Дело № 2-131/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2022 года г. Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Терновой Ю.В.,
при секретаре Батоболотовой А.Б.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Валишиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Шилкинского межрайонного прокурора в интересах КАВ к Государственному автономному учреждению здравоохранения «Шилкинская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Забайкальского края о возложении обязанности организовать ежемесячное обеспечение лекарственным препаратом, а также средствами диагностики диабета,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель Шилкинского межрайонного прокурора обратился в суд с указанным выше заявлением, мотивируя его тем, что по результатам проведения проверки исполнения требований законодательства о здравоохранении в части обеспечения лекарственными препаратами, было выявлено, что КАВ, имеющий заболевание «сахарный диабет 2 тип» до настоящего времени лекарственными средствами, предназначенными для лечения имеющегося у него заболевания, не обеспечивается. Просит суд возложить на ГАУЗ «Шилкинская центральная районная больница», Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность организовать ежемесячное в течение 2022 года обеспечение КАВ лекарственным препаратом «Метформин 1000» в соответствии с медицинскими показаниями, а также средствами диагностики диабета. Обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель процессуального истца – помощник прокурора Валишина Т.В. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Материальный истец КАВ в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен должным образом.
Представитель ответчика ГАУЗ «Шилкинская центральная районная больница» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, представил письменный отзыв, просил в удовлетворении требований отказать.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Забайкальского края в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела.
Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения участника процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с карточной пациента, КАВ имеет диагноз «Сахарный диабет 2 тип», не имеет инвалидности, относится к категории региональных льготников, нуждается в лекарственных препаратах «Метформин 1000».
Из предоставленного ГАУЗ «Шилкинская ЦРБ» списка от 21.12.2021 следует, что истец не обеспечен в 2021 году препаратом «Метформин 1000», при этом.
Частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон №323).
В соответствие с пунктом 2 статьи 9 Закона № 323, органы государственной власти, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 4 Закона № 323, охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Частями 1 и 2 статьи 19 Закона № 323 определено, что к числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья.
Указанный принцип в соответствии со статьей 8 Закона № 323 обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Пунктом 5 статьи 10 Закона № 323 определено, что право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, гарантированный объем, которой предоставляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Статьей 29 Закона № 323 определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями частей 1 и 2 статьи 37 Закона № 323 установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; а также с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний).
В силу пункта 1 части 3 статьи 80 Закона № 323, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Из положений статьи 81 Закона № 323 следует, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе, перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 43 Закона № 323, перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» сахарный диабет (код по МКБ-10: Е 10-Е 14) включен в Перечень социально значимых заболеваний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. К числу таких заболеваний отнесен диабет, для лечения которого предусмотрено предоставление всех необходимых лекарственных средств, этиловый спирт (100 грамм в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.
Согласно пункта 14 части 1 статьи 16 Закона № 323, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В силу положений Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по организации медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Во исполнение указанных положений Закона № 323 и в целях реализации вышеназванного Постановления Правительства Российской Федерации на территории Забайкальского края действуют положения Закона Забайкальского края от 25.11.2010 № 433-33K «О мерах социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении отдельным категориям граждан» (далее по тексту - Закон № 433-33K).
В силу статьи 2 Закона № 433-33K, гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, за исключением граждан, страдающих болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением, предоставляется бесплатное лекарственное обеспечение по основному заболеванию при амбулаторном лечении в порядке, устанавливаемом исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным Правительством Забайкальского края в области здравоохранения, и в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
На основании статьи 5 Закона № 433-33K, установленные данным законом меры социальной поддержки являются расходными обязательствами Забайкальского края.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 27.07.2017 № 319, Министерство является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в сфере охраны здоровья граждан.
К полномочиям Министерства, в том числе, отнесены организация оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством Забайкальского края для определенных категорий граждан; организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с законом
Согласно пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Таким образом, бесплатное предоставление отдельным категориям граждан - при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.
Диагностированное у КАВ заболевание относится к социально значимым, право последнего на получение жизненно необходимых изделий медицинского назначения гарантировано Законом № 323, Законом № 433- ЗЗК, в связи с чем заявитель вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно лекарственных препаратов в соответствии с медицинскими показаниями.
В целях эффективного обеспечения восстановления нарушенных прав, учитывая, что в 2021 году истец фактически не обеспечивался необходимыми лекарственными средствами в соответствии с медицинскими показаниями, суд приходит к выводу о необходимости возложения на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанности организовать ежемесячное обеспечение истца в соответствии с медицинскими показаниями лекарственными препаратами для лечения диабета.
К обязанностям Министерства пунктом 3 Положения о порядке организации работы Министерства здравоохранения Забайкальского края по бесплатному лекарственному обеспечению льготных категорий граждан Забайкальского края, утвержденного приказом Министерства от 18.12.2019 № 37-П, в том числе отнесены:
-определение финансовой квоты в разрезе программ ОНЛП, PJIO, программе обеспечения больных «орфанными» заболеваниями для каждой медицинской организации исходя из текущего финансирования;
- доведение до сведения медицинских организаций в разрезе программ ОНЛП, РЛО о финансовой квоте, формах, сроках и условиях подготовки заявки.
Факт обращения истца в межрайонную прокуратуру за защитой нарушенного права на получение необходимых лекарственных средств, свидетельствует о нарушении прав последнего на обеспечение всеми необходимыми лекарственными средствами и средствами диагностики заболевания бесплатно в объеме, определяемом врачом.
Министерство здравоохранения Забайкальского края, как главный распорядитель бюджетных средств, в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса РФ, осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований, ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований.
Суд считает доказанным факт недостаточного финансирования со стороны Министерства для приобретения лекарственных препаратов региональным льготникам, в связи с чем, требование заместителя прокурора к Министерству здравоохранения о возложении обязанности по организации ежемесячного обеспечения материального истца жизненно необходимым лекарственным препаратом в 2022 году являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, полномочия ГАУЗ «Шилкинская ЦРБ» в указанной сфере сводятся к тому, что ежегодно в сентябре месяце ГАУЗ «Шилкинская ЦРБ» составляется заявка на пациентов состоящих на учете с «Сахарным диабетом» получающих лекарственные препараты по региональной льготе.
Как установлено в судебном заседании, по региональной льготе в ГАУЗ «Шилкинская ЦРБ» состояло 423 пациента из них с 1 типом 17 пациентов, 2 тип - 406 пациентов. Получающие инсулин терапию - 80 человек, таблетированные препараты - 39 пациентов.
Истец включен в заявку на 2022 год, денежных средств на этот год выделено больше, заявка составлена с учетом таблетированных препаратов.
Таким образом, обязанность ГАУЗ «Шилкинская ЦРБ» по лекарственному обеспечению истца на 2022 год в рамках имеющихся полномочий выполнена в полном объёме.
С учетом изложенного, требования заместителя Шилкинского межрайоного прокурора подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Суд не находит оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению, поскольку по заявке ГАУЗ «Шилкинская ЦРБ» денежные средства выделены Министерством с лимитом финансирования 18 176 328,0 рублей на общее количество льготников – 1594, по льготникам с диагнозом «Сахарный диабет» общая сумма финансирования на период с 01.01.2022 по 31.12.2022 составляет 3300665,08 рублей, в перечне препаратов, в том числе, указан «Метформин».
Таким образом, в настоящий момент, имеется возможность обеспечения истца требуемым лекарственным препаратом, доказательств обратного, суду не предоставлено.
В случае недостаточности денежных средств для дальнейшего обеспечения истца необходимым лекарственным препаратом, ГАУЗ «Шилкинская ЦРБ» полномочна направлять дополнительные заявки на финансирование, кроме того, недостаточность финансирования в обозначенной сфере должна обеспечиваться Министерством в рамках исполнения настоящего решения суда в установленном порядке, с учетом требований бюджетного законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя Шилкинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края организовать ежемесячное в течение 2022 года обеспечение КАВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения лекарственным препаратом «Метформин 1000» в соответствии с медицинскими показаниями, а также средствами диагностики диабета.
В удовлетворении требований к ГАУЗ «Шилкинская ЦРБ», об обращении решения суда к немедленному исполнению – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Шилкинский районный суд Забайкальского края.
Судья Терновая Ю.В.
Мотивированное решение изготовлено 28 января 2022 года
Судья Терновая Ю.В.