2-236/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Белебей «25» апреля 2014 года
Белебеевский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Еркеева Р.Н., с участием старшего помощника Белебеевского межрайонного прокурора РБ Султановой А.А., при секретаре Кузнецовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Мухаметова В.И., Мухаметовой Р.Л к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о компенсации морального вреда, причиненного гибелью человека от источника повышенной опасности,
УСТАНОВИЛ:
Мухаметов В.И., Мухаметова Р.Л. обратились в суд с вышеуказанным заявлением.
Просят взыскать с ответчика ОАО «Российские железные дороги» в пользу Мухаметова В.И. компенсацию морального вреда в связи с гибелью дочери - ФИО3 в размере ... рублей, в пользу Мухаметовой Р.Л. компенсацию морального вреда в связи с гибелью дочери - ФИО4. в размере ... рублей, в пользу Мухаметова В.И. ... рублей расходы на адвоката, ... рублей услуги нотариуса по оформлению доверенности; в пользу Мухаметовой Р.Л. ... рублей услуги нотариуса по оформлению доверенности.
В обосновании своих доводов указали следующее: ДД.ММ.ГГГГ года на станции <адрес> Куйбышевской железной дороги ОАО «РЖД» железнодорожным поездом была смертельно травмирована их дочь -ФИО5. По факту несчастного случая должностными лицами Куйбышевской железной дороги ОАО «РЖД» был составлен акт служебного расследования транспортного происшествия, повлекшего причинение вреда жизни или здоровью граждан, не связанных с производством на железнодорожном транспорте. Причиной смерти явилась железнодорожная травма. Несчастный случай произошел при использовании ответчиком ОАО «РЖД» транспортного средства, то есть гибель ФИО6. произошла вследствие причинения вреда источником повышенной опасности. Указывают на то, что утрата самого близкого для них человека - дочери, принесла им моральный вред, то есть физические и нравственные страдания, они потеряли жизненный интерес. Известие о гибели любимого и родного человека принесла в их дом сильнейшее горе и глубочайшую душевную боль. До сих пор не могут поверить в реальность произошедшего. Истцам тяжело осознавать, что больше его не увидят и не смогут ощутить его душевную теплоту и поддержку. Даже компенсация морального вреда не компенсирует даже части принесенных ими страданий.
Истцы Мухаметов В.И, Мухаметова Р.Л., извещенные в установленном законом порядке о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии с участием их представителя ФИО7.
Ответчик - представитель ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без их участия, а также возражение на исковое заявление в котором указал, что согласно ст. 1083 ГК РФ причиной смертельного травмирования ФИО8. явился ее суицид, а именно целенаправленное нахождение на объекте железнодорожного транспорта в неустановленном для этого месте, вблизи движущегося состава. Считает, что ФИО9. целенаправленно причинила вред собственному здоровью, предвидела все возможные последствия, в удовлетворении исковых требований просит отказать.
На основании положений ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, суд рассмотрел гражданское дело в отсутствии не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель истцов адвокат ФИО10 действующая на основании доверенностей № от ДД.ММ.ГГГГ г, № от ДД.ММ.ГГГГ года заявленные исковые требования поддержала по тем же основаниям, настаивает на удовлетворении изложенных в заявлении требований, обстоятельства, изложенные в иске, подтвердила. По какой причине наступила смерть, не знает, акт о несчастном случае ими не оспаривался.
Исследовав материалы дела, а именно: копию справки о смерти ФИО11 (л.д.№ копию справки о рождении Мухаметовой Л.В. (л.д.№); копию акта судебно-медицинского исследовании трупа гражданки ФИО12., из которого следует, что повреждения, обнаруженные у ФИО13 возникли о воздействия частями железнодорожного транспорта и относятся к повреждениям, причинившим тяжкий вред здоровью, как опасный для жизни вред здоровью, смерть ФИО14. наступила от закрытой травмы грудной клетки с двусторонними переломами ребер и с разрывом левого легкого, которые осложнились обильной кровопотерей (л.д. №); копию акта служебного расследования несчастного случая с гражданами на железных дорогах № № от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которого ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ года покончила жизнь самоубийством (л.д. №),заслушав доводы представителя истца, заключение прокурора, участвовавшего в деле и полагавшего, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 1079 ГК РФ, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, автономной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов, и т.д.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельностью и др.) обязаны возместить вред причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие неопределимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо, которое владеет источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.
Согласно ст. 1083 ГК РФ, вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит.
Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного суда РФ «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» № 1 от 26.01.2010 года владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или умысла самого потерпевшего (пункт 1 статьи 1079 ГК РФ). Под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (пункт 1 статьи 202, пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Под умыслом потерпевшего понимается такое его противоправное поведение, при котором потерпевший не только предвидит, но и желает либо сознательно допускает наступление вредного результата (например, суицид).
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ года на ст. <адрес> на № км. Куйбышевской железной дороги ОАО «РЖД» поездом была смертельно травмирована ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: <адрес>. Согласно акту служебного расследования несчастного случая с гражданами на железных дорогах № № от ДД.ММ.ГГГГ года потерпевшая в момент отправления поезда со станции находилась вблизи движущегося состава, не реагировала на сигналы, подаваемые машинистом, несмотря на экстренное торможение наезд предотвратить не удалось.
При судебно-медицинском исследовании трупа ФИО17. обнаружены повреждения виде закрытой черепно-мозговой травмы с ранами на голове и кровоизлияниями в мягкую мозговую оболочку; закрытой травмы грудной клетки с множественными переломами ребер справа и слева, с переломом левой лопатки и с разрывами левого легкого, множественных ссадин и кровоподтеков на верхних и нижних конечностей. Данные повреждения возникли о воздействия частями железнодорожного транспорта и относятся к повреждениям, причинившим тяжкий вред здоровью, как опасный для жизни вред здоровью Смерть ФИО18. наступила от закрытой травмы грудной клетки с двусторонними переломами ребер и с разрывом левого легкого, которые осложнились обильной кровопотерей, что подтверждается наличием самих повреждений, обнаружением в плевральных полостях около 1200 мл. крови и молокровием внутренних органов. При судебно-медицинском исследовании трупа каких-либо морфологических признаков заболевания не обнаружено. При судебно-химическом исследовании крови от трупа этиловый спирт не найден (л.д.№).
В соответствии со ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и статьей 151 ГК РФ.
Материалы настоящего дела не содержат данных о том, что смерть ФИО19. наступила в результате виновных действий (бездействий) работников ОАО "РЖД".
Исследованными в ходе судебного заседания доказательствами подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ года ФИО20. целенаправленно находилась на объекте железнодорожного транспорта, причинив вред собственному здоровью. Доказательств иного суду не представлено, не добыто таких доказательств и судом.
Поскольку, судом установлено, что ФИО21 умышленно лишила себя жизни, совершив акт суицида, суд приходит к выводу, что причинение вреда явилось следствием умысла самой потерпевшей, которая предвидела и сознательно допустила наступление вредного результата, вследствие чего оснований для удовлетворения исковых требований к владельцу источника повышенной опасности - ОАО «Российские железные дороги», суд не находит. В удовлетворении исковых требований Мухаметова В.И., Мухаметовой Р.Л. о взыскании компенсации морального вреда, причиненного гибелью человека от источника повышенной опасности, следует отказать.
Судом вина ОАО ««Российские железные дороги» в произошедшем не установлена.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Мухаметова В.И., Мухаметовой Р.Л. к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о компенсации морального вреда, причиненного гибелью человека от источника повышенной опасности, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Белебеевский районный суд в течение месяца.
Судья: подпись Р.Н.Еркеев
Решение в законную силу не вступило