Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2903/2013 ~ М-2662/2013 от 29.07.2013

Дело № 2-2903/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 августа 2013 года

Промышленный районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего судьи Родионова В.А.,

при секретаре Королевой Ю.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Промышленного района г. Смоленска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> о понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л :

    Прокурор Промышленного района г. Смоленска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г. Смоленска о понуждении к совершению действий, указав, что в ходе проведения проверки установлено, что около <адрес> расположена линия ливневой канализации, которая находится в неисправном состоянии, колодец залит водой. Заниматься обслуживанием и очисткой данной линии ливневой канализации обязана Администрация г. Смоленска, которая, однако, свои функции надлежащим образом не исполняет, что приводит к дискомфортному проживанию жильцов вышеуказанного дома. Более того, указанная линия ливневой канализации является бесхозяйной вещью, но на учет не поставлена. На основании изложенного просит: обязать Администрацию г. Смоленска обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Смоленской области с заявлением о принятии на учет линии ливневой канализации по вышеуказанному адресу как бесхозяйный объект недвижимой вещи; обязать Администрацию г. Смоленска организовать работу по аварийному ремонту данной линии ливневой канализации, проходящей от <адрес> до центрального коллектора, расположенного около МБОУ СОШ <адрес>.

    В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Промышленного района г. Смоленска Турков В.С. иск поддержал, обосновав его вышеизложенными обстоятельствами, дополнительно указал, что в районе <адрес> расположен объект недвижимого имущества - участок сети ливневой канализации. Право собственности на указанный объект недвижимого имущества ни за одним лицом не зарегистрировано. Считает, что орган местного самоуправления в силу части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации обязан обратиться в орган Росреестра с заявлением о постановке на учет ливневой канализации как бесхозяйной недвижимой вещи. Однако до настоящего времени ответчик данную обязанность не исполнил. Непринятие Администрацией г. Смоленска мер по юридическому закреплению права муниципальной собственности на участок ливневой канализации влечет невозможность определения лица, ответственного за содержание данного участка ливневой канализации и за обеспечение его безопасности для окружающих, чем нарушены права неопределенного круга лиц.

Представитель ответчика Администрации г. Смоленска Алексеева О.А. иск не признала и пояснила, что спорный объект недвижимости в реестре муниципальной собственности не числится. При этом обращение с заявлением о постановке бесхозяйной вещи на учет является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления. Средства на обслуживание данной бесхозяйной вещи не запланированы. Одновременно указала, что в 2012 году очистка данной линии ливневой канализации была осуществлена.

Представитель третьего лица ТСЖ «УЖСК» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя третьего лица.

Выслушав явившихся лиц, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. ст. 210, 212 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что около <адрес> до центрального коллектора возле МБОУ СОШ <адрес> расположена линия ливневой канализации предназначенный для водоотведения, которая не числится в реестре муниципального имущества. Право собственности за этим объектом недвижимого имущества ни за кем не зарегистрировано.

Актом комиссионного обследования от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что со стороны фасада 7-го подъезда <адрес> расположен колодец ливневой канализации. Данный колодец, а также линия ливневой канализации, проходящая от <адрес> до центрального коллектора, расположенного в районе МБОУ СОШ <адрес>, находятся в неисправном состоянии (под напором), сам колодец залит водой. Названный колодец и участок линии ливневой канализации на балансе Администрации г. Смоленска не стоят, на обслуживании МКП «СпецАвто» не находятся, являются бесхозяйным объектом. Причины неисправности данной линии канализации не установлены (л.д. 3).

Свидетель ФИО1 суду пояснила, что она проживает в <адрес>. За домом расположена ливневая канализация, куда во время дождя и таяния снега стекает вода. Канализация засорена, поэтому возле дома все время стоит вода, а во время осадков вода попадает в подвал дома. По данному поводу жильцы неоднократно обращались в управляющую организацию, в Администрацию г. Смоленска, однако каких либо мер до настоящего времени не принято.

Согласно акту проверки от 16.07.2013г. ливневая канализация по вышеуказанному адресу находится в неисправном состоянии, колодец залит водой (л.д. 6).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 Устава города Смоленска к вопросам местного значения города Смоленска относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Смоленска; организация в границах города Смоленска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

В силу статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится:

1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;

3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;

4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;

5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;

6) согласование инвестиционных программ;

7) согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - план снижения сбросов);

8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Ливневая система канализации также относится к категории канализационной сети.

Содержание термина "канализация" определяется нормами действующих ГОСТ 25150-82 "Канализация. Термины и определения", утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 24.02.1982 N 805, и ГОСТ 19185-73 "Гидротехника. Основные понятия".

В соответствии с пунктом 7 и пунктом 9 ГОСТ 19185-73 под "водоснабжением" понимается подача воды потребителям, а под "канализацией" - отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.

Таким образом, водоотведение включает в себя не только отвод бытовых стоков, но и отведение ливневых сточных вод.

Анализ названных положений позволяет сделать вывод о том, что система сетей и сооружений водоотведения, в том числе ливневой канализации, относится к объектам инженерной инфраструктуры и является муниципальной собственностью, поэтому организация мероприятий, направленных на устройство, содержание и строительство системы ливневой канализации на территории муниципального образования является обязанностью органа местного самоуправления.

Также в части 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в том числе канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности.

Таким образом, из указанных норм законодательства следует, что органы местного самоуправления городского округа обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию, в т.ч. бесхозяйных систем водоотведения, а также обязаны обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.

Требования к содержанию ливнёвой канализации закреплены в следующих нормативных документах: ГОСТ 3634-99 «Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия», СНиП 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», ГОСТ 25150-82 "Канализация. Термины и определения", ГОСТ 19185-73 "Гидротехника. Основные понятия".

В соответствии с выше приведёнными нормативными актами для содержания сооружений в постоянной исправности служба эксплуатации должна систематически осуществлять осмотр водоотводных устройств, а также своевременный их ремонт. Для надежной работы водоотводных устройств их необходимо защищать от повреждений, засорений и промерзания. Регулярный осмотр водоотводных устройств необходимо производить весной после окончания снеготаяния, после сильных дождей (ливней), а также осенью при подготовке к зиме. После осмотра водоотводных устройств при необходимости производится их очистка.

На основании исследованных доказательств, суд приходит к убеждению, что факт нарушения со стороны Администрации г. Смоленска - как лица непосредственно обязанного осуществлять мероприятия по обслуживанию системы канализации, обязанности по надлежащему содержанию ливнёвой канализации, расположенной возле <адрес>, до центрального коллектора, расположенного около МБОУ СОШ <адрес>, не исполняются, в связи с чем требования истца в части обязания ответчика организовать работы по аварийному ремонту данной канализации суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Поскольку именно на Администрацию г. Смоленска в силу закона возложена обязанность по содержанию систем водоотведения и канализации, не обращение ответчика с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного объекта недвижимого вышеуказанного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункта 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580.

    Из содержания пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления является единственным органом обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, поскольку законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в связи с чем суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйных сетей на Администрацию г. Смоленска, как орган местного самоуправления.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Промышленного района г. Смоленска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

    Обязать Администрацию г. Смоленска в течение двух месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области с заявлением о принятии на учет линии ливневой канализации, проходящей от <адрес> до центрального коллектора, расположенного около МБОУ СОШ <адрес>, как бесхозяйный объект недвижимой вещи;

Обязать Администрацию г. Смоленска в течение месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу организовать работу по аварийному ремонту данной линии ливневой канализации.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий В.А. Родионов

2-2903/2013 ~ М-2662/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Промышленного района г. Смоленска
Ответчики
Администрация г. Смоленска
Другие
ТСЖ "УЖСК"
Суд
Промышленный районный суд г. Смоленска
Судья
Родионов В А
Дело на сайте суда
prom--sml.sudrf.ru
29.07.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.08.2013Передача материалов судье
02.08.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.08.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.08.2013Судебное заседание
21.08.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2013Дело оформлено
24.09.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее