Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-677/2014 (2-4959/2013;) ~ М-5210/2013 от 26.12.2013

Дело №2-677/2014

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

** *** 2014 г. г.Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе

председательствующего судьи Падучих С.А.,

при секретаре Караульновой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Плященко Д.А. к Государственному комитету Псковской области по имущественным отношениям и Палкину А.П. о признании договора аренды земельного участка недействительным,

установил:

Плященко Д.А. обратился в суд с иском к Государственному комитету Псковской области по имущественным отношениям (далее - Комитет) и Палкину А.П. о признании договора аренды земельного участка недействительным.

В судебном заседании истец и его представитель иск поддержали. В обоснование указали, что **.**.2013г. между Комитетом и Палкиным А.П. был заключен договор аренды земельного участка с КН **** по адресу: г.Псков ул.ул.Р. д.** в аренду сроком на 5 лет для организации строительной площадки на основании ст.34 ЗК РФ. В тоже время данный договор был заключен с нарушением требований закона, ввиду чего является ничтожным. Так, он (истец) ее раньше обращался в Комитет и просил предоставить данный участок ему для организации парковки. В дальнейшем, когда он узнал, что участок планирует получить Палкин А.П. для организации строительной площадки, то также выразил заинтересованность в этом, так как планировал осуществлять реконструкцию своего рядом расположенного здания. Комитет уведомил его, что будут проведены торги. Однако, в дальнейшем Комитет сообщил, что организация торгов нецелесообразна и предоставил участок Палкину А.П. без их проведения, чем нарушил требования ст.34 ЗК РФ и Порядок предоставления земельных участков, утвержденный Постановлением Администрации Псковской области №435 от 06.12.2007г. Кроме того, ст.34 ЗК РФ регламентирует порядок предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством, а участок предоставлен для строительной площадки, то есть для цели, связанной со строительством. Помимо этого земельный участок сформирован с нарушением требований земельного и градостроительного законодательства, так как пересекает красную линию улицы, ввиду чего он не может быть предметом сделок. На данный факт указано в решении Арбитражного суда Псковской области № ** от **.**.2011г.

Представитель Комитета иск не признал. Полагал, что нарушений закона при предоставлении участка не допущено. Отметил, что торги проведены не были, так как истец не представил никаких документов, подтверждающих, что он действительно планирует реконструкцию своего здания, то есть собирается заниматься этим реально, а Палкин А.П. имел уже выданное разрешение на строительство. Поэтому Комитет принял решение о предоставлении участка Палкину А.П. без проведения торгов. Также полагал, что пересечение спорным участком красной линии не является препятствием для его предоставления в аренду.

Представить третьего лица Управления по градостроительной деятельности Администрации г.Пскова решение по делу оставил на усмотрение суда, подтвердил факт пересечения спорным участком красной линии на пересечении улиц К. и Р. г.Пскова.

Представитель третьего лица ФГБУ ФКП Росреестра по Псковской области в судебное заседание не явился, ранее решение по делу оставил на усмотрение суда.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Предмет спора представляет собой земельный участок с КН ****, расположенный по адресу: г.Псков ул.ул.Р. д.**, площадью 669 м.кв. (л.д.21).

Истец является собственником расположенного рядом со спорным земельным участком здания, расположенного по адресу: г.Псков ул.Р.., д.** (л.д.119).

Палкин А.П. является собственником смежного со спорным земельным участком земельного участка с КН **** площадью 6.666 м.кв. по адресу г.Псков ул.Р., д.** (л.д.124).

Также Палкину А.П. утвержден градостроительный план для строительства на земельном участке с КН **** объекта капительного строительства (л.д.157, 158).

**.**.2013г. истец обратился в Комитет с просьбой предоставить ему спорный земельный участок в аренду для организации гостевой парковки (л.д.8).

**.**.2013г. Палкин А.П. обратился в Комитет с заявлением о предоставлении ему спорного земельного участка для организации строительной площадки (л.д.99).

**.**.2013г. Комитет сообщил истцу о том, что на рассмотрении Комитета находится заявление другого физического лица о предоставлении данного земельного участка для организации строительной площадки (л.д.10).

**.**.2013г. истец направил в Комитет второе заявление, где указал, что в соответствии с опубликованной информацией о предоставлении спорного земельного участка для организации строительной площадки также заинтересован в его получении для этих целей, так как является арендатором смежного земельного участка, на котором расположено находящееся у него в собственности здание, которое он планирует к реконструкции (л.д.13).

**.**.2013г. Комитет сообщил истцу, что о времени и месте торгов по продаже права аренды спорного участка он будет уведомлен дополнительно (л.д.14).

Однако после этого **.**.2013г. Комитет направил истцу новое письмо, где указал, что у первого заявителя уже имеется план организации строительства, градостроительный план земельного участка. У истца же реконструкция здания только планируется, а также с учетом того, что информирование о предоставлении участка носит только уведомительный характер, то проведение торгов нецелесообразно и предоставление земельного участка истцу невозможно (л.д.15).

**.**.2013г. Комитет издал приказ № **, которым предписал предоставить право аренды на спорный земельный участок ответчику Палкину А.П. сроком на 5 лет для организации строительной площадки (л.д.158).

В этот же день между Комитетом и Палкиным А.М. был заключен соответствующий договор аренды № ** спорного земельного участка (л.д.103).

Согласно ст.34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

1) принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

2) уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

3) обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Актом, указанном в ст.34 ЗК РФ, регламентирующим в том числе предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Псковской области является "Порядок принятия решений по распоряжению земельными участками в городе Пскове, государственная собственность на которые не разграничена", утвержденный Постановлением Администрации Псковской области №435 от 06.12.2007г. (далее - Порядок).

Согласно разделу VI Порядка лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, подают заявление в Комитет. В заявлении указывается испрашиваемое право на земельный участок, цель предполагаемого использования земельного участка, предполагаемый размер земельного участка. К заявлению прилагаются необходимые документы.

В случае установления возможности предоставления земельного участка с учетом положений генерального плана г.Пскова и правил землепользования и застройки г.Пскова, границ территорий объектов культурного наследия и их охранных зон, Комитет обеспечивает проведение информирования населения о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка путем размещения сообщения в газете "Псковская правда" с указанием местоположения земельного участка, его ориентировочной площади, разрешенного использования и на официальном сайте Администрации области. Возражения или иные заявления, связанные с информированием, юридические и физические лица подают в комитет в месячный срок с даты публикации.

В случае поступления по истечении месяца после публикации сообщения о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, заявлений от иных лиц Комитет осуществляет работы по формированию и кадастровому учету данного земельного участка, организует проведение оценки начального размера арендной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Далее в течении 10 дней Комитет приказом оформляет решение о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, организует и проводит торги в соответствии с требованиями федерального законодательства. Результаты проведения торгов оформляются протоколом. Протокол о результатах торгов является основанием для заключения Комитетом договора аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством.

В случае отсутствия по истечении месяца после публикации сообщения возражений, заявлений о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, от иных лиц Комитет информирует заявителя о возможности проведения им работ по формированию и кадастровому учету испрашиваемого земельного участка, а после проведения таких работ принимает решение о предоставлении земельного участка заявителю и заключает с ним соответствующий договор аренды.

При этом п.35.1. раздела VI Порядка предусмотрены случаи, когда Комитет вправе направить заявителю сообщение о невозможности рассмотрения его заявления: а) невозможности однозначно определить местоположение испрашиваемого земельного участка; б) несоответствия размера земельного участка нормам отвода земель, правилам землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной документации; в) невозможности предоставления земельного участка на испрашиваемом праве; г) отсутствия полномочий Администрации области по распоряжению землями, в состав которых входит испрашиваемый земельный участок; д) несоответствия заявления и прилагаемых к нему документов требованиям пунктов 2.2 и 35 настоящего Порядка.

Анализируя обстоятельства дела, суд заключает, что Комитет при принятия решения о предоставлении спорного земельного участка Палкину А.П. и заключении с ним оспариваемого договора грубо нарушил вышеизложенный порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, так как при наличии заявлений о предоставлении участка от двух лиц предоставил его одному из претендентов без проведения торгов, нарушив тем самым принципы эффективности и справедливости в предоставлении участка, а также необоснованно установив приоритет одному из претендентов.

Доводы Комитета о том, что у Палкина А.П. имелось документы на строительство объекта на соседнем земельном участке, а у истца документы о реконструкции его здания отсутствовали суд не принимает, так как действующее законодательство право на участие в торгах при предоставлении земельного участка для целей не связанных со строительством с наличием таких документов не связывает, и предоставлять их Комитету заявителей не обязывает.

Также действующее законодательство никоим образом не запрещает истцу в данной ситуации сначала оформить испрашиваемые права на спорный земельный участок, а затем получить разрешение на реконструкцию его здания.

Такими действиями Комитет предоставил необоснованное преимущество Палкину А.П., а истцу отказал в предоставлении земельного участка при отсутствии законных оснований для такого отказа.

Согласно ч.2 ст.168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Так как спорный договор заключен между ответчиками с нарушением вышеуказанных требований закона и при этом нарушает права не участвовавшего в сделке истца, то он является ничтожным, а требования истца о признании его недействительным в силу ничтожности подлежат удовлетворению.

Из представленной суду ситуационной схемы следует, что спорный земельный участок пересекает красную линию на пересечении улиц К. и Р. г.Пскова (л.д.150). Этот факт также установлен и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Псковской области № ** от **.**.2011г. (л.д.47).

Согласно п.11 ст.1 ГрК РФ красные линии – это линии, которые обозначают существующие, планируемые границы территорий общего пользования. Таким образом в территорию спорного земельного участка включена часть территории общего пользования.

В тоже время этот факт сам по себе основанием для признания спорного договора недействительным не является, так как в силу ч.12 ст.85 и ч.8 ст.27 ЗК РФ запрещается только приватизация земель общего пользования, сдача в аренду земельных участков из земель общего пользования законодательством не запрещена.

Также суд не принимает доводы истца о том, что спорный земельный участок не мог предоставляться в порядке, предусмотренном ст.34 ЗК РФ, так как цель его предоставления "для организации строительной площадки" под процедуру, предусмотренную ст.30 ЗК РФ не подпадает, так как непосредственного строительства на данном земельном участке не предполагает. В таком случае процедура его предоставления действительно регламентируется ст.34 ЗК РФ, требования которой в данном случае и были нарушены Комитетом.

На основании всего вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ № ** ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ****, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░.░░░░░ ░░.░. ░.**, ░░░░░░░░░░░ **.**.2013░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ** *** 2014░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

2-677/2014 (2-4959/2013;) ~ М-5210/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Плященко Дмитрий Александрович
Ответчики
ГК ПО по имущественным отношениям
Палкин Анатолий Петрович
Другие
Управление по градостроительной деятельности Администрации г.Пскова
ФГБУ "ФКП Росреестра" по ПО
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Судья
Падучих Сергей Анатольевич
Дело на сайте суда
pskovskygor--psk.sudrf.ru
26.12.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.12.2013Передача материалов судье
30.12.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.12.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.12.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.01.2014Судебное заседание
13.02.2014Судебное заседание
27.02.2014Судебное заседание
19.03.2014Судебное заседание
10.04.2014Судебное заседание
28.04.2014Судебное заседание
12.05.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.06.2014Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее