РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 марта 2015 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Панкратовой Т.В.
при секретаре Пинчук А.С.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора г. Тольятти в интересах Жуковца В.В. к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения,
установил:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском.
В судебном заседании помощник прокурора Каплин М.В. иск поддержал, пояснив, что Жуковец В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом, оставшимся без попечения родителей. Постановлением Главы администрации Комсомольского района г. Тольятти от 07 июля 1995 года над Жуковец В.В. установлена опека. В 2013 году Жуковец В.В. окончил обучение в <данные изъяты>. Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 14 апреля 2014 года Жуковец В.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда с 18 марта 2014 года, однако до настоящего времени, в нарушение норм жилищного законодательства и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жильем не обеспечен. Просит обязать ответчика предоставить Жуковцу В.В. благоустроенное и отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в г. Тольятти по договору найма из специализированного жилищного фонда на состав семьи один человек площадью не ниже установленных социальных норм.
Жуковец В.В. в судебном заседании иск поддержал.
Представитель мэрии городского округа Тольятти Никифорова Е.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Мэрия г.о. Тольятти не оспаривает право истца на обеспечение жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, а также не оспаривает свою обязанность по обеспечению истца жильем, однако мэрия прав истца не нарушала и не отказывала истцу в предоставлении жилого помещения. Напротив, истцу предоставлялось жилое помещение специализированного жилищного фонда, однако он 05 февраля 2014 года отказался от заключения договора найма. Кроме того, законом предусмотрен заявительный порядок для предоставления жилого помещения, однако Жуковец В.В. с заявлением о предоставлении жилого помещения в мэрию не обращался, а от предоставленного жилого помещения отказался. Также просит учесть, что Жуковец В.В. до настоящего времени проходит обучение в <данные изъяты>, срок окончания обучения 31 января 2016 года. Возложенные функции мэрией г.о. Тольятти выполняются в полном объеме. Кроме того, прокурор не обосновал свое обращение с указанным иском в интересах ЖуковцаВ.В., не указал причины, по которым Жуковец В.В. сам не может обратиться в суд. Просит в иске отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.
Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года (в ред. от 29 февраля 2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД (ред. от 10 апреля 2013) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно ст. 3 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД (ред. от 10 апреля 2013) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом установлено, что Жуковец В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждено материалами дела.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 14 апреля 2014 года Жуковец В.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда с составом семьи один человек с 18 марта 2014 года.
Ответчик не оспаривает, что истец состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях и подлежит обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени жильем не обеспечен.
Из вышеизложенных норм действующего законодательства следует и представителем мэрии не оспаривается, что обязанность по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда возложена на орган местного самоуправления.
Доводы представителя ответчика о заявительном порядке предоставления жилья и о том, что Жуковец В.В. с заявлением о предоставлении ему жилого помещения не обращался и о том, что он до настоящего времени проходит обучение в <данные изъяты> и окончит его только в январе 2016 года, не могут быть приняты во внимание.
Из материалов дела видно, что Жуковец В.В. 18 марта 2014 года обратился в мэрию с заявлением о включении его в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, т.е. выразил свое желание на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 14 апреля 2014 года Жуковец В.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда с составом семьи один человек с 18 марта 2014 года, т.е. иными словами с указанной даты истец должен быть обеспечен жилым помещением.
Основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Следовательно, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма Жуковца В.В., состоящего на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло с момента совершеннолетия и прекращения опекунства.
Кроме того, судом установлено, что Жуковец В.В. окончил <данные изъяты> в 2013 году, после чего и был включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением.
В настоящее время Жуковец В.В. получает второе образование и то обстоятельство, что он решил продолжить обучение и получить еще одно образование не означает, что его можно исключить из списка или не предоставлять ему жилье, так как из вышеперечисленных оснований для предоставления жилого помещения, в данном случае имеет место два: прекращение опекунства и окончание образовательного обучения.
Доводы ответчика о том, что истцу предоставлялось жилое помещение специализированного жилищного фонда, однако он 05 февраля 2014 года отказался от заключения договора найма, что следует расценивать как наличие возможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, судом отклоняются, так как истец признан нуждающимся в жилом помещении, подлежит обеспечению жилым помещением из специализированного жилищного фонда с 18 марта 2014 года, однако до настоящего времени жильем не обеспечен.
Доводы представителя мэрии г.о. Тольятти о том, что жилые помещения в соответствии с действующим законодательством предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет и в случае удовлетворения исковых требований будут существенно ущемлены права иных лиц, внесенных в Список ранее, также не могут быть приняты во внимание, так как положения ЖК РФ и иных федеральных законов не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем, реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
При этом, право истца не может быть поставлено в зависимость от реализации прав других лиц. Лица, имеющие право на получение жилья также вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.
Доводы ответчика о том, что прокурором нарушены нормы процессуального права, так как прокурор не обосновал свое обращение с указанным иском в интересах Жуковца В.В., не указал причины, по которым Жуковец В.В. сам не может обратиться в суд, не состоятельны.
В исковом заявлении указано, что обращение прокурора с иском в защиту интересов Жуковца В.В. обусловлено тем, что последний относится к категории социально не защищенных граждан, не обладает знаниями необходимого уровня, а также находится в тяжелом материальном положении, в связи с чем, не имеет возможности обратиться за квалифицированной юридической помощью.
В материалах дела имеется заявление Жуковца В.В. на имя прокурора г. Тольятти, в котором он просит обратиться в суд в его интересах.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Таким образом, право прокурора на обращение в суд с данным исковым заявлением прямо предусмотрено законом.
При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем законом возложена на мэрию городского округа Тольятти и данная обязанность должна быть исполнена.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Жуковцу <данные изъяты> на состав семьи один человек благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение по договору найма в г. Тольятти из специализированного жилищного фонда, по установленным нормам предоставления жилой площади, действующим на момент предоставления жилья.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 02 апреля 2015 года.
Председательствующий: