№ 2-8091/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 20 сентября 2016 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Малишевской Н.А.,
при секретаре судебного заседания Кисюк Л.С.,
с участием:
- представителя истца ООО «Стройсистема» - Якунина С.Н., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Стройсистема» к Государственной инспекции труда по Тюменской области о признании незаконным акта проверки и предписания главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Тюменской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Стройсистема» обратилось в суд с иском к ответчику с требованием о признании незаконным акта проверки и предписания Государственной инспекции труда в Тюменской области в отношении ООО «Стройсистема» от ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивированы тем, что в отношении истца ответчиком на основании распоряжения на проверку №, была проведена внеплановая документарная проверка по факту обращения Ефремова В.Н., по результатам которой был составлен соответствующий акт проверки и на основании акта в отношении истца в тот же день вынесено Предписание об устранении нарушения трудового законодательства, в котором было предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести трудовые договоры работников соответствии с требованиями ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации; начислить и выплатить Ефремову В.Н. районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за период работы в районах Крайнего Севера, в соответствии со ст. 315 ТК РФ. Указанный акт и предписание считает незаконными, поскольку спор о выплате денежной компенсации за работу по трудовому договору является индивидуальным трудовым спорам, подлежащим рассмотрению комиссией или судом, следовательно, государственным инспектором труда вынесено предписание по вопросам, не относящимся к его компетенции.
Представитель истца ООО «Стройсистема» Якунин С.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Государственной инспекции труда в Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил, об отложении слушания дела не просил.
Суд рассматривает данное дело в отсутствии представителя ответчика в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд находит требования ООО «Стройсистема» подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:
Как следует из акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №, на основании распоряжения на проверку № от ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором труда ФИО5 была проведена внеплановая, документарная проверка в отношении ООО «Стройсистема» по факту обращения Ефремова В.Н., которому при увольнении не начислили и не выплатили районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за период работы в районах Крайнего Севера. В ходе проверки установлены нарушения обязательных требований к оформлению трудовых договоров, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ ООО «Стройсистема» выдано предписание № об устранении нарушений, отмеченных в акте, а именно: привести трудовые договоры работников в соответствие с требованиями ст. 57 Трудового кодекса РФ, начислить и выплатить Ефремову В.Н. районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за период работы в районах Крайнего Севера в соответствии со ст. 315 Трудового кодекса РФ.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
По смыслу вышеуказанных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе о размере заработной платы по дополнительному соглашению к трудовому договору) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.
Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.
В соответствии с Конвенцией МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от 11 июля 1947 года, ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
В соответствии со ст. ст. 381 - 397 Трудового кодекса РФ спор о начислении районного коэффициента, процентной надбавки к заработной плате за период работы в районах Крайнего Севера подлежит рассмотрению либо комиссией по трудовым спорам, либо в суде.
Исходя из изложенного, суд полагает, что государственный инспектор по труду подменил собой судебный орган, наделенный полномочиями рассмотрения трудовых споров. Следовательно, оспариваемое предписание в части в срок до ДД.ММ.ГГГГ начислить и выплатить Ефремову В.Н. районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за период работы в районах Крайнего Севера государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным.
В остальной части оснований для признания незаконным акта проверки органом государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № от ДД.ММ.ГГГГ, предписания государственной инспекции труда в Тюменской области № от ДД.ММ.ГГГГ в части приведения в соответствие со ст. 57 Трудового кодекса РФ трудовых договоров с работниками, не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 356, 357, 381-397 Трудового кодекса РФ, ст.ст. 3, 12, 56, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Стройсистема» к Государственной инспекции труда по Тюменской области удовлетворить частично.
Признать акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части и отменить предписание Государственной инспекции труда в Тюменской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Стройсистема» № от ДД.ММ.ГГГГ в части «начислить и выплатить Ефремову В.Н. районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за период работы в районах Крайнего Севера в соответствии со ст. 315 Трудового кодекса РФ».
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Центральный районный суд г. Тюмени в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 26.09.2016.
Председательствующий: Н.А. Малишевская