Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-817/2015 ~ М-882/2015 от 15.04.2015

Дело №2-817\15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Ессентукская 13 мая 2015 г.

Предгорный районный суд Ставропольского края

в составе судьи Черновой И.В.,

при секретаре Христостомовой Я.П.,

с участием представителя заявителя помощника прокурора Предгорного района Гриценко А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Предгорного района Ставропольского края о признании нормативного правового акта противоречащим закону в части,

у с т а н о в и л:

Прокурор Предгорного района Ставропольского края в порядке ст. 251 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону в части, указав, что решением совета депутатов МО Ессентукского сельсовета Предгорного района от 29.05.2012 г. №19 утверждены правила по благоустройству территории МО Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края.

П. 19 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определено, что к вопросам местного значения сельских поселений относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Феде­рации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными призна­ками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обяза­тельных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное при­менение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Таким образом Правила являются нормативным правовым актом.

Решение об утверждении Правил опубликовано в период с 29.05.2012 по 08.06.2012 в местах для обнародования нормативных правовых актов, утвер­жденных решением совета депутатов муниципального образования Ессентукский сельсовет от 07.04.2011 № 509 (на информационных стендах).

В соответствии с п. 8.2.1. Правил, физические и юридические лица, незави­симо от их организационно-правовых форм, осуществлять ежедневную и каче­ственную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности (арен­ды) или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, разделом 8 настоящих Правил и порядком сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, утверждаемых органом местного самоуправления.

Согласно п. 8.2.3. Правил, в случае невозможности установления лиц, раз­местивших отходы производства и потребления на несанкционированных свал­ках, удаление отходов производства и потребления и рекультивацию террито­рий свалок производить за счет лиц, обязанных обеспечивать уборку данной территорий в соответствии с пунктом 8.2.1 настоящих Правил.

В соответствии с п. 8.2.15. Правил, уборку и очистку остановок, на которых расположены некапитальные объекты торговли, осуществлять владельцам некапитальных объектов торговли в границах, прилегающих территорий, если вное не установлено договорами аренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, пожизненного наследуемого владе­ния. Границу прилегающих территорий определять:

на улицах с двухсторонней застройкой по длине занимаемого участка, по ширине - до оси проезжей части улицы;

на улицах с односторонней застройкой по длине занимаемого участка, а по ширине - на всю ширину улицы, включая противоположный тротуар и 10 метров за тротуаром;

на дорогах, подходах и подъездных путях к промышленным организаци­ям, а также к жилым микрорайонам, карьерам, гаражам, складам и земельным хчасткам - по всей длине дороги, включая 10-метровую зеленую зону;

на строительных площадках - территория не менее 15 метров от огражде­ния стройки по всему периметру;

для некапитальных объектов торговли, общественного питания и бытово­го обслуживания населения - в радиусе 10 метров.

Согласно п. 8.2.17. Правил содержание и уборку садов, скверов, парков, зе­леных насаждений, находящихся в собственности организаций, собственников помещений либо на прилегающих территориях, производить силами и средст­вами этих организаций, собственников помещений самостоятельно или по договорам со специализированными организациями под контролем органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 8.3.4. Правил, мойку и поливку тротуаров и дворовых территорий, зеленых насаждений и газонов производить силами организаций и собственниками помещений.

Согласно п. 8.4.9. Правил, при уборке улиц, проездов, площадей специали­зированными организациями лицам, указанным в пункте 8.2.1 настоящих Пра­вил, обеспечивать после прохождения снегоочистительной техники уборку прибордюрных лотков и расчистку въездов, пешеходных переходов, как со стороны строений, так и с противоположной стороны" проезда, если там нет других строений.

В соответствии с п. 8.6.2. Правил, физическим и юридическим лицам, в собственности или в пользовании которых находятся земельные участки, обес­печивать содержание и сохранность зеленых насаждений, находящихся на этих участках, а также на прилегающих территориях.

Пунктом 8.6.4. Правил определено, что лицам, указанным в п. 8.6.2. Правил необходимо:

обеспечить своевременное проведение всех необходимых агротехниче­ских мероприятий (полив, рыхление, обрезка, сушка, борьба с вредителями и болезнями растений, скашивание травы);

осуществлять обрезку и вырубку сухостоя и аварийных деревьев, вырезку сухих и поломанных сучьев и вырезку веток, ограничивающих видимость тех­нических средств регулирования дорожного движения;

доводить до сведения органов местного самоуправления обо всех случаях массового появления вредителей и болезней и принимать меры борьбы с ними, производить замазку ран и дупел на деревьях;

проводить своевременный ремонт ограждений зеленых насаждений.

Согласно п. 8.7.2. Правил специализированным организациям производить

уборку территорий муниципальных образований на основании соглашений с лицами, указанными в пункте 8.2.1 настоящих Правил.

Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации установлено, что пра­ва и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ кон­ституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нор­мативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уста­вам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Фе­дерации.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собствен­ник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

По смыслу указанных норм законодательства именно собственник содер­жит принадлежащее ему имущество, что выражается в поддержании его при­годного и безопасного для эксплуатации состояния, несении соответствующих расходов. Бремя содержания имущества может быть возложено на другое лицо только в силу закона или согласно договору.

В соответствии с п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Фе­дерации порядок осуществления права собственности, к которому относятся частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством.

Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации гражданское законо­дательство находится в ведении Российской Федерации.

Таким образом, случаи несения бремени содержания имущества не его соб­ственником могут быть установлены только федеральными законами.

В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы ме­стного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственно­стью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ <06 общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должност­ные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответст­вии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Из анализа п. 8.2.15. Правил, следует, что прилегающая территория факти­чески является территорией общего пользования.

В силу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, тер­ритории общего пользования это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

Таким образом, пункты 8.2.1, 8.2.3, 8.2.17, 8.6.2 Правил необходимо при­знать недействующими в части, а пп. 8.2.15, 8.3.4, 8.4.9, 8.6.4, 8.7.2 признать недействующими полностью, поскольку возложение на физических и юридиче­ских лиц обязанности по содержанию прилегающей к их имуществу террито­рии. может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на

Более того, принятие нормативного правового акта за пределами компетен­ции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов, в соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», утвер­жденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 X* 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и про­ектов нормативных правовых актов» является коррупциогенным фактором.

Принятая всенародным голосованием 12.12.1993 Конституция Российской Федерации провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязан­ностью государства (статья 2).

При утверждении советом депутатов муниципальнрго образования Ессентукский сельсовет Правил по благоустройству территории муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края, указанные принципы соблюдены не были.

Просит признать пункты: 8.2.1 в части: - «и прилегающих территорий»; п. 8.2.3 в части: - «в соответствии с пунктом 8.2.1 настоящих Правил»; п. 8.2.17 в части: - «либо на прилегающих территориях»; п. 8.6.2 в части: - «а также на прилегаю­щих территориях»; пп. 8.2.15 - полностью; 8.3.4 - полностью; 8.4.9 - полностью; 8.6.4 - полностью; 8.7.2 - полностью, Правил по благоустройству территории муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края, утвержденных решением совета депутатов муниципаль­ного образования Ессентукский сельсовет от 29.05.2012 № 19 недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Предгорного района Гриценко А.С. заявленные требования поддержал и просит удовлетворить по основаниям изложенным в заявлении.

Глава администрации муниципально­го образования Ессентукский сельсовет Предгорного муниципального района надлежаще извещен, в суд не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему: в соответствии со ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Решением совета депутатов МО Ессентукского сельсовета Предгорного района от 29.05.2012 г. №19 утверждены правила по благоустройству территории СО Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края.

П. 19 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определено, что к вопросам местного значения сельских поселений относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Феде­рации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными призна­ками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обяза­тельных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное при­менение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Таким образом Правила являются нормативным правовым актом.

Решение об утверждении Правил опубликовано в период с 29.05.2012 по 08.06.2012 в местах для обнародования нормативных правовых актов, утвер­жденных решением совета депутатов муниципального образования Ессентук- ский сельсовет от 07.04.2011 № 509 (на информационных стендах).

В соответствии с п. 8.2.1. Правил, физические и юридические лица, незави­симо от их организационно-правовых форм, осуществлять ежедневную и каче­ственную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности (арен­ды) или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, разделом 8 настоящих Правил и порядком сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, утверждаемых органом местного самоуправления.

Согласно п. 8.2.3. Правил, в случае невозможности установления лиц, раз­местивших отходы производства и потребления на несанкционированных свал­ках, удаление отходов производства и потребления и рекультивацию террито­рий свалок производить за счет лиц, обязанных обеспечивать уборку данной территорий в соответствии с пунктом 8.2.1 настоящих Правил.

В соответствии с п. 8.2.15. Правил, уборку и очистку остановок, на которых расположены некапитальные объекты торговли, осуществлять владельцам некапитальных объектов торговли в границах, прилегающих территорий, если вное не установлено договорами аренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, пожизненного наследуемого владе­ния. Границу прилегающих территорий определять:

на улицах с двухсторонней застройкой по длине занимаемого участка, по ширине - до оси проезжей части улицы;

на улицах с односторонней застройкой по длине занимаемого участка, а по ширине - на всю ширину улицы, включая противоположный тротуар и 10 метров за тротуаром;

на дорогах, подходах и подъездных путях к промышленным организаци­ям, а также к жилым микрорайонам, карьерам, гаражам, складам и земельным хчасткам - по всей длине дороги, включая 10-метровую зеленую зону;

на строительных площадках - территория не менее 15 метров от огражде­ния стройки по всему периметру;

для некапитальных объектов торговли, общественного питания и бытово­го обслуживания населения - в радиусе 10 метров.

Согласно п. 8.2.17. Правил содержание и уборку садов, скверов, парков, зе­леных насаждений, находящихся в собственности организаций, собственников помещений либо на прилегающих территориях, производить силами и средст­вами этих организаций, собственников помещений самостоятельно или по договорам со специализированными организациями под контролем органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 8.3.4. Правил, мойку и поливку тротуаров и дворовых территорий, зеленых насаждений и газонов производить силами организаций и собственниками помещений.

Согласно п. 8.4.9. Правил, при уборке улиц, проездов, площадей специали­зированными организациями лицам, указанным в пункте 8.2.1 настоящих Пра­вил, обеспечивать после прохождения снегоочистительной техники уборку прибордюрных лотков и расчистку въездов, пешеходных переходов, как со стороны строений, так и с противоположной стороны" проезда, если там нет других строений.

В соответствии с п. 8.6.2. Правил, физическим и юридическим лицам, в собственности или в пользовании которых находятся земельные участки, обес­печивать содержание и сохранность зеленых насаждений, находящихся на этих участках, а также на прилегающих территориях.

Пунктом 8.6.4. Правил определено, что лицам, указанным в п. 8.6.2. Правил необходимо:

обеспечить своевременное проведение всех необходимых агротехниче­ских мероприятий (полив, рыхление, обрезка, сушка, борьба с вредителями и болезнями растений, скашивание травы);

осуществлять обрезку и вырубку сухостоя и аварийных деревьев, вырезку сухих и поломанных сучьев и вырезку веток, ограничивающих видимость тех­нических средств регулирования дорожного движения;

доводить до сведения органов местного самоуправления обо всех случаях массового появления вредителей и болезней и принимать меры борьбы с ними, производить замазку ран и дупел на деревьях;

проводить своевременный ремонт ограждений зеленых насаждений.

Согласно п. 8.7.2. Правил специализированным организациям производить

уборку территорий муниципальных образований на основании соглашений с лицами, указанными в пункте 8.2.1 настоящих Правил.

Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации установлено, что пра­ва и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ кон­ституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить

Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нор­мативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уста­вам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Фе­дерации..

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собствен­ник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

По смыслу указанных норм законодательства именно собственник содер­жит принадлежащее ему имущество, что выражается в поддержании его при­годного и безопасного для эксплуатации состояния, несении соответствующих расходов. Бремя содержания имущества может быть возложено на другое лицо только в силу закона или согласно договору.

В соответствии с п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Фе­дерации порядок осуществления права собственности, к которому относятся частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством.

Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации гражданское законо­дательство находится в ведении Российской Федерации.

Таким образом, случаи несения бремени содержания имущества не его соб­ственником могут быть установлены только федеральными законами.

В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы ме­стного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственно­стью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ <06 общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должност­ные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответст­вии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Из анализа п. 8.2.15. Правил, следует, что прилегающая территория факти­чески является территорией общего пользования.

В силу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, тер­ритории общего пользования это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

Таким образом, пункты 8.2.1, 8.2.3, 8.2.17, 8.6.2 Правил необходимо при­знать недействующими в части, а пп. 8.2.15, 8.3.4, 8.4.9, 8.6.4, 8.7.2 признать недействующими полностью, поскольку возложение на физических и юридиче­ских лиц обязанности по содержанию прилегающей к их имуществу террито­рии. может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на

Более того, принятие нормативного правового акта за пределами компетен­ции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов, в соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», утвер­жденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и про­ектов нормативных правовых актов» является коррупциогенным фактором.

Принятая всенародным голосованием 12.12.1993 Конституция Российской Федерации провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязан­ностью государства (статья 2).

При утверждении советом депутатов муниципальнрго образования Ессентукский сельсовет Правил по благоустройству территории муниципального образования Ессентукский сельсовет <адрес>, указанные принципы соблюдены не были.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.


Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление прокурора Предгорного района Ставропольского края ФИО5 удовлетворить.

Признать пункты: 8.2.1 в части: - «и прилегающих территорий»; п. 8.2.3 в части: - «в соответствии с пунктом 8.2.1 настоящих Правил»; п. 8.2.17 в части: - «либо на прилегающих территориях»; п. 8.6.2 в части: - «а также на прилегаю­щих территориях»; пп. 8.2.15 - полностью; 8.3.4 - полностью; 8.4.9 - полностью; 8.6.4 - полностью; 8.7.2 - полностью, Правил по благоустройству территории муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края, утвержденных решением совета депутатов муниципаль­ного образования Ессентукский сельсовет от 29.05.2012 № 19 недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение одного календарного месяца, со дня принятия его судом в окончательной форме, путем принесения апелляционной жалобы через Предгорный районный суд Ставропольского края.

Решение в окончательной форме принято 13 мая 2015 года.

Судья

2-817/2015 ~ М-882/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Предгорного района
Другие
Совет депутатов МО Ессентукского сельсовета
Администрация МО Ессентукского сельсовета
Суд
Предгорный районный суд Ставропольского края
Судья
97
Дело на сайте суда
predgorny--stv.sudrf.ru
15.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.04.2015Передача материалов судье
16.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2015Судебное заседание
13.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2015Дело оформлено
30.06.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее