Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-746/2014 (2-5833/2013;) ~ М-5057/2013 от 02.12.2013

дело № 746/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«17» февраля 2014 года

Пушкинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Зиминой А.Е.,

при секретаре Серсковой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пушкинского городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию "Лесной", администрации муниципального образования «Городское поселение Лесной Пушкинского муниципального района Московской области» об обязании привести в рабочее состояние резервное топливное хозяйство котельных и обеспечении наличия нормативного запаса резервного топлива,

установил:

Пушкинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц об обязании МУП "Лесной" привести в рабочее состояние резервное топливное хозяйство котельной №1 по адресу: Московская область Пушкинский р-н пос.Лесной ул.Пушкина д.4е и котельной №2 по адресу: Московская область Пушкинский р-н пос.Лесной ул.Центральная д.1 и обеспечить их наличием нормативного запаса резервного (аварийного) топлива, мотивируя свои требования тем, что городской прокуратурой проведена проверка исполнения организациями-потребителями природного газа требований законодательства к наличию и объему резервного топлива и к техническому состоянию объектов топливного хозяйства, в ходе которой было установлено, что согласно договору от 31.03.2010 г. за МУП "Лесной" закреплено на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество, в том числе котельные №1 по адресу: Московская область Пушкинский р-н пос.Лесной ул.Пушкина д.4е и №2 Московская область Пушкинский р-н пос.Лесной ул.Центральная д.1; котельные находятся в нерабочем состоянии, не готовы к эксплуатации в осенне-зимний период, необходимого запаса резервного топлива у МУП "Лесной" не имеется, что создает угрозу причинения значительного ущерба неопределенному кругу граждан, постоянно и временно проживающих на территории, обслуживаемой МУП "Лесной".

Позже требования были уточнены, в качестве соответчика заявлена администрация муниципального образования «Городское поселение Лесной Пушкинского муниципального района Московской области».

В судебном заседании представитель истца прокурор Афанасьева Е.В. заявленные требования с учетом их уточнения поддержала в полном объеме, просила обязать Муниципальное унитарное предприятие "Лесной", администрацию муниципального образования «Городское поселение Лесной Пушкинского муниципального района Московской области» в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу привести в рабочее состояние резервное топливное хозяйство котельной №1 по адресу: Московская область Пушкинский р-н пос.Лесной ул.Пушкина д.4е и котельной №2 по адресу: Московская область Пушкинский р-н пос.Лесной ул.Центральная д.1 и обеспечить их наличием нормативного запаса резервного (аварийного) топлива; настаивала на их удовлетворении в отношении обоих ответчиков, дополнила, что 2-годичный срок приведения в рабочее состояние резервное топливное хозяйство котельных является разумным, при определении данного срока были приняты во внимание все обстоятельства, установленные как в ходе проверки, так и в судебном заседании; доводы представителя МУП по поводу разграничения ответственности по исполнению заявленных требований полагала несостоятельными.

Представители ответчика МУП "Лесной" по доверенности Медведева Е.С., Мальгина Л.А. в судебном заседании иск не признали, в дело представлен отзыв на исковое заявление и дополнение к отзыву (л.д.60-64, 146-149), дополнила, что указанные котельные как на момент их передачи в администрацию муниципального образования «Городское поселение Лесной Пушкинского муниципального района Московской области», так и при передаче их в хозяйственное ведение МУП находились во внерабочем состоянии, восстанавливать такое имущество не входит в обязанности МУП, солидарная обязанность с администрацией в данном случае так же не предусмотрена ни законом, ни договором, возложение солидарной обязанности на соответчиков сделает невозможным исполнение решения суда, кроме того, МУП является убыточным предприятием и не имеет финансовой возможности исполнить такое решение.

Представитель администрации муниципального образования «Городское поселение Лесной Пушкинского муниципального района Московской области» по доверенности с иском согласилась, просила установить срок исполнения в течение 3-х лет, поскольку объем мероприятий по восстановлению двух котельных и обеспечение их резервным топливом достаточно большой и затратный как по времени, так и по вложениям, бюджет на 2014 год уже утвержден, в связи с чем вопрос о финансировании восстановления котельных возможен только в 2015 г.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 N 317 "Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации" (далее - Правила) определены следующие понятия: "резервное (аварийное) топливо" - топливо, предназначенное для использования при ограничении или прекращении подачи газа; "резервное топливное хозяйство" - комплекс оборудования и устройств, предназначенных для хранения, подачи и использования резервного (аварийного) топлива.

В п. 3 Правил указано, что они действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, которые являются потребителями газа или осуществляют определенную деятельность, в том числе эксплуатацию газоиспользующего и теплоутилизирующего оборудования.

В соответствии с п. 49 Правил организации, эксплуатирующие газоиспользующее оборудование, обязаны обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе.

Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 г. N 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, согласно которым энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.

Указанные Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих действующие тепловые энергоустановки (производственные, производственно-отопительные и отопительные котельные, паровые и водяные тепловые сети, системы теплопотребления всех назначений) (Письмо Минэнерго РФ от 25.03.2003 г. N 32-01-05/130 "О введении в действие Правил технической эксплуатации энергоустановок").

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Приказом Министерства энергетики РФ от 4 сентября 2008 г. N 66 утверждена Инструкция "Об организации в Министерстве энергетике РФ работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных".

Настоящая Инструкция разработана в целях организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных и устанавливает основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, электрической и (или) тепловой энергии.

В соответствии с пунктами 4.1.1 и 11.9 Приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.

Установлено, что котельная № 1, расположенная по адресу: Московская область, Пушкинский район, пос. Лесной, ул. Пушкина, д. 4е, и котельная № 2, расположенная по адресу: Московская область, Пушкинский район, пос. Лесной, ул. Центральная, д. 1, предназначенные для теплоснабжения жилых многоквартирных домов г.п. Лесной Пушкинского муниципального района Московской области, находятся в хозяйственном ведении МУП «Лесной» на основании договора о закреплении за муниципальным унитарным предприятием муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 31.03.2010 № 3/2010 (л.д.16-37).

Городской прокуратурой проведена проверка исполнения организациями - потребителями природного газа требований законодательства к наличию и объему резервного топлива и к техническому состоянию объектов топливного хозяйства.

По итогам проверки, что подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами, установлено, что топливные хозяйства котельной №1 по адресу: Московская область Пушкинский р-н пос.Лесной ул.Пушкина д.4е и котельной №2 по адресу: Московская область Пушкинский р-н пос.Лесной ул.Центральная д.1 находятся в нерабочем состоянии, они не готовы к эксплуатации, необходимого запаса резервного топлива не имеется.

Это подтверждает доводы иска о наличии угрозы причинения значительного ущерба неопределенному кругу граждан, постоянно и временно проживающих на территории г.п.Лесной.

В соответствии с договором поставки газа № 61-4-0628/13 от 15.10.2012, дополнительным соглашением 1/14 к нему от 01.10.2013 ООО «Газпром Межрегионгаз Москва» обязуется поставлять газ, добытый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, а МУП «Лесной» - оплачивать стоимость газа

Пунктом 3.5. договора поставки газа от 15.12.2012 № 61-4-0628/13 предусмотрено, что покупатель обязуется обеспечить наличие и готовность к работе резервно-топливного хозяйства, а также переход на резервные виды топлива, альтернативные газу.

В соответствии с подп. 3, 4, 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с подп. 11 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества.

Статья 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по    организации теплоснабжения на соответствующих территориях относит: организацию обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» к полномочиям федеральных органов государственной власти в области газоснабжения относится разработка и реализация государственной политики в области газоснабжения. Правительство Российской Федерации в области газоснабжения утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению.

Согласно подпунктам «л» и «м» п. 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 317 (далее - Правила) "резервное (аварийное) топливо" - топливо, предназначенное для использования при ограничении или прекращении подачи газа, "резервное топливное хозяйство" - комплекс оборудования и устройств, предназначенных для хранения, подачи и использования резервного аварийного) топлива.

Пунктом 3 Правил установлено, что они действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для юридических лиц независимо от их организационно - правовой формы и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, которые являются потребителями газа или осуществляют следующую определенную деятельность, в том числе эксплуатацию газоиспользующего и теплоутилизирующего оборудования.

В соответствии с п. 19 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 №162, на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложено утверждение графиков перевода потребителей на резервные виды топлива при похолодании и порядок ввода этих графиков в действие в целях обеспечения исполнения государственного контракта на поставку газа для государственных нужд, экспортных контрактов по международным обязательствам, договоров поставки газа для коммунально- бытовых нужд и населения. Во исполнение данной нормы принято постановление Правительства Московской области 09.09.2013 № 705/37 "О графиках перевода потребителей газа в Московской области на резервные виды топлива в осенне-зимний период 2013/2014 года".

В пункте 2 данного Постановления указано, что руководителям организаций, обязанным иметь резервные топливные хозяйства согласно установленным топливным режимам, следует привести в рабочее состояние резервные топливные хозяйства, создать необходимый запас резервного топлива, в дни похолоданий и при возможных авариях на газовых сетях переводить газоиспользующее оборудование на резервное топливо.

Расчет и обоснование нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных определен Инструкцией об организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, утвержденной Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 04.09.2008 № 66.

В силу п. 2 данной Инструкции норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом, основного и резервного видов топлива (ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (ННЗТ) и нормативного эксплутационного запаса топлива (НЭЗТ). Для электростанций и котельных, работающих на газе, неснижаемый нормативный запас топлива устанавливается по резервному топливу (п. 14 Инструкции).

Согласно Графика перевода потребителей газа в Московской области на резервные вид топлива в осенне-зимний период 2013/2014 года для указанной котельной надлежит иметь в качестве резервного топлива - мазут.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что нормативный запас топливно-энергетических ресурсов для котельных №1 и №2 не создан.

В контексте с изложенными выше нормами действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, установленные в ходе судебного рассмотрения обстоятельства позволяют суду придти к выводу, что ни администрация городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района Московской области как собственник, ни МУП «Лесной» как владелец не исполняют возложенные на них законом и договорами обязанности в отношении рассматриваемых объектов РТХ.

Доводы представителей МУП «Лесной» о том, что на них не может быть возложена заявленная по иску ответственность по тем основаниям, что указанные котельные изначально при их передаче ответчикам были нерабочими, суд отклоняет, поскольку установлено и сторонами не оспаривалось, что МУП «Лесной» при заключении договора №3/2010 о закреплении за муниципальным унитарным предприятием муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, в том числе котельных №1 и №2, так же как и администрации г.п. Лесной при передаче из муниципального образования «Пушкинский муниципальный район МО», было известно о том, что резервное топливное хозяйство котельных №1 и №2 находится в неисправном состоянии.

Отсюда следует, что ответчики приняли на себя все риски, связанные с состоянием резервного топливного хозяйства в указанных котельных.

При этом пунктами 3.1.1, 3.1.2, 3.1.8, 3.1.11 договора о закреплении за муниципальным унитарным предприятием муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 31.03.2010 № 3/2010 на МУП «Лесной» возложена обязанность эффективно использовать имущество в соответствии с уставной деятельностью и целевым назначением имущества; обеспечивать сохранность и обновление имущества за счет собственных средств; своевременно и в пределах собственных средств осуществлять восстановление (капитальный и текущий ремонт) изнашивающейся части имущества; производить реконструкцию и переоборудование зданий (сооружений) по согласованию с собственником имущества и с разрешения Госарстройнадзора, а также других органов контроля и надзора.

В соответствии с п. 3.1 Устава МУП «Лесной» целями деятельности предприятия являются бесперебойно функционирование объектов жилищно- коммунального хозяйства, оперативное устранение повреждений, отказов, аварий инженерного оборудования жилых зданий и объектов социального назначения, обеспечение технической эксплуатации жилого и нежилого фонда, объектов инженерной инфраструктуры, предоставление коммунальных услуг, и другие.

Согласно п. 3.2 Устава МУП «Лесной» для удовлетворения потребностей населения оно осуществляет: производство пара и горячей воды, (тепловой энергии) котельными; передачу пара и горячей воду (тепловой энергии) и их распределение по тепловым сетям среди потребителей (населения, промышленных предприятий и т.п.); деятельность по обеспечению работоспособности котельных.

Таким образом, ответчик МУП «Лесной» взял на себя обязательства по предоставлению услуги по теплоснабжению населения, учреждений и организаций, находящихся на территории г.п.Лесной.

Собственник же имущества администрация г.п.Лесной несет бремя содержания принадлежащего ему имущества в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, а так же в соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Не является основанием для освобождения МУП «Лесной» от исполнения взятых на себя обязанностей в отношении рассматриваемых объектов РТХ и убыточность этого предприятия, поскольку деятельность его не прекращена.

Оценивая возражения представителя администрации г.п.Лесной в части увеличения срока на исполнение решения суда, суд с учетом установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о длительности бездействия ответчиков и их правопредшественников относительно указанных объектов, а так же норм действующего законодательства, находит требуемый прокурором 2-годичный срок проведения работ по восстановлению резервного топливного хозяйства котельных как разумный и обоснованный.

Доводы представителей МУП «Лесной» о необходимости разграничения между ответчиками при удовлетворении иска конкретных обязанностей по исполнению судебного акта суд отклоняет, поскольку исполнение такого решения происходит в объеме полномочий ответчиков, предусмотренных указанными выше правовыми нормами и договорами между ними.

Представитель администрации г.п.Лесной возражений по позиции представителя МУП «Лесной» по объему таких полномочий в судебном заседании не заявила, что свидетельствует об отсутствии спора по исполнению.

При возникновении неясности способа или порядка исполнения решения суда стороны не лишены возможности обращения в суд в порядке п. 1 ст. 433 ГПК РФ, ст. 32 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об исполнительном производстве".

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию "Лесной", администрации муниципального образования «Городское поселение Лесной Пушкинского муниципального района Московской области» об обязании привести в рабочее состояние резервное топливное хозяйство котельных и обеспечении наличия нормативного запаса резервного топлива удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие "Лесной", администрацию муниципального образования «Городское поселение Лесной Пушкинского муниципального района Московской области» в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу привести в рабочее состояние резервное топливное хозяйство котельной №1 по адресу: Московская область Пушкинский р-н пос.Лесной ул.Пушкина д.4е и котельной №2 по адресу: Московская область Пушкинский р-н пос.Лесной ул.Центральная д.1 и обеспечить их наличием нормативного запаса резервного (аварийного) топлива.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 20.02.2014 года.

Судья:

2-746/2014 (2-5833/2013;) ~ М-5057/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пушкинская городская прокуратура
Ответчики
МУП "Лесной"
Другие
Администрация м.о. Г.п. Лесной
Суд
Пушкинский городской суд Московской области
Судья
-Зимина Анжелика Евгеньевна
Дело на странице суда
pushkino--mo.sudrf.ru
02.12.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.12.2013Передача материалов судье
05.12.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.12.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2013Подготовка дела (собеседование)
24.12.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.01.2014Судебное заседание
28.01.2014Судебное заседание
17.02.2014Судебное заседание
20.02.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.02.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2014Дело оформлено
28.04.2014Дело передано в архив
26.06.2015Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
26.06.2015Изучение поступившего ходатайства/заявления
17.08.2015Судебное заседание
09.09.2015Судебное заседание
13.10.2015Судебное заседание
08.11.2015Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее