Дело № 2-164/2021 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Баево 19 ноября 2021 года
Баевский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Ващенко В.А.
при секретаре Приходько К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Баевского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Нижнечуманская СОШ» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить действие
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Баевского района Алтайского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Нижнечуманская СОШ» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить действие.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, по результатам которой в деятельности МБОУ «Нижнечуманская СОШ» (далее – образовательная организация) выявлены нарушения действующего законодательства.
В ходе проверки установлено, что вышеуказанные требования законодательства образовательным учреждением не исполняются.
Так, в нарушение пп. «е» п. 3 Порядка в образовательной организации по адресу: <адрес> не обеспечено размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности - дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Вопреки требованиям пп. «а» п. 4 Порядка при входе в здание в образовательное учреждение по вышеуказанным адресам отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Выявленные нарушения являются существенными, поскольку могут повлечь за собой нарушение прав инвалидов на доступную среду в сфере образования, что недопустимо.
Просит признать незаконным бездействие МБОУ «Нижнечуманская СОШ», выразившееся в не обеспечении размещения в учебных и коридорных помещениях по адресу: <адрес>, носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности - дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также при входе в здания образовательной организации по вышеуказанным адресам вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
Обязать МБОУ «Нижнечуманская СОШ», обеспечить размещение по адресу: <адрес>, носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности - дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также при входе в здания образовательной организации по вышеуказанным адресам - вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения действий: в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Баевского района Агаркова Н.Н настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований по изложенным в иске основаниям.
Просила признать незаконным бездействие МБОУ «Нижнечуманская СОШ», выразившееся в не обеспечении размещения в учебных и коридорных помещениях по адресу: <адрес>, носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности - дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также при входе в здания образовательной организации по вышеуказанным адресам вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
Обязать МБОУ «Нижнечуманская СОШ», обеспечить размещение по адресу: <адрес>, носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности - дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также при входе в здания образовательной организации по вышеуказанным адресам - вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ установить срок для совершения действий: в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика МБОУ «Нижнечуманская СОШ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в представленном письменном отзыве просил отказать в заявленных исковых требованиям в полном объеме, так как согласно утвержденного паспорта доступности для инвалидов здания расположенного по адресу: <адрес>, определены сроки выполнения указанных работ 2026 год.
Представитель третьего лица администрация Баевского района Алтайского края, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в представленном письменном отзыве просил отказать в заявленных исковых требованиям в полном объеме, так как согласно утвержденного паспорта доступности для инвалидов здания расположенного по адресу: <адрес>, определены сроки выполнения указанных работ 2026 год, в бюджете района на 2021 года указанные расходы не запланированы.
Представитель третьего лица комитета администрации Баевского района по образованию извещен надлежащим образом в судебное заседание не явился в представленном отзыве, просила отказать в заявленных исковых требованиям в полном объеме, так как согласно утвержденного паспорта доступности для инвалидов здания расположенного по адресу: <адрес>, определены сроки выполнения указанных работ 2026 год. Так же согласно постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ разработан и утвержден план мероприятий «Дорожная карта» на территории Баевского района, согласно которой сроки исполнения указанных мероприятий запланированным 2020-2030 годы.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав помощника прокурора Баевского района, изучив материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Согласно статье 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
Согласно ст. 2 и 15 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.95 года "О социальной защите инвалидов в РФ", социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, в т.ч.: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; движение пешеходов через транспортные коммуникации; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Здания и сооружения с учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (статья 2), Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (статьи 3, 8, 12, 30), должны отвечать определенным требованиям, перечень которых установлен в Своде правил 59.13330 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2016 года № 798/пр (далее - СП 59.13330).
Согласно положениям ст. 30 Федерального закона N 384-ФЗ от 30.12.2009 года "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения, а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения. Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.
Пунктами 3 и 4 Приказа Министерства образования и науки РФ N 1309 от 09.11.2015 года "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" установлено, что руководители органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, в пределах установленных полномочий организуют инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности. Ими же должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
Согласно п. 6.2.23, 6.5.9, 8.1.6 Свода правил "СП 59.13330 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Приказом Минстроя России от 14.11.16 года N 798/пр, информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1.2 до 1.6 м; перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов); перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения. При входах в здания массового посещения (в т.ч. учреждения социального назначения, административно-управленческие учреждения и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании и наличие тактильно-контрастных указателей на основных путях движения.
Таким образом, на здание, в которых расположен ответчик, как объекты социальной инфраструктуры и общеобразовательное учреждение, в полной мере распространяются требования вышеназванных правовых норм, в связи с чем ответчиком должны быть созданы надлежащие условия для беспрепятственного доступа к ним инвалидов.
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, 19 октября 2021 года прокуратурой Баевского района Алтайского края проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, по результатам которой в деятельности МБОУ «Нижнечуманская СОШ» выявлены нарушения действующего законодательства, а именно:
В зданиях по адресу <адрес>, не обеспечено размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности - дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, при входе в здание в образовательное учреждение по вышеуказанным адресам отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Несоблюдение перечисленных требований действующего законодательства, является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.
Доводы стороны представителя ответчика, третьих лиц о том, что требования приказа Министерства образования и науки РФ N 1309 от 09.11.15 года "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" МБОУ «Нижнечуманская СОШ» выполняются, так как предусмотрены сроки исполнения требований прокурора Баевского района, паспортом доступности здания расположенного по адресу <адрес>, утвержденным МБОУ «Нижнечуманская СОШ», планом мероприятий «Дорожной картой» Баевского района Алтайского края «Повышение значение показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» утвержденной постановлением администрации Баевского района Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ, являются не состоятельными, поскольку действующее законодательство, предусматривающее обязанность органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм создать доступ лиц с ограниченными возможностями по зрению к информации о деятельности учреждения, не связывает исполнения данной обязанности со сроками, установленными органами местного самоуправления в целевых программах.
МБОУ «Нижнечуманская СОШ», являясь самостоятельным юридическим лицом, не лишено права в пределах своих полномочий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации предпринять меры, направленные на получение дополнительного финансирования на изготовление вывесок, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Срок исполнения, предложенный прокурором – шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, суд полагает разумным и достаточным.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Баевского района, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МБОУ «Нижнечуманская СОШ», выразившееся в не обеспечении размещения в учебных и коридорных помещениях по адресу: <адрес> носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности - дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также при входе в здания образовательной организации по вышеуказанному адресу вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
Обязать МБОУ «Нижнечуманская СОШ», обеспечить размещение по адресу: <адрес> носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности - дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также при входе в здания образовательной организации по вышеуказанному адресу - вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ установить срок для совершения действий: в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Баевский районный суд Алтайского края в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение по делу изготовлено 24 ноября 2021 года
Судья Баевского районного суда
Алтайского края В.А.Ващенко