Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Раменское
Раменский городской суд Московской области
в составе председательствующего судьи Криволапова Д.В.,
с участием помощника Раменского городского прокурора Симкина В.А.,
при секретаре Лежневе И.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3020/10 по иску Раменского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию «<...>», 3-му лицу – УВД по Раменскому муниципальному району об обязании совершить действия,
у с т а н о в и л :
Раменский городской прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному образованию «<...>» об обязании обеспечить здание администрации поселения охранно-тревожной сигнализацией с выводом на пульт централизованной охраны (ПЦО) ОВО при УВД по Раменскому муниципальному району, обязать администрацию сельского поселения заключить договор с ФГУП «<...>» или ОАВО при УВД по Раменскому муниципальному району о выставлении физического поста охраны. Иск обоснован тем, что Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587 с последующими изменениями и дополнениями здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов РФ, органов местного самоуправления подлежат государственной охране. Проведенной УВД по Раменскому муниципальному району проверкой установлено, что в нарушение указанного нормативного правового акта здание администрации сельского поселения не оборудовано кнопкой экстренного вызова нарядов милиции, отсутствует государственная охрана здания. Здание администрации кроме ее сотрудников посещают граждане, круг которых определить невозможно. Приоритет мер по предупреждению терроризма согласно ст. 2 ФЗ от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ является одним из основных принципов борьбы с терроризмом. Отсутствие охраны создает для них опасность в случае возникновения чрезвычайной ситуации, актов терроризма. Непринятие мер по обеспечению безопасности сотрудников администрации поселения и лиц, посещающих здание администрации, создает условия для террористических актов, последствиями которых являются массовая гибель людей, уничтожение имущества /л.д.2-3/.
Администрация сельского поселения <...> письменных возражений по требованиям прокурора не представила.
Представитель 3-го лица – УВД по Раменскому муниципальному району по доверенности Жбаненков С.А. в письменном мнении полностью поддерживает требования прокурора /л.д.13/.
В судебном заседании помощник Раменского городского прокурора Симкин В.А. поддержал иск в объеме заявленных требований.
Представитель ответчика – администрации сельского поселения <...>, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суд в известность не поставил, не просил рассматривать дело в его отсутствие.
На основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав доводы представителя прокуратуры, 3-го лица, проверив представленные доказательства, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению частично.
Федеральный закон от 25.07.1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом. При этом ст. 2 указанного федерального закона в числе основных принципов борьбы с терроризмом устанавливает приоритет мер предупреждения терроризма…, приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции. В целях реализации мер по предупреждению терроризма в Приложении № 1 к Постановлению Правительства РФ № 587 от 14 августа 1992 г. (в редакции постановления от 02.11.2009 г. № 886) предусмотрен перечень объектов, подлежащих государственной охране. В пункте 1 Приложения к числу этих объектов отнесены здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов РФ, органов местного самоуправления. Обеспечение здания администрации поселения охранно-тревожной сигнализацией с выводом на пульт централизованной охраны (ПЦО) ОВО при УВД в контексте вышеуказанных правовых актов представляет собой одну из весьма важных мер предупреждения террористических актов. Это призвано также способствовать минимизации неблагоприятных последствий террористических актов, обеспечивая возможность скорейшего оказания необходимой помощи гражданам в чрезвычайных ситуациях. Поэтому суд соглашается с доводом прокурора о том, что администрация сельского поселения как орган местного самоуправления в пределах своей компетенции обязана предпринять все меры для обеспечения охраны как сотрудников администрации, так и граждан, регулярно обращающихся в орган местного самоуправления для решения тех или иных вопросов местного значения, а также муниципального имущества. В связи с чем данное требование прокурора подлежит удовлетворению.
Что касается требования прокурора обязать администрацию сельского поселения заключить договор с ФГУП «<...>» или ОВО при УВД по Раменскому муниципальному району о выставлении физического поста охраны, то оно противоречит положениям п.1 ст. 421 ГК РФ, согласно которой граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Между тем ни Федеральный закон от 25.07.1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», ни иные законодательные акты не устанавливают обязанность органов местного самоуправления заключать договоры с территориальными подразделениями МВД РФ о выставлении физического поста охраны.
В соответствии со ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения…
Однако прокурором не представлено доказательств того, что данный вопрос был предметом рассмотрения Совета депутатов сельского поселения <...> или его администрации, по которому принято положительное решение, т.е. администрация поселения добровольно приняла на себя обязательство заключения такого договора с ФГУП «<...>» или ОВО при УВД по Раменскому муниципальному району. В связи с чем данный вопрос может рассматриваться Советом депутатов сельского поселения в качестве правотворческой инициативы Раменского городского прокурора, если это предусмотрено Уставом сельского поселения. Поскольку вышеуказанное требование прокурора не основано на законе, оно удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь ФЗ от 25.07.1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 421 ГК РФ, ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Раменского городского прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию сельского поселения <...> Раменского муниципального района Московской области в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить здание администрации поселения охранно-тревожной сигнализацией с выводом на пульт централизованной охраны (ПЦО) ОВО при УВД по Раменскому муниципальному району.
В удовлетворении иска в части обязания администрации сельского поселения заключить договор с ФГУП «<...>» или ОАВО при УВД по Раменскому муниципальному району о выставлении физического поста охраны – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Московский областной суд через Раменский городской суд.
Председательствующий
судья Криволапов Д.В.