Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2061/2017 от 27.10.2017

Дело № 2-2061/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Суворова Д.Д.,

при секретаре судебного заседания Исрепиловой Л.Р.

с участием:

представителя ответчика ФИО1ФИО7, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Предгорного районного суда ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ФИО1 о признании кадастровой ошибки и устранения препятствий,

установил:

ФИО2 обратилась в Предгорный районный суд с иском к ФИО4 о признании кадастровой ошибки и устранения препятствий, в котором указывает, что ей, ФИО2, принадлежит на праве собственности земельный участок, с кадастровым номером , площадью .м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>». Данный земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для ведения подсобного сельского хозяйства.

В ДД.ММ.ГГГГ году ею была приобретена в совместную собственность земельная доля на земельный участок общей площадью , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>». Согласно выданного ей комитетом по земельным ресурсам свидетельства о праве собственности на землю, регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ, он приобрела земельную долю в размере в землях сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства.

В ДД.ММ.ГГГГ году ею, согласно Постановления главы <адрес>ной Администрации от ДД.ММ.ГГГГ , было зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство, которому для осуществления деятельности был предоставлен в собственность земельный участок общей площадью из фонда земель <адрес>» (<адрес>»).

Предоставление истцу на праве собственности указанного земельного участка, осуществлялось <адрес>, после принятия правлением ФИО13 Решения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого, ей в счет земельной доли, был выделен в натуре земельный участок, в связи с организацией собственного крестьянско-фермерского хозяйства.

На основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ, а также Решения правления КАТП «Пятигорье» от ДД.ММ.ГГГГ, был составлен Акт отвода в натуре земельного участка для организации КФХ ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ. К указанному акту отвода земельного участка прилагался план землепользования, при этом площадь выделяемого земельного участка подсчитывалась по разности координат поворотных точек окружных границ землепользования.

На основании вышеуказанных документов, было составлено землеустроительное дело и в государственный фонд данных были внесены данные о ранее учтенном земельном участке, расположенном в границах кадастрового квартала , принадлежащем на праве собственности КФХ «ФИО2», что подтверждается перечнем , утвержденным руководителем комитета по земельным ресурсам от ДД.ММ.ГГГГ. В указанном перечне также были указаны все земельные участки, входящие в кадастровый квартал , и согласно данным сведениям кадастровый квартал был закрыт, в связи с занятием всех свободных земель.

Квартал и согласно данным сведениям кадастровый квартал был закрыт, в связи с занятием всех свободных земель.

В ДД.ММ.ГГГГ году она обратилась в межевую организацию для проведения межевых работ по уточнению границ принадлежащего ей земельного участка. При проведении работ, кадастровым инженером было установлено, что на её земельный участок накладываются границы земельного участка с кадастровым номером , площадью .м., расположенный в <адрес>, <адрес> <адрес>», принадлежащий на праве собственности ФИО12, что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ и кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

При выяснении обстоятельств возникновения данного наложения ей стало известно следующее. Земельный участок с кадастровым номером , был сформирован из многоконтурного земельного участка с кадастровым номером , площадью , который в свою очередь был сформирован путем выдела в натуре в счет земельной доли из земельного участка , расположенного в <адрес>, <адрес> Согласно п.6 Протокола общего собрания собственников земельных долей от ДД.ММ.ГГГГ, было постановлено выделить невостребованные паи на поле с кадастровым номером. В протоколе собрания отсутствуют сведения о выделе в счет земельной доли из земельного участка в границах кадастрового квартала .

Однако, на сегодняшний день, земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий ответчику, входит в кадастровый квартал при том, что данный кадастровый квартал был закрыт в связи с занятием всех земельных участков входящих в него еще ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно кадастрового плана территории площадь кадастрового квартала на ДД.ММ.ГГГГ год составляла , из которых были заняты земельными участками включая мой земельный участок с кадастровым номером (КПТ п.п. 8, стр. 4). Таким образом, формировать в данном кадастровом квартале земельный участок <адрес>ю га ни технически, ни фактически было не возможно ввиду отсутствия свободных площадей. Согласно кадастровому плану территории от ДД.ММ.ГГГГ, площадь кадастрового квартала составила уже га, т.е. уменьшилась на , относительно площади установленной в ДД.ММ.ГГГГ, однако фактически площадь всех расположенных в данном кадастровом квартале земельных участков составила 89 га. Каким образом, в кадастровом квартале общей площадью га уместились земельные участки площадью не известно.

При формировании земельного участка было опубликовано извещение в газете Искра от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании проекта межевания земельного участка, который был изготовлен с целью выделения земельной доли. В указанном извещении также отсутствуют сведения о кадастровом квартале , а указан только земельный участок (массив) с кадастровым номером , что не соответствует требованиям ст.13.1 Федерального Закона № 101-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Ввиду отсутствия в публикации, сведений о кадастровом квартале , истец не могла знать о том, что именно её права могут быть затронуты данным выделением земельной доли.

Поскольку в результате кадастровых работ проведенных в отношении земельного участка с кадастровым номером , возникло пересечение границ с принадлежащим ей земельным участком, с кадастровым номером , то следует вывод о том, что при изготовлении межевого плана земельного участка с кадастровым номером кадастровым инженером, его изготавливавшим не были запрошены сведения из государственного фонда данных, где храниться землеустроительная документация на принадлежащий ей земельный участок с кадастровым номером

При выезде на место, кадастровым инженером, проводившим работы по уточнению границ её земельного участка с кадастровым номером , площадью ., было установлено, что фактическое местоположение её земельного участка соответствует координатам, содержащимся в землеустроительном деле от ДД.ММ.ГГГГ.

В межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленном по её заявлению, кадастровым инженером было дано заключение, что проведенные кадастровые работы в отношении земельного участка с кадастровым номером , а также в отношении земельных участков (), из которых он был сформирован, были выполнены с рядом нарушений, что привело к нарушению её прав.

Согласно Решению от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по СК, осуществлена приостановка осуществления кадастрового учета в отношении, принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером , поскольку возможно наличие кадастровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером . А также указано, что кадастровая ошибка, содержащаяся в ГКН, подлежит исправлению в порядке, установленном ст. 28 Федерального Закона № 221-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном кадастре недвижимости», либо по решению суда.

Поскольку земельный участок ответчика с кадастровым номером , был сформирован ДД.ММ.ГГГГ году, а принадлежащий ей земельный участок с кадастровым номером сформирован в ДД.ММ.ГГГГ году, причем с установлением границ, следовательно, именно в межевом плане, на основании которого вносились сведения в ГКН о границах принадлежащего ответчику земельного участка, имелась кадастровая ошибка, возникшая в результате не получения кадастровым инженером, изготовившим межевой план ответчику, землеустроительной документации из государственного фонда данных, а также не получения КПТ, из которого четко следовало отсутствие свободных участков в кадастровом квартале . Именно в сведения ГКН о земельном участке с кадастровым номером содержаться недостоверные ошибочные сведения о границах земельного участка. Фактически земельный участок ответчика, полностью накладывается на поле, на котором расположен, принадлежащий ей земельный участок, что подтверждается схемой межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ.

Наличие в ГКН недостоверных сведений о границах земельного участка, принадлежащего ответчику, с кадастровым номером , создает ей препятствия в осуществлении прав, на принадлежащий ей на праве собственности земельный участок, с кадастровым номером , а именно она не может уточнить границы принадлежащего ей земельного участка, осуществить регистрацию права собственности на земельный участок в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Восстановление, принадлежащего ей права, возможно только путем исправления кадастровой ошибки, содержащейся в сведениях в ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером , по решению суда.

Обратившись в суд, истец, уточнив свои исковые требования, просит признать кадастровой ошибкой сведения, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости, в части описания границ земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м., категория - земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, расположенного в <адрес>, <адрес>», принадлежащий на праве собственности ФИО1;

- обязать Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по СК исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , площадью м. категория земли сельхоз назначения, для сельскохозяйственного производства, расположенного в <адрес>, <адрес>

- признать установленными границы земельного участка с кадастровым номером площадью м., категория - земли сельскохозяйственного назначения, для ведения подсобного сельского хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, в <адрес>», принадлежащий на праве собственности ФИО2;

- обязать Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по СК внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м., категория - земли сельскохозяйственного назначения, для ведения подсобного сельского хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>», согласно межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, об уважительности причин неявки суду не сообщили.

Представители истца ФИО2ФИО5, ФИО6 в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил.

Представитель ответчика ФИО1ФИО7 в судебном заседании настаивал на рассмотрении дела по существу, возражал против заявленных требований, просил суд в их удовлетворении отказать в полном объеме.

Третье лицо ФИО12 в судебное заседание не явился, об уважительности причины неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица Ессентукского межрайонного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела без их участия.

Представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела без их участия.

С учетом мнения лиц участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд приходит к следующему.

В силу ст. 304 Гражданского кодекса РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В судебном заседании установлено, что во исполнение Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России», а также Постановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО2 на праве общей долевой собственности КАТП «Пятигорье» была предоставлена земельная доля площадь 2.5 га. из категории земель сельхоз назначения для сельскохозяйственного производства /т. 1 л.д. 23-25/.

Согласно постановлению главы <адрес>ной администрации от ДД.ММ.ГГГГ , было зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство ФИО2, для осуществления деятельности которому был предоставлен в собственность земельный участок общей площадью из фонда КАТП «Пятигорье» /т. 1 л.д. 34-35/.

Как следует из материалов гражданского дела, а именно выписки из решений правления КАТП «Пятигорье» и Приказа от ДД.ММ.ГГГГ, предоставление истцу на праве собственности указанного земельного участка, осуществлялось <адрес> после принятия правлением КАТП «Предгорье» Решения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого в связи с организацией КФХ истцу в счет земельной доли был выделен в натуре земельный участок /т. 1 л.д. 32-33/.

На основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ, а также Решения правления КАТП «Пятигорье» от ДД.ММ.ГГГГ, был составлен Акт отвода в натуре земельного участка для организации КФХ ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ. К указанному акту отвода земельного участка прилагается план землепользования, при этом площадь выделяемого земельного участка рассчитывалась по разности координат поворотных точек окружных границ землепользования и составляла /т. 1 л.д. 46-48/.

Как следует из землеустроительного дела, земельный участок КФХ ФИО2 был ей выделен в натуре, определена его площадь, имелась ведомость координат границ земельного участка /т. 1 л.д. 47/, сведения о данном земельном участке внесены в государственный фонд данных. Согласно п. 9 перечня ранее учтенных земельных участков, утвержденного руководителем комитета по земельным ресурсам от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащий КФХ «ФИО2» на праве собственности земельный участок площадью кв. метров, расположен в границах кадастрового квартала /т. 1 л.д. 57-58/.

Таким образом, земельный участок, принадлежащий ФИО2, являлся ранее учтенным и находился в кадастровом квартале .

В судебном заседании установлено, что истец ФИО2 <адрес> обратилась в межевую организацию для проведения межевых работ, по уточнению границ принадлежащего ей земельного участка. При проведении работ, кадастровым инженером было установлено, что на земельный участок, принадлежащий ФИО2 накладываются границы земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенный в <адрес>, <адрес> принадлежащий в настоящий момент на праве собственности ФИО1, что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 16-18/.

Согласно заключению кадастрового инженера ФИО8 при выяснении обстоятельств возникновения данного наложения ему стало известно, что земельный участок с кадастровым номером , был сформирован из многоконтурного земельного участка с кадастровым номером , площадью га, который в свою очередь был сформирован путем выдела в натуре в счет земельной доли из земельного участка , расположенного в <адрес>, <адрес>. Вместе с тем, согласно п.6 Протокола общего собрания собственников земельных долей от ДД.ММ.ГГГГ, было постановлено выделить невостребованные паи на поле с кадастровым номером. В протоколе собрания отсутствуют сведения о выделе в счет земельной доли из земельного участка в границах кадастрового квартала , однако, на сегодняшний день, земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий ответчику ФИО1, входит в кадастровый квартал , при том, что данный кадастровый квартал был закрыт в связи с занятием всех земельных участков входящих в него еще ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 16-18/.

В соответствии с кадастровым планом территории площадь кадастрового квартала на ДД.ММ.ГГГГ год составляла га, из которых были заняты земельными участками включая земельный участок истца ФИО2 с кадастровым номером (КПТ п.п. 8, стр.4).

Согласно положениям ст. 13.1 ФЗ № 101-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, в редакции действовавшей на период производства межевых работ, проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей (далее также - образуемые земельные участки). Проект межевания земельных участков, подлежащий утверждению общим собранием участников долевой собственности, также должен содержать сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает.

Проект межевания земельного участка или земельных участков подготавливается кадастровым инженером. Заказчиком такого проекта межевания может являться любое лицо (п. 2 ФЗ № 101-ФЗ).

При подготовке проекта межевания, подлежащего утверждению общим собранием участников долевой собственности, кадастровый инженер обеспечивает правообладателям земельного участка или земельных участков, из которых будут выделяться земельные участки в счет земельной доли или земельных долей (далее также - исходный земельный участок или исходные земельные участки), органу местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения каждого исходного земельного участка и, если заказчик кадастровых работ не является правообладателем исходного земельного участка или исходных земельных участков, заказчику кадастровых работ возможность ознакомиться с этим проектом до его утверждения и представить предложения о его доработке. Срок ознакомления с проектом межевания земельных участков не может быть менее чем тридцать дней до дня его утверждения (п. 6 ФЗ № 101-ФЗ).

Извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации (п. 7 ФЗ № 101-ФЗ).

Извещение, указанное в пункте 7 настоящей статьи, должно содержать:

1) сведения о заказчике работ по подготовке проекта межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;

2) сведения о кадастровом инженере, подготовившем проект межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;

3) кадастровый номер и адрес каждого исходного земельного участка;

4) порядок ознакомления с проектом межевания земельных участков, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня получения или опубликования извещения;

5) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами предложений о доработке проекта межевания земельных участков после ознакомления с ним (п. 8 ФЗ № 101-ФЗ).

Как видно из газеты Искра от ДД.ММ.ГГГГ, при формировании земельного участка было опубликовано извещение в газете о согласовании проекта межевания земельного участка, который был изготовлен с целью выделения земельной доли.

В указанном извещении отсутствуют сведения о кадастровом квартале , а указан только земельный участок (массив) с кадастровым номером , что не соответствует требованиям ст.13.1 Федерального Закона № 101-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» /т. 1 л.д. 78-79/

В соответствии с положением пункта 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Согласно п.2 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, если объектом недвижимости является земельный участок.

В соответствии с частью 2 статьи 16, пунктов 2, 5, 6 части 1 статьи 22 Закона о кадастре установлен перечень документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка (в том числе описания местоположения границ земельного участка).

Одним из необходимых для кадастрового учета документов в соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» является межевой план.

Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального Закона № 221-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном кадастре недвижимости», межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В ч. 9 вышеуказанной статьи указано, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В силу п. 21 Требований о подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Министерства экономического развития от ДД.ММ.ГГГГ, межевой план составляется на основе сведений ГКН об определенном земельном участке, а при необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и Гили) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Вышеуказанные положения также разъяснены в письме Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от ДД.ММ.ГГГГ -КЛ.

Как видно из гражданского дела, кадастровым инженером ФИО8 были проведены межевые работы, и ДД.ММ.ГГГГ подготовлен межевой план земельного участка с кадастровым номером /т. 1 л.д. 4-27/.

Согласно Решению от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по СК, осуществлена приостановка осуществления кадастрового учета в отношении, принадлежащего ФИО2 на праве собственности земельного участка с кадастровым номером , поскольку возможно наличие кадастровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером /т. 1 л.д. 26-27/.

В соответствии с ч.1 ст. 28 Федерального Закона № 221-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном кадастре недвижимости», под кадастровой ошибкой понимается воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости. Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в ГКН, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона о кадастре), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в ГКН, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4 статьи 28 Закона о кадастре).

Как установлено в судебном заседании апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Предгорного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в удовлетворении исковых требования ФИО12, ФИО1 к ФИО2 об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке отменен.

В отмененной части принято новое решение, которым исковые требования ФИО12, ФИО1 к ФИО2 об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке, удовлетворены.

Исключены из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером площадью .

В остальной части решение суда оставлено без изменения. Апелляционная жалоба представителя истца ФИО12 по доверенности ФИО9 удовлетворена частично /т. 3 л.д. 56-62/.

Как установлено судом апелляционной инстанции, ФИО1 на основании договора дарения недвижимого имущества (земельного участка) от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , площадью .

Указанный земельный участок был сформирован в счет выдела земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером (предыдущий ), расположенный <адрес> <адрес> <адрес>, сельскохозяйственного назначения и принят ФИО1 в дар от ФИО12

Переход права собственности к ФИО1 на указанный земельный участок был зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем ДД.ММ.ГГГГ сделана запись в ЕГРП . Данное обстоятельство также подтверждается свидетельством о государственной регистрации нрава собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ.

Как разъяснено в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и гот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Таким образом, защита нарушенного права путем предъявления иска о признании права отсутствующим может применяться только при наличии соответствующей записи в ЕГРП.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что поскольку право собственности ФИО2 не зарегистрировано в ЕГРП, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска ФИО12, ФИО1 к ФИО2 в части признания отсутствующим права собственности на земельный участок.

Согласно п. 23 Рекомендаций о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев», собственник земельной доли или группа собственников земельных долей, а также лица, уполномоченные этими собственниками, имеют право на выделение земельного участка в натуре на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и с учетом требований компактного размещения земельных участков и рациональной организации территории. Собственники земельных долей, подавшие заявления о выделении в натуре земельных участков в счет земельных долей, далее именуются заявителями.

В соответствии с пунктами 28-33 вышеуказанных Рекомендаций не позднее чем через месяц со дня подачи заявления о выделении земли должно состояться собрание собственников земельных долей или их представителей, которое принимает решение о местоположении земельных участков, предоставляемых заявителям в счет выделяемых земельных долей. В решении перечисляются земельные массивы, урочища и поля, на которых заявителям предлагается выбрать себе земельный участок, или предлагаются конкретные земельные участки. Оценка предлагаемых заявителям участков в балло - гектарах не может быть ниже указанной в заявлении.

В случае если собрание собственников земельных долей или их представителей не приняло решение о местоположении земельных участков, предоставляемых заявителям в счет земельных долей, до истечения срока, установленного пунктом 28 настоящих Рекомендаций, оно принимает решение о проведении внутрихозяйственного аукциона или об ином способе определения местоположения выделяемых участков. Решение оформляется протоколом, который должен быть подписан всеми собственниками земли или их представителями. Этот протокол может выполнять функцию договора между собственниками.

Решения, предусмотренные пунктами 28 и 29 настоящих Рекомендаций, принимаются единогласно. Единогласие считается достигнутым, если в течение месяца со дня уведомления каждого сособственника о местоположении земельных участков, предоставляемых в счет выделяемых земельных долей, или способе его определения заявители и внутрихозяйственная комиссия по приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) (далее именуется - комиссия) не получили возражений в письменной форме ни от кого из сособственников.

Если между сособственниками и заявителями достигнуто согласие по вопросу выделения земельных участков в счет земельных долей, то оформляется протокол о выделении земельных участков, в котором указываются количество земельных долей заявителей, их оценка в балло - гектарах, перечень выделенных участков и их общая оценка в балло - гектарах с приложением планов этих участков, выполненных в масштабе имеющегося для данной территории планово - картографического материала. Протокол подписывают представители сособственников, каждого заявителя и районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству. Протокол представляется в районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству и служит основанием для выноса в натуру границ земельных участков.

При наличии разногласий между собственниками и заявителями или между несколькими заявителями по поводу выделения земельных участков, а также при отсутствии согласия о способе определения местоположения этих участков спор разрешается в суде в соответствии с граждански - процессуальным законодательством.

Районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству в месячный срок со дня получения протокола о выделении земельных участков или протокола внутрихозяйственного аукциона оформляет соответствующие документы на выделенные земельные участки.

Согласно решению Правления КАТИ «Пятигорье» от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления рабочей отделения ФИО2 уволить из КАТИ «Пятигорье» с выделением земельного участка в натуре в связи с организацией собственного крестьянского хозяйства.

Однако в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» решение о местоположении земельного участка, предоставляемого ФИО2 в счет выделяемой земельной доли, не принималось.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ (действовавшего на момент возникновения спорных отношений) государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в государственном реестре земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает характеристики, позволяющие однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

В п. 1 ст. 14 названного Закона указано, что Единый государственный реестр земель представляет собой документ, который предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков. Единый государственный реестр земель содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках.

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О государственном земельном кадастре» государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике. Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. Указанные документы должны быть надлежащим образом оформлены.

В силу ст. 20 вышеуказанного Закона в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если документы, представленные в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме или

содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Из письма Федеральной службы земельного кадастра России «О порядке оформления документов ГЗК» от ДД.ММ.ГГГГ № ВК/435 следует, что в связи с вступлением в силу Федерального закона «О землеустройстве» от ДД.ММ.ГГГГ № 78-ФЗ, а также утверждением Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района (ГРЗ КР) N ГЗК-1-С.О- 05-02-01 и Правил оформления кадастрового плана земельного участка N ГЗК- 1 - Г.О-04-01 -01 Росземкадастром ведется работа по подготовке новой редакции Инструкции по межеванию.

До издания новой редакции указанной инструкции оформление межевых дел, их проверка, приемка и хранение осуществляются в соответствии с требованиями Инструкции по межеванию, утвержденной Роскомземом ДД.ММ.ГГГГ, прошедшей правовую экспертизу и согласно письму Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ не нуждающейся в государственной регистрации.

При этом в качестве документов о межевании земельных участков, предусмотренных Федеральным законом «О государственном земельном кадастре» от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ и необходимых для постановки вновь образованных земельных участков на государственный кадастровый учет или уточнения сведений о ранее учтенных земельных участках, используются дополнительно изготовленные: чертеж границ земельного участка (участков) в соответствии с приложением 3.6 к Инструкции по межеванию, на котором делается запись «Экз. , для регистрации прав не используется» (экземпляр хранится в межевом деле); списки координат межевых знаков.

Указанные документы после постановки земельных участков на государственный кадастровый учет подлежат хранению в кадастровых делах соответствующих земельных участков.

В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером площадью имеет месторасположение относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> <адрес>». В сведениях о правах отсутствуют сведения о регистрации прав. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - земельный участок, кадастровый .

Согласно предоставленного филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» но <адрес> перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ основанием для постановки земельного участка с кадастровым номером на кадастровый учет послужили план и список налогоплательщиков.

К указанному перечню приложен чертеж, выполненный от руки и не содержащий никаких сведений о межевании и координатах поворотных точек.

Согласно раздела 12 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству ДД.ММ.ГГГГ, чертеж границ земельного участка составляют в масштабе, равном или крупнее масштаба базовой кадастровой карты (плана), рекомендованном в таблице. Оригинал чертежа границ земельного участка составляют на плотной чертежной бумаге, лавсане или фотоплане. Чертеж границ земельного участка составляют по образцу, приведенному в Приложении 3. Чертеж границ земельного участка составляется инженером - землеустроителем, выполнившим межевые работы, и утверждается

председателем (заместителем председателя) комитета по земельным ресурсам и землеустройству района (города).

Однако в нарушение указанной Инструкции чертеж не утвержден руководителем комитета по земельным ресурсам, а также не соответствует форме: отсутствуют сведения о геоданных, границы смежных землепользователей не описаны.

Из письма Межрайонной ИФНС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведений о владении земельным участком с кадастровым номером в инспекцию не предоставлялись, соответственно начислений земельного налога с физических лиц по указанному земельному участку инспекцией не производились.

Таким образом, перечень не мог явиться основанием для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером площадью .м., поскольку представленные документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 78-ФЗ «О землеустройстве» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства.

Порядок создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также порядок их использования определяется Правительством Российской Федерации.

Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации.

Граждане и юридические лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Однако согласно письма Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> Межмуниципального отдела по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ землеустроительная документация на земельный участок с кадастровым номером в Государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства по <адрес>, отсутствует.

Из письма Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> Межмуниципального отдела по <адрес> и <адрес> ДД.ММ.ГГГГ , следует, что в Государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства но <адрес>, отсутствует землеустроительное дело о выделении в натуре земельных участков КФХ ФИО2

Таким образом, допустимые доказательства, подтверждающие постановку земельного участка ФИО2 на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями земельного законодательства, в материалы дела не представлены.

Кроме этого судом апелляционной инстанции установлено, что копия землеустроительного дела по выделению в натуре земельных участков КФХ ФИО2 и других предоставлялась в дело также и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> Межмуниципальным отделом по <адрес> и <адрес>. При этом следует отметить, что в указанных документах связь данного землеустроительного дела с земельным участком, поставленным на государственный кадастровый учет под номером , не указана. Однако в последующих двух письмах, указанных выше, Межмуниципальный отдел по <адрес> и <адрес> отрицает наличие в Государственном фонде данных землеустроительных документов на земельный участок с кадастровым номером .

Учитывая, что в перечне от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о землеустроительном деле как основании для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, судебная коллегия приходит к выводу, что данное землеустроительное дело не служило основанием для постановки земельного участка с кадастровым номером на государственный кадастровый учет.

Вместе с тем следует, что в указанной копии землеустроительного дела имеется акт отвода в натуре земельного участка для организации КФХ ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому установление границ землепользования КФХ ФИО2 выполнялось инструментально-мензуальным комплектом ФИО10 участка подсчитывалась по разности координат поворотных точек окружных границ землепользования. К акту отвода земельного участка прилагается план землепользования. Установление границ проводилось на основании вышеуказанных постановления главы <адрес>ной государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства на право пользования землей, выписки из решения правления КАТИ «Пятигорье» от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако в указанном акте отвода отсутствуют сведения о наличии решения о местоположении земельного участка, предоставляемого ФИО2 в счет выделяемой земельной доли. Приложенные к акту отвода ведомость координат никем не подписана и не удостоверена, план земельного участка в нарушение Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству ДД.ММ.ГГГГ, не утвержден руководителем комитета по земельным ресурсам, а также не соответствует установленной форме.

Таким образом, материалы данного землеустроительного дела также не могли служить основанием для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, поскольку не соответствовали установленным требованиям.

Отсутствие необходимой землеустроительной документации при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером подтверждается и содержанием вышеописанной кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В случае признания судом незаконными действий органа кадастрового учета по постановке земельного участка на кадастровый учет требование о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета подлежит удовлетворению, если не имеется препятствий к такому снятию.

В соответствии с п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельств не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО2 к ФИО1 о признании кадастровой ошибки и устранения препятствий, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к ФИО1 о признании кадастровой ошибки и устранения препятствий, отказать.

В признании кадастровой ошибкой сведения, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости, в части описания границ земельного участка с кадастровым номером площадью кв.м., категория - земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, расположенного в <адрес>, <адрес>», принадлежащий на праве собственности ФИО1, отказать.

В обязании Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по СК исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером кв.м. категория земли сельхоз назначения, для сельскохозяйственного производства, расположенного в <адрес>, <адрес>, отказать.

В признании установленными границы земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м., категория - земли сельскохозяйственного назначения, для ведения подсобного сельского хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> принадлежащий на праве собственности ФИО2, отказать.

В обязании Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по СК внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером площадью кв.м., категория - земли сельскохозяйственного назначения, для ведения подсобного сельского хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>», согласно межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Предгорный районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Д.Д. Суворов

2-2061/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Степанова Валентина Ивановна
Ответчики
Пичугову Вадиму Юрьевичу
Другие
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) центральный аппарат филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по СК
Суд
Предгорный районный суд Ставропольского края
Судья
Суворов Дмитрий Дмитриевич
Дело на странице суда
predgorny--stv.sudrf.ru
27.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
27.10.2017Передача материалов судье
27.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.11.2017Судебное заседание
13.12.2017Судебное заседание
18.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2018Дело оформлено
12.12.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее