Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
06 февраля 2013 года
Балейский городской суд Забайкальского края
В составе председательствующего судьи Румянской Н.И.
При секретаре Пешковой Л.Л.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Балее гражданское дело по иску Казакова В.П. к ООО» Водоканал» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Казаков В.П. обратился в суд с указанным требованием по тем основаниям, что он работает в ООО « Водоканал « г. Балея в должности сторожа - истопника с 01 сентября 2010 года на постоянной основе. Установлен должностной оклад размере 3080 рублей, ночные - 40 %, РК- 40 %, СН - 30 % - на отопительный сезон. Договор № 29 от 01 сентября 2010 года. В июле месяце выдают новый договор, по которому его вновь принимают на работу, устанавливают оклад в размере2200 рублей, ночные - 40 %, РК - 40 %, СН - 30 %. Договор № 97 действителен по 15 сентября 2011 года.
В сентябре в связи с изменением существенных условий труда они потребовали предоставить им другой договор на отопительный сезон, но Администрация до сих пор этого не сделала.
Считает, что включение компенсационных выплат (районного коэффициента 40 % и процентной надбавки 30 %), в размер его заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, нарушает его трудовые права и не соответствуют положениям и нормам Международного права, Конституции РФ и Российского трудового законодательства. Заработная плата работников организаций, расположенных в» Северных» районах, « …должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавки за стаж работы в данных районах или местностях».
Таким образом, размер его вознаграждения за труд, несмотря на прямой запрет на дискриминацию при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132 ТК РФ), снижен по сравнению с установленным и гарантированным Конституцией РФ минимальным размером оплаты труда, поскольку работодатель в нарушение требований Конституции РФ и трудового законодательства включает все полагающиеся ему компенсационные выплаты в равный МРОТ размер вознаграждения за труд.
С 1 января 2009 г. Федеральным Законом от 24.06.2008 г. № 91 - ФЗ минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 4330 рублей в месяц. С 1 июня 2011 года Федеральным законом от 01.06.2011 г. № 106- ФЗ минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 4611 рублей в месяц. Следовательно, размер его вознаграждения за труд без включения компенсационных выплат с 8 июня 2010 года должен равняться 4330 рублей, а с 1 июня 2011 года - 4611 рублей.
Таким образом, ответчик не доначислил и не выплатил ему заработную плату, нарушив тем самым ч. 2 ст. 22 ТК РФ, согласно которой он обязан выплачивать в полном объеме причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовым договором.
А за весь период работы с 01 марта по 01.12.2011 года ответчик не доначислил и не выплатил ему заработную плату в сумме 37 050 рублей 83 копейки.
Просит суд взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату в размере 37050 рублей 83 копейки, а также компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей.
В судебном заседании Казаков В.П. требования о недоначисленной и невыплаченной заработной плате и компенсации морального вреда поддержал, привел вышеуказанные доводы. Дополнил, что о своих нарушенных правах он узнал в конце октября 2011 года, обратился в суд с заявлением о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной плате в течение трех месяцев со дня, когда узнал об этом. Срок исковой давности им не пропущен.
В ходе судебного разбирательства Казаков В.П.свои исковые требования увеличивал дважды, первый раз в связи с тем, что дополнительно просил суд взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за декабрь 2011 года в размере 2527 рублей 31 копейку, второй раз в связи с тем, что он неверно произвел расчет заработной платы, упустил требование о выплате зарплаты в связи с переработкой.
Представитель ООО « Водоканал « А.А. Бауэр пояснил, что трудовой договор № № от 15.05. 2011 года заключен с Казаковым В. П. на должность сторожа - истопника, данный договор продлен до 15 сентября 2012 года. Нарушений трудового законодательства по начислению заработной платы в данном случае, не имеется, так как заработная плата начислялась в соответствии с заключенным трудовым договором, нарушений в начислении не имеется, так районный коэффициент и надбавки за стаж работы 30 %, а также за работу в ночное время производились. Договор истцом подписан, разногласия в письменной форме не заявлялись. Соответственно не подлежит взысканию и моральный вред. Трудовое законодательство не обязывает работодателя выдавать расчетные листы. На основании ст. 136 ТК РФ они могут быть выданы по заявлению работника. Наличие у истца расчетных листов говорит о том, что после обращения его к работодателю ему их выдали, т.е. нарушений не имеется. Статья 392 ТК РФ предусматривает право работника обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Истец, оспаривая правильность начисления заработной платы, обратился в суд только 22 декабря 2011 года. Считает, что к требованию без исследования фактических обстоятельств за период, предшествующий началу течения трехмесячного срока, т.е. период до 22.09.2011 года подлежит применению срок исковой давности. Исковые требования Казакова В.П., согласно позиции директора ООО» Водоканал «, он не признает в полном объеме.
При приеме на работу Казаков В.П. подписал трудовой договор, не предполагающий выведение доплат за пределы МРОТ, был согласен с условиями договор.
Заслушав представителя ООО» Водоканал « А.А. Бауэр, истца Казакова В.П., изучив материалы дела, суд считает возможным исковые требования Казакова В.П. удовлетворить частично, как в части взыскания недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 1 марта 2011 года по декабрь этого же года включительно с применением срока исковой давности, так и в части компенсации морального вреда.
Так, в соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Казаков В.П. пояснил в суде, что он узнал о своем нарушенном праве в конце октября 2011 года, согласно материалов дела обратился в суд за защитой нарушенного права 22 декабря 2012 года, т.е. в течение трех месяцев.
Из материалов дела следует, что за оспариваемый период времени истец заработную плату получал без задержек. Ранее Казаков В.П. пояснял, что расчетные листы работникам выдавались с опозданием на месяц.
Несмотря на получение расчетных листов с опозданием, истец был уведомлен о составных частях заработной платы, что дает основание полагать об осведомленности истца о нарушении его прав. Причин, объективно препятствующих истцу обратиться за судебной защитой в установленный законом срок, не приведено, т.е. истцом не приведено уважительных причин пропуска срока.
Поэтому у суда не имеется оснований для рассмотрения дела по существу спора за период, предшествовавший дню обращения в суд, за исключением трехмесячного срока, установленного законом/ с 22 сентября 2011 года по 22 декабря 2011 года/.
Суд считает, что совокупный размер месячной заработной платы истца с учетом стимулирующих выплат за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и районного коэффициента не должен быть равен установленному федеральным законом минимальному размеру оплаты труда.
Следовательно, ответчиком нарушены трудовые права истца при выплате заработной платы в период с 22 сентября 2011 года по 22 декабря этого же года включительно.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54 -ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон « О минимальном размере оплаты труда « и другие законодательные акты Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 01 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.
Однако, действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90 - ФЗ, от 20 апреля 2007 года;№ 54 - ФЗ), установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению и иные выплаты компенсационного характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Из вышеуказанного следует, что тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться иной размер минимальной заработной платы. Данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной оплаты работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (в данном случае не менее 4610 рублей).
Суд принимает механизм расчета заработной платы, представленный Казаковым В.П., поскольку он отвечает требованиям закона.
Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно (ст. 152 ТК РФ).
Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Конкретные размеры повышения устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, коллективным договором, трудовым договором.
Недоначисленная и невыплаченная заработная плата за период с 22 сентября по 22 декабря 2011 года подлежит взысканию с ответчика в сумме 11 986 рублей 01 копейка / расчет прилагается/.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, предусмотренных законом (ст. 1100 ГК РФ).
Статья 237 ТК РФ предусматривает возмещение морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда суд определяет в 1000 рублей в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда суд учитывает требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 4 400 рублей 00 копеек.
Руководствуясь изложенным и ст., ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Казакова В.П. удовлетворить частично.
Взыскать с ООО» Водоканал» в пользу Казакова В.П. недоначисленную заработную плату за период с 22 сентября 2011 года по 22 декабря 2011 года включительно в сумме 11 986 рублей 01 копейку / одиннадцать тысяч девятьсот восемьдесят шесть рублей 00 копеек/, моральный вред в размере 1 000 рублей (одной тысячи рублей), государственную пошлину в доход государства 4 400 рублей / четыре тысячи четыреста рублей/.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через городской суд в течение одного месяца со дня его оглашения.
Судья: