РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 февраля 2019 года город Солнечногорск
Солнечногорский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Дунайло Н.А., при секретаре судебного заседания Гладневой А.М., с участием ответчика Григорьева О.В., в открытом судебном заседании в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению представителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее – ЕРЦ МО РФ) к бывшему военнослужащему 1712 военного представительства МО РФ майору ФИО2 о взыскании суммы излишне выплаченных денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
представитель ЕРЦ МО РФ Бирюкова О.В. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просила взыскать с Григорьева в пользу представляемой ею организации, излишне выплаченные ответчику денежные средства в сумме 40606 рублей 23 копеек.
В обоснование своих требований представитель истца указала, что ответчику за период со 2 октября 2012 года по 31 июля 2013 года были перечислены денежные средства в качестве процентной надбавки за выслугу лет. Однако, после внесения 5 февраля 2016 года в специализированное программное обеспечение «Алушта» (далее – СПО «Алушта») сведений о стаже военной службы ответчика ЕРЦ МО РФ в автоматическом режиме был произведен перерасчет его денежного довольствия. Так, по состоянию на 2 октября 2012 года его выслуга лет составляла 24 года 2 месяца и 2 дня и ему полагалась к выплате надбавка в размере 30 %, а надбавка в большем размере (40%) только с 1 августа 2013 года. Отметила, что перерасчет указанной надбавки повлиял на перерасчет районного коэффициента в меньшую сторону, в связи с чем за Григорьевым образовалась задолженность в размере 41226 рублей 45 копеек.
Кроме того, в соответствии с приказом командира войсковой части войсковой части 52859 от 27 января 2016 года № 13 Григорьев с 14 января 2016 года сдал дела и должность, а с 13 февраля 2016 года, по прибытии из отпуска, был исключен из списков личного состава названной воинской части. Таким образом, с момента сдачи ответчиком дел и должности, он утратил право на получение дополнительных выплат, а именно надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за классную квалификацию и за особые условия военной службы. Несмотря на эти обстоятельства, ответчику за период с 15 по 31 января 2016 года ЕРЦ МО РФ было перечислено денежное довольствие с указанными дополнительными выплатами на общую сумму 5407 рублей 78 копеек. В связи с чем просила взыскать с Григорьева излишне выплаченные ему денежные средства в общем размере 40606 рублей 23 копеек (с учетом удержанного налога на доходы физических лиц).
Надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания представитель истца и третье лицо (на стороне истца) – 1712 военное представительство МО РФ в суд не явились, при этом просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебном заседании Григорьев требования иска признал частично и пояснил, что перед исключением из списков личного состава воинской части он давал согласие на внесение изменений в СПО «Алушта» сведений о его выслуге лет и корректировку в сторону уменьшения соответствующих выплат, а также удержания излишне выплаченных ему денежных средств, о чем подавал соответствующее заявление на имя руководителя ЕРЦ МО РФ, однако до настоящего времени удержание не производилось. Отметил, что с момента увольнения с военной службы в распоряжение какого либо должностного лица он не зачислялся, от должности не освобождался. Поскольку из списков личного состава воинской части он был исключен с 13 февраля 2016 года, то именно с этой даты он утратил право на получение ежемесячных дополнительных выплат, в связи с чем просил отказать в удовлетворении требований истца в этой части.
Заслушав ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
Из ч. 11 ст. 38 Федерального Закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» следует, что окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Согласно ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства России, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - Закон), денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы.
Частью 2 этой же статьи Закона предусмотрено, что денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Части 12, 23 упомянутой статьи Закона гласят, что военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, устанавливаются дополнительные выплаты, предусмотренные частями 13, 15, 17 - 24 и 26 настоящей статьи, то есть, в частности: ежемесячные надбавки за выслугу лет (ч.13), за классную квалификацию (квалификационную категорию) (ч.15), а также за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (ч.17) и за особые условия военной службы (ч.18). Военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации, а также военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на отдельных территориях Российской Федерации, устанавливаются повышающие коэффициенты или надбавки к денежному довольствию. Правила выплаты денежного довольствия, размеры повышающих коэффициентов и надбавок к денежному довольствию на соответствующих территориях устанавливаются Правительством Российской Федерации в зависимости от мест дислокации воинских формирований и выполняемых военнослужащими задач.
Как следует из п. 32 ст. 2 Закона порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ утвержден приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года № 2700 (далее - Порядок).
Пунктом 40 Порядка, предусмотрено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания в размере 30 % - при выслуге от 20 до 25 лет; в размере 40 % - при выслуге 25 лет и более.
Приказом Министра обороны РФ (по строевой части) № 4 от 10 января 2012 года Григорьеву с 1 января названного года установлены надбавки за выслугу лет в размере 30%, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну - 20%, за особые условия военной службы - 20%, районный коэффициент- 1,15 к денежному довольствию.
Согласно выписке из приказа Министра обороны РФ от 7 декабря 2015 года № 918 (по личному составу), майор Григорьев уволен с военной службы в запас по достижению предельного возраста пребывания на ней (пп.«а» п.1 ст.51 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе») и его выслуга лет в календарном исчислении составляет 27 лет 4 месяца.
Из выписки из приказа командира войсковой части 52116 от 27 января 2016 года № 13 следует, что Григорьева полагают сдавшим дела и должность с 14 января 2016 года, с 15 января по 13 февраля 2016 года убывшим в основной и дополнительный отпуска, а с 14 февраля указанного года исключенным из списков личного состава названной воинской части, всех видов обеспечения.
Расчетными листками за октябрь-декабрь 2012 года и январь-июль 2013 года подтверждается, что в этот период ответчику производилась выплата ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания в размере 40 %.
Между тем, в суде установлено, что по состоянию на 2 октября 2012 года выслуга Григорьева составляла 24 года 2 месяца и 2 дня и на получение данной надбавки в оспариваемый период в указанном размере он права не имел.
Из справки-расчета денежного довольствия за вышеуказанный период усматривается, что переплата Григорьеву названной надбавки с учетом пересчета районного коэффициента и удержанного налога составила 35901,45 рублей, с данным расчетом ответчик согласился.
Согласно ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных Законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Данные правила, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Пунктом 3 ст. 1109 ГК РФ установлены ограничения для возврата в виде неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Вместе с тем, учитывая, что ввод данных в единую базу с использованием СПО «Алушта» осуществлялся кадровыми органами и ЕРЦ МО РФ в период возникновения спорных правоотношений не обладал достоверными сведениями, как о составе, так и о размере денежного довольствия Григорьева, суд признает, что неправильное его начисление произошло вследствие счетной ошибки, вызванной несвоевременным введением верных данных о выслуге лет ответчика.
Таким образом, поскольку надбавка за выслугу лет за период со 2 октября 2012 года по 31 июля 2013 года была выплачена Григорьеву в размере 40 % оклада денежного содержания в отсутствие на то законных оснований, суд приходит к выводу о том, что иск ЕРЦ МО РФ в данной части подлежит удовлетворению, а излишне выплаченные ответчику 35901,45 (4006,45 +4140*9=41266,45-13% НДФЛ = 35901,45) взысканию с него в качестве неосновательного обогащения.
При этом суд принимает во внимание, что действительно со стороны Григорьева отсутствуют какие-либо умышленные действия, направленные на неправомерное завладение денежными средствами, вместе с тем, действующее законодательство предусматривает такую возможность и при наличии счетной ошибки начисления денежных средств, что имеет место в данном случае.
Что же касается требования истца о взыскании с Григорьева денежных средств, в сумме 5407 рублей 78 копеек, перечисленных ему в качестве денежного довольствия с учетом надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за классную квалификацию, за особые условия военной службы и образованного от них районного коэффициента.
То, как следует из п. 185 Порядка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при увольнении с военной службы денежное довольствие выплачивается по день их исключения из списков личного состава воинской части. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, использовавшим основной и дополнительные отпуска в году увольнения, денежное довольствие выплачивается по день их исключения из списков личного состава воинской части, осуществляемого после сдачи военнослужащим дел и должности (в том числе исполняемой временно) в пределах установленных сроков, но не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Как следует из п. 156 военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за период нахождения в установленных отпусках выплата денежного довольствия производится в полном размере, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 157 и 160 настоящего Порядка.
Как было установлено в судебном заседании и подтверждено исследованными доказательствами, заявитель 7 декабря 2015 года был уволен с военной службы в запас по достижению предельного возраста пребывания на ней, 14 января 2016 года полагался сдавшим дела и должность и по прибытии из отпуска был исключен из списков личного состава воинской части с 13 февраля 2016 года.
Согласно расчетному листку ответчика за январь 2016 года ему было выплачено денежное довольствие с учетом всех ежемесячных надбавок, в том числе за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за классную квалификацию и за особые условия военной службы.
Сведений и документов, подтверждающих освобождение ответчика от занимаемой должности либо зачисления в распоряжение истцом не представлено.
Напротив, согласно приказам об увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части Григорьев на момент утраты статуса военнослужащего проходил службу на воинской должности.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Григорьев был обеспечен денежным довольствием и дополнительными выплатами на законных основаниях. Что же касается ссылки представителя истца об отсутствии у ответчика права на получение оспариваемых надбавок в связи со сдачей им дел и должности, суд признает их несостоятельными, поскольку такого основания законом не предусмотрено.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление представителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» – удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО2 в пользу Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» излишне выплаченные денежные средства в сумме 35901 (тридцать пять тысяч девятьсот один) рубль 45 копеек.
В удовлетворении требований о взыскании с Григорьева О.В. денежных средств в большем размере представителю Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Солнечногорский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Дунайло