Дело №2-5039/2017 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 сентября 2017 года
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Быстряковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Гириной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полюх Василий Эдуардович к Администрации г.о. Балашиха Московской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истец Полюх Василий Эдуардович обратился в суд с настоящим иском к ответчику Администрации г.о. Балашиха Московской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указывая на то, что он проживает с супругой Полюх Людмила Романовна, по адресу: <адрес>. Указанная квартира ему была предоставлена, в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих», в период прохождения военной службы в войсковой части 3111 (удостоверение на право занятия служебной жилой площади серия 01 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного по решению Администрации пос. Никольско-Архангельский Балашихинского района от 07.06.1999 № 129). Иного жилого помещения он не имеет. ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на воинской службе. Как военнослужащий, заключивший контракт до ДД.ММ.ГГГГ, на основании абз. 3 п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на воинской службе он имел право на предоставление квартиры, по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ он обратился в восковую часть 3111, в ведении которой находилась занимаемая служебная квартира, с заявлением о предоставлении информации о возможности заключения договора приватизации. В октябре 2010 года им получен ответ из которого следует, что на основании распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р объект коммунально-бытового назначения войсковой части 3111 – жилой <адрес>) передан в муниципальную собственность Балашихинского района Московской области. Кроме того, из данного ответа следует, что занимаемая им квартира № 79 в специализированном жилищном фонде внутренних войск МВД России не состоит. ДД.ММ.ГГГГ он направил письмо в Администрацию г.о. Балашиха Московской области, с просьбой разрешить приватизацию квартиры, в которой проживает. В декабре 2016 года он получил письмо от Администрации г.о. Балашиха Московской области, в котором было предписано предоставить документы на рассмотрение в общественную комиссию по жилищным вопросам при Администрации г.о. Балашиха для снятия статуса служебное. Он собрал и подал в комиссию документы, однако в мае 2017 года им было получено постановление Администрации г.о. Балашиха по вопросу предоставления гражданам жилой площади, которым утвержден протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам, согласно которого ему отказано в исключении из специализированного жилищного фонда занимаемой квартиры со ссылкой на ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих». Решение вопроса о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно войсковой частью 3111, в чьем оперативном управлении находилось до 2002 года указанное жилое помещение, не предоставляется возможным ввиду перехода права собственности на указанное жилое помещение муниципалитету. Договор найма служебной квартиры прекратил свое действие в силу п. 2 ст. 102 ЖК РФ, следовательно статус квартиры в качестве служебной утрачен. Администрация г.о. <адрес>, не заключив с ним договор социального найма, оспаривая факт его проживанию в спорной квартире на условиях договора социального найма, создала ситуацию, когда он не может реализовать свое законное право один раз получить бесплатно приватизированное жилье. Ранее, он и его супруга Полюх Людмила Романовна, не учувствовали в приватизации жилых помещений.
Истец Полюх Василий Эдуардович просит суд признать за ним права собственности на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
В судебное заседание истец Полюх Василий Эдуардович и его представитель по доверенности ФИО5 явились, исковые требования поддержали.
Ответчик Администрация г.о. Балашиха Московской области своего представителя в судебное заседание не направила, о слушание дела извещалась.
3-е лицо Полюх Людмила Романовна в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала и пояснила, что она отказывается от участия в приватизации в пользу её супруга Полюх Василий Эдуардович
Суд, определил возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившегося ответчика Администрации г.о. Балашиха Московской области, извещенного о слушание дела.
Выслушав истца Полюх Василий Эдуардович, его представителя ФИО5, 3-е лицо Полюх Людмила Романовна, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Малоимущими признаются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Для получения жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в соответствии с ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ необходимо наличие двух условий - малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии с определением Конституционного суда РФ от 12.04.2011 года № 551-О-О следует, что реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года N 1368-О-О и от 1 декабря 2009 года N 1548-О-О). Для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации). Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 376-О-П, от 3 ноября 2009 года N 1367-О-О и N 1368-О-О, от 1 декабря 2009 года N 1548-О-О, от 23 марта 2010 года N 330-О-О и N 331-О-О, от 19 октября 2010 года N 1328-О-О).
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных частью 2 данной статьи случаев.
В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действующего на момент предоставления жилого помещении, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
В силу ст. 104 ЖК РСФСР, в соответствии с законодательством РФ служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Согласно ст. 105 ЖК РСФСР, порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
В соответствии со ст. 47 ЖК РСФСР, действующей на момент предоставления жилого помещения истцу, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Судом установлено, что спорная квартира по адресу: <адрес> была предоставлена Полюх Василий Эдуардович на право занятия служебной жилой площади, согласно удостоверения серии 01 № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).
В спорной квартире зарегистрированы: Полюх Василий Эдуардович и Полюх Людмила Романовна (л.д. 42).
Суду представлен технический паспорт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 11-16), составленный Балашихинским филиалом ГУП МО «МОБТИ», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Из письма командира войсковой части 3111 ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ в ответ на заявление Полюх Василий Эдуардович от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на основании Распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р объект коммунально-бытового назначения войсковой части 3111 – жилой дом № 44 (микрорайон им. Дзержинского пос. Никольско-Архангельский Балашихинский район) передан в муниципальную собственность Балашихинского района Московской области. Кроме того, из данного ответа следует, что занимаемая Полюх Василий Эдуардович <адрес> специализированном жилищном фонде внутренних войск МВД России не состоит (л.д. 18-19).
ДД.ММ.ГГГГ Полюх Василий Эдуардович направил письмо в Администрацию г.о. Балашиха Московской области, с просьбой разрешить приватизацию квартиры, в которой проживает (л.д. 21).
Согласно ответа Администрации г.о. Балашиха Московской области на данное письмо от ДД.ММ.ГГГГ, Полюх Василий Эдуардович было предписано предоставить документы на рассмотрение в общественную комиссию по жилищным вопросам при Администрации г.о. Балашиха для снятия статуса служебное (л.д. 21).
Возможность предоставления жилого помещения из состава государственного жилищного фонда, предусмотрена ст.49, 57 ЖК РФ. При этом решение соответствующего государственного органа о предоставления жилого помещение должно быть оформлено надлежащим образом.
Истцом признано, что каких-либо решений о предоставлении Полюх Василий Эдуардович, с учетом членов его семьи, на основании договора социального найма спорной квартиры не принималось.
Сам по себе факт постоянной регистрации лица в спорной квартире, на основании ордера, не может свидетельствовать о возникновении отношений социального найма, т.к. единственным основанием их возникновения, в силу ст.57 ЖК РФ, является заключенный договор социального найма, во исполнение надлежащего решения соответствующего государственного органа.
Согласно ч.1 и 2 ст.92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда – специализированным жилым помещениям, в том числе относятся и служебные жилые помещения. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается после его отнесения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев установленных федеральным законом. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений, и исключение жилого помещения из указанного жилого фонда осуществляются на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилой фонд и об исключении их из указанного фонда.
По смыслу приведенных нормативно правовых актов, отнесение жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилого фонда и вывод из такового, является исключительной компетенцией соответствующего органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Поскольку перевод жилья в разряд служебного и исключение его из указанного фонда является компетенцией собственника жилищного фонда, то суд не может входить в обсуждение данного вопроса, поскольку иное означало бы вмешательство в компетенцию соответствующего государственного органа управления по распоряжению имуществом, находящимся в государственной собственности.
Согласно решения заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации г.о. Балашиха Московской области (протокол № 3) от 31.03.2017 года, Полюху В.Э. отказано в исключении из специализированного жилого фонда служебную квартиру № 79, расположенную по адресу: <адрес>, в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ (л.д. 22).
Так же в ходе судебного заседания установлено, что истец Полюх Василий Эдуардович вселился в спорную квартиру как в служебную. Таким образом, истец Полюх Василий Эдуардович бесспорно был осведомлен о статусе жилого помещения.
Суд рассматривает иск в пределах заявленных требований, иных требований истцом не предъявлялось.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая из сторон должна доказать те обстоятельства на которые ссылается.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 г. N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом. Жилые помещения передаются в общую собственность (совместную или долевую) либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе и несовершеннолетних.
В соответствии со ст.11 указанного закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилого фонда один раз.
Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, либо в собственность одного или нескольких из них, подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних, приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
В соответствии со ст.4 указанного закона, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Вышеназванная статья Закона содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым не допускается приватизация жилых помещений.
Оценивая в совокупности представленные по делу доказательства, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку квартира не предоставлялась Полюх Василий Эдуардович по договору социальному найму, в порядке предусмотренном ЖК РСФСР либо ЖК РФ, каких-либо решений о предоставлении Полюх Василий Эдуардович, на основании договора социального найма спорной квартиры не принималось, требований оспаривающих решение о выделении служебной квартиры, также не предъявлялось. Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит. Спорная квартира предоставлялась Полюх Василий Эдуардович от войсковой части 3111, на основании решения Администрации пос. Никольско-Архангельский Исполкома Райсовета от 07.06.1999 года № 129. Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 3 и 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. ч. 2, 4 ст. 49 ЖК РФ. Между тем решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, Полюх Василий Эдуардович на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Квартира №, <адрес> была предоставлена Полюх Василий Эдуардович в качестве служебной на период прохождения венной службы и в силу Закона РФ от 04 июля 1991 г. N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежит приватизации.
Правовая позиция истца основана на неверной интерпретации действующего законодательства и не может быть положена судом в обоснование удовлетворения исковых требований.
Суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска в части признания права собственности на жилое помещение в порядке приватизации; обязания заключить договор на передачу жилого помещения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Полюх Василий Эдуардович к Администрации г.о. Балашиха Московской области о признании права собственности на квартиру № 79, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мособлсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Балашихинский городской суд Московской области.
Федеральный судья О.А.Быстрякова