Дело №2-708/2020
УИД №26RS0031-01-2020-002039-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зеленокумск 16 ноября 2020 года
Советский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Казанаевой И.Н.,
при секретаре судебного заседания Еременко А.В.,
с участием представителя истца в лице помощника прокурора Советского района Ставропольского края Погадаева В.С.,
представителя ответчиков МДОУ «Детский сад № 3 «Дюймовочка» города Зеленокумска Советского района», администрации Советского городского округа Ставропольского края по доверенности Иванченко К.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Советского района Ставропольского края ФИО к администрации Советского городского округа Ставропольского края, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 3 «Дюймовочка» города Зеленокумска Советского района» об обязании исполнить определенные действия,
установил:
заместитель прокурора Советского района Ставропольского края Погадаев В.С. обратилась в защиту неопределенного круга лиц в Советский районный суд Ставропольского края с исковым заявлением, в котором просит обязать администрацию Советского городского округа Ставропольского края, в срок до 31.12.2020, выделить денежные средства на обеспечении охраны Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №3 «Дюймовочка» города Зеленокумска Советского района» сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, а также обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 3 «Дюймовочка» города Зеленокумска Советского района», в срок до 01.02.2021 года, обеспечить заключение договора на охрану учреждения вышеуказанными учреждениями.
Исковые требования мотивированы следующим.
В ходе проведенной прокуратурой Советского района Ставропольского края проверки исполнения законодательства в сфере антитеррористической защищенности установлено, что здание и территория образовательного учреждения не охраняется сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, а договор на такую охрану не заключен. Согласно паспорту безопасности МДОУ «Детский сад №3 «Дюймовочка» города Зеленокумска Советского района» присвоена 3 категория опасности. С учетом требований действующего законодательства, а именно Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", считают, что со стороны ответчиков имеет место нарушение прав обучающихся несовершеннолетних детей на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса.
В судебном заседании помощник прокурора Советского района Ставропольского края Погадаев В.С. исковые требования поддержал в полном объеме и просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчиков – администрации Советского городского округа Ставропольского края, МДОУ «Детский сад №3 «Дюймовочка» города Зеленокумска Советского района» по доверенности Иванченко К.Н. в судебном заседании пояснила, что действительно детский сад не обеспечен охраной сотрудниками частной охранной организации, либо подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Данное обстоятельство вызвано тем, что Советский городской округ Ставропольского края является дотационной территорией и расходы округа с 2005 года не индексировались, в связи с чем, при отсутствии должного финансирования администрация округа лишена возможности устранить нарушения действующего законодательства. Обращает внимание суда на то, что администрация округа в срок до 31.12.2020 не сможет исполнить исковые требования по выделению денежных средств на указанные нужды, необходим срок до 01.04.2021 года.
Выслушав стороны, изучив материалы дела и дав им оценку по правилам ст.67 ГПК РФ, с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению частично, по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что МДОУ «Детский сад № 3 «Дюймовочка» города Зеленокумска Советского района» осуществляет дошкольную образовательную деятельность, согласно устава учредителем и собственником имущества учреждения является Советский городской округ Ставропольского края, функции и полномочия учредителя и собственника имущества осуществляет администрация Советского городского округа Ставропольского края.
К компетенции образовательного учреждения относится, в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
В ходе проведенной прокуратурой Советского района Ставропольского края проверки исполнения законодательства в сфере антитеррористической защищенности установлено, что здание и территория образовательного учреждения не охраняется сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, а договор на такую охрану не заключен.
Согласно паспорту безопасности МДОУ «Детский сад № 3 «Дюймовочка» города Зеленокумска Советского района», названному образовательному учреждению присвоена 3 категория опасности.
Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.
В силу п. 7 ст. 2, ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона N 35-ФЗ одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно пп. "а" и "б" п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 35-ФЗ противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения и участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (пп. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона N 35-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорт безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В 2018 году Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации, к компетенции которого отнесены дошкольные и общеобразовательные учреждения, и в Министерство науки Российской Федерации, в ведение которого входят высшие учебные заведения.
В связи с этим Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006).
Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования, являющийся предметом рассмотрения по настоящему делу.
Пунктом 25 Требований, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006, предусмотрено в отношении объектов (территорий) тождественных рассматриваемому по категории опасности, дополнительно к иным мероприятиям, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (подпункт "б" пункта 25 приведенных требований).
Пунктом 32 Требований, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Из чего следует, что Требованиями, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.
Поскольку предусмотренный законодателем вид охранных услуг отсутствует, а имеющийся не соответствует установленным требованиям, вопреки позиции администрации Советского городского округа Ставропольского края, ею, как органом местного самоуправления, за счет выделения субсидий которого в адрес образовательного учреждения последним организуются мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий), суд пришел к выводу, что администрацией не в полном объеме соблюдаются требования законодательства об антитеррористической защищенности рассматриваемого объекта образования.
Отсутствие финансирования, на которое ссылается администрация Советского городского округа Ставропольского края, не может служить основанием для несоблюдения органом местного самоуправления своей непосредственной обязанности по выделению средств на организацию образовательным учреждением охраны объекта в целях его террористической защищенности и исполнений требований действующего законодательства в указанной части. Образовательное учреждение самостоятельно несет обязанность по принятию мер антитеррористической защищенности объекта образования, вместе с тем реализовать такую обязанность может только за счет выделяемых средств бюджета городского округа, которые администрацией в необходимом размере обеспечены не были, несмотря на то, что упомянутыми Требованиями прямо предусмотрена обязанность по обеспечению круглосуточной охраной объектов такой категории путем привлечения сотрудников охранных организаций и за счет средств местного бюджета.
Вместе с тем, по мнению суда, срок до 31.12.2020 года, предложенный истцом, до которого администрация Советского городского округа Ставропольского края обязана обеспечить выделение необходимого дополнительного целевого финансирования в муниципальное учреждение Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Дюймовочка города Зеленокумска Советского района» для заключения последним договора об осуществлении круглосуточной физической охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций недостаточный, с учетом даты принятия настоящего решения, а также вступления его в законную силу. Суд считает необходимым его установить в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. Соответственно, и для Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3 «Дюймовочка» города Зеленокумска Советского района» срок до 01.02.2021 для заключения требуемого договора также не будет достаточным. Суд полагает необходимым его установить в течение трех месяцев с момента поступления бюджетных денежных средств на указанные нужды.
Так как ответчики являются казённым учреждением, то в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ они подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и в соответствии со ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
исковые требования заместителя прокурора Советского района Ставропольского края ФИО к администрации Советского городского округа Ставропольского края, Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 3 «Дюймовочка» города Зеленокумска Советского района» об обязании исполнить определенные действия – удовлетворить частично.
Обязать администрацию Советского городского округа Ставропольского края в течение трех месяцев с даты вступления в силу решения суда обеспечить выделение необходимого дополнительного целевого финансирования в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Дюймовочка» города Зеленокумска Советского района» для заключения МДОУ «Детский сад № 3 «Дюймовочка» города Зеленокумска Советского района» на обеспечение охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Дюймовочка» города Зеленокумска Советского района» в течение трех месяцев с момента поступления бюджетных денежных средств заключить договор об организации обеспечения охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В удовлетворении исковых требований об обязании администрации Советского городского округа <адрес> в срок до 31.12.2020 обеспечить выделение необходимого дополнительного целевого финансирования в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Дюймовочка» города Зеленокумска Советского района» для заключения МДОУ «Детский сад № 3 «Дюймовочка» города Зеленокумска Советского района» договора об обеспечения охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; а также об обязании Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Дюймовочка» города Зеленокумска Советского района» в срок до 01.02.2021 заключить договор об обеспечении охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны-отказать.
Освободить Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Дюймовочка» города Зеленокумска Советского района» и администрацию Советского городского округа Ставропольского края от уплаты государственной пошлины по делу на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда, путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Ставропольского края, в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда, в соответствии со ст. 199 ГПК РФ, изготовлено 23 ноября 2020года.
Председательствующий судья: И.Н. Казанаева