Решение принято в окончательной форме 07 марта 2013 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 марта 2013 года г. Полевской
Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего Двоеглазова И.А., при секретаре Обвинцевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-285/2013 по иску Воробьева СН к Воробьеву АВ, Мельниченко ЛН и Гусевой ЗН о государственной регистрации перехода права собственности в отсутствие стороны,
У С Т А Н О В И Л:
Воробьев С.Н. обратился в суд с иском к органу местного самоуправления «Администрация Полевского городского округа» о государственной регистрации в отсутствие стороны перехода права собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресу: <. . .>, состоящее из земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., имеющего кадастровый номер № и жилого бревенчатого дома, площадью <данные изъяты> кв.м. с хозяйственными и бытовыми строениями и сооружениями: бревенчатым пристроем, дощатым навесом, бревенчатым сараем, остеклённой теплицей, бревенчатой баней, дощатыми воротами, инвентарный номер объекта №, кадастровый номер объекта №. Истец обосновывает требования тем, что в соответствии с договором дарения от . . . его мать В. указанное выше имущество подарила ему, однако произвести государственную регистрацию договора они не успели, поскольку . . . В. умерла.
. . . была произведена замена ненадлежащего ответчика ОМС «Администрация Полевского городского округа» на надлежащих – Воробьева А.Н., Мельниченко Л.Н. и Гусеву З.Н.
В судебном заседании истец требования и доводы заявления поддержал в полном объёме, пояснил, что зарегистрировать договор дарения они с матерью не смогли в течение года в связи с её болезнью.
Ответчики Воробьев А.Н., Мельниченко Л.Н. и Гусева З.Н. в судебном заседании исковые требования признали в полном объёме.
Представитель третьего лица Полевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, заслушав истца, ответчика, суд пришёл к следующему.
Согласно положениям статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно выпискам из ЕГРП от . . . (л.д. 18,19) жилой дом со служебными постройками: навес, сарай, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <. . .>, и земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <. . .> принадлежат на праве собственности В.
Пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 17 этого же закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты.
. . . В. и Воробьев С.Н. заключили договор, в соответствии с условиями которого В. безвозмездно передала, а Воробьев С.Н. принял в дар недвижимое имущество, находящееся в <. . .>, состоящее из земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., имеющего кадастровый номер №, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, и жилого бревенчатого дома, площадью по наружному обмеру тела стены <данные изъяты> кв.м., площадью дома <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м., с хозяйственными и бытовыми строениями и сооружениями: бревенчатым пристроем, дощатым навесом, бревенчатым сараем, остеклённой теплицей, бревенчатой баней, дощатыми воротами, номер инвентарного дела . . . инвентарный номер объекта №, кадастровый номер объекта № Данный договор удостоверен нотариусом г. Полевского Миргазизовой Т.М.
Сведения о регистрации данного договора в регистрирующем органе у суда отсутствуют.
В. умерла . . ., что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д. 8).
В силу п. 1 ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя
Воробьев С.Н. в соответствии со свидетельством о рождении (л.д. 9) приходится В. сыном, соответственно, наследником первой очереди.
В соответствии с заявлениями о принятии наследства, представленными нотариусом г. Полевского Лепинских О.В., за принятием наследства В., умершей . . . в <. . .>, обратилась истец Воробьев С.Н. и ответчики Воробьев А.Н., Мельниченко Л.Н., Гусева З.Н.
Этим же наследникам выданы свидетельства о праве на наследство, состоящее из 2/3 долей в праве общей долевой собственности на <. . .>, находящуюся в <. . .>, денежного вклада и компенсации по вкладу.
Таким образом, Воробьев А.Н., Мельниченко Л.Н., Гусева З.Н. являются наследниками В. и надлежащими ответчиками по делу.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п. 3 ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации.
В силу п. 3 ст. 165 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны.
Как установлено судом, между В. и Воробьевым С.Н. . . . в установленной форме заключён договор дарения, содержащий все существенные условия договора, следовательно, В. была выражена воля на безвозмездное отчуждение принадлежащего ей недвижимого имущества Воробьеву С.Н. Довести до конца сделку, то есть произвести государственную регистрацию договора и перехода права собственности, в настоящее время невозможно, в силу смерти В., что нарушает права и интересы Воробьева С.Н.
Учитывая изложенное, признание иска ответчиками, требования заявлены Воробьевым С.Н. обоснованно и подлежат удовлетворению.
При этом суд считает необходимым выйти за пределы заявленных требований, поскольку требование о государственной регистрации договора дарения истцом не заявлено.
Вместе с тем, в соответствии с п. 3 ст. 574 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
В соответствии с ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащиеся в статьях 558, 560, 574, 584, 609, 651, 658 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат применению к договорам, заключаемым после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Настоящий Федеральный закон, в соответствии с ч. 1 ст. 2, вступает в силу с 1 марта 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Поскольку сделка заключена между В. и Воробьевым С.Н. до 1 марта 2013 года, и государственная регистрация сделки дарения прямо предусмотрена законом, суду следует вынести решение о государственной регистрации сделки дарения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Воробьева СН удовлетворить.
Провести государственную регистрацию договора дарения земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> и жилого бревенчатого дома, площадью <данные изъяты> кв.м. с хозяйственными и бытовыми строениями и сооружениями: бревенчатым пристроем, дощатым навесом, бревенчатым сараем, остеклённой теплицей, бревенчатой баней, дощатыми воротами, инвентарный номер объекта <данные изъяты>, кадастровый номер объекта № расположенных по адресу: <. . .>, заключённого . . . между В. и Воробьевым СН.
Провести государственную регистрацию перехода права собственности на жилой дом, с хозяйственными и бытовыми строениями и сооружениями и земельный участок, расположенные по адресу: <. . .>, по договору купли-продажи от . . . от В. к Воробьеву СН без участия продавца В..
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы в Полевской городской суд.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.
Председательствующий И.А. Двоеглазов