№ 2-1900/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 августа 2018 г. г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе
судьи Кузьменко И.А.,
при секретаре Слободчиковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Демченко М.П., Варламов И.П. к Администрации г. Шахты о признании права собственности на самовольную постройку,
У с т а н о в и л :
Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что по данным МУП г. Шахты «БТИ» № от 05.12.2016г. собственниками домовладения по адресу: <адрес>, являются ФИО 2 и Демченко М.П. с долей в праве общей долевой собственности 1/2 каждый на основании договора купли-продажи жилого дома № 4157 от 18.07.1995г. Указанный жилой дом был возведен ФИО7 на основании выданного Исполнительным комитетом Ленинского районного Совета депутатов трудящихся № ДД.ММ.ГГГГ решения о разрешении строительства жилого дома на земельном участке по <адрес> в <адрес>. В состав указанного домовладения на момент приобретения входил жилой дом литер «Б», кухня литер «О» и прочие хоз.простройки. В 1996г. на основании Постановления Главы Администрации <адрес> № от 04.09.1995г. к жилому дому была возведена пристройка литер «Б1». ФИО 2 умер ДД.ММ.ГГГГ. Наследниками по закону после его смерти являются его супруга - ФИО4, сын - Варламов И.П.. ФИО 2 было составлено завещание в пользу Демченко М.П. на все принадлежащее имущество. Демченко М.П. и ФИО4, как наследник обязательной доли и доли в общем имуществе супругов, приняли наследство после путем подачи нотариусу соответствующих заявлений. ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО4 Единственным наследников после ее смерти является истец Варламов И.П., который принял заявление после смерти матери путем подачи нотариусу заявления. В выдаче свидетельств о праве на наследство истцам нотариусом отказано в связи с тем, что наследственный дом был реконструирован и в эксплуатацию при жизни одного из застройщиков - ФИО 2 не принят. В 2011 г. в указанном жилом доме был произведён частичный демонтаж строения и возведена пристройка литер «Б2». Жилой дом литер «Б1,Б2» был переоборудован в нежилое здание и эксплуатировался после окончания строительных работ в качестве молитвенного дома. В отношении нежилого здания - молитвенного дома произведена техническая инвентаризация, получен технический паспорт. В отношении земельного участка по адресу: <адрес> по заявлению истца Демченко М.П. проведены публичные слушания и изменен вид разрешенного использования земельного участка, соответствующий фактическому - «Здания и учреждения культовых сооружений». ООО «АГБ» г. Шахты выполнено заключение о техническом состоянии конструкций здания, установлено соответствие строительства здания требованиям санитарных, противопожарных и строительных норм, а также размещение в границах отведенного земельного участка. Просили признать за истцами право собственности на нежилое здание литер «Б,Б2» площадью 903,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>: за Демченко М.П. на 11/16 долей, за Варламов И.П. - 5/16 долей.
Истцы Демченко М.П. и Варламов И.П. в судебное заседание не явились, уполномочили доверенностью Алиничева К.В. представлять свои интересы по данному делу, который в судебные заседание явился, доводы иска поддержал, изменив требование иска: просил признать за истцами право собственности на объект незавершенного строительства - нежилое здание литер «Б,Б2» площадью 903,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>: за Демченко М.П. на 11/16 долей, за Варламов И.П. - 5/16 долей.
Представитель Администрации г. Шахты - Шумаков С.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, исковые требования не признал, в обоснование своей позиции привел доводы аналогичные изложенным в письменных возражениях на иск.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (ч.3 ст. 222 ГК РФ).
В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10/22, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" положения ст. 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
В пункте 26 названного Постановления разъяснено, что при рассмотрении исков о признании права собственности на самовольную постройку судам следует устанавливать, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. При этом необходимо учитывать, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Частью 2 ст. 51 ГрК РФ установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
В силу п. 2 ст. 264 Гражданского кодекса РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в частности земли населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Решением городской Думы г. Шахты от 23.07.2009 г. № 594 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования.
Указанными Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, объектов капитального строительства и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для соблюдения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Для каждого земельного участка и объекта капитального строительства разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительным регламентам, установленным настоящими Правилами.
Из материалов дела следует и установлено судом, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Демченко М.П. и ФИО 2 с долей в праве общедолевой собственности 1/2 каждый на основании договора купли - продажи № 4157 от 18.07.1995 г. (л.д. 9).
Указанный жилой дом был возведен ФИО10 на основании выданного Исполнительным комитетом Ленинского районного Совета депутатов трудящихся № 31.01.1969 г. решения о разрешении строительства жилого дома на земельном участке по <адрес> в <адрес> (л.д. 35).
Указанный документ, по мнению суда, свидетельствует о принадлежности земельного участка по адресу: <адрес> застройщику здания и последующим собственникам объекта недвижимости.
После приобретения вышеуказанного жилого дома, Демченко М.П. и ФИО 2 обратились в Администрацию г. Шахты с заявлением о разрешении строительства пристройки к жилому дому лит. «Б». Постановлением Главы Администрации г. Шахты № 836/1 от 04.09.1995 г. им было разрешено строительство пристройки к дому согласно проекту, разработанному МП «Политехник», со сносом пристройки лит. «б» по <адрес> в <адрес> (л.д. 53).
Однако, Демченко М.П. и ФИО 2 жилой дом лит. «Б» общей площадью 92,4 кв.м. был снесен и вместо него построена пристройка лит. «Б1» с переоборудованием в нежилое здание - молитвенный дом и возведена пристройка с мансардой лит. «Б2». Согласно техническому паспорту БТИ общая площадь объекта составила 903,9 кв.м. Год возведения нежилого здания лит. «Б1» значится как 1999 г., а год возведения пристройки лит. «Б2» значится как 2011 г. (л.д. 10-29).
27.12.2002 г. ФИО 2 умер. После смерти ФИО 2 наследство приняли истец Демченко М.П., обратившись к нотариусу с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию, и супруга умершего - ФИО4, обратившись к нотариусу с заявлением о принятии наследства, выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на обязательную долю и свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов.
Не оформив надлежащим образом прав на обязательную долю в наследственном имуществе и на долю в общем имуществе супругов, ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ Сын умершей Варламов И.П., принял наследство после ее смерти, обратившись в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства по завещанию, что подтверждается копиями наследственных дел, предоставленных нотариусом Шахтинского нотариального округа ФИО11 (л.д. 63-77, 82-100). До настоящего времени право собственности на наследственное имущество истец Варламов И.П. не оформил.
После его смерти истцы Демченко М.П. и Варламов И.П. достроили это здание своими силами и за счет собственных средств и реконструировали здание кухни лит. «О,о1».
Указанный объект капитального строительства с наименованием «Молитвенный дом» поставлен на кадастровый учет как нежилое здание, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 123-125).
Судом также установлено, что на основании заявления Демченко М.П. об изменении сведений о разрешенном использовании земельного участка Постановлением Администрации г. Шахты № 3164 от 05.07.2012 г. вид разрешенного использования земельного участка кадастровый №, площадью 1119 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, был изменен с основного вида разрешенного использованного: «индивидуальные жилые дома» на условно разрешенный вид использования земельного участка: «Здания и учреждения культовых сооружений» (л.д. 52). Соответствующие изменения внесены в ЕГРН (л.д. 122).
Из материалов дела следует, что в 2017 году истцы обращались в Администрацию г. Шахты о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного здания, но 26.10.2017 года им отказано в данной услуге по причине смерти одного из застройщиков (л.д 33).
Истцами в обоснование своих требований представлено техническое заключение оценки технического состояния отдельных стропильных конструкций нежилого здания лит. «Б1,Б2» по <адрес> в <адрес>, выполненное в 2017 году ООО «АКБ», согласно которому здание в целом находится в работоспособном состоянии, размещение нежилого здания на земельном участке соответствует требованиям СП 42.13333.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». В заключении содержится вывод о том, что нежилое здание лит. «Б1,Б2» по <адрес> в <адрес> соответствует требованиям санитарно-технических, противопожарных, экологических и других норм, действующих на территории Российской Федерации и обеспечивающих безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию (л.д. 106-121).
С целью выяснения вопроса допущены ли при возведении объекта капитального строительства лит. «Б1,Б2», распложенного по адресу: <адрес>, существенные нарушения градостроительных норм и правил, создает ли такой нежилой объект недвижимости угрозу жизни и здоровью по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой было поручено эксперту "Экспертно-кадастровое бюро города Шахты» ФИО12
В соответствии с заключение указанного эксперта № 50/2018 от 17.07.2018г. нежилое здание литер «Б1,Б2» площадью 903,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, на момент обследования находится в стадии жизненного цикла существования строительного объекта в качестве объекта незавершённого строительством со степень готовности объекта около 93%. Площадь объекта незавершенного строительства принимается согласно техническому паспорту по наружному обмеру: молитвенный дом лит. «Б2» - 216,9 кв.м., пристройка основная с мансардой лит. «Б2» - 316,8 кв.м., всего площадь застройки - 533,7 кв.м. Для указанной стадии существования строительного объекта, в целом, соответствует строительным, градостроительным, противопожарным и санитарным нормам и правилам. Вместе с тем, у исследуемого нежилого здания имеются в наличии несоответствия указанным нормам, в части обеспечения пожарной безопасности, утилизации и очистки бытовых отходов системы канализации, благоустройства, прилегающей территории, усиления конструкции крыши, обустройства входов в здание и обеспечение доступа для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, которые являются существенными и не позволяют осуществить ввод исследуемого объекта незавершённого строительства в эксплуатацию в соответствии с действующими нормами и правилами. Для устранения выявленных несоответствий и нарушений, препятствующих нормально эксплуатации здания «Молитвенный дом» в качестве законченного строительного объекта по его прямому назначению, необходима разработка проектно-сметной документации на окончание строительства объекта и проведение строительно-монтажных работ в соответствии с указанным проектом до поной готовности исследуемого стропильного объекта. Нежилое здание литер «Б1,Б2», площадью 903,9 кв.м., расположенное по <адрес>, в <адрес>, в целом, соответствует параметрам, установленным документацией по планировке, территории, правилам землепользования и застройки или обязательным требованиям к параметрам постройки, содержащимся в иных документах, за исключением требований по оснащению зданий для доступа инвалидов. Указанное нежилое здание в стадии жизненного цикла существования строительного объекта на момент обследования в качестве объекта незавершенного строительством не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Сохранение этого нежилого здания не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц при условии приведения в установленном законом порядке мероприятий по завершению строительства данного объекта на основании разработанного и утверждённого проекта (л.д. 144-173).
Установив у истцов право пользования земельным участком, который предназначен для размещения зданий и учреждений культовых сооружений, тем самым, разрешенное использование земли в результате возведения объекта незавершённого строительства - нежилого здания «Молитвенный дом» не нарушено, оценив заключение судебной экспертизы, согласно которому строительный объект в указанной стадии существования, в целом, соответствует строительным, градостроительным, противопожарным и санитарным нормам и правилам, и его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истцов о признании за ним права собственности на объект незавершённого строительства - нежилое здание литер «Б1,Б2», площадью 903,9 кв.м., площадью застройки 533,7 кв.м., расположенное по <адрес>, в <адрес>, в долях, указанных в исковом заявлении.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Демченко М.П., Варламов И.П. - удовлетворить.
Признать за Демченко М.П. право собственности на 11/16 доли объекта незавершённого строительства - нежилое здание литер «Б1,Б2» площадью 903,9 кв.м., площадью застройки 533,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Признать за Варламов И.П. право собственности на 5/16 доли объекта незавершённого строительства - нежилое здание литер «Б1,Б2» площадью 903,9 кв.м., площадью застройки 533,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца, начиная с 06.08.2018г.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате
Судья (подпись) И.А. Кузьменко
Копия верна.
Судья: И.А. Кузьменко
Секретарь: Е.А. Слободчикова