№ 2-147/2012 ...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 апреля 2013 года гор. Бийск
Барнаульский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего - Кузичкина А.А.,
при секретаре судебного заседания Яблонцевой А.С.,
с участием заявителя Черепанова А.Н.,
представителя заявителя Дроздова К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего по контракту войсковой части № сержанта запаса Черепанова А.Н. об оспаривании решения Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ (далее Центррегионжилье), связанного с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, -
УСТАНОВИЛ:
Черепанов обратился с вышеуказанным заявлением в суд, при этом в суде требования поддержал и уточнил, пояснив, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу сначала по призыву, а затем по контракту в войсковой части №.
ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией вышестоящей войсковой части № он был признан нуждающимся в жилье и поставлен в очередь на получение жилья.
В июне 2009 года он был уволен с военной службы по состоянию здоровья, при этом жильем так и не был обеспечен. В строевом отделе войсковой части № объяснили, что он после увольнения остался в списках очередников на жилье в воинской части и получит жилье через КЭЧ.
Примерно в течение двух лет он пытался выяснить, кто его должен обеспечить жильем, сначала это была Толмачевская КЭЧ, затем после передислокации части - Красноярская КЭЧ и после реорганизации КЭЧ - Центррегионжилье.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Центррегионжилье с заявлением о постановке на жилищный учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ он получил решение Центррегионжилье от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ему отказано в принятии на жилищный учет.
С данным решением Центррегионжилье он не согласен, так как жилья не имеет, при прохождении военной службы был признан нуждающимся в жилье, представил в Центррегионжилье все необходимые документы.
В связи с изложенным, Черепанов просил суд:
- признать решение Центррегионжилье от ДД.ММ.ГГГГ №, связанное с отказом ему в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, - незаконным;
- обязать начальника Центррегионжилье отменить вышеуказанное оспариваемое решение;
- обязать Центррегионжилье принять его на учет нуждающихся в жилых помещения.
Представитель заявителя требования своего доверителя поддержал, при этом пояснил, что Черепанов, из-за бездействий жилищных органов воинской части и КЭЧ, не был внесен в информационную базу «Учет» КЭЧ района. Данные обстоятельства послужили одним из оснований отказа Черепанову в постановке на учет в Центррегионжилье, что недопустимо. Также, по мнению представителя заявителя, не может служить отказом в постановке на жилищный учет и то обстоятельства, что Черепанов уволен с военной службы, так как жилищные правоотношения между Минобороны РФ и заявителем возникли в период прохождения военной службы последним. Считая, что Минобороны РФ не выполнило перед Черепановым своих жилищных обязательств, представитель просил суд удовлетворить заявление.
Начальник Центррегионжилье, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не прибыл, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Выслушав объяснения заявителя и его представителя, исследовав материалы дела, военный суд приходит к следующему:
Так, согласно записям в военном билете и послужном списке, Черепанов призван на военную службу ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ переведен на военную службу по контракту.
В контракте о прохождении военной службы указано, что в июне 2004 года Черепанов заключил очередной контракт с Минобороны РФ в лице командира войсковой части № сроком на 5 лет. При этом, как следует из условий контракта, Черепанов обязался добросовестно проходить военную службу, а Минобороны РФ обязалось, в свою очередь, обеспечивать соблюдение прав данного военнослужащего.
Как усматривается из выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии войсковой части №, Черепанов (с состав семьи 1 человек) признан нуждающимся в жилье и поставлен в очередь на получение жилья.
Из рапорта от ДД.ММ.ГГГГ и листа беседы видно, что Черепанов желал уволиться с военной службы по состоянию здоровья, при этом жильем не обеспечен и просит решить его жилищный вопрос в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Согласно выписке из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № (по строевой части), сержант войсковой части № Черепанов уволен с военной службы по состоянию здоровья (подп. «б» п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») и с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части, для постановки на учет направлен в военный комиссариат гор. Бийска.
Из записей в паспорте и выписки из домовой книги усматривается, что Черепанов с августа 2007 года зарегистрирован в административном здании Бийской КЭЧ по адресу: <адрес>.
Как видно из заявления от ДД.ММ.ГГГГ, Черепанов обратился в Центррегионжилье с просьбой принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. При этом к заявлению приложил: выписку из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии; выписку из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №; выписку из послужного списка; свидетельство о расторжении брака, свидетельство о рождении сына, копии финансовых лицевых счетов с места жительства, рапорт об увольнении, а также документы, подтверждающие отсутствие у него жилья.
Согласно письму начальника Центррегионжилье от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Черепанова, рассмотрение заявления последнего о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении приостановлено, в связи с отсутствием: документов, подтверждающих право на предоставление жилых помещений по договору социального найма (справки о планируемом увольнении, выписки из приказа о выводе в распоряжение, копии рапорта об увольнении или листа беседы); подписей совершеннолетних членов семьи в заявлении о постановке на учет; выписок из финансовых лицевых счетов с места жительства; росписей за несовершеннолетних членов семьи в сведениях о наличии (отсутствии) жилья, а также непредставлением оригиналов: выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи.
Из заявления Черепанова от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что он представил в Центррегионжилье оригиналы вышеуказанных недостающих документов.
Как усматривается из решения Центррегионжилье от ДД.ММ.ГГГГ №, Черепанову отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании подпункта 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть в связи с отсутствием у него статуса военнослужащего на момент обращения в Центррегионжилье, а также непредставлением документов, подтверждающих постановку на учет до увольнения с военной службы (рапорт о постановке на учет, решение жилищной комиссии, данные о внесении в базу «Учет» КЭЧ района). Также в качестве основания отказа в решении указано, что Черепанов обратился с заявлением о постановке на учет по истечении трех лет трех месяцев после даты исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Согласно требованиями ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 названной статьи Федерального закона, Черепанов на весь срок военной службы должен был обеспечиваться служебным жилым помещением, так как поступил на военную службу по контракту после 1 января 1998 года.
Вместе с тем, военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 3 ноября 2010 года № 1455, уполномоченным органом указанного министерства по вопросам реализации жилищных прав военнослужащих является Департамент жилищного обеспечения, осуществляющий свои функции через специализированные организации, к которым, помимо прочих, относится и ФГУ «Центррегионжилье».
Согласно п. 10 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. При этом, учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, ведется по очередности исходя из даты принятия их на учет. Аналогичное требование закреплено и в ст. 57 ЖК РФ.
Исходя из изложенного следует, что законодатель вне зависимости от избранной гражданином формы обеспечения жильем, длительность его ожидания и момент обеспечения таковым ставит в зависимость от даты признания нуждающимся в нем. Поэтому дата принятия таких граждан на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является значимым фактором, влияющим на время реализации их жилищных прав и выполнение гарантированных государством обязательств.
Следовательно, военнослужащие признанные установленным порядком нуждающимися в получении жилья до введения в действие указанной Инструкции, должны быть уполномоченным Минобороны РФ органом приняты на учет военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях с последующим их обеспечением жильём от Минобороны РФ.
В связи с изложенным, военный суд не усматривает возможного ограничения прав бывших военнослужащих, уволенных с военной службы до введения в действие Инструкции, состоять на учете в соответствии с положениями указанной Инструкции, при условии, что они действительно признаны установленным порядком нуждающимися в получение жилья в период их прохождения военной службы.
Анализируя вышеперечисленные доказательства и нормы военного жилищного законодательства, военный суд приходит к выводу, что Черепанов должен быть принят в Центррегионжилье на учет военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях, поскольку в период прохождения военной службы, то есть ДД.ММ.ГГГГ был признан уполномоченным на тот момент органом - жилкомиссией воинской части нуждающимся в жилье и включен в списки очередников нуждающихся в получении жилья.
Военный суд также считает, что надуманными являются основания отказа в принятии заявителя на вышеназванный учет, связанные с непредставлением им в Центррегионжилье рапорта о постановке на учет, решения жилищной комиссии, данных о внесении в базу «Учет» КЭЧ района, поскольку названные рапорт и решение им представлены в Центррегионжилье, а за данные базы «Учет» он не отвечает.
Принимая решение, военный суд исходит из того, что Черепанов, направив заявление в военный суд по почте ДД.ММ.ГГГГ, при этом, получив обжалуемое решение Центррегионжилье ДД.ММ.ГГГГ (опровергающих данные обстоятельства доказательств из Центррегионжилье не представлено), трехмесячный срок на обжалование названного решения, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, не пропустил.
В соответствии с требованиями ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения органов государственной власти и должностных лиц возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что начальником Центррегионжилье не представлено в суд каких-либо доказательств, подтверждающих, что военнослужащий по истечении трех лет и трех месяцев после даты исключения из списков личного состава части не может быть принят на учет в Центррегионжилье, военный суд приходит к выводу, что Центррегионжилье своим решением от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии Черепанова (состав семьи 1 человек) на учет нуждающихся в жилых помещениях нарушило закон и права последнего на обеспечение жильем, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Поскольку требования представителя заявителя подлежат удовлетворению, то в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать с Центррегионжилье в пользу заявителя понесенные им судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, то есть в сумме - ... рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 и 258 ГПК РФ, военный суд, -
РЕШИЛ:
Заявление Черепанова А.Н. об оспаривании решения ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ, связанного с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, - признать обоснованным и удовлетворить.
Признать решение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, связанное с отказом Черепанову в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, - незаконным.
Обязать начальника Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отменить решение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ ДД.ММ.ГГГГ №, связанное с отказом Черепанову в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Обязать Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации принять Черепанова А.Н. (с составом семьи 1 человек) на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Черепанова А.Н. ... рублей - судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Западно-Сибирский окружной военный суд через Барнаульский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
...
Председательствующий А.А. Кузичкин
...а