Дело №2-817\15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Ессентукская 13 мая 2015 г.
Предгорный районный суд Ставропольского края
в составе судьи Черновой И.В.,
при секретаре Христостомовой Я.П.,
с участием представителя заявителя помощника прокурора Предгорного района Гриценко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Предгорного района Ставропольского края о признании нормативного правового акта противоречащим закону в части,
у с т а н о в и л:
Прокурор Предгорного района Ставропольского края в порядке ст. 251 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону в части, указав, что решением совета депутатов МО Ессентукского сельсовета Предгорного района от 29.05.2012 г. №19 утверждены правила по благоустройству территории МО Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края.
П. 19 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определено, что к вопросам местного значения сельских поселений относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Таким образом Правила являются нормативным правовым актом.
Решение об утверждении Правил опубликовано в период с 29.05.2012 по 08.06.2012 в местах для обнародования нормативных правовых актов, утвержденных решением совета депутатов муниципального образования Ессентукский сельсовет от 07.04.2011 № 509 (на информационных стендах).
В соответствии с п. 8.2.1. Правил, физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, осуществлять ежедневную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности (аренды) или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, разделом 8 настоящих Правил и порядком сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, утверждаемых органом местного самоуправления.
Согласно п. 8.2.3. Правил, в случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления на несанкционированных свалках, удаление отходов производства и потребления и рекультивацию территорий свалок производить за счет лиц, обязанных обеспечивать уборку данной территорий в соответствии с пунктом 8.2.1 настоящих Правил.
В соответствии с п. 8.2.15. Правил, уборку и очистку остановок, на которых расположены некапитальные объекты торговли, осуществлять владельцам некапитальных объектов торговли в границах, прилегающих территорий, если вное не установлено договорами аренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, пожизненного наследуемого владения. Границу прилегающих территорий определять:
на улицах с двухсторонней застройкой по длине занимаемого участка, по ширине - до оси проезжей части улицы;
на улицах с односторонней застройкой по длине занимаемого участка, а по ширине - на всю ширину улицы, включая противоположный тротуар и 10 метров за тротуаром;
на дорогах, подходах и подъездных путях к промышленным организациям, а также к жилым микрорайонам, карьерам, гаражам, складам и земельным хчасткам - по всей длине дороги, включая 10-метровую зеленую зону;
на строительных площадках - территория не менее 15 метров от ограждения стройки по всему периметру;
для некапитальных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения - в радиусе 10 метров.
Согласно п. 8.2.17. Правил содержание и уборку садов, скверов, парков, зеленых насаждений, находящихся в собственности организаций, собственников помещений либо на прилегающих территориях, производить силами и средствами этих организаций, собственников помещений самостоятельно или по договорам со специализированными организациями под контролем органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 8.3.4. Правил, мойку и поливку тротуаров и дворовых территорий, зеленых насаждений и газонов производить силами организаций и собственниками помещений.
Согласно п. 8.4.9. Правил, при уборке улиц, проездов, площадей специализированными организациями лицам, указанным в пункте 8.2.1 настоящих Правил, обеспечивать после прохождения снегоочистительной техники уборку прибордюрных лотков и расчистку въездов, пешеходных переходов, как со стороны строений, так и с противоположной стороны" проезда, если там нет других строений.
В соответствии с п. 8.6.2. Правил, физическим и юридическим лицам, в собственности или в пользовании которых находятся земельные участки, обеспечивать содержание и сохранность зеленых насаждений, находящихся на этих участках, а также на прилегающих территориях.
Пунктом 8.6.4. Правил определено, что лицам, указанным в п. 8.6.2. Правил необходимо:
обеспечить своевременное проведение всех необходимых агротехнических мероприятий (полив, рыхление, обрезка, сушка, борьба с вредителями и болезнями растений, скашивание травы);
осуществлять обрезку и вырубку сухостоя и аварийных деревьев, вырезку сухих и поломанных сучьев и вырезку веток, ограничивающих видимость технических средств регулирования дорожного движения;
доводить до сведения органов местного самоуправления обо всех случаях массового появления вредителей и болезней и принимать меры борьбы с ними, производить замазку ран и дупел на деревьях;
проводить своевременный ремонт ограждений зеленых насаждений.
Согласно п. 8.7.2. Правил специализированным организациям производить
уборку территорий муниципальных образований на основании соглашений с лицами, указанными в пункте 8.2.1 настоящих Правил.
Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
По смыслу указанных норм законодательства именно собственник содержит принадлежащее ему имущество, что выражается в поддержании его пригодного и безопасного для эксплуатации состояния, несении соответствующих расходов. Бремя содержания имущества может быть возложено на другое лицо только в силу закона или согласно договору.
В соответствии с п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок осуществления права собственности, к которому относятся частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством.
Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Таким образом, случаи несения бремени содержания имущества не его собственником могут быть установлены только федеральными законами.
В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ <06 общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из анализа п. 8.2.15. Правил, следует, что прилегающая территория фактически является территорией общего пользования.
В силу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территории общего пользования это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Таким образом, пункты 8.2.1, 8.2.3, 8.2.17, 8.6.2 Правил необходимо признать недействующими в части, а пп. 8.2.15, 8.3.4, 8.4.9, 8.6.4, 8.7.2 признать недействующими полностью, поскольку возложение на физических и юридических лиц обязанности по содержанию прилегающей к их имуществу территории. может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на
Более того, принятие нормативного правового акта за пределами компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов, в соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 X* 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» является коррупциогенным фактором.
Принятая всенародным голосованием 12.12.1993 Конституция Российской Федерации провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства (статья 2).
При утверждении советом депутатов муниципальнрго образования Ессентукский сельсовет Правил по благоустройству территории муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края, указанные принципы соблюдены не были.
Просит признать пункты: 8.2.1 в части: - «и прилегающих территорий»; п. 8.2.3 в части: - «в соответствии с пунктом 8.2.1 настоящих Правил»; п. 8.2.17 в части: - «либо на прилегающих территориях»; п. 8.6.2 в части: - «а также на прилегающих территориях»; пп. 8.2.15 - полностью; 8.3.4 - полностью; 8.4.9 - полностью; 8.6.4 - полностью; 8.7.2 - полностью, Правил по благоустройству территории муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края, утвержденных решением совета депутатов муниципального образования Ессентукский сельсовет от 29.05.2012 № 19 недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Предгорного района Гриценко А.С. заявленные требования поддержал и просит удовлетворить по основаниям изложенным в заявлении.
Глава администрации муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного муниципального района надлежаще извещен, в суд не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему: в соответствии со ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Решением совета депутатов МО Ессентукского сельсовета Предгорного района от 29.05.2012 г. №19 утверждены правила по благоустройству территории СО Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края.
П. 19 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определено, что к вопросам местного значения сельских поселений относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Таким образом Правила являются нормативным правовым актом.
Решение об утверждении Правил опубликовано в период с 29.05.2012 по 08.06.2012 в местах для обнародования нормативных правовых актов, утвержденных решением совета депутатов муниципального образования Ессентук- ский сельсовет от 07.04.2011 № 509 (на информационных стендах).
В соответствии с п. 8.2.1. Правил, физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, осуществлять ежедневную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности (аренды) или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, разделом 8 настоящих Правил и порядком сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, утверждаемых органом местного самоуправления.
Согласно п. 8.2.3. Правил, в случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления на несанкционированных свалках, удаление отходов производства и потребления и рекультивацию территорий свалок производить за счет лиц, обязанных обеспечивать уборку данной территорий в соответствии с пунктом 8.2.1 настоящих Правил.
В соответствии с п. 8.2.15. Правил, уборку и очистку остановок, на которых расположены некапитальные объекты торговли, осуществлять владельцам некапитальных объектов торговли в границах, прилегающих территорий, если вное не установлено договорами аренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, пожизненного наследуемого владения. Границу прилегающих территорий определять:
на улицах с двухсторонней застройкой по длине занимаемого участка, по ширине - до оси проезжей части улицы;
на улицах с односторонней застройкой по длине занимаемого участка, а по ширине - на всю ширину улицы, включая противоположный тротуар и 10 метров за тротуаром;
на дорогах, подходах и подъездных путях к промышленным организациям, а также к жилым микрорайонам, карьерам, гаражам, складам и земельным хчасткам - по всей длине дороги, включая 10-метровую зеленую зону;
на строительных площадках - территория не менее 15 метров от ограждения стройки по всему периметру;
для некапитальных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения - в радиусе 10 метров.
Согласно п. 8.2.17. Правил содержание и уборку садов, скверов, парков, зеленых насаждений, находящихся в собственности организаций, собственников помещений либо на прилегающих территориях, производить силами и средствами этих организаций, собственников помещений самостоятельно или по договорам со специализированными организациями под контролем органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 8.3.4. Правил, мойку и поливку тротуаров и дворовых территорий, зеленых насаждений и газонов производить силами организаций и собственниками помещений.
Согласно п. 8.4.9. Правил, при уборке улиц, проездов, площадей специализированными организациями лицам, указанным в пункте 8.2.1 настоящих Правил, обеспечивать после прохождения снегоочистительной техники уборку прибордюрных лотков и расчистку въездов, пешеходных переходов, как со стороны строений, так и с противоположной стороны" проезда, если там нет других строений.
В соответствии с п. 8.6.2. Правил, физическим и юридическим лицам, в собственности или в пользовании которых находятся земельные участки, обеспечивать содержание и сохранность зеленых насаждений, находящихся на этих участках, а также на прилегающих территориях.
Пунктом 8.6.4. Правил определено, что лицам, указанным в п. 8.6.2. Правил необходимо:
обеспечить своевременное проведение всех необходимых агротехнических мероприятий (полив, рыхление, обрезка, сушка, борьба с вредителями и болезнями растений, скашивание травы);
осуществлять обрезку и вырубку сухостоя и аварийных деревьев, вырезку сухих и поломанных сучьев и вырезку веток, ограничивающих видимость технических средств регулирования дорожного движения;
доводить до сведения органов местного самоуправления обо всех случаях массового появления вредителей и болезней и принимать меры борьбы с ними, производить замазку ран и дупел на деревьях;
проводить своевременный ремонт ограждений зеленых насаждений.
Согласно п. 8.7.2. Правил специализированным организациям производить
уборку территорий муниципальных образований на основании соглашений с лицами, указанными в пункте 8.2.1 настоящих Правил.
Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить
Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации..
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
По смыслу указанных норм законодательства именно собственник содержит принадлежащее ему имущество, что выражается в поддержании его пригодного и безопасного для эксплуатации состояния, несении соответствующих расходов. Бремя содержания имущества может быть возложено на другое лицо только в силу закона или согласно договору.
В соответствии с п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок осуществления права собственности, к которому относятся частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством.
Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Таким образом, случаи несения бремени содержания имущества не его собственником могут быть установлены только федеральными законами.
В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ <06 общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из анализа п. 8.2.15. Правил, следует, что прилегающая территория фактически является территорией общего пользования.
В силу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территории общего пользования это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Таким образом, пункты 8.2.1, 8.2.3, 8.2.17, 8.6.2 Правил необходимо признать недействующими в части, а пп. 8.2.15, 8.3.4, 8.4.9, 8.6.4, 8.7.2 признать недействующими полностью, поскольку возложение на физических и юридических лиц обязанности по содержанию прилегающей к их имуществу территории. может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на
Более того, принятие нормативного правового акта за пределами компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов, в соответствии с подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» является коррупциогенным фактором.
Принятая всенародным голосованием 12.12.1993 Конституция Российской Федерации провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства (статья 2).
При утверждении советом депутатов муниципальнрго образования Ессентукский сельсовет Правил по благоустройству территории муниципального образования Ессентукский сельсовет <адрес>, указанные принципы соблюдены не были.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление прокурора Предгорного района Ставропольского края ФИО5 удовлетворить.
Признать пункты: 8.2.1 в части: - «и прилегающих территорий»; п. 8.2.3 в части: - «в соответствии с пунктом 8.2.1 настоящих Правил»; п. 8.2.17 в части: - «либо на прилегающих территориях»; п. 8.6.2 в части: - «а также на прилегающих территориях»; пп. 8.2.15 - полностью; 8.3.4 - полностью; 8.4.9 - полностью; 8.6.4 - полностью; 8.7.2 - полностью, Правил по благоустройству территории муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края, утвержденных решением совета депутатов муниципального образования Ессентукский сельсовет от 29.05.2012 № 19 недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение одного календарного месяца, со дня принятия его судом в окончательной форме, путем принесения апелляционной жалобы через Предгорный районный суд Ставропольского края.
Решение в окончательной форме принято 13 мая 2015 года.
Судья