Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-475/2019 ~ М-438/2019 от 20.06.2019

Дело №2а-475/2019

УИД 28RS0005-01-2019-000580-61

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Благовещенск                                                                                               15 июля 2019 года

Благовещенский районный суд Амурской области в составе:

    председательствующего судьи Слепичева К.А.,

при секретаре                              Умец О.А.,

с участием представителя административного истца по доверенности – Рачко О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Благовещенского района Амурской области к Специализированному отделу по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Благовещенского района Амурской области обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором указали, что на основании исполнительного документа ФС № 018673710 от 22.01.2018, выданного Благовещенским районным судом Амурской области по делу №2-837/2017 от 22.01.2018 года, на администрацию Благовещенского района возложена обязанность предоставить Шальзя Андрею Вячеславовичу, ДД.ММ.ГГГГ., по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории Благовещенского района, общей площадью не менее 33 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> поступило постановление о взыскании исполнительского сбора, в связи с тем, что исполнительный документ не был добровольно исполнен администрацией района в установленный срок.

Согласно ст. <адрес> <номер>-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечение жильем лиц из указанной категории осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области за счет средств областного бюджета.

<адрес> неоднократно обращалась к главному распорядителю бюджетных средств (министерство социальной защиты населения <адрес>) с просьбой о дополнительном выделении средств на приобретение квартир. Следовательно, отсутствуют установленные Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 401 ГК РФ) основания ответственности за нарушение обязательства в виде взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ, и имеется возможность освободить должника от его взыскания.

Исходя из действий администрации по законному исполнению решения суда следует, что ею проявлена необходимая степень заботливости и осмотрительности, приняты меры для надлежащего исполнения своего обязательства по исполнительному документу. Применение в данном случае суммы 50 000 рублей исполнительского сбора противоречит принципу соразмерности наказания тяжести и характеру правонарушения.

Представитель административного истца администрации <адрес> – Рачко О.С. в судебном заседании поддержала заявленные требования, на их удовлетворении настаивала, дополнительно суду пояснила, что ФИО1 в 2018 году было предложено жилое помещение, расположенное в <адрес>, от которого он отказался.

Административный ответчик СО ФИО2 по <адрес> в судебное заседание не явились, извещались своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, письменных возражений не представили.

Заинтересованное лицо Шальзя А.В. в судебное заседание не явился, извещался своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов ФИО2 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации <адрес> возбуждено исполнительное производство <номер>-ИП на основании исполнительного листа ФС 018673710 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Благовещенским районным судом по гражданскому делу по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО1, к администрации <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, и разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в указанный срок и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор, что подтверждается копией материалов указанного исполнительного производства, представленных подразделением судебных приставов по запросу суда.

Требованием от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству <номер>-ИП от ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель ФИО6 потребовала от должника администрации <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить требования исполнительного документа ФС <номер> от ДД.ММ.ГГГГ – предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., расположенное на территории <адрес>.

Указанное требование получено должником ДД.ММ.ГГГГ за вх. <номер>.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов ФИО2 по <адрес> ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с неисполнением в указанный срок должником требования исполнительного документа, с должника администрации <адрес> взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Из письма администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> судебному приставу-исполнителю ФИО6 на указанное требование следует, что определением Благовещенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в предоставлении отсрочки исполнения вышеназванного решения суда. Согласно списку принятых на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО1 числится под <номер>. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а не к обязательствам органов местного самоуправления. Направление средств районного бюджета на осуществление государственных полномочий но предоставлению жилья детям-сиротам не предусмотрено.

В целях реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в 2019 году министерством социальной зашиты населения <адрес> дополнительно доведены лимиты бюджетных обязательств на приобретение шести жилых помещений, в размере 8 292 240 рублей. В настоящее время проводится аукцион на приобретение шести квартир с целью обеспечения жилыми помещениями граждан, имеющих судебные решения. В 2019 году планируется предоставить жилые помещения следующим гражданам, имеющим судебные решения, согласно очереди: ФИО7, ФИО8, ФИО12A., ФИО9, ФИО10, ФИО11

В августе 2018 года ФИО1 написал отказ от предоставления ему квартиры на территории <адрес> принимаются меры по исполнению решения Благовещенского районного суда об обеспечении благоустроенным жилым помещением ФИО1 Для этого администрацией направляются письма в министерство социальной защиты населения <адрес> с просьбой о дополнительном финансировании в части приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании вышеизложенного, обеспечить жилым помещением ФИО1 в 2019 году возможно только при условии дополнительного финансирования администрации <адрес> из федерального и областного бюджетов.

В подтверждение доводов о принятии мер для надлежащего исполнения решения Благовещенского районного суда <адрес> административным истцом представлены обращения администрации <адрес> в министерство социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении дополнительного финансирования для приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, во исполнение двадцати двух неисполненных судебных решений о предоставлении жилых помещений.

Согласно письму министерства социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> на обращение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, в 2019 году администрации <адрес> предусмотрено 8 292 240 рублей на обеспечение государственных полномочий, связанных с приобретением жилья для детей-сирот. На выделенные средства планируется обеспечить жильем 6 человек. Дополнительные средства на указанные цели могут быть перераспределены только за счет экономии, сложившейся по результатам конкурсных процедур в 2019 году.

Согласно заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, он отказывается от предоставленного ему администрацией <адрес> жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии с ч. 6 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно ч. 3 ст. 363 КАС РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.

Заявляя требование об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора, административный истец приводит доводы об отсутствии оснований для привлечения к ответственности к ответственности за нарушение обязательства в виде взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3).

В силу ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности. Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

В соответствии с разъяснениями п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.

Согласно ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.

В соответствии с п. 17 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счет субвенции, предусмотренной <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер>-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что должником, в рамках возложенных на него полномочий предприняты все необходимые меры, направленные на исполнение решения Благовещенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в течение установленного первоначально пятидневного и в последующем сорокадневного срока реальное исполнение суда об обеспечении ФИО1 специализированным жилым помещением невозможно вследствие объективных обстоятельств, в связи с чем, в действиях административного истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований законодательства об исполнительном производстве, решение суда не исполняется по объективным причинам, не зависящим от воли должника, на основании чего администрацию <адрес> следует освободить от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Федеральной службы судебных приставов ФИО2 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 50 000 рублей.

Дополнительно суд отмечает, что постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ <номер> вынесено судебным приставом-исполнителем Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов ФИО2 по <адрес> ФИО6 незаконно в связи с тем, что не истек установленный требованием от ДД.ММ.ГГГГ срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа – ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 (░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░ <░░░░░> ░░░6 ░░ ░░.░░.░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>-░░ ░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

2а-475/2019 ~ М-438/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Благовещенского района Амурской области
Ответчики
Специализированный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области
Другие
Шальзя Андрей Вячеславович
Суд
Благовещенский районный суд Амурской области
Судья
Слепичев Константин Анатольевич
Дело на сайте суда
blag-rs--amr.sudrf.ru
20.06.2019Регистрация административного искового заявления
21.06.2019Передача материалов судье
21.06.2019Решение вопроса о принятии к производству
21.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.07.2019Судебное заседание
15.07.2019Судебное заседание
17.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2019Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее