УИД 02RS0011-01-2020-000731-53
Дело № 2-362/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ноября 2020 года село Шебалино
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Т.В. Поленниковой,
при секретаре М.О. Сенбиновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к администрации муниципального образования Каспинское сельское поселение о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации МО Каспинское сельское поселение (с учетом уточнения) о возложении обязанности поставить стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по адресу: <адрес> на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, для чего направить в Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай заявку и получить свидетельство о постановке на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха при подаче заявок о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В ходе проверки установлено, что сельская администрация МО Каспинское сельское поселение осуществляет отопление здания администрации печным отоплением. В результате эксплуатации стационарного источника отопления осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в связи с чем осуществляется негативное воздействие на окружающую среду. До настоящего времени сельская администрация МО Каспинское сельское поселение не направила в соответствующий уполномоченный орган, надлежащим образом оформленную заявку о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Неисполнение требований природоохранного законодательства в области охраны окружающей среды ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
В судебном заседании помощник прокурора Шебалинского района РА Шадеев Д.М., поддержал заявленные требования по изложенным основаниям.
Представитель ответчика администрации МО Каспинское сельское поселение (далее, также – Администрация) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Как указано в ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее, также – Закон об охране окружающей среды), хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципов о:
-соблюдении права человека на благоприятную окружающую среду;
-обеспечении благоприятных условий жизнедеятельности человека;
-ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
-допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Из ч. 1 ст. 69.2 Закона об охране окружающей среды следует, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (ч. 2 ст. 69.2).
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта (ч. 4 ст. 69.2).
Согласно ч. 1 ст. 69 Закона об охране окружающей среды, государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе, государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления (ч. 2 ст. 69).
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами (ч. 3 ст. 69).
В ч. 10 ст. 69 поименованного Федерального закона указано, что порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее, также – Правила).
В п. 2 Правил указано, что государственный учет объектов осуществляется в форме ведения государственного реестра.
Внесение сведений об объекте в государственный реестр, актуализация учетных сведений об объекте и исключение учетных сведений об объекте из государственного реестра, а также предоставление содержащейся в федеральном государственном реестре и региональных государственных реестрах информации осуществляются в соответствии с настоящими Правилами на безвозмездной основе (п. 15 Правил).
Основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме и содержащая сведения для внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах «а» - «и», «м», «н» и «п» пункта 5 настоящих Правил, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (п. 17 Правил).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от <ДАТА> сельская администрация МО Каспинское сельское поселение расположена по адресу: <адрес>
В материалах дела имеется информация главы МО Каспинское сельское поселение от <ДАТА> о том, что отопление сельской администрации осуществляется печным способом с использованием дров.
Из информации, представленной Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай следует, что Каспинское сельское поселение не подавало заявок о постановке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В этой связи, Горно-Алтайским межрайонным природоохранным прокурором в адрес Администрации было вынесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды.
В ответе главы МО Каспинское сельское поселение на представление указано, что Администрация в ближайшее время примет меры к устранению нарушений законодательства об окружающей среде.
Из информации Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай следует, что сельской администрацией МО Каспинское сельское поселение дважды подавалась заявка о постановке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Дважды заявка возвращена на доработку.
Таким образом, Администрацией не выполнены требования природоохранного законодательства о государственном учете объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В этой связи суд принимает решение об удовлетворении иска. При этом срок для исполнения решения – в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, который просит установить прокурор, суд считает разумным и достаточным для устранения имеющихся нарушений.
Полномочия прокурора на обращение в суд с данным иском предусмотрены ст. 45 ГПК РФ, в соответствии с которой прокурор вправе подать заявление в защиту интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к администрации муниципального образования Каспинское сельское поселение удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования Каспинское сельское поселение обязанность поставить стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по адресу: <адрес> на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, для чего направить в Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай заявку и получить свидетельство о постановке на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шебалинский районный суд Республики Алтай.
Решение в окончательной форме изготовлено 26 ноября 2020 года.
Председательствующий Т.В. Поленникова