Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 июля 2017 года р.п. Белоярский.
Белоярский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Курбатовой Н.Л.,
при секретаре Изгагиной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матвеевой Н. И. к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Матвеева Н.И. обратилась в суд с иском о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение - трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>
В обоснование заявленных требований указала, что проживает в жилом помещении – трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение было предоставлено ее <...> Матвееву В.В. и членам его семьи на основании ордера № <номер> от <дата>., выданного Асбестовской КЭЧ Уральского военного округа Министерства обороны РФ, то есть на условиях социального найма. Ранее право на приватизацию ею использовано не было. Ее <...> Матвеев В.В., <...> Матвеев А.В., <...> Матвеева О.В., также проживающие в этой квартире, отказались от своего права на приватизацию жилого помещения. Ранее она не имела возможности приватизировать жилье, так как жилое помещение находилось в закрытом военном городке. В настоящее время статус закрытого военного городка в п.Гагарский снят. С целью оформить договор приватизации обратилась с заявлением к начальнику ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, однако получила отказ, мотивированный тем, что в настоящее время ответчик не имеет возможности заключить договор передачи квартиры в собственность ввиду отсутствия доверенности действовать от имени Российской Федерации и отсутствия согласия собственника на отчуждение имущества. На заявление о приватизации, поданное в ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ, получила ответ, что жилое помещение является служебным, так как предоставлено в период, когда военный городок был закрытым. Считает отказ в приватизации жилого помещения незаконным.
Истец Матвеева Н.И. и ее представитель Беляев Р.О. в судебном заседании исковые требования поддержали на основании доводов иска.
3-и лица на стороне истца Матвеев В.В., Матвеев А.В., Матвеева О.В. с иском согласились, суду пояснили, что от участия в приватизации они отказываются.
Ответчик ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в отзыве на имя суда просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. С иском не согласен, о чем указал в своих письменных возражениях.
Ответчики Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации своих представителей в суд для участия в судебном заседании не направили, о причинах неявки суд не известили. О времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом судебными повестками по месту нахождения.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» № 1541-1 от 04.07.1991 (в последней ред. от 11.06.2008) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо собственность одного из совместно проживающих лиц.
При этом, согласно ст. 4 вышеуказанного Закона, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
<дата> Асбестовской КЭЧ Министерства обороны РФ служащему <...> Матееву В.В. и членам его семьи - <...> Матвеевой Н.И., <...> Матвееву А.В., <...> Матвеевой О.В. был выдан ордер <номер> на право занятия <...> квартиры по адресу: <адрес>
Матвеева Н.И., Матвеев В.В., Матвеев А.В., Матвеева О.В. зарегистрированы и постоянно проживают в спорном жилом помещении, что подтверждается сведениями, содержащимися в справке ООО «ГУЖФ» <номер> от <дата>
Матвеев В.В., Матвеев А.В., Матвеева О.В. отказались от участия в приватизации спорного жилого помещения.
В соответствие с положением ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Ранее истцом не использовано право на бесплатную приватизацию, что подтверждается справкой БТИ <номер> от <дата>.
Возможности приватизировать спорное жилое помещение истец ранее не имела, так как оно находилось в закрытом военном городке, что в силу ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» исключало возможность его приватизации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации № 349-р от 17.03.2010г. статус закрытого военного городка в п.Гагарский снят, что устраняет какие-либо препятствия приватизации жилого помещения.
С целью реализации своего права на приватизацию жилого помещения истец и 3-и лица обратились с заявлением с просьбой дать разрешение на приватизацию в ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно ответов ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в связи с тем, что в Министерстве обороны РФ отсутствует механизм по передаче жилых помещений, занимаемых гражданами на условиях социального найма, в собственность граждан, вопрос признания права собственности в порядке приватизации подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии со ст.ст.6,7 Федерального законы Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 г. № 1541-1, а также согласно Информационному письму Росимущества «Об участии Росимущества в гражданском судопроизводстве по делам, возникающим в связи с осуществлением и защитой прав граждан при приватизации занимаемых ими жилых помещений» от 16.05.2006 г. № ЛП-05/11256 передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственного или муниципального учреждения, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется указанными организациями самостоятельно. При этом согласования с собственником жилых помещений при их отчуждении в порядке приватизации не требуется.
На основании Указа Президента РФ от 17.11.2008 г. № 1624 «О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Вступившим в силу 27.01.2009 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными учасатками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № 756 от 05.07.2010 г. «О федеральных государственных учреждениях, федеральном государственном квартирно-эксплуатационном учреждении и государственном учреждении, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации», федеральное государственное учреждение «Екатеринбургская квартирно-эксплуатационная часть района» переименована в федеральное государственное учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, судом установлено, что истец имеет право на приватизацию спорного жилого помещения, которое находится в собственности Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за учреждением Министерства обороны Российской Федерации – Федеральным государственным казенным учреждением «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
При обращении истца в учреждение, осуществляющее полномочия собственника жилого помещения, с заявлением о его приватизации, получен отказ.
Отсутствие ведомственных нормативных актов, регламентирующих порядок приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении структурных подразделений Министерства обороны Российской Федерации, не может нарушать право истца на приватизацию жилого помещения.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что отказ истцу в приватизации спорного жилого помещения является незаконным, поскольку требование граждан о бесплатной приватизации жилого помещения в собственность подлежит удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, т.к. ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом приобрести эти помещения в собственность.
Исковые требования Матвеевой Н.И. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194, 197-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Матвеевой Н. И. удовлетворить.
Признать за Матвеевой Н. И. право собственности на жилое помещение – <...> квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий судья Н.Л.Курбатова.
Мотивированное решение (решение суда в окончательной форме) изготовлено 28 июля 2017 года.