Решение в окончательной форме
принято 2 октября 2012г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Полевской 25 сентября 2012 года
Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Загидулиной О.А., при секретаре Киреевой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-923/2012 по иску Григорьева В.И. к ОМС «Администрация Полевского городского округа» о признании права собственности на долю в праве общей долевой собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Григорьев В.И. является собственником 3/5 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом № по <адрес изъят>
Григорьев В.И. обратился в суд с иском к ОМС «Администрация Полевского городского округа» о признании права собственности на 3/5 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, мотивируя это тем, что он является собственником 3/5 долей в праве общей долевой собственности на жилой <адрес изъят>. Ранее дом принадлежал ему матери Е. В связи с его смертью он принял наследство в виде ? доли в праве общей собственности на этот дом. Другая ? доля принадлежала его дочери М., умершей "дата изъята" После смерти дочери он принял наследство в виде доли в праве общей собственности. Всего ему принадлежит 3/5 долей. Другие 2/5 долей не оформлены должным образом в собственность Мироновой Е.В., А., Мироновым В.В. Он решил оформить в собственность земельный участок, на котором дом расположен. Однако Мироновы отказываются оформлять свои доли, чем препятствуют ему в приобретении права собственности на землю. Истец просит признать за ним право собственности на 3/5 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок по <адрес изъят>.
В судебном заседании истец поддержал иск и доводы искового заявления.
Представитель ответчика, третьи лица Миронова Е.В., Миронов В.В., действующий в личных интересах и интересов несовершеннолетней А., в судебное заседание не явились, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В судебном заседании установлено, что Григорьев В.И. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по <адрес изъят>, на основании свидетельства о праве на наследство, удостоверенного нотариусом г. Полевского Алексеевой Л.В. "дата изъята" (запись по реестру №). Наследственное имущество принадлежало Е., умершей "дата изъята", на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного Полевской государственной нотариальной конторой Свердловской области "дата изъята" (номер по реестру №).
Также Григорьев В.И. является собственником 1/5 доли в наследственном имуществе М., являвшейся собственником ? доли в праве общей долевой собственности на <адрес изъят>, на основании договора, удостоверенного Алексеевой Л.В., нотариусом г. Полевского Свердловской обл., "дата изъята" (в реестре за №). М. умерла "дата изъята" Наследственное имущество М. принадлежит Григорьеву В.И. на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом г. Полевского Змеевой Д.Х. "дата изъята" (запись по реестру №).
Право собственности Григорьева В.И. на 3/5 долей в праве общей долевой собственности на этот дом подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от "дата изъята" (л.д. 21).
М. умерла "дата изъята", что подтверждается копией свидетельства о её смерти от "дата изъята" (повторное).
Её наследниками по закону являются Григорьев В.И., истец по делу, дочери Миронова Е.В. и А., муж Миронов В.В., мать Г., которая умерла в "дата изъята"., что видно из заявления Григорьева В.И. в адрес нотариуса от "дата изъята" (л.д. 30).
Свидетельство о праве на наследство по закону выдано только Григорьеву В.И., другие наследники с заявлением о принятии наследства не обратились, хотя фактически приняли его, поскольку проживали совместно с наследодателем на день его смерти, что следует из справки Администрации Полевского городского округа от "дата изъята" № (л.д. 31).
Из копии свидетельства о праве наследования по закону от "дата изъята" (л.д. 3) видно, что Е. и З. являлись наследниками имущества Ф., погибшего на фронте "дата изъята" Наследственное имущество состоит в жилом <адрес изъят>.
Согласно архивной справке архивного отдела Администрации Полевского городского округа от "дата изъята" № (л.д. 44), решением исполкома Полевского городского Совета депутатов трудящихся от "дата изъята" № в северной части города улица <адрес изъят> переименована в улицу <адрес изъят>
Из справки Полевского БТИ от "дата изъята" № видно, что первоначальные документы об отводе земельного участка по <адрес изъят> отсутствуют.
Учитывая то, что земельный участок, находящийся в <адрес изъят>, площадью 2 088кв.м первоначально был предоставлен ранее вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации 2001г., а в вышеуказанных правоустанавливающих документах на жилой дом право, на котором земельный участок предоставлен, не указано, то следует считать, что спорный земельный участок был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование в силу следующего.Договор о праве застройки предусматривался нормами гражданского права - ст. 71 Гражданского кодекса РСФСР 1922 года, согласно которой договоры о предоставлении городских участков под застройку заключаются коммунальными отделами с кооперативными объединениями или иными юридическими лицами, а равно с отдельными гражданами на срок до 49 лет для каменных и до 20 лет для прочих строений. В примечании указывалось, что договор о праве застройки может простираться на земельный участок, непосредственно не предназначенный под строение, но обслуживающий его в хозяйственном отношении.
В соответствии со ст. ст. 11, 12 Земельного кодекса РСФСР 1922 г. право на землю, предоставленную в трудовое пользование, в том числе в виде права на земельный участок в одном или нескольких местах (хутор, отруб, чересполосные участки), являлось бессрочным.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» было предусмотрено, что отвод гражданам земельных участков как в городе, так и вне города для строительства индивидуальных жилых домов производится в бессрочное пользование.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1949 года «О внесении изменений в законодательство РСФСР в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года "О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов" статья 71 Гражданского кодекса РСФСР, на основании которой заключались договоры застройки на определённый срок, признана утратившей силу, вследствие чего земельный участок для строительства жилого дома следует считать предоставленным в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно ст. 87 ЗК РСФСР, введенного в действие с 1 декабря 1970 года, на землях городов при переходе права собственности на строение переходит также и право пользования земельным участком или его частью.
В силу статьи 37 ЗК РСФСР 1991 года, при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками. При этом им выдается новый документ, удостоверяющий право на землю.
Соответственно, с переходом права собственности на строение, к истцу перешло и право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором этот объект недвижимости расположен. Отсутствие документа, удостоверяющего право истца и предыдущих владельцев на земельный участок, само по себе не свидетельствует об отсутствии у Григорьева В.И. права пользования земельным участком.
Итак, согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
В судебном заседании установлено, что к Григорьеву В.И. перешло право собственности на 3/5 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом <адрес изъят>, соответственно, он имеет право на государственную регистрацию права собственности на земельный участок, на котором дом расположен. В отсутствии у других сособственников надлежащим образом оформленных документов на жилой дом, он это сделать не может, учитывая необходимость совместного обращения всех сособственников за регистрацией права собственности на земельный участок. В связи с этим суд считает возможным признать за Григорьевым В.И. право собственности на земельный участок по <адрес изъят>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Григорьева В.И. удовлетворить.
Признать право собственности Григорьева В.И. на 3/5 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный в <адрес изъят>.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Полевской городской суд.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.
Председательствующий