Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6945/2017 ~ М-4809/2017 от 24.05.2017

Дело № 2-6945/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июля 2017 года                                          г.Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи                                     С.В. Беляевой,

при секретаре                                                                 Е.В. Попковой,

с участием представителя истца                            В.В. Умнова,

представителя ответчика АО «РОССЕЛЬХОЗБАНК»                 Т.А. Радчиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой Н. А. к АО «Россельхозбанк», АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» об обязании принятия документов, направления документов, включения в Программу «Помощи отдельным категориям заемщиков ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации», обязании произвести выплату,

У С Т А Н О В И Л:

    Федорова Н.А. обратилась в суд с иском к АО «Россельхозбанк», АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования», указав в обоснование, что 06 апреля 2017 года ею в Амурский РФ ОАО «Россельхозбанк» подано заявление вх. № 023-01-43/5958 с полным пакетом документов для участия в программе «Помощи отдельным категориям заемщиков ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации». Пакет документов для участия в программе «Помощи отдельным категориям заемщиков ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации», сформирован на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 года № 373; Постановления правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года № 1231 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 года № 373»; Постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года № 172 «О внесении изменений в Постановление правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 года». 12 мая 2017 года от Амурский РФ ОАО «Россельхозбанк» был получен письменный отказ в проверке и оформления пакета документов для направления в АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования», для включении меня в программу «Помощи отдельным категориям заемщиков ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации», в данном отказе ответчик ссылается на то, что в адрес Амурский РФ ОАО «Россельхозбанк» было направлено письмо от соответчика АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования», о том, что существует большая вероятность того, что программа будет закрыта досрочно. С 20 марта 2017 года Амурский РФ ОАО «Россельхозбанк» приостановил прием документов по программе «Помощи отдельным категориям заемщиков ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации». 12 мая 2017 года истцом в адрес Амурский РФ ОАО «Россельхозбанк» была направлена досудебная претензия, однако до настоящего времени ответ на претензию так и не поступил, и в адрес истца не направлялся. Согласно п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года № 172 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 года № 373» основными условиями реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации (далее - программа), определяют условия реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) для отдельных категорий заемщиков, оказавшихся в сложной финансовой ситуации, а также условия возмещения кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об ипотечных ценных бумагах», по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу «Агентство ипотечного жилищного кредитования» по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, недополученных доходов или убытков (их части), возникших в результате проведения такой реструктуризации (далее соответственно - убытки, кредитор, заемщик, возмещение, реструктуризация). Возмещение в рамках программы осуществляется единоразово по ипотечным жилищным кредитам (займам), договоры, о реструктуризации которых заключены до 31 мая 2017 года включительно. Истец считает, что действие Амурский РФ ОАО «Россельхозбанк» и АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования», являются не законными и не обоснованными, так как не подтверждены ни одной нормой права действующего законодательства Российской Федерации. Просит суд обязать Амурский РФ ОАО «Россельхозбанк» принять документы, произвести проверку документов на правильность и их соответствия, согласно Постановлению правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года № 172 «О внесении изменений в Постановление правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 года № 373»; направить полный пакет документов в АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» для дальнейшего исполнения и участия Федоровой Н.А. в Программе «Помощи отдельным категориям заемщиков ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации; обязать АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования», включить Федорову Н.А. в указанную Программу; произвести выплату в рамках Программы.

В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настаивал в полном объеме, пояснил об обстоятельствах, изложенных в иске, дополнительно пояснил, что ответчиком не представлено доказательств того, что средства, выделенные на Программу «Помощи отдельным категориям заемщиков ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации» были израсходованы на момент подачи истцом заявления об участии в указанной Программе.

В судебном заседании представитель ответчика АО «Россельхозбанк» исковые требования не признал в полном объеме, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на иск. Дополнительно пояснил, что сумма, выделенная на реализацию Программы, была израсходована.

Как следует из представленного ответчиком АО «Россельхозбанк» отзыва на иск, между банком и Федоровой Н.А. заключен кредитный договор от 20 ноября 2014 года 1423071/0220 на сумму 2000000 рублей, сроком до 28 декабря 2022 года с целевым использованием - приобретение квартиры в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: ***. Банк в полном объеме исполнил принятые на себя обязательства, 01 декабря 2014 года денежные средства в сумме 2000000 рублей были предоставлены заемщику, что подтверждается банковским ордером от 01 декабря 2014 года № 703504. Постановлением Правительства РФ от 20 апреля 2015 года № 172 (в действующей редакции) утверждены основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации. Заемщик Федорова Н.А. 06 апреля 2017 года обратилась в АО «Россельхозбанк» с заявлением о предоставлении реструктуризации в рамках реализации Программы. Условия реализации Программы предусматривают, что реструктуризация по ипотечным жилищным кредитам (займам) осуществляется на условиях возмещения кредитору убытков в сумме, на которую в результате реструктуризации снижен размер денежных обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа), но не более предельной суммы, предусмотренной Программой. В соответствии с п.1 Основных условий Программы, порядок выплаты возмещения определяется АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» и публикуется на его официальном сайте в информационно-телекомуникационной сети «Интернет». АО «АИЖК» информирует заемщиков об условиях программы, а также осуществляет их консультирование по вопросам исполнения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам), подготовки и сбора документов, необходимых для реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) на условиях программы. С марта 2017 года (включая дату первоначального обращения Федоровой Н.А. в банк) и до настоящего времени на официальном сайте АО «АИЖК» - https//дом.рф, в разделе «Программа помощи заемщикам» размещена информация следующего содержания: «АО «АИЖК» выступает оператором программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации. Реализация программы осуществляется во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 года № 373. Механизм программы предусматривает возмещение убытков кредиторов, возникших в результате проведения реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов), через АО «АИЖК» за счет денежных средств, выделенных из федерального бюджета для ее реализации. Выплата возмещения осуществляется АО «АИЖК» ежемесячно на основании заявлений кредиторов. Заявления кредиторов на выплату возмещения удовлетворяются в порядке очередности их поступления в АО «АИЖК» в пределах выделенного бюджетного финансирования. Программа помощи выполнила свою задачу. Меры дополнительной государственной поддержки уже оказаны либо кредиторами принято решение об их оказании в объеме определенного Правительством Российской Федерации бюджета программы помощи в связи с чем, крупнейшими кредиторами прекращен прием новых заявок граждан на участие в указанной программе». Таким образом, осуществление реструктуризации по ипотечным жилищным кредитам возможно только на условиях возмещения кредитору убытков за счет денежных средств, выделенных из федерального бюджета для реализации Программы. Исчерпание бюджета по финансированию мер дополнительной государственной поддержки исключает возможность предоставления заемщику реструктуризации на условиях Программы. Иная информация, свидетельствующая о наличии дополнительного бюджетного финансирования для реализации Программы АО «АИЖК» не размещалась. Федоровой Н.А. 14 апреля 2017 года был направлен ответ с разъяснением данных обстоятельств и указания на то, что информацию по вопросам возобновления приема документов для участия в Программе необходимо уточнить в АО «АИЖК» в том числе по телефону «горячей линии». На претензию истца от 12 мая 2017 года банком 02 июня 2017 года также направлен ответ от 23 мая 2017 года (исх. 023-15-13/4629). Условиями кредитного договора не предусмотрена обязанность банка предоставить заемщику какую-либо реструктуризацию, Программа также регламентирует только основные условия ее реализации и не вменяет кредиторам обязанности по безусловному участию. Однако банк, наряду с другими крупнейшими кредитными организациями, принимал активное участие в реализации Программы в пределах установленного лимита бюджетного финансирования. Просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

В судебное заседание не явились истец, представитель ответчика АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования», о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, доказательств уважительности причин неявки не представили. Истец обеспечила явку своего представителя, представитель ответчика ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. При таких обстоятельствах, суд на основании правил ст.167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Позиция ответчика АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» относительно заявленных истцом требований изложена в письменном отзыве на иск, согласно которому АО «АИЖК» требования, изложенные в исковом заявлении, считает незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. 20 апреля 2015 года Правительством РФ принято Постановление № 373. Указанным постановлением установлены основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, кроме того для обеспечения выполнения вышеуказанной задачи Правительством Российской Федерации произведено увеличение уставной капитала акционерного общества «Агентство ипотечного жилищного кредитования». Пунктом 1 Основных условий реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и увеличении уставного капитала АО «АИЖК», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 373 от 02 апреля 2015 года определяются условия реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) для отдельных категорий заемщиков, оказавшихся в сложной финансовой ситуации, а также условия возмещения кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об ипотечных ценных бумагах», по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу «Агентство ипотечного жилищного кредитования» по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, недополученных доходов или убытков (их части), возникших в результате проведения такой реструктуризации. Согласно п.4 Основных условий реструктуризация проводится по решению кредитора на основании заявления о реструктуризации, подаваемого заемщиком (одновременно солидарными должниками) кредитору. Право на проведение реструктуризации ипотечного жилищного кредита возникает у должника, непосредственно после принятия кредитором положительного решения о проведении соответствующей реструктуризации, до момента принятия положительного решения право на проведение реструктуризации ипотечного жилищного кредита (займа) у должника отсутствует. Между АО «АИЖК» и банком заключено соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым банк выразил намерение стать участником Программы. Согласно п.1.3 Соглашения стороны согласовали, что ни одно из условий соглашения не является обязательством ответчика проводить реструктуризацию ипотечных жилищных кредитов, условия Соглашения распространяются лишь на те ипотечные жилищные кредиты, по которым организация самостоятельно принимает решение о необходимости включения в Программу. Проведение реструктуризации ипотечного жилищного кредита в данном случае является правом ответчика, а не его обязанностью. Положениями заключенного кредитного договора, Постановлением Правительства Российской Федерации, иными нормами действующего законодательства Российской Федерации не предусмотрена обязанность ответчиков по проведению реструктуризации ипотечного жилищного кредита. Постановлением Правительства РФ установлены лишь основные условия реализации Программы, решение же о проведении реструктуризации принимается самостоятельно каждым из кредиторов, участвующих в Программе. В Постановлении отсутствуют положения, обязывающие принимать положительное решение о реструктуризации ипотечного кредита в отношении всех обратившихся граждан, даже в том случае если они подпадают под соответствующие условия для проведения указанной реструктуризации. Программа не предполагает оказание помощи каждому обратившемуся заемщику и не возлагает на участников программы обязанности по обязательному проведению реструктуризации задолженностей по ипотечным жилищным кредитам, а направлена на компенсацию убытков кредиторам (участникам программы) возникшим в результате проведения реструктуризации ипотечного жилищного кредита (займа). Пунктом 5 Основных условий указано, что общая сумма выплат возмещения в рамках программы за счет средств федерального бюджета не может превышать 4,5 млрд. рублей. Данная сумма может быть увеличена на размер положительного сальдо доходов от размещения АО «АИЖК» временно свободных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации и произведенных операционных расходов, связанных с реализацией программы. Таким образом, Постановлением ограничена сумма возмещений, которая может быть выплачена кредитным организациям, что в свою очередь также подтверждает тезис о невозможности принятия кредиторами положительных решений о реструктуризации в отношении всех обратившихся заемщиков. Понуждение ответчика к заключению с истцом соглашения о реструктуризации ипотечного кредита помимо его воли является ограничением принципа свободы договора, что в соответствии с абзацем 2 п.1 ст.421 ГК РФ не допускается.

Выслушав доводы представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.2 ст.1 ГК РФ, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В силу п.п.1 п.1 ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В силу п.1 ст.819 ГК РФ, по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Из материалов дела следует, что 20 ноября 2014 года между ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» (кредитор) и Федоровой Н.А., Ивановой О.И. (заемщики) заключен кредитный договор № 1423071/0220 по условиям которого кредитор обязался предоставить заемщикам денежные средства в размере 2000000 рублей под 12 % годовых, на срок до 28 декабря 2022 года на приобретение квартиры в многоквартирном жилом доме, по адресу: ***.

06 апреля 2017 года Федорова Н.А. обратилась в АО «Россельхозбанк» с заявлением о включении ее в программу и принятии пакета документов по программе «Помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации», согласно Постановлению Правительства РФ от 20 апреля 2015 года № 373. Пакет документов для участия в программе «Помощи отдельным категориям заемщиков ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации», сформирован на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 года № 373; Постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года № 1231 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 года № 373»; Постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года № 172 «О внесении изменений в Постановление правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 года».

Письменным ответом от 14 апреля 2017 года № 023-15-13/3606, АО «Россельхозбанк» отказал истцу в удовлетворении ее заявления, приведя в обоснование следующие доводы: несмотря на внесенные изменения в Программу помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации Постановлением № 172 от 10 февраля 2017 года в части продления срока реализации Программы, существует большая вероятность того, что Программа будет закрыта досрочно, в связи с практическим исчерпанием лимита выделенных денежных средств па ее реализацию. Учитывая данное обстоятельство, Амурский РФ ОА «Россельхозбанк» прекратил с 20 марта 2017 года прием документов от ипотечных заемщиков для участия в Программе в рамках Постановления Правительства Российской Федерации № 373 (в редакции от 10 февраля 2017 года). По вопросам возобновления приема документов от ипотечных заемщиков для участия в Программе в рамках Постановления Правительства Российской Федерации № 373 (в редакции от 10 февраля 2017 года), заявителю предложено уточнить по телефону «горячей линии» АО «Агентства по ипотечному жилищному кредитованию» необходимую информацию.

12 мая 2017 года истцом в адрес АО «Россельхозбанк» подана претензия, в котором указывает, что отказ банка является не законным, в связи с тем, что в обоснование отказа банком не приведено норм права, регулирующих данные правоотношения, просит включить ее в Программу «Помощи отдельным категориям заемщиков ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации».

Ответом от 23 мая 2017 года № 023-15-34/4629 Федоровой Н.А. разъяснено, что с 20 марта 2017 года банком прекращен прием документов от ипотечных заемщиков по Программе «Помощи отдельным категориям заемщиков ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации», утвержденной Постановлением № 172 от 10 февраля 2017 года.

Отказ ответчика в приеме пакета документов для участия в Программе «Помощи отдельным категориям заемщиков ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации», включении истца в указанную Программу, послужило причиной обращения Федоровой Н.А. в суд с настоящим иском.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от 20 апреля 2015 года № 373 «Об основных условиях реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и увеличении уставного капитала акционерного общества «Агентство ипотечного жилищного кредитования». Данным постановлением утверждены основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, согласно которым определяются условия реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) для отдельных категорий заемщиков, оказавшихся в сложной финансовой ситуации, а также условия возмещения кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об ипотечных ценных бумагах», по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу «Агентство ипотечного жилищного кредитования» по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, недополученных доходов или убытков (их части), возникших в результате проведения такой реструктуризации. Возмещение в рамках программы осуществляется единоразово по ипотечным жилищным кредитам (займам), договоры о реструктуризации которых заключены до 31 мая 2017 года включительно.

Согласно п.4 Условий реструктуризация проводится по решению кредитора на основании заявления о реструктуризации, подаваемого заемщиком (одновременно солидарными должниками) кредитору.

Реструктуризация может осуществляться как путем заключения кредитором и заемщиком (солидарными должниками) соглашения об изменении условий ранее заключенного кредитного договора (договора займа), так и путем заключения нового кредитного договора (договора займа) на цели полного погашения задолженности по реструктурируемому ипотечному жилищному кредиту (займу).

В соответствии с п.6 Условий предельная сумма возмещения по каждому реструктурированному ипотечному жилищному кредиту (займу) составляет 20 процентов остатка суммы кредита (займа), рассчитанного на дату заключения договора о реструктуризации, но не более 600000 рублей, если заемщик (солидарные должники) является гражданином Российской Федерации, относящимся к одной из категорий, указанных в абзацах втором, третьем и девятом п.п.«а» п.7 настоящего документа, и 30 процентов остатка суммы кредита (займа), рассчитанного на дату заключения договора о реструктуризации, но не более 1500000 рублей, если заемщик (солидарные должники) является гражданином Российской Федерации, относящимся к одной из категорий, указанных в абзацах четвертом - восьмом п.п. «а» п.7 настоящего документа.

В соответствии с п.2 Условий порядок выплаты возмещения определяется акционерным обществом «Агентство ипотечного жилищного кредитования» и публикуется на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Акционерное общество «Агентство ипотечного жилищного кредитования» информирует заемщиков об условиях программы, а также осуществляет их консультирование по вопросам исполнения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам), подготовки и сбора документов, необходимых для реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) на условиях программы.

Возмещению подлежат убытки кредитора по каждому ипотечному жилищному кредиту (займу), реструктурированному в соответствии с настоящим документом, в сумме, на которую в результате реструктуризации в случаях, предусмотренных подпунктом «г» пункта 9 настоящего документа, снижен размер денежных обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа), но не более предельной суммы возмещения, указанной в пункте 6 настоящего документа (п.3).

Из материалов дела следует, что 22 сентября 2015 года между АО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» и Акционерным обществом «Российский Сельскохозяйственный банк» заключено соглашение о сотрудничестве № 18-1-17/99-2015 в силу которого стороны, в соответствии с Основными условиями реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20 апреля 2015 года № 373 и Порядком выплаты открытым акционерным обществом «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» возмещения кредиторам (заимодавцам) части недополученных доходов либо части убытка по реструктурированным ипотечным жилищным кредитам (займам), опубликованным на официальном сайте Агентства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», заключили настоящее Соглашение о сотрудничестве о нижеследующем: подписывая настоящее Соглашение, Организация выражает намерение стать участником программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, реализуемой в соответствии с Основными условиями, а Агентство принимает на себя обязательства по выплате возмещения Организации при соблюдении настоящего Соглашения, Основных условий и требований Порядка (п.1.1 Соглашения).

В силу п.1.2 Соглашения, стороны признают, что Основные условия и Порядок, опубликованный на официальном сайте Агентства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», являются частью настоящего Соглашения.

Заключая настоящее Соглашение, Организация соглашается со всеми и каждым в отдельности требованием Основных условий и Порядка и обязуется соблюдать такие требования при проведении реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) и получении возмещения в соответствии с Порядком. При этом стороны соглашаются, что ни одно из условий настоящего Соглашения не является обязательством Организации проводить реструктуризацию ипотечных жилищных кредитов, условия настоящего Соглашения распространяются лишь на те ипотечные кредиты, по которым Организация самостоятельно принимает решение о необходимости включения в программу помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации.

Таким образом, при подписании указанного Соглашения от 22 сентября 2015 года, сторонами была достигнута договоренность об оставлении за банком права самостоятельно принимать решение о необходимости включения заемщика в программу помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, что само по себе не противоречит условиям программы и соответствует положениям гражданского законодательства.

Реструктуризация фактически является изменением условий заключенного договора, при этом, утвержденные Правительством РФ условия реализации Программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, не предусматривают обязанности кредитора по проведению реструктуризации.

На основании ст.450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

В силу ст.452 ГК РФ, соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

На основании изложенного, возможность реструктуризации долга является правом банка, а не его обязанностью, и может быть предусмотрена только путем заключения соответствующего двустороннего соглашения. Установленный ст.421 ГК РФ принцип свободы договора предполагает невозможность одностороннего понуждения к заключению договора, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Возможность изменения договорных обязательств основывается на общем принципе свободы договора, предполагающем согласование без какого-либо понуждения автономных волеизъявлений действующих в своем интересе договаривающихся участников сделки об изменении обязательств.

Таким образом, по общему правилу изменение договора допустимо только по воле самих сторон договора и только при обоюдном отсутствии каких-либо возражений.

Постановлением Правительства РФ от 20 апреля 2015 года № 373 (ред. от 10 февраля 2017 года) «Об основных условиях реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и увеличении уставного капитала акционерного общества «Агентство ипотечного жилищного кредитования», Порядком выплаты акционерным обществом «Агентство ипотечного жилищного кредитования» возмещения кредиторам (займодавцам) недополученных доходов либо убытков (их части) по реструктуризированным ипотечным жилищным кредитам (займам), Соглашением о сотрудничестве № 18-1-17/99-2015 от 22 сентября 2015 года, а также условиями кредитного договора № 1423071/0220 от 20 ноября 2014 года, заключенному между ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» и Федоровой Н.А., Ивановой О.И., не предусмотрена возможность изменения условий кредитного договора в одностороннем порядке, без взаимного согласия сторон договора. Решение о проведении реструктуризации принимается самостоятельно каждым из кредиторов, участвующих в вышеуказанной программе.

Кроме того, в Постановлении Правительства РФ № 373 от 20 мая 2015 года (редакция от 10 февраля 2017 года) отсутствуют положения, обязывающие принимать положительное решение о реструктуризации ипотечного кредита в отношении всех обратившихся граждан.

Таким образом, программа помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, не возлагает на ее участников безусловной обязанности по проведению реструктуризации задолженностей по ипотечным жилищным кредитам всех обратившихся в рамках ее реализации заемщиков, а направлена на компенсацию убытков кредиторов, возникших в результате проведения реструктуризации.

Как установлено п.5 Основных условиях реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и увеличении уставного капитала акционерного общества «Агентство ипотечного жилищного кредитования», утвержденных Правительством Российской Федерации в Постановлении от 20 апреля 2015 года № 373, общая сумма выплат возмещения в рамках программы за счет средств федерального бюджета не может превышать 4,5 млрд. рублей. Данная сумма может быть увеличена на размер положительного сальдо доходов от размещения акционерным обществом «Агентство ипотечного жилищного кредитования» временно свободных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации и произведенных операционных расходов, связанных с реализацией программы.

Таким образом, срок действия программы рассчитан до полного расходования выделенного бюджетного финансирования.

На дату обращения Федоровой Н.А. в АО «Россельхозбанк» с заявлением о включении ее в Программу и принятии пакета документов по Программе «Помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации», согласно Постановлению Правительства РФ от 20 апреля 2015 года № 373 (06 апреля 2017 года) прием банком документов от ипотечных заемщиков по указанной программе был завершен в связи с практическим исчерпанием лимита выделенных денежных средств на ее реализацию.

Официальная информация о завершении приема заявок была размещена на официальном сайте АО «АИЖК» https//дом.рф, из которой следует, что программа помощи выполнила свою задачу, меры дополнительной государственной поддержки уже оказаны либо кредиторами принято решение об их оказании в объеме определенного Правительством Российской Федерации бюджета программы помощи, в связи с чем, крупнейшими кредиторами прекращен прием новых заявок граждан на участие в указанной программе.

Из содержания ст.12 ГПК РФ следует, что судопроизводство осуществляется на принципах равноправия и состязательности, в силу ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований, так и возражений. При этом, по правилам ч.1 ст.57 ГПК РФ, предоставление доказательств является субъективным правом сторон.

Между тем, доказательств того, что истец обращалась к ответчику с заявлением для участия в Программе «Помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации», до того, как ответчиком АО «Россельхозбанк» был приостановлен прием документов от ипотечных заемщиков по указанной Программе, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для принятия документов, проведении проверки документов и направлении документов в АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» для дальнейшего участия в Программе «Помощи отдельным категориям заемщиков ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации», у ответчика АО «Россельхозбанк» не имелось, в связи с тем, что условия Программы не возлагают на участников программы безусловной обязанности по проведению реструктуризации задолженностей по ипотечным жилищным кредитам всех обратившихся в рамках ее реализации заемщиков, а также в связи с практическим исчерпанием лимита выделенных денежных средств на ее реализацию.

На основании вышеизложенного, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований Федоровой Н.А. предъявленных к АО «Россельхозбанк» об обязании принятия документов, проведении проверки документов и направлении документов в АО «АИЖК» для дальнейшего участия в Программе и предъявленных к АО «АИЖК» об обязании включения в Программу «Помощи отдельным категориям заемщиков ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации», обязании произвести выплату.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Федоровой Н. А. в удовлетворении исковых требований, предъявленных к АО «Россельхозбанк» об обязании принятия документов, проведении проверки документов и направлении документов в АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» для дальнейшего участия в Программе «Помощи отдельным категориям заемщиков ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации», к АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» об обязании включения в Программу «Помощи отдельным категориям заемщиков ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации», обязании произвести выплату - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                                     С.В. Беляева

решение изготовлено 18 июля 2017 года

2-6945/2017 ~ М-4809/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Федорова Наталья Александровна
Ответчики
Агенство ипотечного жилищного кредитования АО
РоссельхозБанк ОАО
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Беляева С.В.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
24.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.05.2017Передача материалов судье
29.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.06.2017Судебное заседание
04.07.2017Судебное заседание
13.07.2017Судебное заседание
18.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.02.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее