Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3404/2017 от 27.03.2017

Дело № 2-3404/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Благовещенск 03 мая 2017 года

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Майданкиной Т.Н.,

При секретаре Барковской А.Г.,

С участием истца – Вороновой И.К., представителя ответчика – Малых К.Н., представителя третьего лица Минтрансстрой АО – Омельченко Е.В., представителя третьего лица Правительства Амурской области – Лагута М.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вороновой И. К., действующей в интересах несовершеннолетнего Воронова В. Д. к управлению ЖКХ администрации города Благовещенска о признании права на получение социальной выплаты на капитальный ремонт пострадавшего жилого помещения, возложении обязанности предоставить социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Воронова И.К., действующая в интересах Воронова В.Д., обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, в обоснование которого указала, что в августе 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера – паводка и выхода из берегов рек Зея и Амур – дом, расположенный по адресу ***, был подтоплен. В результате подтопления пострадало жилое помещение – квартира № ***, в котором проживает она и ее семья. Из заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № *** от 18 апреля 2014 года следует, что дом нуждается в проведении капитального ремонта. Таким образом, она полагала, что причинно – следственная связь между повреждением жилого помещения и чрезвычайной ситуацией, произошедшей в городе Благовещенске в июле – августе 2013 года, установлена в результате проведения специального обследования дома. Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность по возмещению гражданам вреда, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера. Признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющегося для каждого неотчуждаемым благом, как это вытекает из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53, конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства. Данная конституционная обязанность корреспондирует праву граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу чрезвычайной ситуацией природного характера. Согласно части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» граждане Российской Федерации имеют право на компенсацию ущерба своему имуществу, причиненного в результате чрезвычайной ситуации – наводнения. С учетом факта порчи жилого помещения собственник жилого помещения Шаренко В.Е. обратился в управление жилищно – коммунального хозяйства администрации города Благовещенска с заявлением о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, однако социальная выплата произведена не была. 23 октября 2014 года Шаренко В.Е. умер, право собственности на пострадавшее жилое помещение в порядке наследования в равных долях перешло его супруге Вороновой И.К., а также внуку Воронову В.Д. и дочери Шаренко Л.Е. Поскольку жилое помещение по месту жительства было повреждено в связи с наводнением, считает, что имеет право на компенсацию причиненного ущерба.

На основании изложенного просила суд признать за Вороновым В. Д. право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу ***, обязать управление жилищно – коммунального хозяйства администрации города Благовещенска предоставить Воронову В. Д. социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу ***.

В судебном заседании законный представитель Воронова В.Д. - Воронова И.К. на удовлетворении заявления настаивала, просила об их удовлетворении.

Представитель ответчика - управления жилищно – коммунального хозяйства администрации города Благовещенска в судебном заседании возражал против удовлетворения требований искового заявления, поддержал доводы изложенные в письменных возражениях, из которых следует, что Шаренко В.Е. действительно в установленном порядке обращался за получением мер социальной поддержки в виде выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, по результатам рассмотрения заявления был включен в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, список утвержден в установленном порядке. Между тем, ни в 2014, ни в 2015 году бюджетных ассигнований в виде субвенций из областного бюджета на цели предоставления социальной выплаты не поступало. С 1 января 2015 года признаны утратившими силу нормативные правовые акты, предусматривающие государственные полномочия органов местного самоуправления на осуществление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилья. Ввиду отсутствия надлежащего финансирования социальная выплата заявителю перечислена не была. 24 октября 2014 года Шаренко В.Е. умер. Обратила внимание суда на то обстоятельство, что Воронова И.К. в интересах Воронова В.Д. с соответствующим заявлением о предоставлении социальной выплаты в Управление не обращалась. Просила в удовлетворении заявленных Вороновым В.Д. требований отказать.

Представитель министерства строительства и архитектуры Амурской области возражал относительно заявленных требований, оспаривали право заявителя на получение мер социальной поддержки в виде выплаты на капитальный ремонт, ссылаясь на отсутствие у Воронова В.Д. правомочий собственника в отношении пострадавшего жилого помещения на момент чрезвычайной ситуации, а также обращение за реализацией своего права уже после утраты силы нормативного акта, регламентирующего спорные правоотношения.

Представитель правительства Амурской области возражала относительно заявленных требований, поддержала доводы изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, из которых следует, что с 01.01.2015 года на территории Амурской области отсутствует утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения в августе-сентябре 2013 года, на цели капитального ремонта поврежденного жилья, поскольку Закон Амурской области от 28 октября 2013 года № 257-ОЗ признан утратившим силу. Помимо этого, согласно приложению № 4 к федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы финансирование мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванным крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, осуществлялось только в 2013 и 2014 годах, в 2015 году финансирование этих мероприятий не производилось. Действующей в настоящее время Федеральной целевой программой «Жилище» на 2015-2020 годы финансирование мероприятий по такому направлению не предусмотрено. Просит в требованиях отказать в полном объеме.

Настоящее дело рассмотрено в отсутствие неявившихся в судебное заседание и надлежащим образом извещенных представителей администрации города Благовещенска, Министерства финансов Российской Федерации.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив имеющиеся материалы, суд приходит к следующему.

Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 17 сентября 2015 года исковые требования Вороновой И.К. удовлетворены. Суд признал за Вороновым В.Д. право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: ***, соразмерно доле в праве собственности на указанное жилое помещение, а также возложил на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска обязанность предоставить Воронову В.Д. социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, расположенного по адресу: ***, за счет иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета в бюджет Амурской области для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, рассчитав ее в соответствии с долей в праве собственности Воронова В.Д. на указанное жилое помещение.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 25 декабря 2015 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Вступившим в законную силу определением Благовещенского городского суда Амурской области от 17 августа 2016 г. УЖКХ администрации г. Благовещенска восстановлен пропущенный процессуальный срок на подачу кассационной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации на указанные судебные постановления.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 06.03.2017 года, решение Благовещенского городского суда Амурской области от 17.09.2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 25.12.2015 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Судом при разрешении спора установлено, что распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 г. N 123-р в связи с крупномасштабным наводнением на территории Амурской области был введен режим чрезвычайной ситуации с 20 часов 00 минут 22 июля 2013 года.

Постановлением администрации города Благовещенска от 22 июля 2013 года N 3862 на территории городского округа город Благовещенск с 17 часов 30 минут 22 июля 2013 года установлен режим чрезвычайной ситуации.

Вследствие наводнения в зоне затопления оказалось жилое помещение, расположенное по адресу: ***, собственником которого являлся дедушка несовершеннолетнего Воронова В.Д. - Шаренко В.Е.

На дату установления режима чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Амурской области в августе - сентябре 2013 года, в указанном жилом помещении совместно с Шаренко В.Е. проживал и был постоянно зарегистрирован его внук Воронов В.Д., *** года рождения.

Согласно акту обследования помещения от 18 апреля 2014 г. N 142, составленному городской межведомственной комиссией, жилое помещение, расположенное в одноэтажном двухквартирном жилом доме по адресу: ***, было признано нуждающимся в проведении капитального ремонта в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории г. Благовещенска.

Городской межведомственной комиссией 18 апреля 2014 г. дано заключение о необходимости проведения капитального ремонта этого жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории г. Благовещенска.

*** года Шаренко В.Е. обратился в Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска с заявлением о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.

По результатам рассмотрения этого обращения Шаренко В.Е. был включен в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, для предоставления меры социальной поддержки на цели капитального ремонта поврежденного жилого помещения.

*** года Шаренко В.Е. умер, не реализовав свое право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт принадлежавшего ему жилого помещения.

В настоящее время собственником 1/3 доли в праве собственности на данное жилое помещение в порядке наследования по закону является внук Шаренко В.Е. - Воронов В.Д., опекуном которого постановлением администрации города Благовещенска от 13 декабря 2011 года N 5699 была назначена Воронова И.К.

Как установлено судом, Воронова И.К. в интересах несовершеннолетнего опекаемого Воронова В.Д. в уполномоченный орган по вопросу предоставления выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, не обращалась.

Вместе с тем, общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).

Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций (абзацы первый, второй, седьмой, восьмой, девятый пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).

Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт "а" статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).

В порядке реализации указанных полномочий Президентом Российской Федерации издан Указ от 31 августа 2013 г. N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" (далее - Указ Президента РФ от 31 августа 2013 г. N 693).

Подпунктом "г" пункта 2 названного указа в связи с крупномасштабным наводнением на указанных территориях в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в указанных субъектах Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 тысяч рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и определить порядок выделения указанных средств.

Во исполнение Указа Президента РФ от 31 августа 2013 г. N 693 Правительство Российской Федерации 12 октября 2013 г. в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий постановлением от 12 октября 2013 г. N 923 внесло изменения в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - постановление Правительства РФ от 12 октября 2013 г. N 923). Данная программа была дополнена приложением N 11(1) о Правилах предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года.

Предоставление трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации осуществлялось Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы на цели, указанные в пункте 1 этих правил, и согласно распределению, приведенному в приложении N 4 к данной программе (пункт 4 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 359).

Одним из условий предоставления Правительством Российской Федерации трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации являлось наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта поврежденного жилья или строительства жилья (пункт 5 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года).

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что осуществление правового регулирования отношений по предоставлению мер социальной поддержки граждан, лишившихся жилых помещений вследствие чрезвычайной ситуации - крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъекта - Амурской области. К полномочиям субъекта Российской Федерации Указом Президента РФ от 31 августа 2013 г. N 693, постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 г. N 923 отнесено определение механизма реализации мер социальной поддержки, в том числе такой меры, как предоставление социальной выплаты на цели капитального ремонта за счет средств федерального бюджета. При этом наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения, является обязательным условием предоставления этому субъекту Российской Федерации межбюджетных трансфертов, то есть условием финансирования таких мероприятий Правительством Российской Федерации.

На территории Амурской области порядок реализации мер социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, в виде выплаты денежных средств на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений, в том числе включение граждан в соответствующие списки, порядок предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений, ее финансирование регулировались Законом Амурской области от 28 октября 2013 г. N 257-ОЗ "О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта" (далее также - Закон Амурской области от 28 октября 2013 г. N 257-ОЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного закона право на социальную выплату на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений имели граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания (пострадавшие граждане). Члены семьи, совместно проживавшие с собственником поврежденного жилого помещения, определяются в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации. В случае если собственник жилого помещения не проживал на день объявления чрезвычайной ситуации в поврежденном жилом помещении, то члены его семьи, проживавшие в указанном жилом помещении, определяются в соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации.

Порядок предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт был установлен статьей 5 Закона Амурской области от 28 октября 2013 г. N 257-ОЗ, часть 1 которой предусматривала, что социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется пострадавшим гражданам на основании их заявления.

Согласно части 2 статьи 5 Закона Амурской области от 28 октября 2013 г. N 257-ОЗ к заявлению прилагались следующие документы (либо их нотариально заверенные копии): документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, проживавших в поврежденном жилом помещении; правоустанавливающие документы на поврежденное жилье, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; решение суда об установлении факта постоянного проживания заявителя в поврежденном жилом помещении на день объявления режима чрезвычайной ситуации (в случае отсутствия регистрации по месту жительства в поврежденном жилом помещении); документы, подтверждающие родство заявителя с собственником поврежденного жилья.

Граждане, имеющие право на социальную выплату на капитальный ремонт в соответствии с частью 1 статьи 3 данного закона, включались в список граждан, жилые помещения которых повреждены (часть 3 статьи 5 Закона Амурской области от 28 октября 2013 г. N 257-ОЗ).

Социальная выплата на капитальный ремонт предоставлялась гражданам, включенным в список граждан, указанный в части 3 этой же статьи (часть 4 статьи 5 Закона Амурской области от 28 октября 2013 г. N 257-ОЗ).

В силу статьи 6 Закона Амурской области от 28 октября 2013 г. N 257-ОЗ государственными полномочиями по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт наделялись органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, территории которых подверглись чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области. Органы местного самоуправления наделялись государственными полномочиями на срок по 31 декабря 2014 года. Органам местного самоуправления передавались следующие государственные полномочия: прием и рассмотрение заявлений и документов от граждан на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт; формирование и утверждение списков граждан, жилые помещения которых повреждены; выплата пострадавшим гражданам денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений (части 1 - 3 статьи 6 Закона Амурской области от 28 октября 2013 г. N 257-ОЗ).

Прекращение исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется законом области. Прекращение осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий влечет за собой прекращение финансирования государственных полномочий (части 2 и 3 статьи 13 Закона Амурской области от 28 октября 2013 г. N 257-ОЗ).

По смыслу приведенных нормативных положений Закона Амурской области от 28 октября 2013 г. N 257-ОЗ, к пострадавшим гражданам, имеющим право на социальную выплату на капитальный ремонт жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, отнесены как собственники этих помещений при условии наличия у них гражданства Российской Федерации, постоянного проживания в принадлежащих им и поврежденных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещениях, а также отсутствия у них другого жилья, пригодного для проживания, так и члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.

При этом обязательным условием реализации названными категориями граждан права на социальную выплату на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений является обращение этих граждан в орган местного самоуправления, наделенный государственными полномочиями по предоставлению такой выплаты с соответствующим заявлением и приложением к нему документов, предусмотренных частью 2 статьи 5 Закона Амурской области от 28 октября 2013 г. N 257-ОЗ.

Таким образом, социальная выплата на капитальный ремонт жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, является мерой социальной поддержки, адресованной пострадавшим вследствие этой ситуации гражданам, реализуется в заявительном порядке, носит персональный характер и предоставляется гражданам, включенным в список граждан, жилые помещения которых повреждены.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Воронов В.Д. не являлся собственником указанного жилого помещения на день объявления режима чрезвычайной ситуации, то есть не относился к установленной статьей 3 Закона Амурской области от 28 октября 2013 г. N 257-ОЗ категории пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации граждан - собственников поврежденных жилых помещений.

Кроме того, несовершеннолетний Воронов В.Д. и как член семьи собственника поврежденного жилого помещения, постоянно проживавший в данном жилом помещении, в лице своего законного представителя не обращался в орган местного самоуправления (от имени которого выступало Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска) в установленном нормативным актом субъекта Российской Федерации порядке с заявлением о предоставлении ему названной социальной выплаты и не был включен в соответствующий список граждан, имеющих право на предоставление такой выплаты. То есть в отношении Воронова В.Д. не были соблюдены обязательные условия реализации права на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, предусмотренные статьей 5 Закона Амурской области от 28 октября 2013 г. N 257-ОЗ, и он в установленном порядке не был признан пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года.

Более того, доводы стороны истца о наличии у несовершеннолетнего Воронова В.Д. права на предоставление меры социальной поддержки на цели капитального ремонта поврежденного жилого помещения, как у лица, которому после смерти его дедушки Шаренко В.Е. перешло по наследству право собственности на 1/3 доли указанного жилого помещения не основаны на нормах права, регулирующих отношения сторон.

С заявлением о предоставлении социальной выплаты на ремонт принадлежащего ему жилого помещения в порядке, установленном статьей 5 названного закона, в УЖКХ администрации г. Благовещенска обращался дедушка истца Шаренко В.Е. Указанная социальная выплата ему в связи со смертью фактически не предоставлялась, и денежные средства не начислялись. То есть Шаренко В.Е., при жизни не реализовал свое право на данную меру социальной поддержки, включение его в утвержденные списки граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, для предоставления меры социальной поддержки на цели капитального ремонта поврежденного жилого помещения являлось лишь начальным этапом реализации права на получение социальной выплаты.

Между тем согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается данным кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

Таким образом, в состав наследства входит только то имущество и те имущественные права, которые принадлежали наследодателю на день открытия наследства и которые не связаны неразрывно с личностью наследодателя. Возможность перехода в порядке наследования нереализованного наследодателем права на получение мер социальной поддержки, имеющих персональный характер, законом не предусмотрена.

Кроме того, с 1 января 2015 года на территории Амурской области отсутствует утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения в августе - сентябре 2013 года, на цели капитального ремонта поврежденного жилья, поскольку Закон Амурской области от 28 октября 2013 г. N 257-ОЗ признан утратившим силу Законом Амурской области от 29 декабря 2014 г. N 472-ОЗ "О признании утратившим силу Закона Амурской области "О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта".

Ввиду прекращения действия с 1 января 2015 г. Закона Амурской области от 28 октября 2013 г. N 257-ОЗ нельзя признать правомерными требования искового заявления о возложении на УЖКХ администрации г. Благовещенска обязанности по предоставлению истцу Воронову В.Д., предъявившему в лице своего законного представителя требования к указанному органу после 1 января 2015 года, социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения за счет иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета в бюджет Амурской области. Полномочиями по приему и рассмотрению заявлений и документов от граждан на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений, а также по выплате пострадавшим гражданам денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений УЖКХ администрации г. Благовещенска наделялось именно в соответствии с Законом Амурской области от 28 октября 2013 г. N 257-ОЗ.

Помимо этого, согласно приложению N 4 к федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы финансирование мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, осуществлялось только в 2013 и 2014 годах, в 2015 году финансирование этих мероприятий не производилось. Действующей в настоящее время федеральной целевой программой "Жилище" на 2015 - 2020 годы (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. N 889) финансирование мероприятий по такому направлению не предусмотрено.

При этом, Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года N 693, а также утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы не предусмотрено предоставление мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в отсутствие установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (в данном случае Амурской области) порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года.

С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований Вороновой И. К., действующей в интересах несовершеннолетнего Воронова В. Д. к управлению ЖКХ администрации города Благовещенска о признании права на получение социальной выплаты на капитальный ремонт пострадавшего жилого помещения, возложении обязанности предоставить социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Вороновой И. К., действующей в интересах несовершеннолетнего Воронова В. Д. к управлению ЖКХ администрации города Благовещенска о признании права на получение социальной выплаты на капитальный ремонт пострадавшего жилого помещения, возложении обязанности предоставить социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.Н. Майданкина

Решение в окончательной форме изготовлено 05 мая 2017 года.

2-3404/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Воронова Инна Константиновна
Ответчики
УЖКХ администрации г Благовещенска
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
27.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
03.04.2017Передача материалов судье
03.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2017Судебное заседание
05.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее