№ 2-4915-2013
Решение
Именем Российской Федерации
09.01.2014 г. г. Оренбург Центральный районный суд г. Оренбурга
в составе:
председательствующего судьи Трусовой Е.В.
с участием помощника прокурора Центрального района г. Оренбурга - Даниловой С.В.
представителя ответчика негосударственного пенсионного фонда «РГС» - Семеновский В.Г., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года,
представителя третьего лица Пенсионного фонда Российской Федерации – Долгополова А.Ф., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.,
представителя третьего лица отделения Пенсионного фонда РФ по <адрес> - Журавлев А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № №, Буренок К.Н.,
при секретаре Абдуллаевой З.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> в интересах Российской федерации в лице Пенсионного фонда Российской Федерации, Буренок К.Н. к Негосударственному пенсионному фонду «РГС» о признании договора ничтожным, применении последствия его ничтожности, обязании перевести средства пенсионных накоплений Буренок К.Н. в ПФ РФ
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации в лице Пенсионного фонда РФ, Буренок К.Н. к Негосударственному пенсионному фонду «РГС» (далее по тексту – НПФ «РГС»), о признании действий НПФ «РГС» незаконными, указывая, что в рамках проведенной проверки установлено, что на основании договора об обязательном страховании между НПФ «РГС» и Буренок К.Н. от ДД.ММ.ГГГГ средства пенсионных накоплений Буренок К.Н. переданы из Пенсионного фонда РФ в НПФ «РГС». Согласно пояснениям Буренок К.Н. и результатам почерковедческого исследования, Буренок К.Н. договор не подписывала, в договоре подпись от ее имени ей не принадлежит. Просит применить последствия ничтожности договора об обязательном пенсионном страховании между НПФ «РГС» и Буренок К.Н., а именно: обязать НПФ «РГС» расторгнуть указанный договор и перевести средства пенсионных накоплений Буренок К.Н. в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В последующем прокурор уточнил исковые требования и просил признать договор вышеназванный договор недействительным (ничтожным), применить последствия недействительности сделки, обязав НПФ «РГС» передать в Пенсионный фонд РФ, начисленные по итогам предшествующих финансовых годов и сначала нового финансового года до момента передачи инвестиционный доход и средства пенсионных накоплений, отраженных на пенсионном счете Буренок К.Н.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Оренбурга - Данилова С.В., исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске.
Буренок К.Н. в судебное не явилась. О времени и месте проведения судебного заседании извещена надлежащим образом,. Просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании Буренок К.Н. поясняла, что заявление о переводе своих денежных средств из ПФ РФ в НПФ «РГС» она не писала, договор об обязательном пенсионном страховании с НПФ «РГС» не заключала. Намерений о переводе своих пенсионных накоплений из Пенсионного фонда РФ в НПФ «РГС» у нее не имелось. В связи с чем полагает, что ее пенсионные накопления были переведены незаконно. Уведомление о переводе ее пенсионного накопления из ПФ РФ в НПФ «РГС» она не получала. Просила исковые требования прокурора удовлетворить.
Представитель ответчика негосударственного пенсионного фонда «РГС» - Семеновский В.Г. в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что, по его мнению, исковые требования о признании договора ничтожным и применения последствий ничтожности сделки, не возможно, поскольку Пенсионный фонд РФ не является стороной договора. Кроме того, не соблюдение простой письменной формы не может повлечь ничтожности договора. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель Пенсионного фонда Российской Федерации – Долгополова А.Ф. пояснила, что подлинность договора, заключенного между НПФ «РГС» и физическими лицами, Пенсионный фонд РФ не проверяет. После получения в электронном виде договора Буренок К.Н., ПФР направил в НПФ «РГС» оригинал уведомления о внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц от ДД.ММ.ГГГГ №, которое сформировано в единственном экземпляре. Буренок К.Н. было направлено уведомление о переводе ее пенсионных накоплений из ПФ РФ в НПФ «РГС». Просила вынести решение на усмотрение суда.
Представитель отделения Пенсионного фонда России по <адрес> - Журавлев А.В., в судебном заседании пояснил, что направление уведомлений о внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации не позднее ДД.ММ.ГГГГ, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления о выборе способа формирования накопительной части трудовой пенсии. Согласно данным Почты России, извещение вручено Буренок К.Н. ДД.ММ.ГГГГ Просил вынести законное решение.
Выслушав прокурора, представителей ответчика и третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда Российской Федерации и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом.
В соответствии со ст. 32 вышеназванного закона застрахованное лицо (физическое лицо) вправе в порядке, установленном Федеральным законом, отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 36.7 Федерального Закона РФ№ 75-ФЗ от 07.05.1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах» застрахованное лицо до обращения за установлением накопительной части трудовой пенсии может воспользоваться правом на переход в фонд не чаще одного раза в год путем подачи заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 36.4 вышеназванного Закона договор об обязательном пенсионном страховании заключается между фондом и застрахованным лицом. В один и тот же период в отношении каждого застрахованного лица может действовать только один договор об обязательном пенсионном страховании.
Договор об обязательном пенсионном страховании должен быть заключен надлежащими сторонами и соответствовать законодательству Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 36.4 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" ( в ред. ФЗ от 10.01.2003 г. № 14-ФЗ), при заключении договора об обязательном пенсионном страховании застрахованным лицом, реализующим право на переход из одного фонда в другой, должен соблюдаться следующий порядок:
договор об обязательном пенсионном страховании заключается в простой письменной форме;
уведомление о заключении договора об обязательном пенсионном страховании направляется застрахованным лицом в Пенсионный фонд Российской Федерации для внесения изменений в единый реестр застрахованных лиц не ранее 1 июля и не позднее 1 октября текущего года;
в случае, если договор об обязательном пенсионном страховании заключен ненадлежащими сторонами и (или) заключен с нарушениями законодательства Российской Федерации, изменения в единый реестр застрахованных лиц не вносятся.
В соответствии с п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона № 100-ФЗ от 07.05.2013 г. «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей ГК РФ» положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 168 ГК РФ (в ред. ФЗ от 28.06.13 г.) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В судебном заседании установлено, что Буренок К.Н. состояла в договорных отношениях по обязательному пенсионному страхованию с Пенсионным фондом РФ и не имела намерения перевести накопительную часть своей трудовой пенсии в Негосударственный пенсионный фонд " РГС».
Однако, по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ № от ее имени были переведены пенсионные накопления из Пенсионного Фонда РФ в НПФ «РГС", тогда как пояснила в судебном заседании Буренок К.Н., она не писала такого заявления, и договор с ответчиком также не подписывала.
Тем не менее, ответчиком представлен подлинник заявления Буренок Н.К. от ДД.ММ.ГГГГ о переводе средств ее пенсионных накоплений, учтенных в специальной части ее индивидуального счета из Пенсионного фонда РФ в НПФ «РГС».
Согласно представленному в суд подлиннику договора об обязательном пенсионном страховании № от ДД.ММ.ГГГГ года, сторонами которого являются Буренок К.Н. и Негосударственный пенсионный фонд "РГС", Фонд обязался осуществлять деятельность страховщика по обязательному пенсионному страхованию, включающему аккумулирование и учет средств пенсионных накоплений, организацию их инвестирования, назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии при наступлении пенсионных оснований, а в случаях, установленных законодательством РФ, производить иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений застрахованного лица.
Представитель ответчика, а так же представитель ПФР в судбеном заседании поясняли, что Буренок К.Н. было направлено извещение с указанием сведений о состоянии накопительной части трудовой пенсии индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Однако, доказательств того, что данное извещение было вручено Буренок К.Н., суду не представлено.
В ходе судебного следствия по делу была проведения судебная почерковедческая экспертиза.
Так, согласно заключению эксперта Бюро независимой экспертизы Криминалист» ИП ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ г., подписи от имени Буренок К.Н. в заявлении о переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в Негосударственный Пенсионный фонд «РГС» от ДД.ММ.ГГГГ выполнены не Буренок К.Н., а другим лицом.
Подписи от имени Буренок К.Н. в Договоре № от ДД.ММ.ГГГГ года, выполнены не Буренок К.Н., а другим лицом.
Доводы представителя ответчика о том, что в данном случае не может быть применена двухсторонняя реституция, поскольку, в случае ее применения, пенсионные накопления Буренок К.Н. необходимо возвратить в ПФ РФ, который стороной в договоре не является, суд считает необоснованными.
Так, в соответствии с пп. 1,2 ст. 16 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета.
При формировании бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации является консолидированным.
Согласно ст. 17 вышеназванного Закона бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет: страховых взносов; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц; средств выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости; средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата; иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 вышеназванного Закона средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии.
Поскольку установленный федеральным законодательством порядок по переводу пенсионных накоплений Буренок К.Н. из Пенсионного фонда РФ в НПФ «РГС» не соблюден, указанными действиями причинен материальный вред Российской федерации в размере суммы пенсионных накоплений, незаконно переведенных из ПФ РФ.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Буренок К.Н. не заключала договор обязательного пенсионного страхования с НПФ «РГС», ее пенсионные накопления незаконно были переведены из ПФ РФ в НПФ «РГС», в связи с чем нарушено ее право на выбор страховщика по обязательному пенсионному страхованию.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о недействительности договора об обязательном пенсионном страховании № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного ненадлежащими сторонами, и применяет последствия недействительной сделки, обязав ответчика возвратить средства пенсионных накоплений в Пенсионный фонд РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах Буренок К.Н., отделения Пенсионного фонда РФ в <адрес> удовлетворить.
Признать договор об обязательном пенсионном страховании № от ДД.ММ.ГГГГ года, сторонами которого являются Негосударственный пенсионный фонд «РГС» и Буренок К.Н., недействительным.
Обязать Негосударственный пенсионный фонд «РГС» передать начисленные по итогам предшествующих финансовых годов и сначала нового финансового года до момента передачи инвестиционный доход и средства пенсионных накоплений, отраженных на пенсионном счете Буренок К.Н. в Пенсионный фонд РФ.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд <адрес> путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с даты составления решения в окончательной форме.
Судья подпись Е.В.Трусова
Полный текст решения изготовлен 13.01.2014 г.