№ 2-1050/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области 15 мая 2014 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе:
судьи Михайловой О.В.,
при секретаре Петровой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Боровичского межрайонного прокурора, поданному в порядке ст.45 ГПК РФ, в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Т. об обязании совершить определенные действия
у с т а н о в и л:
Боровичский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, поданным в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Т. об обязании создать маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявления указано, что Боровичской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией Т. требований жилищного законодательства.
В муниципальной собственности находится маневренный жилищный фонд, предназначенный: для временного проживания граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся муниципальные жилые помещения; для граждан – несостоятельных должников, утративших жилые помещения, полученные за счет кредитов или целевых займов и заложенные в их обеспечение, если на момент обращения у них нет другого жилья; для граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными в результате чрезвычайных обстоятельств; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Непригодность жилых домов для проживания является следствием естественного износа, природных условий, бесхозяйственного содержания дома. Признание жилых помещений непригодными для проживания находится в компетенции органа местного самоуправления муниципального жилищного фонда.
Межрайонной прокуратурой установлено, что на территории муниципального образования «Т. сельское поселение» отсутствует специализированный жилой фонд в виде жилых помещений маневренного фонда, что нарушает права граждан, проживающих в непригодных жилых помещениях, представляющих опасность для их жизни и здоровья.
Отсутствие на территории муниципального образования маневренного жилищного фонда, помещения которого предоставляются на период завершения капитального ремонта или реконструкции дома, в случае непригодности единственных жилых помещений для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, является препятствием реализации граждан своих жилищных прав, а так же создает препятствие для реализации приоритетных национальных проектов.
Просит обязать Администрацию Т. создать маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание Боровичский межрайонный прокурор не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Администрации Т., действующий по доверенности, <данные изъяты> исковые требования признала в полном объеме, о чем представила суду письменное заявление. О рассмотрении дела в отсутствие прокурора не возражала. Дополнительно пояснила, что на территории поселения три человека проживают в аварийном жилом помещении. Несмотря на то, что им представлены другие жилые помещения, из аварийного дома они выезжать отказываются. По иным основаниям в жилом помещении нуждаются <данные изъяты>.
Суд, выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с пунктами 6, 7, 8, 9 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (ред. от 03.11.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
При этом в соответствии с ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованием.
Согласно ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относит помещения маневренного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно ст. 95 ЖК РФ, жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:
1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, на территории муниципального образования «Т. сельское поселение» отсутствует специализированный жилой фонд в виде жилых помещений маневренного фонда, что нарушает права граждан, проживающих в непригодных жилых помещениях, представляющих опасность для их жизни и здоровья.
Конституция РФ определяет РФ социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Конституция РФ возлагает на органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Несоблюдение ответчиком действующего законодательства в части создания маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования, приводит к нарушению конституционных прав граждан на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
На основании изложенного, суд считает, что требование прокурора об обязании Администрации Т. создать маневренный жилищный фонда на территории муниципального образования является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание позицию истца, изложенную в заявлении, финансовые возможности Администрации Т., суд считает возможным установить срок до ДД.ММ.ГГГГ, в течение которого ответчик обязан создать маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Боровичского межрайонного прокурора Новгородской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Т. создать маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в гражданскую коллегию Новгородского областного суда через Боровичский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья: О.В. Михайлова