№ 12-129/2020
24RS0048-01-2019-014932-28
Р Е Ш Е Н И Е
г. Красноярск 28 августа 2020 года
Судья Советского районного суда г. Красноярска Вастьянова В.М., рассмотрев в судебном заседании дело по жалобе Коперсака Дмитрия Васильевича на постановление № 1139 от 15.10.2019 года, вынесенное административной комиссией Советского района в г.Красноярске, о привлечении Коперсака Дмитрия Васильевича к административной ответственности по ч.1.1 ст.5.1 Закона Красноярского края от 02.10.2018 года № 7-2161 «Об административных правонарушениях», с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 4000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением №1139 от 15.10.2019 года, вынесенным административной комиссией Советского района в г.Красноярске, Коперсак Д.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 5.1 Закона Красноярского края от 02.10.2018 года № 7-2161 «Об административных правонарушениях», с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Коперсак Д.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление от 15.10.2019 года отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мотивируя тем, что в протоколе об административном правонарушении некорректно указано место совершения правонарушении - <адрес>, 58, однако в соответствии с картой города, <адрес> <адрес> по <адрес> не граничат друг с другом, находятся на достаточно большом расстоянии, в протоколе также отсутствует время совершения правонарушения, что является существенным нарушением ст.28.2 КоАП РФ, в связи с чем, по мнению заявителя, протокол об административном правонарушении не может быть признан допустимым доказательством.
Как указывает заявитель, протокол об административном правонарушении от 30.09.2019 года составлен в отсутствие заявителя, который в установленном порядке о составлении протокола не извещался, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен не был, копию протокола от 30.09.2019 года и копию постановления от 15.10.2019 года получил лишь 12.11.2019 года.
Кроме того, как полагает Коперсак Д.В., на имеющихся в материалах дела снимках, отсутствует географическая привязка к местности, невозможно определить дату, когда именно было сделано фото, из представленных фотографий не усматривается, что автомобиль заявителя припаркован на газоне.
Определением суда от 28.08.2020 года Коперсаку Д.В. восстановлен срок на обжалование постановления №1139 от 15.10.2019 года.
В судебном заседании защитник Коперсака Д.В. – Толстикова Н.С., действующая на основании доверенности 09.12.2019 года, жалобу поддержала по изложенным в ней доводам в полном объеме, просила постановление от 15.10.2019 года отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание Коперсак Д.В. представители административной комиссии Советского района в г. Красноярске не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду не известны, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть жалобу Коперсака Д.В. в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 24.1. КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Установленный законом порядок привлечения к административной ответственности является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
На основании статьи 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе
В силу части 4 статьи 28.2 КоАП РФ, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
Согласно части 6 статьи 28.2 КоАП РФ, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Согласно положениям части 2 статьи 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении подлежит рассмотрению с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении, в том числе, протокола об административном правонарушении и внесении в него изменений.
Согласно частям 1, 2 статьи 25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Факт надлежащего извещения связан с реальной возможностью лица, привлекаемого к ответственности, осуществлять права на защиту, гарантированные Конституцией РФ и КоАП РФ, в частности, лично участвовать при рассмотрении дела, воспользоваться помощью защитника, возражать относительно протокола об административном правонарушении, знакомиться с материалами дела, использовать иные, предусмотренные законом права.
Из приведенных норм и разъяснений следует, что должностное лицо административного органа обязано уведомить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении любым из приведенных в статье 25.15 КоАП РФ (и иных средств связи) способов, с учетом фиксации данного извещения; лицо считается извещенным о совершении данного процессуального действия в случае документального тому подтверждения.
Требования части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ, в процессе составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесении по нему постановления не выполнены.
В материалах дела об административном правонарушении содержатся данные об уведомлении Коперсака Д.В. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 30.09.2019 года, согласно сведениям почтового идентификатора извещение за исх. № 2165 направлено Коперсаку Д.В. по адресу: <адрес>, 19.09.2019 года, после неудачной попытки вручения 21.09.2019 года, заказная корреспонденция возвращена отправителю 29.09.2019 года.
Протокол об административном правонарушении № 1139 от 30.09.2019 года составлен в отсутствие Коперсака Д.В., при этом данных о направлении в адрес Коперсака Д.В. протокола об административном правонарушении № 1139 от 30.09.2019 года и извещения о дате, времени и рассмотрения дела материалы дела не содержат.
Несмотря на вышеизложенные обстоятельства, административный орган, располагая возможностью достоверно установить факт получения Коперсаком Д.В. копии протокола об административном правонарушении от 30.09.2019 года, а также факт уведомления Коперсака Д.В. о времени и месте рассмотрения дела, назначенного на 15.10.2019 года, вынес постановление о привлечении Коперсака Д.В. к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.5.1 Закона Красноярского края от 02.10.2008 года № 7-2161 «Об административных правонарушениях».
Не извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о составленном в отношении него протоколе об административном правонарушении, является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных КоАП РФ процессуальных прав и гарантий защиты: прав на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений и представления доказательств, на заявление ходатайств и отводов, использованию юридической помощью защитника.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о нарушении должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении по настоящему делу требований статьи 28.2 КоАП РФ, что свидетельствует о несоблюдении порядка привлечения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, к административной ответственности и влечет нарушение права этого лица на защиту.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ч.3 ст.26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Рассматривая дело 15.10.2019 года административный орган указал, что Коперсак Д.В. был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки не уведомил, об отложении слушания дела не заявлял, административный орган полагал возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при этом фактически лицо, в отношении которого возбуждено административное производство, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом уведомлено не было, дело рассмотрено 15.10.2019 года в его отсутствие.
Указанные обстоятельства в ходе рассмотрения дела административным органом исследованы не были, мер к проверке причин неявки Коперсака Д.В. и к возможному отложению рассмотрения дела с извещением лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, как это предусмотрено п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ, - не принято.
При указанных обстоятельствах, основания сомневаться в обоснованности доводов Коперсака Д.В. и его защитника о неполучении заявителем копии протокола об административном правонарушении до рассмотрения дела, у суда отсутствуют, при этом суд приходит к выводу о ненадлежащем извещении Коперсака Д.В. о дате рассмотрения дела административной комиссией Советского района в г.Красноярске 15.10.2019 года.
В силу пункта 3 статьи 29.1 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении помимо прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ установлено, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Исходя из указанных выше положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в порядке подготовки дела к рассмотрению надлежит установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Таким образом, протокол об административном правонарушении, составленный без соблюдения требований статьи 28.2 КоАП РФ, а также другие материалы дела на стадии подготовки дела к рассмотрению подлежали возвращению составившему протокол должностному лицу для устранения допущенных недостатков.
Вместе с тем в нарушение приведенных выше норм КоАП РФ настоящее дело было принято административной комиссией Советского района в г.Красноярске к производству и рассмотрено по существу с вынесением постановления о назначении Коперсаку Д.В. административного наказания.
Возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Изложенным доказательствам административным органом соответствующая правовая оценка не дана. При рассмотрении дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, влекущими нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу решения, такое процессуальное нарушение является неустранимым, влекущим в соответствии с требованиями закона, безусловную отмену постановления № 1139 от 15.10.2019 года.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление от 15.10.2019 года, вынесенное административной комиссией в Советском районе г.Красноярска, которым Коперсак Д.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 5.1 Закона Красноярского края от 02.10.2008 года № 7-2161 «Об административных правонарушениях», подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении следует прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление №1139 от 15.10.2019 года, вынесенное административной комиссией Советского района в г.Красноярске, которым Коперсак Дмитрий Васильевич привлечен к административной ответственности по ч.1.1 ст.5.1 Закона Красноярского края от 2.10.2008 года № 7-2161 «Об административных правонарушениях» - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.5.1 Закона Красноярского края от 02.10.2008 года № 7-2161 «Об административных правонарушениях», в отношении Коперсака Дмитрия Васильевича прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Вастьянова В.М.