением интеллекта; нарушением языковых и речевых функций, она не могла реализовать свое право на подачу заявления в региональное отделение фонда социального страхования по Амурской области. Ввиду наличия выраженных признаков недееспособности в выдаче доверенности на совершение данных действий от доверенного лица нотариусом было отказано. Таким образом, по состоянию здоровья Гришанькина О.И. не могла реализовать установленное действующим законодательством право на предоставление государственной услуги для получения бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Учитывая дату планируемой госпитализации, истец была вынуждена купить за свой счет билеты для проезда к месту лечения и обратно Гришанькиной О.И. и себе, как сопровождающему лицу. Билеты в направлении к месту лечения были куплены в бизнес-класс (по рекомендации лечащего врача транспортировка Гришанькиной О.И. должна осуществляться в положении лежа). Стоимость авиабилетов для Гришанькиной О.И. и сопровождающего в оба направления составила 175 880 рублей, что подтверждается билетами, маршрутными квитанциями. На стационарном лечении в нейрохирургическом отделении №3 РНХИ им. проф. А.Л.Поленова - филиале НМИЦ им. В.А. Алмазова Гришанькина О.И. находилась в период с 29 августа 2017 года по 19 сентября 2017 года в счет ВМП, что подтверждается выписным эпикризом (медицинские сведения из ИБ №20272/2008/с2017) отделения хирургии сосудов головного мозга. По рекомендациям лечащих врачей в период с 19.09.2017 года по 28.10.2017 года Гришанькина О.И. продолжила лечение в отделении медицинской реабилитации ГУЗ «Городская больница №40» Курортного района г. Санкт-Петербурга, что подтверждается выписным эпикризом из истории болезни №29657. Заявление о лишении Гришанькиной О.И. дееспособности и установлении опеки было подано в Благовещенский городской суд после возвращения с лечения (ноябрь 2017).

На основании изложенного, просит суд признать незаконными отказы ГУ - Амурского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, а именно: уведомление (б/н, без даты), решение от 22 августа 2017 года; взыскать с ГУ - Амурское региональное отделения Фонда социального страхования РФ в пользу Гришанькиной О.И. денежную компенсацию за перелет к месту лечения и обратно в сумме 175 880 рублей.

В судебное заседание не явился истец, материальный истец, представитель третьего лица ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом. С учетом правил ст. ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.

В судебном заседании представитель истца настаивала на заявленных исковых требованиях в полном объеме. Привела доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что в решении об отказе ответчик не ссылается на отказ в предоставлении бесплатного проезда на конкретный вид транспорта, а указывает на отсутствие правовых оснований для предоставления бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно. Также ответчиком не представлено доказательств об отсутствии сведений о Гришанькиной О.И. на дату подачи заявления в Федеральном регистре льготников. Ссылка ответчика на то, что в заявлении содержится письменный отказ от железнодорожного транспорта, не состоятельна, поскольку форма заявления утверждена административным регламентом и не содержит такого пункта. Закон не наделяет заявителя правом выбора вида транспортного средства для проезда к месту лечения и обратно. Справка УПФР в г. Благовещенске Амурской области предоставлялась истцом ответчику при подаче заявления. Ответчик, потребовав ее, указал на то, что при отсутствии справки в принятии заявления будет отказано. Однако в материалах дела стороной ответчика такая справка суду не представлена. Вместе с тем, отказывая истцу в оказании государственной услуги без наличия на то правовых оснований, ответчик не затребовал у истца дополнительных сведений и документов, свидетельствующих в т.ч. о наличии у истца показаний к обеспечению авиатранспортом или противопоказаний к транспортировке железнодорожным транспортом. ГАУЗ АОКБ в своем ответе от 01 июня 2018 года №01-11/06-2087 подтверждает нуждаемость в транспортировке авиатранспортом в положении лежа в сопровождении врача-реаниматолога и указывает, что врачи-специалисты могут быть привлечены судом для дачи пояснений. Также прямое железнодорожное сообщение Благовещенск - С.-Петербург отсутствует. Транспортировка лежачей больной с ограничением основных категорий жизнедеятельности по всем категориям 3 степени в сопровождении врача- реаниматолога в течение 7 суток недопустима.

Представитель ответчика возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила об обстоятельствах, изложенных в письменном отзыве.

Из отзыва представителя ответчика следует, что с 01 января 2016 года региональное отделение, осуществляя реализацию мер социальной поддержки инвалидов и отдельных категорий граждан, проживающих на территории Амурской области по проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, руководствуется нормами действующего законодательства: Из правовых актов следует, что оплата расходов на проезд к месту лечения и обратно производится соответствующими отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации транспортным организациям, обеспечивающим перевозку, при этом гражданину, имеющему право на получение набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, не предоставлено право самостоятельного выбора вида транспорта для следования к месту лечения и обратно. Кроме этого, сам перевозчик должен быть отобран с соблюдением требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», (т.е. путем проведения установленных конкурентных процедур и заключения по их результатам государственных контрактов). 21 августа 2017 года Гришанькина О.И. обратилась в региональное отделение с заявлением о предоставлении бесплатного проезда к месту лечения и обратно по маршруту Благовещенск - Санкт-Петербург - Благовещенск, указав даты поездки: 29 августа 2017 года и обратно 19 сентября 2017. С пометкой в заявлении, что от железнодорожного проезда отказывается. На дату поступления заявления в региональное отделение (21 августа 2017 года) Гришанькина О. И. в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение набора социальных услуг, сформированном отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области, и переданного в региональное отделение Фонда социального страхования, не значилась. 22 августа 2017 года региональным отделением принято решение об отказе в предоставлении бесплатного проезда к месту лечения и обратно в связи с тем, что Гришанькина О.И. не относится к категории заявителей, имеющих право на получение указанной государственной услуги. Согласно справки, выданной УПФР в г. Благовещенске по Амурской области от 29 декабря 2017 года № 480893/17 Гришанькина О.И. имеет право на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года. Кроме этого, диагноз Гришанькиной О.И., указанный в выписном эпикризе из истории болезни № 296557, выданном ГУЗ «Городская больница № 40» курортного района г. Санкт-Петербург, не относится к заболеваниям или травме спинного мозга. 21 августа 2017 года региональным отделением был проведен мониторинг стоимости авиабилетов на рейсы по маршруту Благовещенск - Санкт-Петербург - Благовещенск. На запросы регионального отделения о стоимости авиаперелета лежачего больного и сопровождающего лица, ООО «Моисей» направило коммерческое предложение с указанием следующих цен: Благовещенск - Санкт-Петербург 149 640 рублей для лежачего инвалида и 20 940 рублей для сопровождающего, в обратном направлении Санкт-Петербург - Благовещенск 146 790 рублей и 20 940 соответственно. ОАО АК «Уральские Авиалинии» в своем ответе от 21.08.2017 года указало, что не сможет организовать данную перевозку. Для сравнения цена на железнодорожный билет, указанная в письме Забайкальского филиала - вагонного участка Чита АО «Федеральная пассажирская компания», на проезд по маршруту Благовещенск - Белогорск - Москва - Санкт-Петербург в купейном вагоне на одного человека составляет 16 162,70 рублей, что значительно дешевле представленных цен на авиаперелет. Таким образом, в случае если бы Гришанькина О.И. на дату подачи заявления состояла в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, у регионального отделения отсутствовали бы правовые основания предоставления ей проезда к месту лечения авиационным транспортом. Принимая во внимание отсутствие Гришанькиной О.И. в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи на 21 августа 2017 года, решение Государственного учреждения - Амурского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 22 августа 2017 года об отказе Гришанькиной О.И. в предоставлении бесплатного проезда к месту лечения и обратно было принято законно и обоснованно. Вынесение решения о взыскании с регионального отделения компенсации расходов, произведенных истцом на проезд к месту лечения и обратно и судебных расходов, как способ восстановления ее нарушенных прав, не будет основано на законе в силу того, что права Гришанькиной О.И. на проезд к месту лечения и обратно региональное отделение не нарушало в связи с отсутствием такового на дату подачи заявления; компенсация стоимости проезда к месту лечения и обратно законодательством не предусмотрена.

Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно справке ФКУ «ГБ МСЭ по Амурской области» Минтруда России Бюро № 7 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Амурской области» Минтруда России серии МСЭ-2012 № 3519958 Гришанькина О.И. с 14 августа 2017 года является инвалидом первой группы сроком до 01 сентября 2019 года.

Вступившим в законную силу решением Благовещенского городского суда от 31 января 2018 года Гришанькина О.И. была признана недееспособной.

Постановлением администрации г. Благовещенска Амурской области от 26 марта 2018 года № 823 над Гришанькиной О. И. установлена опека, Агеева Е. В. назначена её опекуном.

Из выписки № 12742 ГАУЗ АО «Амурская областная клиническая больница» усматривается, что истцу из ФГБУ «Северо-западного федерального медицинского исследовательского центра им. В.А. Алмазова» Минздрава РФ, г. Санкт-Петербург пришел вызов на лечение, было выдано направление на получение медицинской помощи в г. Санкт-Петербург и талон № 2 для получения специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи.

Судом установлено, что Гришанькина О.И. относится к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно.

21 августа 2017 года в Амурское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Гришанькиной О.И. было подано заявление об обеспечении проездом к месту лечения.

Уведомлением (без номера, без даты), решением от 22 августа 2018 года Гришанькиной О.И. было отказано в предоставлении государственной услуги в связи с обращением лица, не относящегося к категории заявителей п. 2 административного регламента.

Рассматривая требование истца о признании незаконными отказа ГУ - Амурского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, а именно: уведомления (без номера, без даты), решения от 22 августа 2017 года, суд приходит к следующим выводам.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены в Федеральном законе от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в пункте 8 данной нормы названы инвалиды.

В соответствии с ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ, в состав набора социальных услуг, предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 данного Федерального закона включается бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие I группу инвалидности, имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Согласно ст. 6.4 Федерального закона № 178-ФЗ для реализации своих прав на получение социальных услуг, указанные в статье 6.1 данного Федерального закона категории граждан должны содержаться в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Как усматривается из обжалуемых истцом уведомления (без номера, без даты) и решения от 22 августа 2017 года, в предоставлении государственной услуги Гришанькиной О.И. было отказано в связи с обращением лица, не относящегося к категории заявителей, указанных в п. 2 административного регламента.Приказом Минздравсоцразвития России от 27 марта 2012 года № 271н «Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно» в п. 2 предусмотрено, что заявителями на получение государственной услуги являются граждане, включенные в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16 ноября 2004 года № 195 «О порядке ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи» утвержден порядок ведения федерального регистра.

Настоящий Порядок регулирует ведение Федерального регистра, включая порядок, сроки и форму включения в него сведений.

Согласно п. 9, 6 Порядка территориальные органы ПФР осуществляют учет граждан на получение социальных услуг с даты установления им ежемесячной денежной выплаты, после чего Отделения ПФР сверяют информацию на уровне субъекта, формируют региональный сегмент Регистра и направляют его в Пенсионный фонд Российской Федерации для формирования Федерального регистра.

В соответствие с п. 3 Приказа между Отделением и ФСС заключено соглашение об информационном взаимодействии, в рамках которого Отделение ежемесячно передает данные о лицах, имеющих право на государственную социальную помощь и не отказавшихся от набора социальных услуг в части предоставления путевки на санаторно - курортное лечение и бесплатного проезда к месту лечения и обратно.

Таким образом, Отделение ежемесячно формирует региональный сегмент Регистра и передает его: 1- в ПФР в срок до 10-го числа (по состоянию на 1-ое число текущего месяца) для формирования Федерального регистра; 2- в ФСС в срок до 10-го числа месяца (по состоянию на 1 число месяца); 20-го числа месяца (по состоянию на 15 число месяца). Так как обращение за назначением ЕДВ от Гришанькиной О.И. поступило после 15 августа 2017 года, сведения о ней были переданы в ФСС в составе данных по состоянию на 01 сентября 2017 года в сроки, предусмотренные Приказом и в рамках действующих договоренностей.

Частью 2 ст. 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ предусмотрено что, в случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.

Согласно ч. 4 ст. 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.

Как следует из ответов на запрос ГУ ОПФР по Амурской области, ГУ УПФР в Сковородинском районе Амурской области, информация о Гришанькиной О. И., *** года рождения, была включена в Федеральный регистр лиц, имеющих право на меры государственной социальной поддержки, сформированный по состоянию на 01 сентября 2017 года; а передана Отделением ПФР по Амурской области в ГУ Амурское Региональное отделение фонда социального страхования в составе сведений регионального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на меры государственной социальной поддержки, направленного 08 сентября 2017 года в 16:24:18. Соответственно, с указанной даты (08.09.2017 года) сведения о ней были доступны для ФСС. С целью исключения случаев нарушения прав граждан в части обеспечения документами, подтверждающими их право на получение набора социальных услуг (социальной услуги), постановлением Управления ПФР от 02 ноября 2006 года № 261п утверждена форма справки, которая может быть выдана после назначения ЕДВ в случае обращения гражданина в территориальный орган ПФР.

21 августа 2017 года Гришанькина О.И. обратилась в Управление ПФР в Сковородинском районе за справкой. Указанная справка содержит информацию о сроке установления ЕДВ и дате, с которого гражданин имеет право на меры государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (социальной услуги), которые соответствуют дате обращения с заявлением о назначении ЕДВ – 18 августа 2017 года.

Таким образом, судом установлено, что сведения о Гришанькиной О.И. были доступны в Федеральном регистре 08 сентября 2017 года, но право на меры государственной социальной поддержки возникло у нее с 18 августа 2018 года, о чем Управлением ПФР в Сковородинском районе была выдана соответствующая справка 21 августа 2018 года.

При этом в материалах дела отсутствуют сведения о том, что Гришанькина О.И. при обращении в ГУ Амурское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предъявляла справку, утвержденную постановлением Правления ПФР от 02 ноября 2006 года № 261п.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что уведомление ГУ Амурского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (без номера, без даты), решение ГУ Амурского регионального отделения Фонда социального страхования РФ от 22 августа 2017 года об отказе в предоставлении бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно законны и обоснованы, требования истца в данной части не подлежат удовлетворению.

Поскольку судом уведомление ГУ Амурского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (без номера, без даты), решение ГУ Амурского регионального отделения Фонда социального страхования РФ от 22 августа 2017 года было признано законным и обоснованным, не подлежат удовлетворению и производные требования истца о взыскании с ГУ - Амурское региональное отделения Фонда социального страхования РФ в пользу Гришанькиной О.И. денежной компенсации за перелет к месту лечения и обратно в сумме 175 880 рублей.

Вместе с тем суд считает необходимым отметить следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, определяющие порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (подпункт "б" пункта 1 Правил) (далее - Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг).

Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению социальных услуг осуществляется в отношении категорий граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. К такой категории лиц, относятся инвалиды.

На основании пункта 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, в частности Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Подпунктом "б" пункта 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг предусмотрено, что средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации) следующими видами междугородного транспорта:

железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности) (абзац второй данного подпункта);

водным транспортом третьей категории;

автомобильным транспортом общего пользования;

авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым данного подпункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга. При использовании авиационного транспорта для проезда граждан к месту лечения и (или) обратно проездные документы (билеты) оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту лечения либо если оформление (приобретение) проездных документов (билетов) на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту лечения и (или) обратно.

В силу пункта 22 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг Фонд социального страхования Российской Федерации или его территориальные органы осуществляют финансовое обеспечение расходов на оплату проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и другими транспортными организациями.

Порядок направления граждан органами исполнительными власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний и форма направления утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 года N 617.

В соответствии с пунктом 5 Порядка органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения оформляется и выдается гражданину направление на лечение в медицинское учреждение в соответствии с образцом и заполняется Талон N 2 указанного образца. Талон N 2 представляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения его специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно.

Порядок предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, определен Административным регламентом предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 271 н.

Согласно пункту 11.2 Административного регламента предоставление заявителю специальных талонов и (или) именных направлений для проезда к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, осуществляется не позднее 5 рабочих дней с момента поступления в территориальный орган Фонда документов, предусмотренных пунктом 14 Административного регламента.

Из выше изложенного следует, что оплата расходов на проезд к месту лечения и обратно инвалида и сопровождающего его лица производится соответствующими отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации транспортным организациям, обеспечивающим перевозку, при этом гражданину, имеющему право на получение набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, не предоставлено право самостоятельного выбора вида транспорта для следования к месту лечения и обратно. Компенсация стоимости проездных билетов, самостоятельно приобретенных гражданином - получателем набора социальных услуг либо сопровождающим его лицом, положениями нормативных актов, регулирующих порядок предоставления гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, также не предусмотрена. Проезд к месту лечения и обратно предоставляется только по талонам на проезд, то есть в натуре, оплата его стоимости при самостоятельном приобретении билетов нормативными положениями не предусмотрена.

Как установлено судом, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что у Гришанькиной О.И. имеется травма спинного мозга, а так же тот факт, что имеется железнодорожное сообщение Благовещенск-Белогорск-Москва-Санкт-Петербург. Кроме того, из справки АО «ФПК» Забайкальский филиал-вагонный участок Чита от 30 декабря 2016 года № 6019 усматривается, что стоимость проезда в купейном вагоне на период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года по маршруту Благовещенск-Белогорск-Москва-Санкт-Петербург составляет 16 162,70 рубля. В ответе ООО «Моисей» указано, что стоимость билета на 26 августа 2017 года по маршруту Благовещенск-Санкт-Петербург экономкласса для взрослого инвалида (лежачего) составляет 149 640 рублей, стоимость билета эконимкласса для взрослого сопровождающего составляет 20 940 рублей. Из этого же ответа следует, что стоимость билета на 09 сентября 2017 года по маршруту Благовещенск-Санкт-Петербург экономкласса для взрослого инвалида (лежачего) составляет 146 790 рублей, стоимость билета экономкласса для взрослого сопровождающего составляет 20 940 рублей.

При этом судом признаются несостоятельными доводы стороны истца о том, что Гришанькиной О.И. был противопоказан проезд к месту лечения и обратно железнодорожным транспортом, поскольку решение врачебной комиссии ГАУЗ АО «АОКБ» № 111, на которое ссылается представитель истца, датировано 27 августа 2017 года, а ответ руководителя отделения хирургии сосудов головного мозга «РНХИ им. проф. А.Л. Поленова» - филиала ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова» - 01 июня 2018 года, то есть после обращения истца в Государственному учреждению - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования РФ. Кроме того, в протоколе заседания врачебной комиссии содержится рекомендательный характер относительно воздушного вида транспорта, используемого для проезда к месту лечения и обратно, указаний о наличии противопоказаний для проезда железнодорожным транспортом в заключении врачебной комиссии не имеется, а имеющееся в письме указание на то, что пребывание больной Гришанькиной О.И. в железнодорожном транспорте в течение 7 суток противопоказано, выражает мнение отдельного врача.

Таким образом, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.194, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Агеевой Е. В., действующей в интересах Гришанькиной О. И., к Государственному учреждению - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании незаконными уведомления (без номера, без даты) и решения от 22 августа 2017 года об отказе в предоставлении бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, взыскании денежной компенсации за авиаперелет к месту лечения и обратно в сумме 175 880 рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 13 июня 2018 года.

Председательствующий Н.С. Юркова

2-3922/2018 ~ М-2828/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Агеева Елена Владимировна
Ответчики
ГУ - Амурское РО Фонда социального страхования Российской Федерации
Другие
Упраление Пенсионного фонда РФ в г.Благовещенске Амурской области
Гулевич Наталья Александровна
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Юркова Н.С.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
04.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2018Передача материалов судье
09.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2018Судебное заседание
25.05.2018Судебное заседание
05.06.2018Судебное заседание
13.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.02.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее