Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-189/2020 ~ М-217/2020 от 29.10.2020

        Дело № 2-189/2020

УИД № 70RS0012-01-2020-000593-72

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Бакчар Томской области                                         28 декабря 2020 года

Бакчарский районный суд Томской области в составе:

председательствующего Затеева П.Е.,

при секретаре Вельматкиной Т.В.,

с участием представителя процессуального истца - старшего помощника прокурора Бакчарского района Томской области Балашова И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Бакчарского района, действующего в интересах Ильдецкой А.С., к Администрации Бакчарского сельского поселения о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,

установил:

И.о. прокурора Бакчарского района Томской области обратился в суд с иском в защиту прав и интересов Ильдецкой А.С. к Администрации Бакчарского сельского поселения, в котором просил возложить на ответчика обязанность предоставить Ильдецкой А.С. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами предоставления и пригодное для постоянного проживания.

В обоснование иска указано, что Ильдецкая А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот. До достижения Ильдецкой А.С. восемнадцатилетнего возраста её мать Е.А., умерла (ДД.ММ.ГГГГ), отец С.А. решением Бакчарского районного суда Томской области от 28.06.2005 лишен родительских прав. Постановлением Администрации Бакчарского сельского поселения от 28.09.2020 № 146 Ильдецкая А.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Ильдецкая А.С. имеет право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в жилом помещении. В виду отсутствия свободных жилых помещений в Бакчарском сельском поселении, Ильдецкая А.С. жильём не обеспечена, таким образом, лишена социальной защиты со стороны государства.

В судебном заседании представитель процессуального истца - старший помощник прокурора Балашов И.М., исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истец Ильдецкая А.С., ответчик Администрация Бакчарского сельского поселения, третьи лица Администрация Бакчарского района Томской области, Администрация Томской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Представитель ответчика Глава Бакчарского сельского поселения Приколота С.М. обратился в суд заявлением об отсрочке исполнения решения суда, из которого следует, что у Администрации Бакчарского сельского поселения отсутствует возможность исполнить решение суда в настоящее время, поскольку для предоставления жилого помещения Ильдецкой А.С. Администрации Бакчарского сельского поселения нужно запросить денежные средства у Отдела опеки и попечительства, найти жилое помещение соответствующее с требованиями действующего законодательства, провести электронную процедуру по купле-продаже недвижимого имущества, провести регистрацию жилого помещения в Росреестре, уведомить о покупке жилого помещения и вселить Ильдецкую.

Представитель третьего лица и.о. Главы Администрации Бакчарского района Томской области Харин В.С. в отзыве на иск заявленные требования поддержал, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Бакчарского района Томской области.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель по доверенности третьего лица Администрации Томской области Ильин Е.А. просил в удовлетворении иска отказать, указывая на то, что действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения выборочно определенному гражданину. Внеочередное предоставление жилого помещения Ильдецкой А.С. может повлечь нарушение прав иных лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения, состоящих в Списке на получение жилья ранее Ильдецкой А.С. Просил рассмотреть дело без участия представителя Администрации Томской области. В случае удовлетворения исковых требований, просил предоставить отсрочку исполнения решения суда, ссылаясь на то, что приобретение жилых помещений для последующего предоставления лицам из числа детей-сирот осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и требует значительных временных затрат.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Заслушав представителя процессуального истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты (статья 7).

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункты «ж, ж.1» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список (пункт 3 статьи 8).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 статьи 8).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ.

При этом ни статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию указанного Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации названного Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование данного Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьей 1 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» администрации поселений и городских округов Томской области (далее – органы местного самоуправления поселений, городских округов) наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее – государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями). Администрации муниципальных районов Томской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению бюджетам поселений субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями.

Постановлением Администрации Томской области от 29.12.2012 № 562а утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, жилых помещений.

В силу положений указанного Порядка предоставление специализированных жилых помещений лицам указанной категории осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов Томской области, реализующими государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также лиц из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным после отнесения жилых помещений к специализированному муниципальному жилищному фонду в соответствии с действующим законодательством (пункт 3).

Специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, включенным в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список), сформированный органами местного самоуправления поселений, городских округов Томской области (пункт 4 Порядка).

Специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот в соответствии со Списком на территории поселения, городского округа Томской области, в список которого включено лицо из числа детей-сирот (пункты 4.1, 6 Порядка).

Согласно части 4 статьи 10 Закона Томской области от 06.09.2006 № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В судебном заседании установлено, что Ильдецкая А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку до достижения ею 18-летнего возраста её мать Е.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ, её отец С.А. решением Бакчарского районного суда Томской области от 28.06.2005 был лишен в отношении неё родительских прав. Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о рождении I-ОМ от ДД.ММ.ГГГГ, решением Бакчарского районного суда Томской области от 28.06.2005, свидетельством о смерти I-ОМ , справкой Отдела опеки и попечительства Администрации Бакчарского района Томской области от 22.10.2020 (л.д. 9, 10, 11, 12-13).

Согласно постановлению Администрации Бакчарского сельского поселения от 28.09.2020 № 146, Ильдецкая А.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р. признана нуждающейся в специализированном жилом помещении в связи с тем, что является собственником жилого помещения, проживание в котором признано невозможным. Внесена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области в порядке очереди (л.д. 8).

Как следует из справки ОГБУ «ТОЦИК» от 20.01.2020 № 29-А/Ю, до 03.09.1998 сведений о зарегистрированных правах собственности Ильдецкой А.С. не имеется (л.д. 15).

Согласно уведомлению об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от 14.12.2020 № КУВИ-002/2020-47296175, в отношении Ильдецкой А.С. по состоянию на 08.12.2020 отсутствует информация об имевшихся (имеющихся) у неё объектах недвижимости.

По заключению Отдела опеки и попечительства Администрации Бакчарского района Томской области от 21.09.2020 № 15 проживание Ильдецкой А.С. в жилом помещении по адресу: <адрес> признано невозможным в связи с тем, что площадь жилого помещения на одно лицо ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной решением Совета Бакчарского сельского поселения № 11 от 31.05.2017 (л.д. 14).

Таким образом, учитывая, что истец относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, внесена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области, она имеет право на предоставление по договору найма специализированного жилого помещения жилья, пригодного для постоянного проживания и отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Доводы представителя Администрации Томской области о возможном нарушении прав иных лиц, состоящих в очереди на предоставление жилого помещения согласно списку, судом не могут быть приняты, поскольку истец вправе обратиться за восстановлением своего нарушенного права в суд вне зависимости от наличия либо отсутствия таких же прав у иных лиц.

Оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда, о чем просили представители ответчика и Администрации Томской области, суд не усматривает, поскольку доказательств отсутствия у ответчика свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также невозможности исполнения решения суда без проведения закупочных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» суду не представлено. При этом в случае объективной необходимости и при наличии к тому оснований ответчик вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного акта.

В соответствии с подпунктами 9 и 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор и Администрация Бакчарского сельского поселения подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                          (░░░░░░░)                                        ░.░. ░░░░░░

        ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31.12.2020.

2-189/2020 ~ М-217/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.о. прокурора Бакчарского района Томской области
Ильдецкая Алла Сергеевна
Ответчики
Администрация Бакчарского сельского поселения
Другие
Администрация Томской области
Администрация Бакчарского района Томской области
Суд
Бакчарский районный суд Томской области
Судья
Затеев П. Е.
Дело на сайте суда
bakcharsky--tms.sudrf.ru
29.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.10.2020Передача материалов судье
06.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.12.2020Подготовка дела (собеседование)
07.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2020Судебное заседание
28.12.2020Судебное заседание
31.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2021Дело оформлено
20.02.2021Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее