дело № 2-3262/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2017 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Абрамовой Ж.И.,
при секретаре Андриановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Блинковой Т. М. к Администрации Пушкинского муниципального района <адрес> о признании права собственности на долю жилого дома в порядке приобретательной давности,
установил:
Блинкова Т.М. обратилась в суд с иском к Администрации Пушкинского муниципального района <адрес> о признании права собственности на долю жилого дома в порядке приобретательной давности.
В обоснование заявленных требований указано, что истцу на праве собственности принадлежит 0,72 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>. Совладельцами указанного дома являются ФИО2 – 0,12 доли, ФИО3 – 0,04 доли, также 0,12 долей дома принадлежало Курныкову А.Н., который умер <дата> С указанного времени истец открыто и непрерывно владеет принадлежащей ФИО1 долей жилого дома. В наследство после его смерти никто не вступил.
Истец просит признать право собственности на 0,12 долей жилого дома по вышеуказанному адресу в силу приобретательной давности.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Луполова Н.А. исковые требования и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Пушкинского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен.
Третьи лица ФИО2, ФИО3, нотариус ФИО4 в судебное заседание не явились, о дате и времени извещались надлежащим образом.
Суд, выслушав сторону истца, исследовав материалы дела, полагает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации ( ГК РФ) в случаях и в порядке, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
С учетом изложенного, приобретатель должен доказать суду наличие в совокупности следующих условий: добросовестное, открытое, непрерывное владение имуществом как своим собственным в течение 15 лет. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий не позволяет признать за лицом право собственности на имущество в силу приобретательной давности.
Под добросовестным владельцем понимают того, кто приобретает вещь внешне правомерными действиями и при этом не знает и не может знать о правах иных лиц на данное имущество. Добросовестность давностного владельца определяется, прежде всего, на момент получения имущества во владение, причем в данный момент давностный владелец не имеет оснований считать себя кем-либо, кроме как собственником соответствующего имущества.
Не является давностным владение, которое осуществляется по договору с собственником или иным управомоченным на то лицом, не предполагающему переход титула собственника. В этом случае владение вещью осуществляется не как своей собственной, не вместо собственника, а наряду с собственником, не отказавшимся от своего права на вещь и не утратившим к ней интереса, передавшим ее непосредственно или опосредованно во владение, как правило - временное, данному лицу. Примерный перечень таких договоров приведен в пункте 15 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда - аренда, хранение, безвозмездное пользование и т.п.
В таких случаях в соответствии со статьей 234 ГК РФ давностное владение может начаться после истечения срока владения имуществом по такому договору, если вещь не будет возвращена собственнику и не истребована им, но не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
Судом установлено, что Блинковой Т.М. на праве собственности принадлежит 0,72 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>.
Совладельцами указанного дома являются ФИО2 – 0,12 доли, ФИО3 – 0,04 доли, также 0,12 долей дома принадлежало Курныкову А.Н., который умер <дата> (л.д.14).
Материалы дела не содержат данных о том, что кем-либо было принято наследство после смерти Курныкова А.Н. Истец наследником Курныкова А.Н. не является.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с частью 1 статьи 1151 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
В исковом заявлении истец указал, что владеет долей дома, принадлежащей Курныкову А.Н., с даты его смерти – с 22.10.2001г. Однако такое владение не является основанием для признания права собственности в порядке приобретательной давности, так как не соответствует положениям ст.234 ГК РФ. Из установленных по делу обстоятельств следует, что истец знала о том, что спорная доля является наследственным имуществом, в связи с чем должна была знать об отсутствии основания возникновения у нее права собственности. Доказательств того, что при жизни Курныков А.Н. отказался от своей доли жилого дома, истцом не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Блинковой Т. М. к Администрации Пушкинского муниципального района <адрес> о признании права собственности на долю жилого дома в порядке приобретательной давности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 20.09.2017г.
Судья: