Дело №2-198/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 марта 2017 года г. Бахчисарай
Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Готовкиной Т.С.
при секретаре судебного заседания Бельской В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г.Бахчисарай гражданское дело по иску И.о. прокурора Бахчисарайского района Вавренюк К.А. в интересах Данкевич С.А. к Администрации Бахчисарайского района, Совету министров Республики Крым, Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым о понуждении к совершению определенных действий, -
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Бахчисарайского района Вавренюк К.А. в интересах Данкевич С.А. обратился в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с иском к Администрации Бахчисарайского района, Совету министров Республики Крым, Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым и с учетом принятого судом заявления об уточнении исковых требований просил суд понудить администрацию Бахчисарайского района Республики Крым предоставить Данкевич С.А. благоустроенное жилое помещение размером не ниже установленных норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма; понудить Совет министров Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым обеспечить финансирование мероприятий, связанных с предоставлением Данкевич С.А. благоустроенного жилого помещения.
Определением суда от 06.02.2017г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.
Определением суда от 27.02.2017г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, последнее исключено из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Исковые требования мотивированы тем, что Данкевич С.А. отнесен к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, который в силу норм действующего законодательства, в частности ЖК РФ, подлежит обеспечению жилым помещением. Однако до настоящего времени Данкевич С.А. Администрацией Бахчисарайского района жильем не обеспечен.
Кроме того, поскольку обязанность по финансированию мероприятий, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с Законом Республики Крым №46-ЗРК/2014 возложена на орган исполнительной власти субъекта Республики Крым, которым в свою очередь является Совет министров Республики Крым, обязанность по финансированию возложена на последний, а также на распорядителя бюджетных средств - Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, и.о. прокурора просит обязать последних обеспечить финансирование соответствующих мероприятий.
И.о. прокурора указывал, что Данкевич С.А. обратиться самостоятельно в суд возможности не имеет, обратился в прокуратуру Бахчисарайского района, в связи с чем в порядке ст.45 ГПК РФ прокурором был подан соответствующий иск в интересах Данкевич С.А.
В судебном заседании помощник прокурора Грицайчук Н.Н. исковые требования с учетом принятого судом заявления об уточнении исковых требований поддержала и просила суд удовлетворить последние.
Истец Данкевич С.А. в судебное заседание не явился. О дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
Представитель ответчика Администрации Бахчисарайского района Кириллова Е.Ф., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала, указывая на то, что в силу действующего законодательства финансирование расходов на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, осуществляется за счет субвенций Республики Крым, которые предоставляются ежегодно; в 2017 году субвенция из бюджета Республики Крым Бахчисарайскому району не предоставлялась, потому обеспечить жильем истца возможности не имеется. Указывала, что на сегодня список лиц, в который включены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа насчитывает 94 человека, 34 из которых – несовершеннолетние, все остальные – старше 18 лет, при этом Закон Республики Крым №120 ЗРК устанавливает, что все должны быть обеспечены жилыми помещениями.
Представитель ответчика Совета министров Республики Крым, действующий на основании доверенности, Володыкин С.А., против исковых требований, заявленных к Совету министров Республики Крым, возражал и просил в удовлетворении последних отказать. В обоснование возражений представитель ответчика Володыкин С.А. ссылался на то, что в силу ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет; предоставление Данкевич С.А. жилого помещения вне указанной выше очередности может привести к нарушению жилищных прав других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Кроме того, представитель ответчика указывал на то, что Советом министров Республики Крым принято постановление №359, которым утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» (далее Порядок»). В силу п.2 Порядка главным распорядителем бюджетных средств является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым. Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый и плановый период. В силу п.6 Порядка условием предоставления субвенции является, в частности наличие в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым. Предоставление субвенции осуществляется в соответствии с данным Порядком и соглашением, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым.
Также представитель ответчика указывал на то, что финансирование расходов на проведение мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в пределах средств, поступивших в бюджет Республики Крым из федерального бюджета.
Ответчик - Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило. О дате и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, что подтверждается имеющимся в материалах дела почтовым уведомлением.
На официальный сайт Бахчисарайского районного суда Республики Крым поступила сканкопия ходатайства об отложении судебного заседания от представителя Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым Зуевой И.В. в связи с занятостью представителя в другом судебном заседании. Указанное ходатайство подано в нарушение Порядка подачи процессуальных документов в электронном виде, что не позволяет идентифицировать последнее в качестве ходатайства, поданного полномочным лицом.
Кроме того, документов, подтверждающих уважительность причин неявки представителя ответчика Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым в судебное заседание суду не предоставлено (доказательства участия в ином судебном процессе и т.п.); при этом ходатайство аналогичного содержания подавалось в суд ранее – 27.02.2017г., ввиду чего оснований для удовлетворения последнего суд не усматривает.
Суд, заслушав пояснения прокурора, представителей ответчиков, исследовав в их совокупности представленные суду доказательства, установил следующее.
Данкевич С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и включен в список лиц соответствующей категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Бахчисарайском районе Республике Крым (п.6 Списка), что также не оспаривалось сторонами по делу.
Данкевич С.А. до настоящего времени жильем не обеспечен, недвижимого имущества на праве собственности не имеет, что подтверждено как материалами дела, так и не оспаривалось сторонами. Более того, представитель ответчика Администрации Бахчисарайского района Кириллова Е.Ф. пояснила, что постоянно, 1 раз в пол года, администрация в порядке межведомственного взаимодействия проверяет наличие у лиц соответствующей категории недвижимого имущества, в случае установления наличия которого такое лицо исключается из списка лиц соответствующей категории как нуждающееся в обеспечением жилым помещением.
Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон) определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (п.3 ст.8 вышеуказанного закона).
В соответствии с п.7 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Отношения, связанные с организацией предоставления и предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) жилых помещений, а также в части сохранения права пользования жилым помещением и сохранения ранее занимаемых жилых помещений, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, регулируются Законом Республики Крым «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» от 18.12.2014г. №46-ЗРК/2014.
В силу п.п.1, 2 ст.8 Закона №46-ЗРК/2014 жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет.
В силу ст.9 Закона №46-ЗРК/2014 органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
С момента включения Данкевич С.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, у Администрации Бахчисарайского района возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения. Необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
Данная правовая позиция отражена также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 г. №20-КГПР15-11.
Довод представителя ответчика – Совета министров Республики Крым Володыкина С.А. о том, что удовлетворение искового заявления прокурора об обеспечении Данкевич С.А. жилым помещением фактически приведет к нарушению законных прав иных граждан, включенных в сводный список лиц соответствующей категории, не может быть принят во внимание, поскольку граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (статья 9 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Ввиду вышеизложенного суд приходит к выводу, что исковые требования в части понуждения Администрации Бахчисарайского района предоставить Данкевич С.А. благоустроенное жилое помещение размером не ниже установленных норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В части исковых требований о понуждении Совет министров Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым обеспечить финансирование мероприятий, связанных с предоставлением Данкевич С.А. благоустроенного жилого помещения, следует отметить следующее.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.07.2016г. №359 утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений согласно приложению (далее Порядок).
Пунктом 1 Порядка установлено, что настоящий Порядок определяет механизм расходования субвенций в 2016 году из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - бюджетные средства), форму и порядок заключения соглашения между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым о предоставлении субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также определяет форму заявки на перечисление субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
При этом представители ответчиков не отрицали тот факт, что на момент рассмотрения дела данный Порядок является действующим и не отменен.
В силу п.2 Порядка главным распорядителем бюджетных средств является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.
Получателями субвенции и исполнителями мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений являются органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым.
Предоставление бюджетных средств бюджетам муниципальных образований в Республике Крым осуществляется главным распорядителем бюджетных средств в пределах субвенции, предусмотренной на указанные цели, и утвержденных лимитов бюджетных обязательств на основании, в порядке и сроки, предусмотренные соглашениями, заключенными между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также на основании заявки на перечисление субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования (п.п.3, 4 Порядка).
В силу п.5 Порядка распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Условиями предоставления субвенций являются, в частности наличие в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым. Минимальный объем указанных ассигнований определяется в порядке, установленном пунктом 4 настоящих Правил (п.6.1 Порядка).
Согласно п.11 Порядка финансирование расходов на проведение мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в пределах средств, поступивших в бюджет Республики Крым на 2016 год из федерального бюджета.
Учитывая вышеизложенное, поскольку Совет министров Республики Крым не является распорядителем бюджетных средств данного вида (в данном случае субвенции), оснований к понуждению Совет министров Республики Крым обеспечить финансирование мероприятий, связанных с предоставлением Данкевич С.А. благоустроенного жилого помещения, не имеется, последний не является надлежащим ответчиком по делу ввиду отсутствия соответствующих полномочий.
Более того, исходя из вышеуказанных положений действующего Порядка, а также того, что Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым является только главным распорядителем бюджетных средств, в свою очередь выделяемая субвенция формируется за счет средств, поступивших в бюджет Республики Крым из федерального бюджета, суд не усматривает оснований для возложения обязанности на Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым обеспечить финансирование мероприятий, связанных с предоставлением Данкевич С.А. благоустроенного жилого помещения, поскольку понуждение ответчика произвести соответствующее финансирование приведет к нарушению финансовой дисциплины, положений действующего Порядка, что является недопустимым. Кроме того, понуждение к обеспечению финансирования в судебном порядке может повлечь неблагоприятные последствия в виде изменения решением суда установленного действующим законодательством порядка осуществления финансирования и объема субвенций.
Учитывая вышеизложенное, в части исковых требований о понуждении Совет министров Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым обеспечить финансирование мероприятий, связанных с предоставлением Данкевич С.А. благоустроенного жилого помещения, следует отказать.
С учетом вышеизложенного исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.56, 194-198 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. прокурора Бахчисарайского района Вавренюк К.А. в интересах Данкевич С.А. удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Бахчисарайского района предоставить Данкевич С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение размером не ниже установленных норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В удовлетворении иной части исковых требований к Совету министров Республики Крым и Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 17.03.2017.
Судья: Т.С. Готовкина