РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июня 2016 года город Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Токмаковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания: Уткиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1413/2016 по исковому заявлению прокурора Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа, действующего в интересах ФИО2, к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования по Ямало-Ненецкому автономному округу об обеспечении техническими средствами реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа, действующий в интересах ФИО2, в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования по Ямало-Ненецкому автономному округу о возложении обязанности обеспечить ФИО2, являющеюся инвалидом, техническими средствами реабилитации.
В обоснование требований иска указал, что в отношении ФИО2 учреждением медико-социальной экспертизы разработана индивидуальная программа реабилитации, согласно которой ему полагаются технические средства реабилитации: кресло-коляска с ручным приводом базовая прогулочная (ширина сиденья 50 см., глубина сиденья 50 см., высота сиденья 75 см., высота спинки 37 см.) – 1 штука, кресло-стул с санитарным оснащением (без колес) – 1 штука, входящие в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 года № 2347-р в федеральный перечень.
Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что уполномоченным органом по обеспечению инвалидов данными средствами является территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства лица, поэтому обязанность по приобретению инвалиду указанных средств возникает у Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования РФ по ЯНАО при поступлении от ФИО2 соответствующего заявления.
ФИО2 обратился к ответчику с заявлениями об обеспечении техническими средствами реабилитации, которыми в нарушение ее прав и законных интересов со стороны ответчика до настоящего времени не обеспечен. Ссылаясь на нормы Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», прокурор просит обязать ответчика обеспечить ФИО2 техническими средствами реабилитации: кресло-коляска с ручным приводом базовая прогулочная (ширина сиденья 50 см., глубина сиденья 50 см., высота сиденья 75 см., высота спинки 37 см.) – 1 штука, кресло-стул с санитарным оснащением (без колес) – 1 штука.
В судебном заседании помощник прокурора города Салехард ФИО4 на удовлетворении исковых требований, с учетом заявле6ния об уточнении исковых требований, настаивала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, пояснив дополнительно, что обязательства Фонда социального страхования считаются исполненными в момент получения инвалидом технического средства реабилитации.
Истец ФИО2, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимал.
Представитель ответчика ФИО5, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, ссылаясь на преждевременность заявленных требований ввиду разрешения в настоящее время ответчиком вопроса о заключении государственных контрактов на обеспечение инвалидов спорными техническими средствами реабилитации. В удовлетворении исковых требований просил отказать.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1 статьи 41), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации - определены Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Статьёй 2 названного Закона установлено, что социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно положений статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», реабилитация инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
Статьёй 10 упомянутого Закона определено, что Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 года № 2347-р утверждён федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, к которым наряду с иными относятся технические средства реабилитации: трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни; кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные; протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы; ортопедическая обувь; противопролежневые матрацы и подушки; приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов; специальная одежда; специальные устройства для чтения «говорящих книг», для оптической коррекции слабовидения; собаки-проводники с комплектом снаряжения; медицинские термометры и тонометры с речевым выходом; сигнализаторы звука световые и вибрационные; слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления; телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами; телефонные устройства с текстовым выходом; голосообразующие аппараты; специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники); абсорбирующее белье, подгузники; кресла-стулья с санитарным оснащением.На основании решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности, - разрабатывается индивидуальная программа реабилитации инвалида, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности - статья 11 Закона.
Положениями статьи 11.1 данного Закона определено, что к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются: специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью; протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты); специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь; специальные средства для передвижения (кресла-коляски).
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
В соответствии со статьёй 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительством Российской Федерации постановлением от 07.04.2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
Так, согласно пунктов 2 и 3 этих Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, путём предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, по месту жительства инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации, который рассматривает заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учёт по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
В случае необходимости проезда инвалида к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно высылает (выдает) ему специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте (далее - специальный талон) и (или) именное направление для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным, водным транспортом транспортных организаций, отобранных уполномоченным органом в установленном порядке.
Техническое средство (изделие), предоставленное инвалиду в соответствии с настоящими Правилами, передается ему бесплатно в безвозмездное пользование и не подлежит отчуждению в пользу третьих лиц, в том числе продаже или дарению (пункты 4-6 Правил).
Судом при рассмотрении настоящего гражданского дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Бюро № - Филиала Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ямало-Ненецкому автономному округу» в отношении ФИО2 разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида, согласно которой ему полагаются технические средства реабилитации: кресло-коляска с ручным приводом базовая прогулочная (ширина сиденья 50 см., глубина сиденья 50 см., высота сиденья 75 см., высота спинки 37 см.) – 1 штука, кресло-стул с санитарным оснащением (без колес) – 1 штука, которые в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 года № 2347-р входят в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Между тем, в нарушение возложенных на Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по ЯНАО Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 обязательств ФИО2 до настоящего времени не обеспечен в полном объеме необходимыми техническими средствами реабилитации.
Доказательства, опровергающие установленные судом обстоятельства, ответчиком не представлены.
Вопреки доводам представителя ответчика, решение вопроса о заключении государственного контракта на поставку спорных технических средств реабилитации не свидетельствует о фактическом исполнении Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования РФ по ЯНАО возложенных на него законом обязательств.
При указанных обстоятельствах заявленные исковые требования с учетом уточнений являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку при подаче искового заявления прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, она подлежит взысканию в бюджет с ответчика, не освобождённого от её уплаты.
Таким образом, с ответчика в бюджет также подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░-░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░░ 50 ░░., ░░░░░░░ ░░░░░░░ 50 ░░., ░░░░░░ ░░░░░░░ 75 ░░., ░░░░░░ ░░░░░░ 37 ░░.) ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░