Дело № 2-1214/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Соликамск 04.05.2016 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Рублевой Н.В.,
с участием помощника Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Калининой Е.С.,
представителя Муниципального унитарного предприятия «Теплоэнерго» Паршакова Н.И., действующего на основании доверенности № от <дата>,
при секретаре Денисовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора к Муниципальному унитарному предприятию «Теплоэнерго» о возложении обязанностей
установил:
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Теплоэнерго», в котором просит возложить на ответчика обязанность разработать и утвердить проект организации санитарно-защитной зоны, определить границы санитарно-защитной зоны в соответствии с разработанным и утвержденным проектом санитарно-защитной зоны и подать сведения о них для внесения в государственный кадастр недвижимости в качестве зоны с особыми условиями использования территории, установить срок исполнения обязательства 1 год со дня вступления решения суда в законную силу, указывая, что ответчик осуществляет деятельность по производству и реализации тепловой энергии, эксплуатации, ремонту и содержаниею котельных, тепловых сетей.
Предприятие расположено на <данные изъяты> производственных площадках, имеет <данные изъяты> источника выбросов, <данные изъяты> из которых организованные, в атмосферу выбрасывается <данные изъяты> наименований загрязняющих веществ, МУП «Теплоэнерго» относится к предприятиям <данные изъяты> опасности с ориентировочной санитарно-защитной зоной <данные изъяты> ответчиком разработан проект расчетной сокращенной индивидуальной санитарно-защитной зоны, получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам, однако границы санитарно-защитной зоны не установлены, что не соответствует положениям ст.42 Конституции РФ, п.1 ст. 11, п.1 ст.34, п.3 ст.44 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.8, ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», требованиями п.1.5, 2.1, 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», вопреки требованиям законодательства границы санитарно-защитной зоны ответчика в государственный кадастр недвижимости в качестве зоны с особыми условиями использования территории не внесены.
В судебном заседании помощник Березниковского межрайонного природоохранного прокурора на исковых требованиях настаивает в полном объеме, поддерживает доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика с исковыми требованиями согласен, просит установить срок для исполнения решения 1 год 6 месяцев.
Третье лицо Северный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора явку представителя не обеспечил, в отзыве иск поддерживает.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п.1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно п. 3 ст. 44 этого же Закона в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривается правило, согласно которого индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 (далее СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно п. 1.5. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Пункт 4.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определено, что установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
Судом установлено, что Соликамским МУП «Теплоэнерго» разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу, получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, проект санитарно-защитной зоны не разработан, границы санитарно-защитной зоны до настоящего времени не установлены, что не соответствует требованиям п. 1.5, п.2.1, п.2.2., п.4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», и в силу ст.ст. 20, 42 Конституции Российской Федерации является нарушением конституционных прав граждан, неопределенного круга лиц города Соликамска и Соликамского района на благоприятную окружающую среду, на здоровье.
Таким образом, поскольку на день рассмотрения спора ответчик осуществляет деятельность на земельном участке, но не имеет утвержденной в установленном порядке санитарно-защитной зоны, соответственно, ответчиком должны быть выполнены требования закона об установлении санитарно-защитной зоны с определением ее границ, исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению..
С учетом положений ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает, что срок исполнения ответчиком решения следует определить один год со дня вступления решения в законную силу, данный срок суд признает разумным и достаточным.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Возложить на Муниципальное унитарное предприятие «Теплоэнерго», расположенное по адресу: <...>, ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, обязанность разработать и утвердить проект организации санитарно-защитной зоны, определить границы санитарно-защитной зоны в соответствии с разработанным и утвержденным проектом санитарно-защитной зоны и подать о них сведения для внесения в государственный кадастр недвижимости в качестве зоны с особыми условиями использования территории.
Установить срок для исполнения решения - один год со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме 10.05.2016 года.
Судья Н.В. Рублева