Дело № 2-148/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2019 года г. Владивосток
Советский районный суд г.Владивостока в составе:
председательствующего: судьи Махониной Е.А.,
при секретаре: Зюзь Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ПАО «Московская объединенная электросетевая компания» к Алиеву Н. Ф. о взыскании задолженности и по встречному иску Алиева Н. Ф. к ПАО «Московская объединенная электросетевая компания» о защите прав потребителя,
у с т а н о в и л:
обратившись в суд с настоящим иском, ПАО «Московская объединенная электросетевая компания» (далее – ПАО «МОЭСК») указало, что 25.05.2015 заключило с Алиевым Н.Ф. договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № ***. За технологическое присоединение к электросетям ответчик должен был оплатить 1296046 рублей 36 копеек. Общество свои обязательства по договору выполнило. Между тем, свои обязательства по оплате Алиев Н.Ф. исполнил лишь частично, оплатив 777627 рублей 82 копейки. Просит взыскать с Алиева Н.Ф. задолженность в размере 518418 рублей 54 копейки, неустойку в размере 12768 рублей 72 копейки, а также расходы на оплату госпошлины в размере 8511 рублей.
В судебное заседание представитель ПАО «МОЭСК» Рябич Е.В. не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ПАО «МОЭСК». От представителя ПАО «МОЭСК» Казанцевой Е.В. 09.10.2018 поступило заявление об уточнении исковых требований – в связи с добровольной оплатой ответчиком основного долга, после того, как ПАО «МОЭСК» обратилось в суд с настоящим иском, просит взыскать с Алиева неустойку в размере 12768 рублей 72 копейки и расходы на оплату госпошлины, на взыскании задолженности за технологическое присоединение в размере 518418 рублей 54 копейки не настаивает в связи с добровольной оплатой.
Представитель Алиева Н.Ф. – Сорокина Л.И. в судебном заседании против удовлетворения иска ПАО «МОЭСК» возражала. Пояснила, что задолженность по договору в настоящий момент Алиевым Н.Ф. погашена. Фактическое присоединение состоялось только в апреле 2018 года, в день подписания акта о присоединении. Из-за этого произошла задержка платежа.
Во встречном иске Алиев Н.Ф. указал, что 25.05.2015 он действительно заключил договор технологического присоединения с ПАО «МОЭСК». Работы, указанные в договоре, должны быть выполнены до 25.05.2016. Однако, ПАО «МОЭСК» нарушило срок выполнения работ, фактически работы были выполнены 06.08.2018. Он является инвалидом 2 группы, ПАО «МОЭСК», являясь монополистом на рынке оказываемых услуг, необоснованно затягивал предоставление ему жизненно важной услуги, что лишало его возможности пользоваться элементарными услугами. Действия ПАО «МОЭСК» привели к ухудшению состояния его здоровья. ПАО «МОЭСК» само грубо нарушило условия договора. Просит взыскать с ПАО «МОЭСК» неустойку на основании п.14 договора технологического присоединения (в редакции дополнительного соглашения от 16.08.2017), за период с 26.05.2016 по 06.04.2018 в размере 2048789 рублей, штраф в размере 1024394 рублей на основании п.6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», компенсацию морального вреда в размере 500000 рублей.
Представитель Алиева Н.Ф. – Сорокина Л.И. в судебном заседании на удовлетворении встречного иска настаивала.
Представитель ПАО «МОЭСК» Рябич Е.В. в письменных возражениях на встречное исковое заявление указала, что основания для начисления неустойки за нарушение срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению и штрафа у Алиева Н.Ф. отсутствуют, так как между сторонами было подписано дополнительное соглашение, по которому срок выполнения работ был сдвинут до 19.02.2018. Объектом присоединения являлся земельный участок без строения, в связи с чем ссылки Алиева Н.Ф. на отсутствие возможности пользоваться элементарными услугами – светом и водой, несостоятельны. Доказательства причинения Алиеву Н.Ф. нравственных и физических страданий не представлены. Просила отказать в удовлетворении встречного иска в полном объеме и удовлетворить иск ПАО «МОЭСК».
21.01.2019 от представителя ПАО «МОЭСК» Казанцевой Е.В. поступило заявление об уточнении иска ПАО «МОЭСК», просила взыскать с Алиева Н.Ф. неустойку за нарушение сроков оплаты в размере 1833905 рублей 60 копеек, а также расходы на оплату госпошлины в размере 17370 рублей.
Представитель Алиева Н.Ф. – Сорокина Л.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения уточненных исковых требований ПАО «МОЭСК».
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
По делу установлено, что 25.05.2015 между Алиевым Н.Ф. и ПАО «МОЭСК» был заключен договор № *** об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, по условиям которого сетевая организация – ПАО «МОЭСК» обязалась осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств Алиева Н.Ф., а именно: земельного участка со строением, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом установленных в пункте 1 договора характеристик.
Технологическое присоединение необходимо для электроснабжения участка Алиева Н.Ф. со строением, расположенного по адресу: ***, ***, с.п. ***, д. ***, ул. ***, д***, кадастровый ***.
Согласно п.5 договора, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня заключения договора.
По условиям п.п. 6, 8 договора, ПАО «МОЭСК» обязалось, в том числе, не позднее 20 рабочих дней со дня уведомления заявителем о получении разрешения уполномоченного органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя, с соблюдением срока, установленного пунктом 5 настоящего договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю. Алиев Н.Ф. (заявитель), в свою очередь обязался надлежащим образом исполнять указанные в разделе 3 договора обязательства по оплате расходов на технологическое присоединение.
Порядок оплаты услуг ПАО «МОЭСК» определен в разделе 3 договора.
По условиям п.п. 10, 11 договора, размер платы за технологическое присоединение установлен сторонами в размере 1296046 рублей 36 копеек. Внесение платы Алиевым Н.Ф. должно было осуществляться пятью платежами в следующем порядке: первый платеж в размере 10% (129604 рубля 64 копейки) – в течение 15 дней со дня заключения договора, второй платеж в размере 30% (388813 рублей 91 копейка) – в течение 60 дней со дня заключения договора, третий платеж в размере 20% (259209 рублей 26 копеек) – в течение 180 дней со дня заключения договора, четвертый платеж в размере 30% (388813 рублей 91 копейка) – в течение 15 дней со дня фактического присоединения, и пятый платеж в размере 10% (129604 рубля 64 копейки) – в течение 10 дней со дня подписания акта об осуществлении технологического присоединения.
В случае нарушения одной из сторон сроков исполнения своих обязательств по настоящему договору, такая сторона в течение 10 рабочих дней со дня наступления просрочки уплачивает другой стороне неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, установленной на дату заключения настоящего договора, и общего размера платы за технологическое присоединение по настоящему договору за каждый день просрочки (п. 17 договора).
Согласно п. 18 договора, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16.08.2017 стороны заключили дополнительное соглашение № 1 к договору, в соответствии с пунктом 3 которого стороны договорились осуществить мероприятия по технологическому присоединению в срок до 19.02.2018. Действие настоящего дополнительного соглашения распространяется на отношения, возникшие с 25 мая 2015 года.
Как следует из пункта 6 дополнительного соглашения, сторонами были внесения в пункт 17 договора – стороны договорились, что сторона договора, нарушившая срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренный договором, обязана уплатить другой стороне неустойку, равную 0,5% от указанного общего размера платы за каждый день просрочки. При этом совокупный размер такой неустойки при нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению заявителем не может превышать размер неустойки, определенный в предусмотренном настоящим абзацем порядке за год просрочки.
При этом обязательства сторон, не затронутые дополнительным соглашением, согласно пункту 7 дополнительного соглашения, остаются в неизменном виде.
06.04.2018 между ПАО «МОЭСК» и Алиевым Н.Ф. подписан акт об осуществлении технологического присоединения № ***, из которого следует, что сетевая организация оказала Алиеву Н.Ф. услугу по технологическому присоединению объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) Алиева Н.Ф. в полном объеме на сумму 1296046 рублей 36 копеек.
Фактически, технологическое подключение объектов Алиева Н.Ф. осуществлено 06.04.2018, то есть с нарушением установленного договором срока.
При этом, как установлено в судебном заседании, Алиевым Н.Ф. были осуществлены только первые три платежа. Четвертый и пятый платежи, на общую сумму 518418 рублей 54 копейки им осуществлены не были.
Из представленного Алиевым Н.Ф. платежного поручения следует, что окончательный расчет по договору в сумме 518418 рублей 55 копеек осуществлен им только 07.09.2018, то есть с нарушением сроков, установленных пунктом 11 договора.
Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ч.1 ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с ч.1 ст. 395 ГК РФ, в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Следуя п.11 договора, четвертый платеж в размере 30% (388813 рублей 91 копейка) должен быть внесен Алиевым Н.Ф. в течение 15 дней со дня фактического присоединения, то есть до 20.04.2018 включительно.
Следовательно, при уплате данного платежа Алиевым Н.Ф. 07.09.2018, ПАО «МОЭСК» вправе требовать с Алиева Н.Ф. неустойку за период с 21.04.2018 по 06.09.2018, исчисленную по правилам ст. 395 ГК РФ – исходя из действовавшей ключевой ставки 7,25% годовых, денежной суммы 388813 рублей 91 копейка и 139 дней просрочки. За этот период неустойка составляет 10808 рублей 64 копейки (7,25% / 365 дней = 0,020% в день; 388813 рублей 91 копейка * 0,020% / 100% = 77,76 рублей в день; 77,76 рублей * 139 дней = 10808 рублей 64 копейки).
Окончательный пятый платеж в размере 10% (129604 рубля 64 копейки) должен быть внесен Алиевым Н.Ф. в течение 10 дней со дня подписания акта об осуществлении технологического присоединения, то есть до 15.04.2018 включительно.
Так как и этот платеж не был оплачен в срок, неустойка, исчисленная по правилам ст. 395 ГК РФ, за период с 16.04.2018 по 06.09.2018 составляет 3732 рубля 48 копеек (действовавшая ключевая ставка 7,25% годовых / 365 дней = 0,020% в день; 129604 рубля 64 копейки * 0,020% / 100% = 25,92 рубля в день; 144 дня просрочки * 25,92 рублей = 3732 рубля 48 копеек).
Таким образом, иск ПАО «МОЭСК» подлежит частичному удовлетворению.
Всего общая сумма неустойки, подлежащей взысканию с Алиева Н.Ф. в пользу ПАО «МОЭСК» составляет 14541 рубль 12 копеек (10808 рублей 64 копейки + 3732 рубля 48 копеек).
Оснований для исчисления неустойки на основании п. 17 договора (в редакции дополнительного соглашения от 16.08.2017) в размере 1833905 рублей 60 копеек, в судебном заседании не установлено.
Как следует из абз.1 ст. 431 ГК РФ, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Из буквального содержания пункта 17 договора (в редакции дополнительного соглашения) следует, что право на взыскание неустойки исходя из 0,5% от общего размера платы за каждый день просрочки, возникло бы у ПАО «МОЭСК» в том случае, если в нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению имелась бы вина Алиева Н.Ф.
Между тем, в судебном заседании не было установлено, что технологическое присоединение состоялось 06.04.2018, то есть с нарушением срока, по вине Алиева Н.Ф.
ПАО «МОЭСК» в ходе рассмотрения дела не ссылалось на то, что выполнение работ было просрочено из-за виновных действий Алиева Н.Ф. Доказательств того, что Алиев Н.Ф. своими виновными действиями способствовал затягиванию срока выполнения работ, в материалах дела не имеется.
В связи с этим, положения п.17 договора (в редакции дополнительного соглашения) к исковым требованиям ПАО «МОЭСК» не применимы.
Разрешая встречные исковые требования Алиева Н.Ф. о взыскании неустойки в связи с нарушением срока осуществления технологического присоединения, суд полагает их обоснованными, поскольку факт нарушения сроков выполнения работ установлен и никем не оспаривается.
Вместе с тем, расчет неустойки, представленный Алиевым Н.Ф., суд полагает неверным, поскольку он произведен им за период с 26.05.2016 по 06.04.2018, тогда как обязательство по технологическому присоединению должно было быть исполнено в срок до 19.02.2018; расчет неустойки противоречит положениям договора в редакции дополнительного соглашения, так как произведен в два этапа: 1) с 26.05.2016 по дату заключения дополнительного соглашения 16.08.2017 – на первоначальных условиях договора, 2) после заключения дополнительного соглашения – с 17.08.2017 по день фактического присоединения 06.04.2018 – на условиях договора в редакции дополнительного соглашения.
В силу ч.3 ст. 453 ГК РФ, в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
Поскольку в п. 3 дополнительного соглашения от 16.08.2017 стороны определили, что мероприятия по технологическому присоединению осуществляются в срок до 19.02.2018, при этом действие настоящего дополнительного соглашения распространяется на отношения, возникшие с 25.05.2015; в пункт 17 договора были также внесены изменения, касающиеся порядка расчета неустойки, суд считает необходимым применить к встречным исковым требованиям Алиева Н.Ф. положения пункта 17 договора в редакции дополнительного соглашения от 16.08.2017, и произвести расчет неустойки за период с 20.02.2018 по 06.04.2018.
Исходя из периода просрочки 46 дней, неустойка, подлежащая взысканию с ПАО «МОЭСК» в пользу Алиева Н.Ф. составляет 298090 рублей 67 копеек (1296046 рублей 36 копеек * 0,5% / 100% = 6480 рублей 23 копейки в день; 6480 рублей 23 копейки * 46 дней просрочки = 298090 рублей 67 копеек).
На основании ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд полагает, что требования Алиева Н.Ф. о взыскании компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению в размере 1000 рублей. Оснований для взыскания компенсации морального вреда в большем размере, по делу не установлено.
В силу п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» в пользу Алиева Н.Ф. также подлежит взысканию штраф в размере 50 % от суммы, присужденной в пользу потребителя, то есть в размере 149545 рублей 34 копейки (298090 рублей 67 копеек + 1000 рублей / 2).
Таким образом, требования Алиева Н.Ф. также подлежат частичному удовлетворению, как и требования ПАО «МОЭСК».
В связи с тем, что требования сторон удовлетворены судом частично, суд взыскивает с Алиева Н.Ф. в пользу ПАО «МОЭСК» расходы на уплату госпошлины в размере 8530 рублей на основании ч.1 ст. 98 ГПК РФ пропорционально удовлетворенным требованиям. А также взыскивает с ПАО «МОЭСК» в доход бюджета Владивостокского городского округа госпошлину в размере 6481 рубль согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ, п.3 ч.1 ст. 333.19, п.8 ч.1 ст. 333.20 НК РФ.
В остальной части в удовлетворении иска ПАО «МОЭСК» и встречного иска Алиева Н.Ф. суд отказывает в связи с их необоснованностью.
Руководствуясь ст.ст. 13, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 14541 ░░░░░ 12 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 8530 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 298090 ░░░░░░ 67 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1000 ░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 149545 ░░░░░░ 34 ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6481 ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26.02.2019.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░