Дело № 2-2006/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
02 марта 2017 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:
председательствующего судьи Диких Е.С.
при секретаре Волобуеве А.А.,
с участие представителя истца Размаевой Н.И. Романенко С.Н., представителя ответчика администрации г. Благовещенска Денисовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Размаевой Надежды Ивановны к администрации г. Благовещенска о признании отказа незаконным, возложении обязанности согласовать границы земельного участка согласно межевому плану,
У С Т А Н О В И Л :
Размаева Н.И. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, указав, что она владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером ***, площадью 874 кв.м., расположенным по адресу: ***. Кадастровым инженером границы земельного участка были определены по фактическому местоположению, однако администрацией г. Благовещенска в согласовании границ земельного участка было отказано, что полагает незаконным. Просит суд признать незаконным решение администрации г. Благовещенска об отказе в согласовании межевого плана от 26.12.2016 года № 3990, возложить обязанность на администрацию г. Благовещенска согласовать границы земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного на территории садового *** согласно межевому плану.
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, обеспечила явку своего представителя. Руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель истца настаивал на заявленных требованиях, указал, что действительно по материалам инвентаризации значится другой землепользователь, однако истец приобрела этот земельный участок у наследника указанного землепользователя.
В судебном заседании представитель администрации г. Благовещенска возражала относительно удовлетворения требований истца, указав, что в представленном на согласование Размаевой Н.И. межевого плана было выявлено, что уточняемый земельный участок расположен в границах земельного участка № 94 по материалам инвентаризации садового товарищества «Родник» (дело № 130), где числится иной землепользователь, который в соответствии с действующим законодательством имеет преимущественное право на оформление данного участка. Таким образом, обжалуемое решение администрации города Благовещенска является правомерным. Просит в иске отказать.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Как следует из материалов дела, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.09.2015 года, Размаевой Надежде Ивановне, *** года рождения, на основании договора купли-продажи земельного участка от 15.09.2015 года принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером ***, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального садоводства, площадью 874 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: ***.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 12.02.2017 года ***, правообладатель земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 874 кв.м. является Размаева Н.И. граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения об объекте недвижимости имеют статус ранее учтенные.
Кадастровым инженером ООО «БКУ» СА по заявке Размаевой Н.И. был изготовлен межевой план в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером ***, согласно которому его площадь составляет 874+-10 кв.м.
22 декабря 2016 года Размаева Н.И. обратилась в администрацию г. Благовещенска с заявлением (исх. № 8041з от 22.02.2016 года) о согласовании местоположения границ земельного участка используемого для садоводства.
Из письменного заключения земельного управления администрации города Благовещенска № 3990 от 26 декабря 2016 года следует, что заявителю отказано в согласовании представленного межевого плана земельного участка в связи с тем, что утоняемый земельный участок с кадастровым номером *** расположен в границах земельного участка № 94 по материалам инвентаризации садового товарищества «Родник» (дело № 130), где числится иной землепользователь, который в соответствии с действующим законодательством имеет преимущественное право на оформление данного участка.
Проверяя законность оспариваемого истцом отказа администрации города Благовещенска в согласовании межевого плана земельного участка по указанным в нём основаниям, суд приходит к следующим выводам.
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в редакции, действовавшей по состоянию на момент отказа (26.12.2016 г.), межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Положения п. 2, 3 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ (в той же редакции) предусматривают, что в межевом плане указываются, в том числе, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков. Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В соответствии с п. 9 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
Аналогичные положения содержатся в ч. 3 ст. 42.6 Федерального закона «О кадастровой деятельности» 24 июля 2007 года N 221-ФЗ, согласно которой комплексные кадастровые работы выполняются только при наличии утвержденного в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории соответствующего элемента или соответствующих элементов планировочной структуры, либо проекта межевания земельного участка или земельных участков, утвержденного в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», либо проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. В отношении земельных участков, расположенных на территориях садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, комплексные кадастровые работы выполняются при наличии утвержденного в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории или проекта организации и застройки территории такого объединения либо другого устанавливающего распределение земельных участков в таком объединении документа. Для определения местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ также используются материалы землеустроительной документации, содержащейся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалы и данные федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах расположенных на земельных участках объектов недвижимости, которые находятся в архивах организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, планово-картографические материалы, имеющиеся в органах местного самоуправления муниципальных районов, органах местного самоуправления городских и сельских поселений, органах местного самоуправления городских округов, документы о правах на землю и иные документы, содержащие сведения о местоположении границ земельных участков.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 10 ст. 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).
Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 № 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015«О государственном кадастре недвижимости» № 218-ФЗ в межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
При этом согласно ч. 1 ст. 11.2. ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.3. ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Таким образом, законодателем определено участие органа местного самоуправления в решении вопросов, связанных с формированием земельных участков, в пределах тех полномочий, которыми данные органы наделены.
При этом, согласование органом местного самоуправления межевого плана предполагает возможность формирования земельного участка с установленными границами, а также возможность последующего оформления прав на такой земельный участок.
По совокупности п.п. 5 ч. 1 ст. 1, ч. 4 ст. 35 ЗК РФ для предоставления земельного участка какому-либо лицу, запрашиваемый земельный участок должен быть свободен от прав третьих лиц.
Специалистом администрации города было установлено, что согласно указанным в межевом плане координатам, спорный земельный участок входит в границы участка № 94, в отношении которого по материалам инвентаризации земель *** в списках землепользователей числится иное физическое лицо – ТМ
Постановлением администрации города Благовещенска от 19.09.2016 № 2946 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Согласование местоположения границ земельного участка».
В силу абзаца 11 п. 2.12 раздела 2 Административного регламента, наличие в материалах инвентаризации земель информации о землепользователе, имеющем преимущественное право на оформление земельного участка, границы которого пересекаются или совпадают с границами земельного участка, местоположение которых определено межевым планом, представленным заявителем, является самостоятельным основанием отказа в предоставлении муниципальной услуги «Согласование местоположения границ земельных участков».
Поскольку на момент принятия оспариваемого решения орган местного самоуправления, выявил, что уточняемый земельный участок с кадастровым номером *** расположен в границах земельного участка № 94, по материалам инвентаризации земель *** (д. 130), где в списках землепользователей числится иной землепользователь (ТМ), администрация города Благовещенска была лишена возможности проверить соответствие границ спорного земельного участка, его площади, сведениям правоустанавливающих документов, в связи с чем законно и обоснованно отказала истцу в согласовании межевого плана. В связи с этим, требования истца о признании незаконным отказа администрации города Благовещенска в согласовании межевого плана земельного участка от 26.12.2016 № 3990 удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем, установленная в ходе судебного разбирательства правомерность принятого уполномоченным органом решения об отказе в согласовании межевого плана не исключает возможности осуществить проверку в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела утверждений истца о владении этим участком с момента его получения на основании договора купли-продажи.
С целью надлежащего обеспечения конституционных гарантий права на судебную защиту прав и свобод граждан суд при рассмотрении поступившего заявления обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным (постановления от 6 июня 1995 года № 7-П, от 28 октября 1999 года № 14-П, от 14 июля 2003 года № 12-П, от 12 июля 2007 года № 10-П и др.)
Из пояснений представителя истца данных в ходе судебного заседания следует, что Размаева Н.И. приобрела земельный участок по договору купли-продажи 15.09.2015 года у ЕА, который владел указанным земельным участком на основании свидетельства о праве на наследство по закону после умершей ТМ
Из материалов дела следует, что границы уточняемого истцом земельного участка, находятся на территории садового товарищества «Родник», Благовещенска автобазы Амурагропрома. Уточняемый земельный участок с кадастровым номером *** входит в границы земельного участка № 94. В списках землепользователей садового общества под № 7 числится землепользователь ТМ (материалы инвентаризации *** д. 130).
Право собственности Размаевой Н.И. на земельный участок с кадастровым номером *** возникло на основании договора купли-продажи, заключенного ею с ЕА 15.09.2015 года.
Право собственности ЕА возникло на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 14.03.2002 года после смерти умершей ТМ, которая значится под №94 в списках землепользователей по материалам инвентаризации земель ***.
Как следует из межевого плана выполненного кадастровым инженером ООО «БКУ» СА площадь уточняемого земельного участка составляет 874-+10, т.е. та площадь которая внесена в ЕГРН.
Таким образом, ЕА получил земельный участок на основании свидетельства о праве на наследство по закону от умершей матери ТМ, которая в материалах инвентаризации числится под № 94, в последующем ЕА продал земельный участок Размаевой Н.И. Площадь земельного участка совпадает с площадью предоставляемой ТМ по материалам инвентаризации земель садового товарищества «Родник».
При указанных обстоятельствах, суд полагает возможным возложить на администрацию города Благовещенска обязанность согласовать местоположение границ земельного участка с кадастровым номером *** в соответствии с межевым планом, подготовленным кадастровым инженером ООО «БКУ» СА от 17 ноября 2016 года и представленным на согласование на основании заявления Размаевой Надежды Ивановны, вход.№ 8041з от 22 декабря 2016 года. При этом суд отмечает, что орган местного самоуправления согласовывает границы в пределах тех полномочий, которыми он наделен.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ *** ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░» ░░ ░░ 17 ░░░░░░ 2016 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░.№ 8041░ ░░ 22 ░░░░░░░ 2016 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06 ░░░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░