Решение по делу № 2-164/2021 ~ М-168/2021 от 25.10.2021

Дело № 2-164/2021 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    

с. Баево                                 19 ноября 2021 года

Баевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Ващенко В.А.

при секретаре Приходько К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Баевского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Нижнечуманская СОШ» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить действие

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Баевского района Алтайского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Нижнечуманская СОШ» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить действие.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, по результатам которой в деятельности МБОУ «Нижнечуманская СОШ» (далее – образовательная организация) выявлены нарушения действующего законодательства.

В ходе проверки установлено, что вышеуказанные требования законодательства образовательным учреждением не исполняются.

Так, в нарушение пп. «е» п. 3 Порядка в образовательной организации по адресу: <адрес> не обеспечено размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности - дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Вопреки требованиям пп. «а» п. 4 Порядка при входе в здание в образовательное учреждение по вышеуказанным адресам отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Выявленные нарушения являются существенными, поскольку могут повлечь за собой нарушение прав инвалидов на доступную среду в сфере образования, что недопустимо.

Просит признать незаконным бездействие МБОУ «Нижнечуманская СОШ», выразившееся в не обеспечении размещения в учебных и коридорных помещениях по адресу: <адрес>, носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности - дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также при входе в здания образовательной организации по вышеуказанным адресам вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

Обязать МБОУ «Нижнечуманская СОШ», обеспечить размещение по адресу: <адрес>, носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности - дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также при входе в здания образовательной организации по вышеуказанным адресам - вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения действий: в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Баевского района Агаркова Н.Н настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований по изложенным в иске основаниям.

Просила признать незаконным бездействие МБОУ «Нижнечуманская СОШ», выразившееся в не обеспечении размещения в учебных и коридорных помещениях по адресу: <адрес>, носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности - дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также при входе в здания образовательной организации по вышеуказанным адресам вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

Обязать МБОУ «Нижнечуманская СОШ», обеспечить размещение по адресу: <адрес>, носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности - дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также при входе в здания образовательной организации по вышеуказанным адресам - вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ установить срок для совершения действий: в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика МБОУ «Нижнечуманская СОШ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в представленном письменном отзыве просил отказать в заявленных исковых требованиям в полном объеме, так как согласно утвержденного паспорта доступности для инвалидов здания расположенного по адресу: <адрес>, определены сроки выполнения указанных работ 2026 год.

Представитель третьего лица администрация Баевского района Алтайского края, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в представленном письменном отзыве просил отказать в заявленных исковых требованиям в полном объеме, так как согласно утвержденного паспорта доступности для инвалидов здания расположенного по адресу: <адрес>, определены сроки выполнения указанных работ 2026 год, в бюджете района на 2021 года указанные расходы не запланированы.

Представитель третьего лица комитета администрации Баевского района по образованию извещен надлежащим образом в судебное заседание не явился в представленном отзыве, просила отказать в заявленных исковых требованиям в полном объеме, так как согласно утвержденного паспорта доступности для инвалидов здания расположенного по адресу: <адрес>, определены сроки выполнения указанных работ 2026 год. Так же согласно постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ разработан и утвержден план мероприятий «Дорожная карта» на территории Баевского района, согласно которой сроки исполнения указанных мероприятий запланированным 2020-2030 годы.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.

    Выслушав помощника прокурора Баевского района, изучив материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

Согласно статье 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

Согласно ст. 2 и 15 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.95 года "О социальной защите инвалидов в РФ", социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, в т.ч.: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; движение пешеходов через транспортные коммуникации; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Здания и сооружения с учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (статья 2), Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (статьи 3, 8, 12, 30), должны отвечать определенным требованиям, перечень которых установлен в Своде правил 59.13330 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2016 года № 798/пр (далее - СП 59.13330).

Согласно положениям ст. 30 Федерального закона N 384-ФЗ от 30.12.2009 года "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения, а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения. Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.

Пунктами 3 и 4 Приказа Министерства образования и науки РФ N 1309 от 09.11.2015 года "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" установлено, что руководители органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, в пределах установленных полномочий организуют инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности. Ими же должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.

Согласно п. 6.2.23, 6.5.9, 8.1.6 Свода правил "СП 59.13330 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Приказом Минстроя России от 14.11.16 года N 798/пр, информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1.2 до 1.6 м; перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов); перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения. При входах в здания массового посещения (в т.ч. учреждения социального назначения, административно-управленческие учреждения и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании и наличие тактильно-контрастных указателей на основных путях движения.

Таким образом, на здание, в которых расположен ответчик, как объекты социальной инфраструктуры и общеобразовательное учреждение, в полной мере распространяются требования вышеназванных правовых норм, в связи с чем ответчиком должны быть созданы надлежащие условия для беспрепятственного доступа к ним инвалидов.

Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, 19 октября 2021 года прокуратурой Баевского района Алтайского края проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, по результатам которой в деятельности МБОУ «Нижнечуманская СОШ» выявлены нарушения действующего законодательства, а именно:

В зданиях по адресу <адрес>, не обеспечено размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности - дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, при входе в здание в образовательное учреждение по вышеуказанным адресам отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Несоблюдение перечисленных требований действующего законодательства, является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.

Доводы стороны представителя ответчика, третьих лиц о том, что требования приказа Министерства образования и науки РФ N 1309 от 09.11.15 года "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" МБОУ «Нижнечуманская СОШ» выполняются, так как предусмотрены сроки исполнения требований прокурора Баевского района, паспортом доступности здания расположенного по адресу <адрес>, утвержденным МБОУ «Нижнечуманская СОШ», планом мероприятий «Дорожной картой» Баевского района Алтайского края «Повышение значение показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» утвержденной постановлением администрации Баевского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, являются не состоятельными, поскольку действующее законодательство, предусматривающее обязанность органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм создать доступ лиц с ограниченными возможностями по зрению к информации о деятельности учреждения, не связывает исполнения данной обязанности со сроками, установленными органами местного самоуправления в целевых программах.

МБОУ «Нижнечуманская СОШ», являясь самостоятельным юридическим лицом, не лишено права в пределах своих полномочий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации предпринять меры, направленные на получение дополнительного финансирования на изготовление вывесок, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Срок исполнения, предложенный прокурором – шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, суд полагает разумным и достаточным.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Баевского района, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МБОУ «Нижнечуманская СОШ», выразившееся в не обеспечении размещения в учебных и коридорных помещениях по адресу: <адрес> носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности - дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также при входе в здания образовательной организации по вышеуказанному адресу вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

Обязать МБОУ «Нижнечуманская СОШ», обеспечить размещение по адресу: <адрес> носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности - дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также при входе в здания образовательной организации по вышеуказанному адресу - вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ установить срок для совершения действий: в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Баевский районный суд Алтайского края в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение по делу изготовлено 24 ноября 2021 года

Судья Баевского районного суда

        Алтайского края                        В.А.Ващенко

2-164/2021 ~ М-168/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Баевского района в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МБОУ "Нижнечуманская СОШ"
Другие
Администрация Баевского района Алтайского края
Комитет Администрации Баевского района по образованию
Суд
Баевский районный суд Алтайского края
Судья
Ващенко Виктор Александрович
Дело на странице суда
baevsky--alt.sudrf.ru
25.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.10.2021Передача материалов судье
26.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.11.2021Судебное заседание
24.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее