2-610\2021
03RS00300-01- 2021-001173-38
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 сентября 2021 с. Бижбуляк
Бижбулякский межрайонный суд РБ в составе председательствующего судьи Ярмиева Т.Н. при секретаре Давлетбаевой З.М., с участием истицы Биктяшевой Р.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Биктяшевой Румии Мунировны к ГУ- Управление пенсионного Фонда РФ в Бижбулякском районе РБ об отмене решения ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в Бижбулякском районе РБ, включения в специальный стаж педагогической деятельности периодов трудовой деятельности и назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,
УСТАНОВИЛ:
Биктяшева Р.М. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление пенсионного Фонда РФ в Бижбулякском районе РБ (далее по тексту ГУ УПФ РФ по Бижбулякскому району РБ), указывая, что она 09.04.2021 года обратилась с письменным заявлением в ГУ- Пенсионный Фонд РФ в Бижбулякском районе РБ о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии ст. 28 п.1 п.п. 10 Федерального Закона РФ № 173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением от 17.06.2021 года № 19 ей было отказано в назначении трудовой пенсии по старости, назначаемой ранее достижения возраста, установленного ст.7 указанного Закона по причине отсутствия 25- летнего стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей, а именно следующие периоды:
- с 03.05.2005 года по 31.05.2015 года – работа в должности воспитателя в ОСЗН Администрации Бижбулякского района, в Комплексном центре социального обслуживания населения,
- 01.06.2015 года по 30.06.2015 года, с 01.09.2015 года по 27.07.2016 года, с 14.08.2016 года по 10.07.2017 года, с 27.07.2017 года по 28.10.2018 года, с 03.11.2018 года по 31.12.2020 года – работа в должности воспитателя в ГБУ РБ Западный межрайонный центр социальной помощи семье и детям, так как отсутствуют указанные учреждения в Списках учреждений, работа которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии с связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002 года.
Просит отменить решение ГУ УПФ РФ по Бижбулякскому району от 17.06.2021 года № 19 об отказе в установлении пенсии, обязать ПФ включить в стаж периоды работы с 03.05.2005 года по 31.05.2015 года – работа в должности воспитателя в ОСЗН Администрации Бижбулякского района, в Комплексном центре социального обслуживания населения,
- 01.06.2015 года по 30.06.2015 года, с 01.09.2015 года по 27.07.2016 года, с 14.08.2016 года по 10.07.2017 года, с 27.07.2017 года по 28.10.2018 года, с 03.11.2018 года по 31.12.2020 года – работа в должности воспитателя в ГБУ РБ Западный межрайонный центр социальной помощи семье и детям, назначить и выплатить пенсию со дня обращения в УПФ с заявлением, взыскать с ответчика судебные расходы в виде уплаченной госпошлины в размере 300 рублей и оплату юридических услуг в сумме 5000 рублей.
В судебном заседании истица Биктяшева Р.М. исковые требования поддержала полностью, уточнив свои требования тем, что просит включить в стаж указанные периоды, назначить и выплатить пенсию со дня возникновения права на досрочное назначение пенсии.
Истица довела до сведения суда то, что с 03.05.2005 года и по настоящее время работает в должности воспитателя в ГБУ РБ Западный межрайонный центр социальной помощи семье и детям, работает беспрерывно, что в разное время центр социальной помощи семье и детям носил различные наименования, однако она продолжала работать воспитателем, характер ее деятельности остался неизменным, она осуществляла трудовые функции согласно своих должностных обязанностей, занималась воспитанием детей и подростков от 3 до 18 лет, проводила с ними занятия, занималась социализацией детей и тд. Она считает, что формальное изменение наименования организации, где она работала воспитателем, не должно ущемлять ее права на выслугу.
От ответчика поступил отзыв на исковое заявление, исковые требования ответчик не признает, указывает, что продолжительность стажа на соответствующих видах работ (в связи с педагогической деятельностью) на день обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости составила 8 лет 5 месяцев и 13 дней вместо 25 лет, что не дает права на назначение страховой пенсии по старости.
Суд, выслушав истицу, изучив возражение ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 55 Федерального закона «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 10 п.1 Закона Российской Федерации от 17.12.2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как видно из обжалуемого решения Пенсионного фонда № 19 от 17.06.2021 года ответчиком не включены в педстаж период работы истца - с 03.05.2005 года по 31.05.2015 года – работа в должности воспитателя в ОСЗН Администрации Бижбулякского района, в Комплексном центре социального обслуживания населения,
- 01.06.2015 года по 30.06.2015 года, с 01.09.2015 года по 27.07.2016 года, с 14.08.2016 года по 10.07.2017 года, с 27.07.2017 года по 28.10.2018 года, с 03.11.2018 года по 31.12.2020 года – работа в должности воспитателя в ГБУ РБ Западный межрайонный центр социальной помощи семье и детям, так как отсутствуют указанные учреждения в Списках учреждений, работа которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии с связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002 года, что, по мнению суда, незаконно, исходя из следующего.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч.1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в постановлении от 29.01. 2004 года № 2-П в отношении граждан, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и законодательства РФ, действовавшего на права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно трудовой книжки серии AT – VI № 4253938 истица на основании Приказа № 4к от 03.05.2005 года, 03.05.2005 года принята воспитателем в ГУ «Социальный приют для детей и подростков».
01.01.2006 года Государственное учреждение «Социальный приют для детей и подростков «Алый парус» Бижбулякского района РБ был реорганизован путем слияния в ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Бижбулякского района Республики Башкортостан», где истица так же продолжала работать воспитателем.
Согласно Устава ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Бижбулякского района Республики Башкортостан», учреждение имеет подразделения, одним из которых являлось отделение социальный приют для детей и подростков, истица продолжала работать воспитателем в реорганизованном учреждении.
Исходя из должностных инструкций в должностные обязанности истицы в отделении социального приюта для детей и подростков входило воспитание детей и подростков. Она принимала участие в учебно-воспитательном процессе, готовила с детьми домашние задания, проводила праздники, приучала детей к режиму дня, воспитывала культурно-гигиенические навыки, культуру поведения и общения в коллективе, проводила воспитательные беседы, игры, прогулки, отвечала за сохранение жизни и здоровья детей. В приют поступали дети из трудных семей в возрасте от 3 до 18 лет. Работая в вышеназванном учреждении, воспитатели приюта практически заменяли детям семью, находились с ними с подъема до отбоя, работая по гибкому графику, иногда работали в две смены, иногда в одну смену, так же работали в ночное время, поскольку дети были разновозрастные, с 3 до 18 лет, из крайне неблагополучных семей, воспитатели обучали их навыкам самообслуживания, осуществляли связи с педагогическими работниками школ, посещали родительские собрания, делали с детьми домашние задания, стирали их белье, шили, водили детей в баню, работали с родителями, организовывали праздники, экскурсии и многое другое, выполняя задачи по воспитанию и обучению детей дошкольного и школьного возраста. Как и другие педагогические работники, истица получала доплату за особые условия труда, имела такой же продолжительности отпуска 56 дней, пользовалась коммунальными услугами, получала доплату за методическую литературу.
Исходя из материалов дела видно, что 01.01.2012 года ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Бижбулякского района РБ» был переименован в ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Бижбулякского района». Данное учреждение так же в своем составе имело отделение социальный приют для детей и подростков. Истица продолжала работать воспитателем, трудовые функции не менялись.
Таким образом, ГУ «Социальный приют для детей и подростков», позже - ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Бижбулякского района Республики Башкортостан», позже - ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Бижбулякского района» являлся государственным учреждением для детей.
Согласно ст. 12 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1, учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и /или/ обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников, является образовательным учреждением, к которым относятся в числе прочих и дошкольные учреждения, а также другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
Кроме того, в Определении Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 N 310-О "По запросу Законодательного Собрания Тверской области о проверке конституционности пунктов 2 и 3 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" указано, что действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности, причем закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах обучающихся в этих учреждениях, ни работников, в том числе в их праве за выслугу лет.
Суд считает, что неправильное указание учреждения – ОСЗН Администрации Бижбулякского района, Комплексный центр социального обслуживания населения не может служить основанием для ущемления прав истицы в области пенсионного обеспечения, так как она, как установлено судом, фактически работала воспитателем в ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Бижбулякского района», которое в своем составе имело отделение социальный приют для детей и подростков. Она осуществляла полноценную педагогическую деятельность независимо от того, как называлось учреждение, в котором она работала
Таким образом, периоды работы с 03.05.2005 года по 31.05.2015 года – работа в должности воспитателя в ОСЗН Администрации Бижбулякского района, в Комплексном центре социального обслуживания населения, должны быть включены в специальный стаж для досрочного выхода на пенсию.
Суд считает, что не включение в специальный стаж работы периодов с 01.06.2015 года по 30.06.2015 года, с 01.09.2015 года по 27.07.2016 года, с 14.08.2016 года по 10.07.2017 года, с 27.07.2017 года по 28.10.2018 года, с 03.11.2018 года по 31.12.2020 года – работа в должности воспитателя в ГБУ РБ Западный межрайонный центр социальной помощи семье и детям, так же противоречит нормам пенсионного законодательства в области обеспечения и защиты пенсионных прав граждан по следующим основаниям.
Согласно трудовой книжки, 01.06.2015 года на основании приказа № 110-к от 01.06.2015 года истица была принята в порядке перевода в отделение социальный приют для детей и подростков ГБУ Комплексный центр социального обслуживания населения.
ГБУ Комплексный центр социального обслуживания населения на основании приказа № 104 от 24.06.2015 года был переименован в ГБУ РБ Западный межрайонный центр социальной помощи семье и детям, согласно Устава данное учреждение имеет структурное подразделение – отделение социальный приют для детей и подростков в Бижбулякском районе. Истица, исходя из записей в трудовой книжке, продолжала работать воспитателем.
На основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 25.10.2017 года № 1052 – р ГБУ РБ Западный межрайонный центр социальной помощи семье и детям был переименован в ГБУ РБ Западный межрайонный центр «Семья», где истица продолжала работать воспитателем в отделении социальный приют для детей и подростков в Бижбулякском районе, расположенном по адресу: РБ, Бижбулякский район, село Кенгер – Менеуз, улица Школьная, дом 6. В настоящее время истица продолжает работать в этом учреждении.
Исходя из Устава ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения», данное учреждение является учреждением системы социальной защиты населения, осуществляющим деятельность по оказанию различных видов социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальном обслуживании в стационарной и полустационарной формах обслуживания. В соответствии с Уставом ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» центр являлся юридическим лицом, мог иметь в своей структуре подразделения социального обслуживания, в том числе отделение - социальный приют для детей и подростков, который был открыт с целью обеспечения социальной помощи детям, временно оставшимся без попечения родителей и средств к существованию и обеспечения защиты их прав, имело обособленный штат сотрудников, в том числе педагогический персонал, и располагалось в типовом здании, то есть отдельно от ГБУ РБ «Комплексный центр социального обслуживания населения», находящегося в городе Октябрьский РБ.
В своей деятельности отделение социальный приют для детей и подростков руководствовалось специально разработанным «Положением об отделении социальный приют для детей и подростков в Бижбулякском районе государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан Белебеевский межрайонный центр «Семья». Целью деятельности отделения является социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
В соответствии с п.1.4 указанного Положения отделение является структурным подразделением ГБУ РБ Белебеевский межрайонный центр «Семья».
В соответствии с должностной инструкцией воспитателя отделения социальный приют для детей и подростков в Бижбулякском районе, с. Кенгер – Менеуз, утвержденной директором ГБУ КЦСОН г. Октябрьского РБ 01.06.2015 года, приказ № 257 от 26.09.2013 года истица как воспитатель, в частности, планировала и организовывала жизнедеятельность обучающихся детей, воспитанников приюта, осуществляла их воспитание, проводила повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социальной реабилитации, разрабатывала и планировала общий план воспитательной работы, организовывала соблюдение воспитанниками приюта режима дня, выполнение ими домашнего задания, получение дополнительного образования и тд.
Как специалист приюта, в связи с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, истица получала ежемесячную надбавку к должностному окладу, что подтверждается расчетно-платежными ведомостями.
Факт осуществления истицей педагогической деятельности в учреждении для детей подтверждается удостоверениями о повышении квалификации, выданными Башкирским институтом развития образования, в связи с краткосрочным повышением квалификации по программе «Деятельность педагогов социальных приютов по обеспечению успешной социализации детей в воспитании и дополнительном образовании» в период с 02.10.2017 года по 07.10.2017 года, «Профилактика жестокого обращения: основные направления обеспечения реабилитационных услуг детей и подростков, ставших жертвами насилия» в период с 14.05.2015 года по 23.05.2015 года, участвовала в Международной научно – практической конференции «Современный образовательный процесс: состояние и тенденции развития» в марте 2017 года, прошла профессиональную переподготовку по программе «Прикладная и практическая психология» в период с 15.06.2020 года по 10.12.2020 года.
Трудовая деятельность осуществлялась истицей в отделении социальный приют для детей и подростков, где подготавливались годовые планы работы, из содержания которых следует, что педагогическая деятельность и все мероприятия велись исключительно для детей и подростков.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства от 29.10.2002 года № 781, предусмотрены в наименовании должностей "воспитатель" (пункт 1), в наименовании учреждений - учреждения социального обслуживания: "социальный приют для детей и подростков" (пункт 1.13).
Согласно записям в трудовой книжке, истица с 03.05.2005 года принята воспитателем в ГУ «Социальный приют для детей и подростков», где продолжает работать по настоящее время, несмотря на то, что в разные годы учреждение несколько раз меняло свое наименование. Трудовая функция воспитателя оставалась неизменной, она работала все это время с детьми, занималась их воспитанием.
Согласно п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.13 раздела «наименование учреждения» списка, засчитываются в стаж работы при условии выполнения суммарно по основному и другим местам работы нормы рабочего времени педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ №191 от 03.04.2003 г. «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» норма часов педагогической работы за ставку заработной платы социальным педагогам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей составила 30 часов в неделю. Исходя из материалов дела, истица работала полный рабочий день, выполняла поставленную норму рабочих часов в количестве 30 часов в неделю.
Аналогичная норма часов педагогической работы за ставку заработной платы социальным педагогам предусмотрена Постановлением Правительства РФ №2075 от 24.12.2010 г. «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».
Из Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденных Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2011 г., следует, что для назначения досрочной трудовой пенсии учитывается работа в должностях и в учреждениях, предусмотренных Списком.
При этом, названные Правила не содержат в качестве ограничивающего условия назначения досрочной пенсии такой критерий оценки пенсионных прав педагогических работников, как наличие статуса юридического лица для учреждения, в котором осуществляется педагогическая деятельность.
К тому же, неправильное поименование учреждения, не может повлиять на пенсионные права истицы, при реальном выполнении ею обязанностей воспитателя в Социальном приюте для детей и подростков, который непосредственно поименован вышеуказанным Списком 2002 г.
Поскольку должность "воспитатель" и учреждение "социальный приют для детей и подростков", предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то исходя из этого, суд считает, что есть все основания для включения спорных периодов:
- с 03.05.2005 года по 31.05.2015 года – работа в должности воспитателя в ОСЗН Администрации Бижбулякского района, в Комплексном центре социального обслуживания населения,
- 01.06.2015 года по 30.06.2015 года, с 01.09.2015 года по 27.07.2016 года, с 14.08.2016 года по 10.07.2017 года, с 27.07.2017 года по 28.10.2018 года, с 03.11.2018 года по 31.12.2020 года – работа в должности воспитателя в ГБУ РБ Западный межрайонный центр социальной помощи семье и детям, в специальный стаж для досрочного назначения пенсии, чтобы не ущемлять права истицы на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, так как не включение вышеуказанных периодов работы ставит истицу в невыгодное положение перед другими категориями педагогических работников, ограничивает ее в моих же пенсионных правах, в том числе в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет.
В соответствии со ст. 19 ФЗ « О трудовых пенсиях» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» (п.23) указано, что при рассмотрении дел необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (статья 19 Федерального закона N 173-ФЗ).
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования истицы. подлежат удовлетворению.
В соответствие со ст.98 ГПК РФ суд возмещает истице судебные расходы в размере 300 рублей (уплаченная государственная пошлина при подаче искового заявления) с ответчика, так как данные расходы подтверждены документально.
Суд также взыскивает с ответчика полностью расходы истицы на оплату услуг адвоката за подготовку документов и составление искового заявления, исходя из принципов разумности, сложности и объема иска в размере 5000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отменить решение ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Бижбулякском районе Республики Башкортостан № 19 от 17.06.2021 года «Об отказе в установлении пенсии».
Обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Бижбулякском районе Республики Башкортостан засчитать Биктяшевой Румие Мунировне в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости следующие периоды трудовой деятельности:
- с 03.05.2005 года по 31.05.2015 года – работа в должности воспитателя в ОСЗН Администрации Бижбулякского района, в Комплексном центре социального обслуживания населения;
- 01.06.2015 года по 30.06.2015 года, с 01.09.2015 года по 27.07.2016 года, с 14.08.2016 года по 10.07.2017 года, с 27.07.2017 года по 28.10.2018 года, с 03.11.2018 года по 31.12.2020 года – работа в должности воспитателя в ГБУ РБ Западный межрайонный центр социальной помощи семье и детям.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Бижбулякском районе Республики Башкортостан назначить Биктяшевой Румие Мунировне досрочную трудовую пенсию по старости со дня наступления права.
Взыскать с Управления Пенсионного Фонда РФ в Бижбулякском районе Республики Башкортостан в пользу Биктяшевой Румии Мунировны госпошлину в размере 300 рублей.
Взыскать с Управления Пенсионного Фонда РФ в Бижбулякском районе Республики Башкортостан в пользу Биктяшевой Румии Мунировны расходы на оплату услуг адвоката в размере 5000 рублей.
Решение в течение месяца со дня окончательного изготовления может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РБ через Бижбулякский межрайсуд.
Судья : Ярмиев Т.Н.