Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-271/2020 ~ М-241/2020 от 03.08.2020

Дело № 2-271/2020г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 октября 2020 года                         г. Беломорск

Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Полузеровой С.В.,

при секретаре Павлюк Н.Н.,

с участием представителя истца Осмоловской А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, в лице Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Беломорское центральное лесничество» к администрации муниципального образования «Сумпосадское сельское поселение» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,

установил:

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее – Министерство) в лице Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Беломорское центральное лесничество» (далее - ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество») обратилось в суд с указанным выше иском по следующим основаниям. Министерство в соответствии с переданными полномочиями осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану). В рамках осуществления переданных полномочий представителями Министерства - ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество» было установлено, что в квартале 310 выделе 4 Сумского участкового лесничества, как на землях населенных пунктов на площади 1,2 га, объемом 0,5 куб.м., так и на землях лесного фонда на площади 0,2 га, объемом 0,5 куб.м., расположена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов и иного мусора. 11.06.2020 в ходе патрулирования территории лесного фонда установлено, что в квартале 306 выделах 22, 23, 26 Сумского участкового лесничества также расположено несанкционированное складирование ТКО, как на землях лесного фонда на площади 0,2 га, объемом 2 куб.., так и на землях населенных пунктов на площади 0,5 га, объемом 25 куб.м. По результатам проверки составлен акт осмотра и в адрес ответчика направлено требование о ликвидации свалки. В ходе повторных осмотров установлено, что требование не исполнено, составлены акты осмотра. Просят обязать администрацию МО «Сумпосадское сельское поселение» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку на землях лесного фонда, находящуюся в квартале 310, выделе 4 и квартале 306 выделах 22, 23, 26 Сумского участкового лесничества.

Определением суда от 31.08.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия.

В судебном заседании представитель истца Осмоловская А.М. исковые требования поддержала по изложенным доводам, дополнив, что несанкционированная свалка была выявлена в ходе проверки на землях лесного фонда, которая образовалась в результате вывоза населением поселка в лес мусора, и разлетевшегося от ветра по лесу.

Представитель ответчика АМО «Сумпосадское сельское поселение» в судебном заседании не участвовал, извещены о рассмотрении дела должным образом, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя. В судебном заседании, состоявшемся 26.08.2020, пояснили, что свалку жители создают самостоятельно, вывозят мусор без разрешений администрации, несмотря на установленный запрещающий знак, с 01.01.2017 услуга по вывозу ТБО регулярно предоставляется региональным оператором, ликвидировать свалку не имеют возможности, они не могут использовать средства из местного бюджета поселения, поскольку данный объект не является муниципальной собственностью муниципального образования, расположен на землях лесного фонда. Земельные участки находятся за границами населенного пункта с.Сумский Посад, правообладателем земельного участка из земель лесного фонда является Российская Федерация. Считают, что ответственность за соблюдение законодательства при обращении с отходами несет собственник земельного участка. Свалка, расположенная в квартале 310 выдел 4 отсутствует, сведениями о ликвидаторе не располагают.

Третье лицо АМО «Беломорский муниципальный район» в судебное заседание своего представителя не направило, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом, представили отзыв, согласно которому в кадастровом квартале 10:11:0080901 существует факт наличия несанкционированного объекта размещения отходов, объект расположен как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. Земельные участки расположены за границами населенного пункта с.Сумский Посад, правообладателем земельного участка из лесного фонда является Российская Федерация. Считают, что ответственность должен нести собственник.

Третье лицо Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия в судебное заседание своего представителя не направило, извещены о рассмотрении дела должным образом, представили отзыв, согласно которому в Беломорском районе в районе сельского поселения Сумский Посад в собственности РФ отсутствуют земельные участки категории «земли населенных пунктов». Обязанность по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, расположенных на неразграниченных землях, возлагается на органы местного самоуправления. При таких обстоятельствах, считают исковые требования подлежащими удовлетворению, дело просили рассмотреть в их отсутствие.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно ч.2 ст.36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

На основании ст.ст.42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ч.1 ст.50.7, ч.1 ст.60.12 Лесного Кодекса Российской Федерации, леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным Кодексом РФ, Федеральным законом от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

Как следует из ст. 12 Земельного Кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

При использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию. Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (части 2,3 статьи 60.12 Лесного кодекса РФ).

Из положений ч.3 ст. 50.7 Лесного Кодекса РФ следует, что охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Как следует из ч.1 ст.51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

При использовании лесов не допускается: загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, что указано в пункте 14 Правил санитарной безопасности в лесах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017г. №607.

В соответствии со ст.7 Закона об охране окружающей среды, с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения сельского поселения.

Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В силу ст.13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно ст.42 Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно п.15 ч.1 ст.11 Устава МО «Сумпосадское сельское поселение» к вопросам местного значения относятся также иные полномочия в соответствии с ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 1 ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

В соответствии с положениями ч.ч.1, 2 ст. 80.2 Закона об охране окружающей среды ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на объектах накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. Организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 N 542 утверждены Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде (далее – Правила №542).

Пунктом 2 Правил №542 установлено, что организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - объекты), осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Согласно пункту 3 Правил №542 организация работ по ликвидации накопленного вреда включает в себя: а) проведение необходимых обследований объекта, в том числе инженерных изысканий; б) разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда (далее - проект); в) согласование и утверждение проекта; г) проведение работ по ликвидации накопленного вреда; д) осуществление контроля и приемку проведенных работ по ликвидации накопленного вреда.

Проведение работ, указанных в подпунктах "б" и "г" пункта 3 настоящих Правил, осуществляется исполнителем, определяемым органами, указанными в пункте 2 настоящих Правил (далее - заказчик), в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - исполнитель) (пункт 4 Правил №542).

В соответствии со ст.6 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:

- разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;

- организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

В судебном заседании установлено, что земельный участок, на котором было обнаружено лесонарушение, а именно захламление лесного участка (несанкционированная свалка) на землях лесного фонда в квартале 310 (выдел 4) Сумского участкового лесничества, в квартале 306 (выделы 22, 23, 26) Сумского участкового лесничества, расположен в границах Сумпосадского сельского поселения.

Обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтверждаются: актом осмотра от 05.06.2020, актом патрулирования от 05.06.2020, актом осмотра от 13.07.2020, актом патрулирования (рейда) лесов от 13.07.2020, актами осмотра от 11.06.2020, 21.07.2020, актом патрулирования (рейда) лесов от 21.07.2020 и фототаблицами к ним.

Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия, в лице ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество», в администрацию МО «Сумпосадское сельское поселение» 08.06.2020 направлено требование в срок до 10.07.2020 ликвидировать несанкционированное складирование твердых бытовых отходов в квартале 310 выделе 4 Сумского участкового лесничества ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество» на общей площади 0,2 га, общим объёмом 0,5 куб.м., а также явиться в контору Беломорского участкового лесничества для проведения проверки на предмет исполнения настоящего требования.

18.06.2020 Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия, в лице ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество», в администрацию МО «Сумпосадское сельское поселение» направлено требование в срок до 20.07.2020 ликвидировать несанкционированное складирование твердых бытовых отходов в квартале 306 выделах 22,23,26 Сумского участкового лесничества ГКУ РК «Беломорское центральное лесничество» на общей площади 0,02 га, общим объёмом 2 куб.м., а также явиться в контору Беломорского участкового лесничества для проведения проверки на предмет исполнения настоящего требования.

Как установлено в судебном заседании, до настоящего времени требования не исполнено.

13.10.2015 Конституционным Судом РФ от 13.10.2015 вынесено Постановление N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Североуральский городской округ", из которого следует нижеизложенное.

Исходя из того что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации: согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации к ним относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (пункт 4 части 1 и часть 3).

Что касается полномочий органов местного самоуправления в области лесных отношений, то, как следует из части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, они сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Утвержденные Правительством Российской Федерации Правила санитарной безопасности в лесах также предусматривают обеспечение органами местного самоуправления проведения соответствующих санитарно-оздоровительных мероприятий лишь в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований.

Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории городского округа, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного городского округа не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.

В соответствии с пп.7 п.9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства РК от 23.10.2017 N 367-П, Министерство в области лесных отношений осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов, защиту лесов; федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).

При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие доказательств тому, что обнаруженная свалка образовалась вследствие неисполнения администрацией полномочий, предусмотренных ч.1 ст.84 Лесного кодекса РФ, а также то, что полномочия по устранению захламления земель лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации, не передавались органам местного самоуправления Сумпосадского сельского поселения в установленном порядке, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на землях лесного фонда, не может быть возложена на АМО «Сумпосадское сельское поселение».

В связи с изложенным, в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                С.В. Полузерова

Решение в окончательной форме изготовлено 05 октября 2020г.

2-271/2020 ~ М-241/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия в лице представителя ГКУ РК "Беломорское центральное лесничество"
Ответчики
АМО "Сумпосадское сельское поселение"
Другие
Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия
АМО "Беломорский муниципальный район"
Суд
Беломорский районный суд Республики Карелия
Судья
Полузерова Светлана Владимировна
Дело на странице суда
belomorsky--kar.sudrf.ru
03.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.08.2020Передача материалов судье
06.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.08.2020Судебное заседание
31.08.2020Судебное заседание
02.10.2020Судебное заседание
05.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.11.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее